Сочинения в 4т.: Пер. с франц. / Редкол.: Б.Э.Быховский, Г.Г.Майоров, И.С.Нарский и др. М.: Мысль, 1989. Т.1. Свидетельство природы против атеистов. 8384.Душа человеческая суть существо, некоторое действие которого состоит в мышлении... Мышление есть вещь, сознаваемая без представления частей... Движение есть перемена пространства. Что не способно к движению, то недоступно распадению. Ибо распадение есть движение в частях. Что недоступно распадению, то неразрушимо. Ибо разрушение есть внутреннее распадение. Все неразрушимое бессмертно... Следовательно, душа человеческая бессмертна. {Прим. учение об архее было первоначально развито Парацельсом, а затем (в XVIXVII) увязывалось с платоновскинеоплатоновским учением о мировой душе}. Рассуждение о метафизике. 151....Мы ничего не можем узнать, о чем мы не имели бы в духе нашем идею, которая есть как бы материя, из которой образуется эта мысль. 159.Так как все тела в универсуме, так сказать, сочувствуют друг другу, то и наше тело получает впечатления о всех других, и, хотя наши чувства соотносятся со всеми другими, душа наша не может обращать внимание на каждую из них в частности, потомуто наши смутные чувствования суть результат разнообразия восприятия поистине бесконечного. 160.Память, или сознание этого я, делает ее способной к награде и наказанию. И бессмертие, которое требуется в нравственности и религии, состоит не в одном лишь постоянном существовании, свойственном всем субстанциям, ибо без воспоминания о том, что мы были, бессмертие не имело бы ничего привлекательного. Где? ...Душа, хоть она и проста, всегда испытывает чувство, составленное одновременно из многих перцепцией, что... равносильно тому, как если бы она состояла, подобно машине, из разных частей. Размышления относительно учения о едином всеобщем духе. 363.Почему бы душа не могла всегда сохранять тончайшее, особым образом организованное тело, которое могло бы впоследствии при воскресении тела взять вновь то, что ему необходимо, от видимого тела? Начала природы и благодати, основанные на разуме. 404.Простота субстанции не препятствует множественности модификаций, которые должны совместно существовать в той же самой простой субстанции и состоять в разнообразии отношений к внешним вещам. 410.Всякая душа знает бесконечное, знает все, но смутно. Переписка с Кларком. 539.Все... тела и все, что им приписывается, не являются субстанциями, а представляют собой лишь обоснованные феномены, основание видимостей, которые различны для разных наблюдателей, но которые связаны с одним и тем же основанием и происходят из него... 541....Материальные вещи... не существуют вне перцепций, а реальность свою обретают в согласованности перцепций, которыми обладают воспринимающие субстанции. Эта согласованность возникает благодаря предустановленной гармонии этих субстанций, потому что всякая простая субстанция это зеркало, отражающее один и тот же универсум... 558559....В моей системе один только Бог единственный является непосредственным объектом, внешним по отношению к другим, который оказывает на них реальное влияние. Т.2. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. 114....человеческие души, как и все другие, всегда соединены с какимнибудь телом. 131.Боль не похожа на движение булавки, но она отлично может походить на движения, порождаемые этой булавкой в нашем теле, и представлять эти движения в душе, что она, как я убежден, и делает. 162.Мы никогда не бываем без восприятий, но неизбежно мы часто бываем без осознанных восприятий, а именно когда нет отчетливо вычлененных восприятий. 236....Я отличаю продолжение существования души животного от бессмертия души человека: и та и другая сохраняют физическое и реальное тождество, но у человека в согласии с законом божественного провидения душа сохраняет еще моральное тождество, сознаваемое нами самими как таковое, чтобы образовать туже самую личность, способную вследствие этого ощущать наказания и награду. 245....я определяется не тождеством или различием субстанции, в котором нельзя быть уверенным, а только тождеством сознания. 307.Для субстанций существенно действовать, ...для души мыслить, для тел обладать протяжением и движением. 321.Есть основание думать, что существует бесконечное множество душ, или, выражаясь более общо, первоначальных энетелехий, имеющих нечто схожее с восприятием и влечением, и что все они являются и продолжают всегда оставаться субстанциональными формами тел. 388....Нашему познанию совершенно недоступно и соединение ощущения с протяженной материей... РукописьА. 562.Поскольку материя по своей сущности есть лишь пассивная вещь, ни мысль, ни даже действие не могут быть ее модификациями; материя есть вполне телесная субстанция, получающая свое завершение благодаря соучастию двух начал активного и пассивного: первое именуется формой, душой, энетелехий, первичной силой, второе первоматерией, плотностью, сопротивлением. Т.3. Лейбниц Фуше. 275.Я считаю, что каждая индивидуальная субстанция выражает всю вселенную целиком на свой манер и что ее последующее состояние есть следствие (хотя зачастую и свободное) ее предыдущего состояния, как если бы в мире существовали только Бог и она сама. Но так как все субстанции непрерывно созидаются верховным существом и выражают одну и ту же вселенную или одни и те же феномены, то они совершенно согласованы друг с другом. Когда мы говорим, что одна действует на другую, мы подразумеваем, что одна из них выражает причину или смысл точнее, чем другая, примерно так, как мы приписываем движение кораблю, а не всему морю... Письмо СофииШарлотте. 378.До сих пор под материей понимали то, что заключает в себе лишь чисто пассивные и безразличные понятия, именно протяжение и непроницаемость, которые нуждаются в другой вещи, чтобы быть определенными к какойлибо форме или деятельности. Когда говорят, что существуют нематериальные субстанции, то под этим подразумевают, что существуют субстанции, заключающие в себе другие понятия, а именно восприятие и принцип деятельности или изменения, которых нельзя объяснить ни протяженностью, ни непроницаемостью. Эти существа называются душами, когда у них есть чувство и духом, когда они обладают разумом. 379.Я склонен думать, что все конечные нематериальные субстанции (даже гении и ангелы, согласно мнению древних отцов церкви) связаны со органами и сопряжены с материей, а также что души, или деятельные формы, находятся в ней повсюду. Лейбниц королеве СофииШарлотте. 387388.Я прочел записку... Мне чрезвычайно понравилось то место, где говорится, что нематериальное активно, а материальное пассивно. Именно так я и думаю. Я признаю также ступени активности, каковы жизнь, восприятие, разум, и что, следовательно, могут существовать многие разновидности душ, именуемые вегетативной, чувственной, разумной, что есть тела, обладающие жизнью без чувств, и есть другие, которые обладают жизнью и чувствами, но не имеют разума. Однако, я считаю, что душа чувственная является в то же время и вегетативной, а душа разумная чувственной и вегетативной; таким образом, в нас однаединственная душа заключает в себе эти три ступени и нет надобности представлять себе дело так, будто у нас три души, низшая часть которых материальна по отношению к высшей... Сомневаюсь также, можно ли говорить, что одна душа воздействует на другую душу или на активное [начало] другой субстанции. Т.4. Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и начале зла. 183....Души и вообще простые субстанции могут возникать только посредством творения и прекращать свое существование только посредством уничтожения, ...то, что мы называем рождением животного, есть только преобразование и умножение. Так, поскольку то же самое тело уже обладало организацией, можно думать, что оно уже было одушевлено и имело ту же самую душу. 184....Души, которые некогда станут человеческими душами и душами других существ, существовали в семени и в предках вплоть до Адама, и, значит, существовали с сотворения мира, всегда в виде организованных тел... Это учение достаточно подтверждается микроскопическими наблюдениями Левенгука... Они существовали тогда только в чувствующих, или животных, душах, наделенных восприятиями и ощущениями, но лишенных разума, ...они до рождения человека, которому они должны принадлежать, остаются в подобном состоянии и только после рождения приобретают разум, при помощи какоголибо естественного средства, возвышающего душу до степени разумной души (что я с трудом допускаю), или уже сам Бог сообщает разум этой душе посредством частного действия... 232....Существуют два начала, но они оба находятся в Боге: это его ум и его воля. ...Присоединим третье начало, т.е. могущество; оно предшествует даже разуму и воле; но оно действует, как указывает разум и как требует воля. Многие (подобно Кампанелле) называли эти три божественные совершенства тремя прималитетами. Многие также полагали, что в них есть скрытая связь со святой Троицей; что могущество относится к Отцу, т.е. к источнику божественности; мудрость к предвечному Сыну, который назван логосом самым величественным из евангелистов, а воля или любовь относится к святому Духу. Оправдание Бога на основании его справедливости, согласованной с прочими его совершенствами и всеми его действиями. 482483....Образование животных и растений происходит не из беспорядочной массы, но из тела, уже до некоторой степени преформированного, скрытого в семени и уже одушевленного. отсюда следует, что в силу изначального божественного благословения от века существовали известные органические зародыши живых существ (а для животных форма животных, хотя и в несовершенном виде) и даже некоторым образом самые души; все это должно было развиться со временем. Но семенные души и организмы, предназначенные для образования человеческих тел, существовали совместно с другими, не имевшими такого назначения, семенными организмами в состоянии чувственной природы до того момента, когда последнее зачатие отделило их от других, причем органическое тело получило расположение к человеческой форме, а его душа была возвышена на степень разумности божественным действием (обычным или чрезвычайным решать не берусь). Впрочем, из новейших открытий видно, что животное и душа происходят только от отца, а мать при зачатии предоставляет лишь известного рода оболочку (как полагают, в форме яичка) и пищу, необходимую для совершенствования нового органического тела.
Шарко — Кожевникова болезнь (Charcot J.M., 1869, Кожевников А.Я., 1883). Хроническое прогрессирующее заболевание нервной системы, этиологически неоднородное (в большинстве случаев инфекционного происхождения). Клинически — периферические и центральные параличи, повышение сухожильных и периостальных рефлексов, появление патологических рефлексов. При локализации процесса на уровне от коры полушарий до структур мозгового ствола (церебральная форма) возможны психические расстройства, бульбарные...
Шарпантье феномен (Charpentier). Усиление ажитированной депрессии при изменении окружающей больного обстановки. Наблюдается при эндогенных, циркулярной и инволюционной депрессиях, старческих и атеросклеротических...
Шегрена болезнь (Sjogren Т., 1955). Наследственное заболевание, характеризующееся сочетанием врожденной двусторонней катаракты с олигофренией и мозжечковой...
Шелдон (Sheldon) Уильям Герберт (род. 19.11.1898) американский врач и психолог. С 1936г. профессор Чикагского университета, с 1938г. Гарвардского. Начальник лаборатории конституциональных различий Колумбийского университета. Предложил теорию основных типов человеческих темпераментов на основе соматических...
Шепард (Shepard) Герберт (род. 1919) американский психолог. С 1967г. работал психологомконсультантом по вопросам организации и...
Шеррингтон (Sherrington) сэр Чарльз Скотт (27.11.1857 4.3.1952) английский физиолог и психофизиолог. В 1885г. окончил Кембриджский университет. Образование получил в Кембриджском колледже, затем в Лондонском университете. Работал в качестве преподавателя физиологии, затем профессора в Лондонском (1891), Ливерпульском (18951913), Оксфордском (19131935) и Эдинбургском (19361938) университетах. С 1914г. по 1917г. он профессорисследователь по физиологии в Королевском институте Великобритании. Лауреат Нобелевской премии (совм. с Эдрианом, 1932). По своим философским взглядам принадлежал к физиологическому идеализму: восприятие объективного мира обусловлено структурными и функциональными особенностями мозга. При этом и материальное, и духовное представляют собой системы, которые лишь вторично взаимодействуют между собой отсюда его вопрос, в каком...
Шестиугольная модель профессиональных интересов (от лат. profiteor объявляю своим делом и interest важно) факторноаналитическая систематика профессиональных интересов. Построена на основе интеркорреляций интересов. В ней представлены ориентации (близкие типологии форм жизни Э.Шпрангера ); реалистическая, интеллектуальная, художественная, социальная, предпринимательская, конвенциональная. Исходным выступила систематика психологических функций, которая была представлена областями: моторной, интеллектуальной, силовой, эстетической, социальной, адаптационной. В соответствии с этими областями выделялись и профессиональные области: практические (инженерстроитель, фермер, строительный рабочий, садовод, плотник, летчик), исследовательские (естествоиспытатель, психиатр, детектив, профессор, юрист, инженермеханик), предпринимательские (продавец, директор школы, управляющий гостиницей, кадровик, политик), художественные (актер, писатель, фотограф, хореограф), социальные (учитель, репортер, медсестра, врач, психолог, рекламный агент), конвенциональные...
Шехтер Марк Семенович (род. 9.11.1929, Москва) отечественный психолог. В 1953г. окончил психологическое отделение философского факультета МГУ, в 1959г. аспирантуру МГПИ по специальности психология. С 1962г. работал в НИИ общей и педагогической психологии. В 1964г. защитил кандидатскую диссертацию на тему Закономерности механизмов зрительного опознавания. Доктор психологических наук. Специалист по проблемам психологии восприятия. Автор концепции свернутых действий, где они трактуются как вновь сформировавшиеся способы ориентации. Специфика этих способов заключается в том, что они опираются на целостные, не расчленяемые образы, функционирующие как элементарные единицы и имеющие или стихийный, или специально сформированный характер. Сочинения. Психологические проблемы узнавания. 1967; Зрительное опознание. Закономерности и механизмы....
Шизотимия личностная переменная в иерархической модели личности Х.Айзенка . Характеризуется рядом признаков. Среди них высокий личностный темп, сильная персеверация (персеверация ассоциаций, реактивная раздражительность, длительная аффективная персеверация), хорошее расчленение (аналитическое восприятие, G ответы по тесту Роршаха, абстрактные способности, независимость), сильное интрапсихическое напряжение и др. Индивиду с высоким показателем шизотимии свойственны абстракция, аналитическое мышление, плохая переключаемость, раздражительность, длительность...
Шизофренический дефект (от греч. schizo раскалываю + phren сердце, душа, ум) необратимые изменения личности шизофреника, характеризующиеся диссоциацией мышления и аффектов. При этом наблюдается снижение уровня потребностей, равнодушие, неспособность вступать в аффективные контакты, сочувствовать другим. Мышление становится неясным, спутанным, непродуктивным, его результаты оказываются неправильными, причудливыми. По большей части память и логичность мышления не страдают, но их применение неадекватно. Бред и галлюцинации непосредственно не относятся к шизофреническому дефекту, но могут его усиливать. Наиболее существенным фоном для его проявлений является инактивность и социальная...
Шильдер (Schilder) Пауль (15.02.1886, Вена 1940, НьюЙорк) автроамериканский психиатр, невролог, психоаналитик и философ. Работал в качестве первого ассистента в психиатрической и неврологической клинике Вены. С 1919г. член Венского психоаналитического объединения. В 1928г., при поддержке А.Майера , переехал в Балтимор для работы в университете Дж.Хопкинса. С 1930г. постоянно жил в НьюЙорке. Руководитель психиатрического отделения госпиталя в Белльвью. Профессор медицинского колледжа НьюЙорка. Сочинения. Selbstbewusstsein und Peronlichkeitsbewusstsein des eigenen Korpers. 1923; Entwurf einer Psychiatrie auf psychoanalytischer Grundlage. 1925; в рус. пер. Очерк психиатрии на психоаналитической основе. Одесса, 1928; Lehrbuch der Hypnose. 1926 (mit O.Kauders); Психиатрия. Новейшие достижения в области нервных болезней и...
Шкала I E (от англ. internalexternal внутреннийвнешний) психодиагностический опросник, автор Дж.Роттер . Шкала для выявления локуса контроля . Первоначально содержала 29 пунктов, каждый из которых был представлен двумя противоположными суждениями, характерными либо для интерналов, либо для экстерналов. Литература. Generalized expectation for internal versus external control of reinforcement // Psychological Monographs. 1966, 80,...
Шкала Векслера тест для измерения интеллекта , разработанный Д.Векслером . В l937г. на основании исследований интеллекта правонарушителей в Белвью им была создана Шкала Векслера Белвью (второе издание 1946г.). В 1949г. эта шкала была кардинально переработана и издана как Шкала Векслера для измерения интеллекта у детей, предназначенная для диагностики интеллекта детей от 5 до 15 лет. В 1955г. была создана Шкала Векслера для измерения интеллекта у взрослых, предназначенная для возрастов от 16 до 75 лет. Для того, чтобы максимально устранить влияние уровня школьного образования, в этих тестах вместе с вербальными тестами были использованы тесты действия и невербальные...
Шкала зрелости профессиональных установок (Maturity of Vocational Attitudes Scale) (от лат. scala лестница и profiteor объявляю своим делом) опросник профессиональных установок , автор Дж.О.Крайтс. Состоит из 50пунктов. По своей структуре ориентирован на выявление 5типов установок, таких как: уверенность и решительность в профессиональном выборе нерешительность (этот тип установок представлен, например, следующим пунктом: Я пребываю в нерешительности относительно своего профессионального выбора); беззаботность и материальная обеспеченность эгоцентризм и материальные интересы (Профессия важна лишь постольку, поскольку позволяет зарабатывать деньги); самостоятельность и активность зависимость (Я буду следовать тем советам о выборе профессии, которые мне дают родители); реализм и готовность к компромиссам социальный престиж (Если...
Шкала отношений метрическая шкала, для которой возможно лишь преобразование подобия, т.е. умножение шкальных значений на константу, выступающей единицей измерения. По шкале отношений происходит измерение массы в килограммах, длины в метрах, температуры в градусах...
Шнайдер (Schneider) Курт (7.1.1887, Крайлсхайм, Вюрттемберг 27.10.1967, Гейдельберг) немецкий психиатр и патопсихолог. Образование получил с 1905г. по 1910г. в университетах Тюбингена и Берлина (доктор медицины, Тюбинген, 1912), Кельна (доктор философии, 1921); после защиты в 1919г. диссертации для замещения должности доцента работал у Г.Ашаффенбурга в Кельнском университете в качестве приватдоцента, с 1922г. Шнайдер экстраординарный профессор, с 1931г. экстраординарный профессор и директор Лечебного института Немецкой исследовательской психиатрической клиники в Мюнхене, с 1934г. профессор гистологии и невропатологии университета, с 1946г. по 1955г. ординарный профессор психиатрии и директор Психиатрической клиники в университете Гейдельберга, с 1951г. по 1952г. был ректором университета. Вместе с К.Ясперсом...
Шорохова Екатерина Васильевна (род. 10.07.1922) отечественный психолог. В 1947г. окончила психологическое отделение философского факультета ЛГУ. Работала в Институте философии АН СССР, возглавив после кончины С.Л.Рубинштейна сектор философских проблем психологии. В 1951г. защитила кандидатскую диссертацию, в 1962г. докторскую. С 1972г. работала в Институте психологии АН СССР. Заместитель директора и руководитель созданного ею сектора социальной психологии. Профессор (1963), вицепрезидент Общества психологов СССР. Член редколлегии журнала Психологический журнал. Специалист по проблемам марксистской психологии. Занималась широким кругом вопросов (сознание, личность, диалектика биологического и социального, методология психологического исследования и др.). Сочинения. Проблемы сознания в философии и естествознании; Биологическое и социальное в развитии человека. 1975;...
Шпеер (Speer) Эрнст (20.06.1889, Мюнхен 30.03.1964, Линдау) немецкий психотерапевт. С 1919г. занимался проблемами психотерапии под руководством Й.Г.Шульца . С 1921г. врач по нервным болезням. С 1942г. доцент в Йене, с 1953 приглашенный профессор в Тюбингене. В книге Способность к любви (Liebesfahigkeit. Munchen, 1935) наметил основные принципы своей контактпсихологии , которую развивал и в дальнейшем. Сочинения. Der Arzt der Personlichkeit; Das Erlebnis als klinische Aufgabe in der arztlichen...
Шперрунг (от нем. Sperrung закупорка) Нарушение течения мыслей, характеризующееся внезапным кратковременным прерыванием хода размышлений, остановками в мышлении или речи. После шперрунга темп мышления восстанавливается, в отличие от торможения психических процессов при...
Шпет Густав Густавович (26.03.1879, Киев 17.11.1938) философидеалист, историк, психолог. В 1898г. поступил на физикоматематический факультет университета Святого Владимира в Киеве, за участие в революционном движении был исключен из университета и выслан из Киева В 1901г. был снова принят в университет на историкофилологический факультет. После окончания преподавал в частных гимназиях, с 1907г. на Высших женских курсах, с 1909г. в народном университете Шанявского. В 1910г. защитил магистерскую диссертацию. В 1913г. работал в Геттингенском университете. С 1916г. профессор Высших женских курсов, доцент Московского университета. С 1918по 1921г. профессор Московского университета. Директор Научной философии, член Комитета по реформе средней и высшей школы. В...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]