Exit Project: Глоссарий: Зрение

Зрение



Зрение (visio, visus) - физиологический процесс восприятия величины, формы и цвета предметов, а также их взаимного расположения и расстояния между ними; источником зрительного восприятия является свет, излучаемый или отражаемый от предметов внешнего мира. Функция зрения осуществляется благодаря сложной системе различных взаимосвязанных структур - зрительного анализатора, состоящего из периферического отдела (сетчатка, зрительный нерв, зрительный тракт) и центрального отдела, объединяющего подкорковые и стволовые центры (латеральное коленчатое тело, подушка таламуса, верхние холмики крыши среднего мозга), а также зрительную область коры полушарий большого мозга. Человеческий глаз воспринимает световые волны лишь определенной длины - приблизительно от 380 до 770 нм. Световые лучи от рассматриваемых предметов проходят через оптическую систему глаза (роговицу, хрусталик и стекловидное тело) и попадают на сетчатку. В сетчатке сосредоточены светочувствительные клетки - фоторецепторы (колбочки и палочки). Свет, попадая на фоторецепторы, вызывает перестройку содержащихся в них зрительных пигментов (в частности, наиболее изученного из них родопсина), а это, в свою очередь, - возникновение нервных импульсов, которые передаются в следующие нейроны сетчатки и далее в зрительный нерв. По зрительным нервам, затем по зрительным трактам нервные импульсы поступают в латеральные коленчатые тела — подкорковый центр зрения, а оттуда в корковый центр зрения, расположенный в затылочных долях головного мозга, где происходит формирование зрительного образа. В сетчатке человека насчитывается примерно 7 млн. колбочек и 150 млн. палочек. Основная масса колбочек сосредоточена в центральной части сетчатки, называемой пятном (желтым пятном). По мере удаления от него количество колбочек уменьшается, а число палочек возрастает, на периферии сетчатки имеются только палочки. Колбочки, обладающие высокой разрешающей способностью, в основном обеспечивают дневное зрение и участвуют в точном восприятии формы, цвета и деталей предмета. Палочки, имеющие малую разрешающую способность, но в то же время очень высокую световую чувствительность, способствуют восприятию предметов в сумерках или ночью. Пятно, особенно его центральная ямка, состоящая только из колбочек, — место наиболее четкого, так называемого центрального зрения. Другие отделы сетчатки обеспечивают периферическое, или боковое, зрение, при котором форма предмета воспринимается менее четко. Центральное З. дает возможность рассматривать мелкие детали и опознавать предметы; периферическое зрение служит для ориентирования в пространстве и обнаружения предметов. Чувствительность глаза к свету варьирует: в темноте повышается, на свету снижается. Способность глаза приспосабливаться к восприятию света разной яркости носит название зрительной адаптации (см. Светоощущение). Глаз человека различает большое количество цветовых оттенков благодаря наличию в сетчатке глаза трех видов колбочек, каждый из которых возбуждается преимущественно одним из основных цветов - красным, зеленым или синим. Ощущение цвета зависит от сочетания возбуждения этих рецепторов (см. Цветовое зрение). Разрешающая способность зрения, т.е. способность глаза воспринимать раздельно две точки при минимальном расстоянии между ними, называется остротой зрения. Мерой остроты зрения служит угол, образованный лучами, идущими от этих точек. Чем он меньше, тем выше острота зрения. За единицу (1,0) принимают такую остроту зрения, при которой наименьший угол различения равен 1 мин. Важным условием нормального зрения является взаимодействие двух глаз. Одновременное восприятие объектов двумя глазами называется бинокулярным зрением. Оно позволяет получать объемное изображение предметов и определять их относительное расстояние от наблюдателя. Бинокулярное зрение осуществляется благодаря одновременному направлению зрительной линии (воображаемый линии, соединяющей точку фиксации рассматриваемого объекта с центральной ямкой сетчатки) обоих глаз на рассматриваемый объект; при этом происходит слияние двух изображений объекта в единый образ. Этот процесс носит название фузии. Идеальное функционирование мышц глаз, обеспечивающих отклонение глазных яблок, необходимое для бинокулярного зрения (ортофория), наблюдается крайне редко. Обычно у здоровых людей в результате нарушения равновесия мышц глаза (например, при переутомлении) глазные яблоки отклоняются от правильного положения, однако благодаря фузионной способности зрительного анализатора бинокулярное зрение сохраняется (так называемое скрытое косоглазие, или гетерофория). Все точки пространства, которые находятся на том же удалении от глаз, что и фиксируемый объект (эта область косит название гороптер), ложатся на корреспондирующие точки, находящиеся на одном расстоянии и с одной стороны от центральной ямки сетчаток обоих глаз. Объекты, расположенные ближе или дальше рассматриваемого объекта, попадают на корреспондирующие точки сетчаток. Это явление лежит в основе стереоскопического зрения, при котором одни предметы воспринимаются как более близкие, другие как далекие. Для нормального бинокулярного З. необходимо, чтоб движения глазных яблок были хороню согласованы и зрительные линии всегда были направлены в одну точку. Это обеспечивается двумя видами движений глазных яблок - ассоциированными, при которых оба глазных яблока поворачиваются на одинаковый угол, и дивергентными, когда глазные яблоки совершают встречные движения в горизонтальной плоскости. Последние необходимы для того, чтобы наблюдать за предметами, находящимися на разном удалении. При переводе взора с дальнего предмета на ближний глазные яблоки поворачиваются навстречу друг другу, и их зрительные линии одновременно направляются на рассматриваемый предмет (конвергенция), при переводе взора с ближнего предмета на дальний глазные яблоки расходятся в стороны (дивергенция). При бинокулярном зрении можно выделить так называемый ведущий, или превалирующий, глаз. Феномен ведущего глаза - проявление функциональной асимметрии, присущей в той или иной мере всем парным анализаторам, Зрительная линия ведущего глаза первой направляется на объект фиксации, в нем раньше включается механизм аккомодации, при разделении полей зрения он обеспечивает более отчетливое видение предмета. Основными методами исследования зрительной функции являются определение остроты зрения и поля зрения. Первый метод позволяет судить главным образом о центральном зрении, второй - о периферических отделах полей зрения, границах, наличии абсолютных или относительных дефектов полей зрения - скотом. Бинокулярное зрение исследуют с помощью синоптофора (см. Косоглазие) и стереоскопа. Состояние глазного дна и сетчатки оценивают с помощью офтальмоскопии (см. Глазное дно), состояние оптических сред - с помощью биомикроскопии глаза. Нарушения зрения в виде расстройств цвето- или светоощущения, понижения остроты зрения, изменений полей зрения, а также нарушения движения глазных яблок могут быть обусловлены изменениями в глазу или в других отделах зрительного анализатора. Нарушение цветового зрения в виде его полного отсутствия (цветовая слепота) или восприятия цвета (цветоаномалия) вызывается снижением чувствительности одного из типов рецепторов. Врожденными обычно бывают нарушения восприятия красного или зеленого цвета, приобретенные расстройства цветового зрения чаще всего касаются синего цвета. Встречаются нарушения цветового зрения, при которых человек видит окружающие предметы окрашенными в какой-либо один цвет, например желтый или красный (см. Ксантопсия, Эритропсия). Одной из наиболее частых причин нарушения зрения являются аномалии рефракции - близорукость, дальнозоркость, астигматизм (см. Рефракция глаза). Различиями рефракции правого и левого глаза может быть обусловлено неравенство величин изображений одного и того же предмета на сетчатке - анизейкопия, проявляющаяся затруднением при чтении, нарушением пространственного восприятия. Различные изменения в оптической системе глаза могут приводить также к искажениям изображений на сетчатке (аберрации). Резкое понижение зрения, вплоть до слепоты, наблюдается при помутнении оптических сред глаза - роговицы (см. Бельмо) и хрусталика (см. Катаракта). Нарушения функции зрения могут быть связаны с повреждениями и воспалительными процессами в глазу и его оболочках, например с иридоциклитом, кератитом. К стойкому понижению зрения и неизлечимой слепоте могут приводить разнообразные заболевания сетчатки воспалительного и дистрофического характера, ее поражения при гипертонической болезни, атеросклерозе, глаукоме и др. Нарушение бинокулярного зрения (зрительные линии двух глаз не направлены на один предмет) характерно для косоглазия. Различные расстройства зрения могут наблюдаться при органических поражениях различных отделов нервной системы (кровоизлияниях, новообразованиях, травме, инфекциях, интоксикяциях и др.), а также при ее функциональных нарушениях. Характер зрительных изменений зависит от локализации патологического процесса. При поражении зрительного нерва наступает слепота соответствующего глаза при сохранении содружественной реакции зрачков на свет. Повреждение отдельных волокон зрительного нерва вызывает выпадение отдельных участков поля зрения и возникновение скотом. При поражении зрительного перекреста наступает двусторонняя слепота. При повреждении внутренних волокон зрительного перекреста, например при опухоли гипофиза, расширении III желудочка, отмечается выпадение височных (наружных) половин полей зрения (битемпоральная гемианопсия). При поражении наружных волокон зрительного перекреста с двух сторон (двусторонние аневризмы сонных артерий по бокам турецкого седла) выпадают носовые (внутренние) половины полей зрения (биназальная гемианопсия). Гемианопсия возможна и при поражении зрительного тракта, латерального коленчатого тела, задней ножки внутренней капсулы, зрительной лучистости или области шпорной борозды. В этом случае выпадают обе левые или обе правые половины полей зрения. При повреждении зрительных путей, расположенных до зрительной лучистости, больные осознают свой дефект в поле зрения (положительная скотома). При поражении области зрительной лучистости и других структур до коры большого мозга больные своего дефекта в поле зрения не замечают (отрицательная скотома). Поражение небольших участков зрительной лучистости, а также опухоли или абсцессы височной и затылочной долей коры большого мозга вызывают выпадение четвертых частей поля зрения (квадрантов), возникает квадрантная гемианопсия. При поражении зрительной области коры большого мозга сохраняются центральные участки полей зрения. Помимо выпадения полей зрения могут наблюдаться и другие его расстройства. Так, при нарушении мозгового кровообращения, опухолях, воспалительных процессах, мигрени в результате раздражения корковых центров зрительного анализатора может возникать фотопсия - ощущение светящихся точек, искр, огненных поверхностей. Поражение более обширных участков коры большого мозга вызывает искаженное восприятие зрительных образов (метаморфопсия), возможны также зрительные галлюцинации. При поражении наружной поверхности затылочной доли левого полушария (сосудистые заболевания головного мозга, опухоли, проникающие ранения) может возникнуть зрительная агнозия (неузнавание предметов при сохраненном зрительном восприятии их). При ряде заболеваний, например прогрессивном параличе, миастении, могут развиваться зрительные расстройства в связи с поражением двигательного аппарата глаза, обусловленным изменениями стволовых ядер глазодвигательного, отводящего и блокового нервов. При этом наблюдается нарушение бинокулярного зрения за счет расстройства конвергенции, что может сопровождаться и нарушением процесса аккомодации, связанного с одновременным напряжением аккомодационной мышцы и сокращением зрачков (реакция зрачков на конвергенцию и аккомодацию). Гигиена зрения. Физиологическими исследованиями установлена оптимальная величина освещенности на рабочем месте - 200-3000 лк. Естественное освещение обеспечивает высокую диффузную освещенность на рабочем месте, что благоприятно отражается на работоспособности. Регулирование качества искусственного освещения заключается в приближении его спектрального состава к видимому спектру излучения солнца как наиболее привычному для человеческого глаза. В гигиеническом отношении в большинстве случаев наиболее целесообразно полуотраженное освещение (см. Освещение). Большое значение в обеспечении зрительного комфорта имеют цветовые контрасты. Наиболее благоприятное влияние на зрение оказывают относительно малонасыщенные цвета средней части видимого спектра (желтый, зеленый, голубой) - так называемые оптимальные цвета. Для сигнализации используются наиболее насыщенные (предохранительные) цвета. Отсутствие постоянных непрерывных смен полей зрения, резких цветовых контрастов, сильной освещенности, слепящих поверхностей способствует повышению безопасности труда на производстве (например, на конвейере, транспорте). Зрительное утомление может приводить к понижению производительности труда, способствовать развитию таких патологических состояний глаза, как амблиопия, астенопия, близорукость. Длительная зрительная работа в неблагоприятных условиях вызывает нарушение аккомодации глаза. Особое значение имеет гигиена зрения у детей. Большую роль играют качество печати школьных учебников, хорошее освещение в учебных классах и дома (особенно при выполнении домашних заданий), регулирование продолжительности и характера зрительной работы, правильная посадка во время занятий, соблюдение режима дня, предупреждение переутомления зрения. Детям с аномалиями рефракции необходима своевременная и правильная коррекция зрения. См. также Глаз. Библиогр.: Аветисов Э.С. и Розенблюм Ю.З. Оптическая коррекция, М., 1981, библиогр.; Глезер В.Д. Зрение и мышление, Л., 1985, библиогр.; Гусев Е.И., Гречко В.Е. и Бурд Г.С. Нервные болезни, М., 1988; Кодлинз Р.Д. Диагностика нервных болезней, пер. с англ., М., 1986; Кроль М.Б. и Федорова Е.А. Основные невропатологические синдромы, М., 1966; Механизмы работы клеточных элементов сетчатки, под ред. М.М. Каримова, М., 1984; Рок И. Введение в зрительное восприятие, пер. с англ., кн. 1-2, М., 1980; Эмануэль Н.М. и Островский М.А. Химическая физика проблемы «газ и солнце», М., 1983.

Другие статьи : Заболеваемость, Заболеваемость общая, Заболевания демиелинизирующие, Забывание, Завершенный гештальт, Завилянского симптом алкоголизма, Завилянской методики контрастной психотерапии, Зависимость от поля — независимость от поля, Зависимость от психотерапевта, Задатки, Задача Майера, Задержка мочи истерическая, Задержка психического развития, Задержки психические, Заззо тест животных, Заикание, Зайферт К. Профессиональное развитие, Закаливание, Закон Блоха, Закон Бугера – Вебера, Закон Дондерса, Закон Йоста, Закон Клерамбо, Закон осознания Клапареда, Закон Пипера, Закон Питра, Закон Рибо, Закон Рикко, Закон специфических энергий, Закон Стивенса, Закон Тальбота, Закон Фехнера, Закон Хика, Закон Эбнея, Закон Эммерта, Законы аддитивного смешения цветов, Законы Йеркса — Додсона, Закса-Витебского реакция, Закса-Георги реакция, Замкнутость, Зангвилла синдром, Занков Леонид Владимирович, Запах, Запечатление у животных, Запоминание, Запорожец Александр Владимирович, Запредельное торможение, Зарубежные психотерапевтические техники, Застойный сосок зрительного нерва, Затенение, Заторможенность психическая, Захс Ханс, Защитные рефлексы, Звезда Геринга, Здоровый образ жизни, Зейгарник Блюма Вульфовна, Зейгарник методика соотношения пословиц, метафор и фраз, Зейгарник феномен, Зельц Отто, Зинченко Петр Иванович, Знак, Знаковая индикация, Знаковое опосредствование, Значение, Значение работы медсестер в психотерапии, Значимость сигнала, Золотые стихи Пифагора, Зона биологического действия, Зона ближайшего развития, Зона Панума, Зонная модель порога ощущения, Зоопатия внутренняя, Зоопсии, Зоопсихология, Зоосадизм, Зоофилия эротическая, Зоофобия, Зрение, Зрительная адаптация, Зрительная маскировка, Зрительное восприятие, Зурабашвили словесно-семантический эксперимент, , ...

 

Шарко — Кожевникова болезнь

Шарко — Кожевникова болезнь (Charcot J.M., 1869, Кожевников А.Я., 1883). Хроническое прогрессирующее заболевание нервной системы, этиологически неоднородное (в большинстве случаев инфекционного происхождения). Клинически — периферические и центральные параличи, повышение сухожильных и периостальных рефлексов, появление патологических рефлексов. При локализации процесса на уровне от коры полушарий до структур мозгового ствола (церебральная форма) возможны психические расстройства, бульбарные...

Шарпантье феномен

Шарпантье феномен (Charpentier). Усиление ажитированной депрессии при изменении окружающей больного обстановки. Наблюдается при эндогенных, циркулярной и инволюционной депрессиях, старческих и атеросклеротических...

Шегрена болезнь

Шегрена болезнь (Sjogren Т., 1955). Наследственное заболевание, характеризующееся сочетанием врожденной двусторонней катаракты с олигофренией и мозжечковой...

Шелдон (Sheldon) Уильям Герберт

Шелдон (Sheldon) Уильям Герберт (род. 19.11.1898) американский врач и психолог. С 1936г. профессор Чикагского университета, с 1938г. Гарвардского. Начальник лаборатории конституциональных различий Колумбийского университета. Предложил теорию основных типов человеческих темпераментов на основе соматических...

Шепард (Shepard) Герберт

Шепард (Shepard) Герберт (род. 1919) американский психолог. С 1967г. работал психологомконсультантом по вопросам организации и...

Шеррингтон (Sherrington) сэр Чарльз Скотт

Шеррингтон (Sherrington) сэр Чарльз Скотт (27.11.1857 4.3.1952) английский физиолог и психофизиолог. В 1885г. окончил Кембриджский университет. Образование получил в Кембриджском колледже, затем в Лондонском университете. Работал в качестве преподавателя физиологии, затем профессора в Лондонском (1891), Ливерпульском (18951913), Оксфордском (19131935) и Эдинбургском (19361938) университетах. С 1914г. по 1917г. он профессорисследователь по физиологии в Королевском институте Великобритании. Лауреат Нобелевской премии (совм. с Эдрианом, 1932). По своим философским взглядам принадлежал к физиологическому идеализму: восприятие объективного мира обусловлено структурными и функциональными особенностями мозга. При этом и материальное, и духовное представляют собой системы, которые лишь вторично взаимодействуют между собой отсюда его вопрос, в каком...

Шестиугольная модель профессиональных интересов

Шестиугольная модель профессиональных интересов (от лат. profiteor объявляю своим делом и interest важно) факторноаналитическая систематика профессиональных интересов. Построена на основе интеркорреляций интересов. В ней представлены ориентации (близкие типологии форм жизни Э.Шпрангера ); реалистическая, интеллектуальная, художественная, социальная, предпринимательская, конвенциональная. Исходным выступила систематика психологических функций, которая была представлена областями: моторной, интеллектуальной, силовой, эстетической, социальной, адаптационной. В соответствии с этими областями выделялись и профессиональные области: практические (инженерстроитель, фермер, строительный рабочий, садовод, плотник, летчик), исследовательские (естествоиспытатель, психиатр, детектив, профессор, юрист, инженермеханик), предпринимательские (продавец, директор школы, управляющий гостиницей, кадровик, политик), художественные (актер, писатель, фотограф, хореограф), социальные (учитель, репортер, медсестра, врач, психолог, рекламный агент), конвенциональные...

Шехтер Марк Семенович

Шехтер Марк Семенович (род. 9.11.1929, Москва) отечественный психолог. В 1953г. окончил психологическое отделение философского факультета МГУ, в 1959г. аспирантуру МГПИ по специальности психология. С 1962г. работал в НИИ общей и педагогической психологии. В 1964г. защитил кандидатскую диссертацию на тему Закономерности механизмов зрительного опознавания. Доктор психологических наук. Специалист по проблемам психологии восприятия. Автор концепции свернутых действий, где они трактуются как вновь сформировавшиеся способы ориентации. Специфика этих способов заключается в том, что они опираются на целостные, не расчленяемые образы, функционирующие как элементарные единицы и имеющие или стихийный, или специально сформированный характер. Сочинения. Психологические проблемы узнавания. 1967; Зрительное опознание. Закономерности и механизмы....

Шизотимия

Шизотимия личностная переменная в иерархической модели личности Х.Айзенка . Характеризуется рядом признаков. Среди них высокий личностный темп, сильная персеверация (персеверация ассоциаций, реактивная раздражительность, длительная аффективная персеверация), хорошее расчленение (аналитическое восприятие, G ответы по тесту Роршаха, абстрактные способности, независимость), сильное интрапсихическое напряжение и др. Индивиду с высоким показателем шизотимии свойственны абстракция, аналитическое мышление, плохая переключаемость, раздражительность, длительность...

Шизофренический дефект

Шизофренический дефект (от греч. schizo раскалываю + phren сердце, душа, ум) необратимые изменения личности шизофреника, характеризующиеся диссоциацией мышления и аффектов. При этом наблюдается снижение уровня потребностей, равнодушие, неспособность вступать в аффективные контакты, сочувствовать другим. Мышление становится неясным, спутанным, непродуктивным, его результаты оказываются неправильными, причудливыми. По большей части память и логичность мышления не страдают, но их применение неадекватно. Бред и галлюцинации непосредственно не относятся к шизофреническому дефекту, но могут его усиливать. Наиболее существенным фоном для его проявлений является инактивность и социальная...

Шильдер Пауль

Шильдер (Schilder) Пауль (15.02.1886, Вена 1940, НьюЙорк) автроамериканский психиатр, невролог, психоаналитик и философ. Работал в качестве первого ассистента в психиатрической и неврологической клинике Вены. С 1919г. член Венского психоаналитического объединения. В 1928г., при поддержке А.Майера , переехал в Балтимор для работы в университете Дж.Хопкинса. С 1930г. постоянно жил в НьюЙорке. Руководитель психиатрического отделения госпиталя в Белльвью. Профессор медицинского колледжа НьюЙорка. Сочинения. Selbstbewusstsein und Peronlichkeitsbewusstsein des eigenen Korpers. 1923; Entwurf einer Psychiatrie auf psychoanalytischer Grundlage. 1925; в рус. пер. Очерк психиатрии на психоаналитической основе. Одесса, 1928; Lehrbuch der Hypnose. 1926 (mit O.Kauders); Психиатрия. Новейшие достижения в области нервных болезней и...

Шкала I — E

Шкала I E (от англ. internalexternal внутреннийвнешний) психодиагностический опросник, автор Дж.Роттер . Шкала для выявления локуса контроля . Первоначально содержала 29 пунктов, каждый из которых был представлен двумя противоположными суждениями, характерными либо для интерналов, либо для экстерналов. Литература. Generalized expectation for internal versus external control of reinforcement // Psychological Monographs. 1966, 80,...

Шкала Векслера

Шкала Векслера тест для измерения интеллекта , разработанный Д.Векслером . В l937г. на основании исследований интеллекта правонарушителей в Белвью им была создана Шкала Векслера Белвью (второе издание 1946г.). В 1949г. эта шкала была кардинально переработана и издана как Шкала Векслера для измерения интеллекта у детей, предназначенная для диагностики интеллекта детей от 5 до 15 лет. В 1955г. была создана Шкала Векслера для измерения интеллекта у взрослых, предназначенная для возрастов от 16 до 75 лет. Для того, чтобы максимально устранить влияние уровня школьного образования, в этих тестах вместе с вербальными тестами были использованы тесты действия и невербальные...

Шкала зрелости профессиональных установок

Шкала зрелости профессиональных установок (Maturity of Vocational Attitudes Scale) (от лат. scala лестница и profiteor объявляю своим делом) опросник профессиональных установок , автор Дж.О.Крайтс. Состоит из 50пунктов. По своей структуре ориентирован на выявление 5типов установок, таких как: уверенность и решительность в профессиональном выборе нерешительность (этот тип установок представлен, например, следующим пунктом: Я пребываю в нерешительности относительно своего профессионального выбора); беззаботность и материальная обеспеченность эгоцентризм и материальные интересы (Профессия важна лишь постольку, поскольку позволяет зарабатывать деньги); самостоятельность и активность зависимость (Я буду следовать тем советам о выборе профессии, которые мне дают родители); реализм и готовность к компромиссам социальный престиж (Если...

Шкала отношений

Шкала отношений метрическая шкала, для которой возможно лишь преобразование подобия, т.е. умножение шкальных значений на константу, выступающей единицей измерения. По шкале отношений происходит измерение массы в килограммах, длины в метрах, температуры в градусах...

Шнайдер (Schneider) Курт

Шнайдер (Schneider) Курт (7.1.1887, Крайлсхайм, Вюрттемберг 27.10.1967, Гейдельберг) немецкий психиатр и патопсихолог. Образование получил с 1905г. по 1910г. в университетах Тюбингена и Берлина (доктор медицины, Тюбинген, 1912), Кельна (доктор философии, 1921); после защиты в 1919г. диссертации для замещения должности доцента работал у Г.Ашаффенбурга в Кельнском университете в качестве приватдоцента, с 1922г. Шнайдер экстраординарный профессор, с 1931г. экстраординарный профессор и директор Лечебного института Немецкой исследовательской психиатрической клиники в Мюнхене, с 1934г. профессор гистологии и невропатологии университета, с 1946г. по 1955г. ординарный профессор психиатрии и директор Психиатрической клиники в университете Гейдельберга, с 1951г. по 1952г. был ректором университета. Вместе с К.Ясперсом...

Шорохова Екатерина Васильевна

Шорохова Екатерина Васильевна (род. 10.07.1922) отечественный психолог. В 1947г. окончила психологическое отделение философского факультета ЛГУ. Работала в Институте философии АН СССР, возглавив после кончины С.Л.Рубинштейна сектор философских проблем психологии. В 1951г. защитила кандидатскую диссертацию, в 1962г. докторскую. С 1972г. работала в Институте психологии АН СССР. Заместитель директора и руководитель созданного ею сектора социальной психологии. Профессор (1963), вицепрезидент Общества психологов СССР. Член редколлегии журнала Психологический журнал. Специалист по проблемам марксистской психологии. Занималась широким кругом вопросов (сознание, личность, диалектика биологического и социального, методология психологического исследования и др.). Сочинения. Проблемы сознания в философии и естествознании; Биологическое и социальное в развитии человека. 1975;...

Шпеер Эрнст

Шпеер (Speer) Эрнст (20.06.1889, Мюнхен 30.03.1964, Линдау) немецкий психотерапевт. С 1919г. занимался проблемами психотерапии под руководством Й.Г.Шульца . С 1921г. врач по нервным болезням. С 1942г. доцент в Йене, с 1953 приглашенный профессор в Тюбингене. В книге Способность к любви (Liebesfahigkeit. Munchen, 1935) наметил основные принципы своей контактпсихологии , которую развивал и в дальнейшем. Сочинения. Der Arzt der Personlichkeit; Das Erlebnis als klinische Aufgabe in der arztlichen...

Шперрунг

Шперрунг (от нем. Sperrung закупорка) Нарушение течения мыслей, характеризующееся внезапным кратковременным прерыванием хода размышлений, остановками в мышлении или речи. После шперрунга темп мышления восстанавливается, в отличие от торможения психических процессов при...

Шпет Густав Густавович

Шпет Густав Густавович (26.03.1879, Киев 17.11.1938) философидеалист, историк, психолог. В 1898г. поступил на физикоматематический факультет университета Святого Владимира в Киеве, за участие в революционном движении был исключен из университета и выслан из Киева В 1901г. был снова принят в университет на историкофилологический факультет. После окончания преподавал в частных гимназиях, с 1907г. на Высших женских курсах, с 1909г. в народном университете Шанявского. В 1910г. защитил магистерскую диссертацию. В 1913г. работал в Геттингенском университете. С 1916г. профессор Высших женских курсов, доцент Московского университета. С 1918по 1921г. профессор Московского университета. Директор Научной философии, член Комитета по реформе средней и высшей школы. В...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Зрение