Exit Project: Глоссарий: Рут Фултон Бенедикт

Рут Фултон Бенедикт



БЕНЕДИКТ (Benedict) Рут Фултон (1887-1948) -американский культурантрополог, виднейший (вместе с Кардинером, Линтоном, Сепиром, М. Мид и Дюбуа) представитель этнопсихологического направления (“культура и личность”) в американской антропологии. В 1921-23 Бенедикт изучает под руководством Боаса в Колумбийском ун-те культурную антропологию. В 1923 защищает докторскую диссертацию “Представления американских индейцев о духах-оберегах”. С 1923 до конца жизни Бенедикт преподавала в Колумбийском ун-те, где в 1936 сменила Боаса в должности декана отделения антропологии. В 1947 Бенедикт избирается Председателем Американской антропологической ассоциации. За несколько месяцев до смерти становится профессором Колумбийского ун-та.



Первый этап антропологической деятельности Бенедикт связан с полевыми исследованиями в резервации североамериканских индейцев, по результатам которых она опубликовала в 1935 монографию “Мифология зунья”. Полученные во время полевых работ материалы часто использовались Бенедикт в ее работах в нач. 30-х гг. Этнопсихологическое направление признавало первичным в каждой культуре личность и особенности ее психики (психологический детерминизм). Бенедикт, как и другие исследователи этого направления, широко использовала концепции Фрейда. В статье “Конфигурации культуры” (1923) она воспользовалась ницшеанской дифференциацией культур на “аполлоновский” и “дионисийский” типы и утверждала, что межкультурные различия объясняются прежде всего различиями в индивидуальной психологии, поскольку культуры — это “индивидуальная психология, отраженная на большом экране”. В статье “Антропология и анормальное” (1934) Бенедикт, развивая идеи Фрейда, рассматривала культуры различных народов как проявления специфически присущих им психопатологий. В своем главном общетеоретическом труде “Модели культуры” (1935) Бенедикт вышла за рамки психологизма, предприняв попытку синтезировать антропологический, социологический и психологический подходы к феномену культуры. Она отстаивала культурно-релятивистский принцип, согласно которому каждое явление культуры может быть адекватно понято только в общем контексте данной культуры. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, Бенедикт в то же время признавала, что между обществом и индивидом существует тесная взаимосвязь, и личность следует изучать в системе этой взаимосвязи. Концепция культурного релятивизма была использована ею для критики фашистских идей в работах начала 40-х гг. В годы войны по заданию Службы военной информации США Бенедикт занялась изучением японской национальной психологии, чтобы создать своеобразное руководство для американских военных и гражданских чиновников после оккупации Японии. Бенедикт широко использовала разработанную ею технику “дистанционного изучения культуры” (анализ научной и художественной литературы, дневников военнопленных, просмотр японских кинофильмов, интервьюирование проживающих в США японцев). Бенедикт никогда не была в Японии и не знала японского языка. На основе собранных материалов написала знаменитую книгу “Хризантема и меч” (1946). В ней с культурно-релятивистских позиций японская культура рассматривается как иерархическая по своей сути, что предполагает точное знание каждым членом общества своего места в нем и своей роли. Бенедикт типологизирует японскую культуру стыда, противопоставляя ее западной, прежде всего американской, культуре вины с этическим акцентом на божественных заповедях. Бенедикт уделила особое внимание японским концепциям “он” (милость, благодеяние) и “гири” (долг), воспитанию детей в семьях. Несмотря на то что “Хризантема и меч” получила неоднозначную оценку в Японии и на Западе (Бенедикт упрекали в антиисторизме, западном этно-центризме, в том, что она нарисовала портрет не японца, а японского военнопленного), она стала классической работой зарубежного японоведения и культурной антропологии в целом, работой, к которой до сих пор постоянно обращаются исследователи. Ученики Бенедикт — М. Мид, Р. Метро, М. Вольфенштейн — широко использовали и углубили разработанную Бенедикт технику “дистанционного изучения культуры”.



Соч.: Configurations of Culture in North America // American Anthropologist. Menasha, 1932. Vol. 34. N 1; Anthropology and the Abnormal // Journal of General Psychology. Worcester, 1934. Vol. 10. N 1; Zuni Mythology. V.1-2. N.Y., 1935; Patterns of Culture. Boston, 1959; Race:Science and Politics. N.Y., 1940, 1959; The Races of Mankind (with G.Weltfish). N.Y., 1943; The Chrysanthemum and the Sword: Patterns of Japanese culture. Boston, 1946;



Хризантема и меч // Хризантема и меч: Антология культурной антропологии. М., 1998; Модели культуры// Там же.



Лит.: An Anthropologist at Work; Writings of Ruth Benedict. Ed. by М. Mead. Boston, 1959; N.Y., 1966. Mead М. Ruth Benedict. N.Y., L., 1974; Modell J.S. Ruth Benedict: Patterns of a Life. Phil., 1983; [Библиогр) // American Anthropologist. Menasha, 1949. Vol. 51. N 3.


Другие статьи : Рабдофобия, Работоспособность психическая, Равена тeст, Равич–Щербо Инна Владимировна, Радикальная теория образов, Радо Шандор, Разветвленное программированное обучение, Развитие восприятия, Развитие движений ребенка, Развитие игры в дошкольном возрасте, Развитие интеллекта по Ж. Пиаже, Развитие личности невротическое, Развитие личности параноическое, Развитие личности патологическое, Развитие психики в онтогенезе, Развитие психики в филогенезе, Развитие психодиагностики, Раздражимость, Райн (Rhine) Джозеф Бэнкс, РАЙХ Вильгельм (Reich Wilhelm), Райх–Рубинштейн (Reich–Rubinstein) Анни, Ранк Отто, Ранний возраст, Ранний детский аутизм, Ранняя одаренность, Рапопорт Анатоль (Анатолий Борисович), Расстройства памяти, Расщепление Я, Рационализация, Рационально–эмотивная терапия, Реавтоматизация навыка, Реактивное образование, Реактивные состояния, Реактология, Ребефинг, Реверберация, Регенеративность, Регрессия, Реестр зарубежных психодиагностических методик, Рейк Теодор, Рейх (Reich) Вильгельм, Рекапитуляция, Рекрутмент, Релаксация, Реминисценция, Респираторный аффективный спазм, Респондент, Ретроактивное торможение, Ретроспекция, Реферативный журнал (РЖ). Психология, Референтная группа, Рефлекс, Рефлексология, Рефрактерный период, Рецептивное поле, Рецепторы, Реципроктная координация, Речь, Рибо (Ribot) Теодюль, Ригидность, Риск, Ритмы мозга, Рише Шарль, Роджерс Карл Рэнсом, Розенталь (Rosenthal) Роберт, Розенцвейг Саул, Ролевая игра детей, Романтические поведение, Роршах (Rorschach) Герман, Российская государственная библиотека, Россолимо Григорий Иванович, Роттер (Rotter) Джулиан Бернард, Рубин (Rubin) Эдгар Джон, Рубинштейн Сергей Леонидович, Рубинштейн Сусанна Яковлевна, Рудик Петр Антонович, Руссо (Rousseau) Жан Жак, Рут Фултон Бенедикт, Рэдфорд Джон, Рюдин (Rudin) Эрнст, , ...

 

Шарко — Кожевникова болезнь

Шарко — Кожевникова болезнь (Charcot J.M., 1869, Кожевников А.Я., 1883). Хроническое прогрессирующее заболевание нервной системы, этиологически неоднородное (в большинстве случаев инфекционного происхождения). Клинически — периферические и центральные параличи, повышение сухожильных и периостальных рефлексов, появление патологических рефлексов. При локализации процесса на уровне от коры полушарий до структур мозгового ствола (церебральная форма) возможны психические расстройства, бульбарные...

Шарпантье феномен

Шарпантье феномен (Charpentier). Усиление ажитированной депрессии при изменении окружающей больного обстановки. Наблюдается при эндогенных, циркулярной и инволюционной депрессиях, старческих и атеросклеротических...

Шегрена болезнь

Шегрена болезнь (Sjogren Т., 1955). Наследственное заболевание, характеризующееся сочетанием врожденной двусторонней катаракты с олигофренией и мозжечковой...

Шелдон (Sheldon) Уильям Герберт

Шелдон (Sheldon) Уильям Герберт (род. 19.11.1898) американский врач и психолог. С 1936г. профессор Чикагского университета, с 1938г. Гарвардского. Начальник лаборатории конституциональных различий Колумбийского университета. Предложил теорию основных типов человеческих темпераментов на основе соматических...

Шепард (Shepard) Герберт

Шепард (Shepard) Герберт (род. 1919) американский психолог. С 1967г. работал психологомконсультантом по вопросам организации и...

Шеррингтон (Sherrington) сэр Чарльз Скотт

Шеррингтон (Sherrington) сэр Чарльз Скотт (27.11.1857 4.3.1952) английский физиолог и психофизиолог. В 1885г. окончил Кембриджский университет. Образование получил в Кембриджском колледже, затем в Лондонском университете. Работал в качестве преподавателя физиологии, затем профессора в Лондонском (1891), Ливерпульском (18951913), Оксфордском (19131935) и Эдинбургском (19361938) университетах. С 1914г. по 1917г. он профессорисследователь по физиологии в Королевском институте Великобритании. Лауреат Нобелевской премии (совм. с Эдрианом, 1932). По своим философским взглядам принадлежал к физиологическому идеализму: восприятие объективного мира обусловлено структурными и функциональными особенностями мозга. При этом и материальное, и духовное представляют собой системы, которые лишь вторично взаимодействуют между собой отсюда его вопрос, в каком...

Шестиугольная модель профессиональных интересов

Шестиугольная модель профессиональных интересов (от лат. profiteor объявляю своим делом и interest важно) факторноаналитическая систематика профессиональных интересов. Построена на основе интеркорреляций интересов. В ней представлены ориентации (близкие типологии форм жизни Э.Шпрангера ); реалистическая, интеллектуальная, художественная, социальная, предпринимательская, конвенциональная. Исходным выступила систематика психологических функций, которая была представлена областями: моторной, интеллектуальной, силовой, эстетической, социальной, адаптационной. В соответствии с этими областями выделялись и профессиональные области: практические (инженерстроитель, фермер, строительный рабочий, садовод, плотник, летчик), исследовательские (естествоиспытатель, психиатр, детектив, профессор, юрист, инженермеханик), предпринимательские (продавец, директор школы, управляющий гостиницей, кадровик, политик), художественные (актер, писатель, фотограф, хореограф), социальные (учитель, репортер, медсестра, врач, психолог, рекламный агент), конвенциональные...

Шехтер Марк Семенович

Шехтер Марк Семенович (род. 9.11.1929, Москва) отечественный психолог. В 1953г. окончил психологическое отделение философского факультета МГУ, в 1959г. аспирантуру МГПИ по специальности психология. С 1962г. работал в НИИ общей и педагогической психологии. В 1964г. защитил кандидатскую диссертацию на тему Закономерности механизмов зрительного опознавания. Доктор психологических наук. Специалист по проблемам психологии восприятия. Автор концепции свернутых действий, где они трактуются как вновь сформировавшиеся способы ориентации. Специфика этих способов заключается в том, что они опираются на целостные, не расчленяемые образы, функционирующие как элементарные единицы и имеющие или стихийный, или специально сформированный характер. Сочинения. Психологические проблемы узнавания. 1967; Зрительное опознание. Закономерности и механизмы....

Шизотимия

Шизотимия личностная переменная в иерархической модели личности Х.Айзенка . Характеризуется рядом признаков. Среди них высокий личностный темп, сильная персеверация (персеверация ассоциаций, реактивная раздражительность, длительная аффективная персеверация), хорошее расчленение (аналитическое восприятие, G ответы по тесту Роршаха, абстрактные способности, независимость), сильное интрапсихическое напряжение и др. Индивиду с высоким показателем шизотимии свойственны абстракция, аналитическое мышление, плохая переключаемость, раздражительность, длительность...

Шизофренический дефект

Шизофренический дефект (от греч. schizo раскалываю + phren сердце, душа, ум) необратимые изменения личности шизофреника, характеризующиеся диссоциацией мышления и аффектов. При этом наблюдается снижение уровня потребностей, равнодушие, неспособность вступать в аффективные контакты, сочувствовать другим. Мышление становится неясным, спутанным, непродуктивным, его результаты оказываются неправильными, причудливыми. По большей части память и логичность мышления не страдают, но их применение неадекватно. Бред и галлюцинации непосредственно не относятся к шизофреническому дефекту, но могут его усиливать. Наиболее существенным фоном для его проявлений является инактивность и социальная...

Шильдер Пауль

Шильдер (Schilder) Пауль (15.02.1886, Вена 1940, НьюЙорк) автроамериканский психиатр, невролог, психоаналитик и философ. Работал в качестве первого ассистента в психиатрической и неврологической клинике Вены. С 1919г. член Венского психоаналитического объединения. В 1928г., при поддержке А.Майера , переехал в Балтимор для работы в университете Дж.Хопкинса. С 1930г. постоянно жил в НьюЙорке. Руководитель психиатрического отделения госпиталя в Белльвью. Профессор медицинского колледжа НьюЙорка. Сочинения. Selbstbewusstsein und Peronlichkeitsbewusstsein des eigenen Korpers. 1923; Entwurf einer Psychiatrie auf psychoanalytischer Grundlage. 1925; в рус. пер. Очерк психиатрии на психоаналитической основе. Одесса, 1928; Lehrbuch der Hypnose. 1926 (mit O.Kauders); Психиатрия. Новейшие достижения в области нервных болезней и...

Шкала I — E

Шкала I E (от англ. internalexternal внутреннийвнешний) психодиагностический опросник, автор Дж.Роттер . Шкала для выявления локуса контроля . Первоначально содержала 29 пунктов, каждый из которых был представлен двумя противоположными суждениями, характерными либо для интерналов, либо для экстерналов. Литература. Generalized expectation for internal versus external control of reinforcement // Psychological Monographs. 1966, 80,...

Шкала Векслера

Шкала Векслера тест для измерения интеллекта , разработанный Д.Векслером . В l937г. на основании исследований интеллекта правонарушителей в Белвью им была создана Шкала Векслера Белвью (второе издание 1946г.). В 1949г. эта шкала была кардинально переработана и издана как Шкала Векслера для измерения интеллекта у детей, предназначенная для диагностики интеллекта детей от 5 до 15 лет. В 1955г. была создана Шкала Векслера для измерения интеллекта у взрослых, предназначенная для возрастов от 16 до 75 лет. Для того, чтобы максимально устранить влияние уровня школьного образования, в этих тестах вместе с вербальными тестами были использованы тесты действия и невербальные...

Шкала зрелости профессиональных установок

Шкала зрелости профессиональных установок (Maturity of Vocational Attitudes Scale) (от лат. scala лестница и profiteor объявляю своим делом) опросник профессиональных установок , автор Дж.О.Крайтс. Состоит из 50пунктов. По своей структуре ориентирован на выявление 5типов установок, таких как: уверенность и решительность в профессиональном выборе нерешительность (этот тип установок представлен, например, следующим пунктом: Я пребываю в нерешительности относительно своего профессионального выбора); беззаботность и материальная обеспеченность эгоцентризм и материальные интересы (Профессия важна лишь постольку, поскольку позволяет зарабатывать деньги); самостоятельность и активность зависимость (Я буду следовать тем советам о выборе профессии, которые мне дают родители); реализм и готовность к компромиссам социальный престиж (Если...

Шкала отношений

Шкала отношений метрическая шкала, для которой возможно лишь преобразование подобия, т.е. умножение шкальных значений на константу, выступающей единицей измерения. По шкале отношений происходит измерение массы в килограммах, длины в метрах, температуры в градусах...

Шнайдер (Schneider) Курт

Шнайдер (Schneider) Курт (7.1.1887, Крайлсхайм, Вюрттемберг 27.10.1967, Гейдельберг) немецкий психиатр и патопсихолог. Образование получил с 1905г. по 1910г. в университетах Тюбингена и Берлина (доктор медицины, Тюбинген, 1912), Кельна (доктор философии, 1921); после защиты в 1919г. диссертации для замещения должности доцента работал у Г.Ашаффенбурга в Кельнском университете в качестве приватдоцента, с 1922г. Шнайдер экстраординарный профессор, с 1931г. экстраординарный профессор и директор Лечебного института Немецкой исследовательской психиатрической клиники в Мюнхене, с 1934г. профессор гистологии и невропатологии университета, с 1946г. по 1955г. ординарный профессор психиатрии и директор Психиатрической клиники в университете Гейдельберга, с 1951г. по 1952г. был ректором университета. Вместе с К.Ясперсом...

Шорохова Екатерина Васильевна

Шорохова Екатерина Васильевна (род. 10.07.1922) отечественный психолог. В 1947г. окончила психологическое отделение философского факультета ЛГУ. Работала в Институте философии АН СССР, возглавив после кончины С.Л.Рубинштейна сектор философских проблем психологии. В 1951г. защитила кандидатскую диссертацию, в 1962г. докторскую. С 1972г. работала в Институте психологии АН СССР. Заместитель директора и руководитель созданного ею сектора социальной психологии. Профессор (1963), вицепрезидент Общества психологов СССР. Член редколлегии журнала Психологический журнал. Специалист по проблемам марксистской психологии. Занималась широким кругом вопросов (сознание, личность, диалектика биологического и социального, методология психологического исследования и др.). Сочинения. Проблемы сознания в философии и естествознании; Биологическое и социальное в развитии человека. 1975;...

Шпеер Эрнст

Шпеер (Speer) Эрнст (20.06.1889, Мюнхен 30.03.1964, Линдау) немецкий психотерапевт. С 1919г. занимался проблемами психотерапии под руководством Й.Г.Шульца . С 1921г. врач по нервным болезням. С 1942г. доцент в Йене, с 1953 приглашенный профессор в Тюбингене. В книге Способность к любви (Liebesfahigkeit. Munchen, 1935) наметил основные принципы своей контактпсихологии , которую развивал и в дальнейшем. Сочинения. Der Arzt der Personlichkeit; Das Erlebnis als klinische Aufgabe in der arztlichen...

Шперрунг

Шперрунг (от нем. Sperrung закупорка) Нарушение течения мыслей, характеризующееся внезапным кратковременным прерыванием хода размышлений, остановками в мышлении или речи. После шперрунга темп мышления восстанавливается, в отличие от торможения психических процессов при...

Шпет Густав Густавович

Шпет Густав Густавович (26.03.1879, Киев 17.11.1938) философидеалист, историк, психолог. В 1898г. поступил на физикоматематический факультет университета Святого Владимира в Киеве, за участие в революционном движении был исключен из университета и выслан из Киева В 1901г. был снова принят в университет на историкофилологический факультет. После окончания преподавал в частных гимназиях, с 1907г. на Высших женских курсах, с 1909г. в народном университете Шанявского. В 1910г. защитил магистерскую диссертацию. В 1913г. работал в Геттингенском университете. С 1916г. профессор Высших женских курсов, доцент Московского университета. С 1918по 1921г. профессор Московского университета. Директор Научной философии, член Комитета по реформе средней и высшей школы. В...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Рут Фултон Бенедикт