Exit Project: Глоссарий: Теория памяти А. Бергсона

Теория памяти А. Бергсона



Теория памяти А.Бергсона концепция, в которой выделяется два вида памяти: памятьпривычка, или память тела, основой которой служат физиологические мозговые процессы, и памятьвоспоминание, или память духа, несвязанная с деятельностью мозга.

Другие статьи : Т–группа, Табакокурение, Табопаралич, Табофобия, Табу, Таката—Ара реакция, Таксисы, Тактильная агнозия, Тактильные ощущения, Талант, Талассофобия, Талызина Нина Федоровна, Танатофобия, Тангорецепторы, Тард Габриель, Тау-феномен, Тахистоскоп, Тейлор (Taylor) Фредерик Уинслоу, Телепатия, Тембр, Темперамент, Температурные ощущения, Тень, Теорема Томаса, Теоретические обобщение, Теоретическое понятие, Теории обмена, Теория активации эмоций, Теория двойной связи, Теория двух факторов активации Роттенберга, Теория депрессии Эллиса, Теория деятельности, Теория деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, Теория деятельности, разработанная С.Л. Рубинштейном, Теория деятельностного опосредствования межличностных отношений, Теория Джемса - Ланге, Теория зеркального Я, Теория игр, Теория игры К. Бюлера, Теория игры Ф. Бойтендайка, Теория когнитивного диссонанса, Теория коммуникативных актов Ньюкомба, Теория конвергенции, Теория личности Адлера, Теория личности Г.С. Салливена, Теория личности К. Хорни, Теория личности Ф. Фромма, Теория моральной ответственности Пиаже, Теория мотивации Кюля, Теория обнаружения сигнала, Теория онтологической безопасности Лайнга, Теория отреагирования, Теория памяти А. Бергсона, Теория перцептивных гипотез, Теория поля, Теория поэтапного формирования умственных действий, Теория прототипа, Теория профессиональных интересов Роу, Теория психического развития Вернера, Теория равновесия Ф. Хайдера, Теория развития Эриксона, Теория раннего концептуального развития Нельсона, Теория реверсивности, Теория социально научения Роттера, Теория справедливости, Теория удовлетворенности трудом Герцберга, Теория уровней обработки, Теория формирования перцептивных действий, Теория функционального круга, Теория эмоций Вундта, Теория эпистемического любопытства, Теория эталона, Теософическое общество, Теплов Борис Михайлович, Терапия авторитета, Терапия утробного крика, Терапия фиксированной роли, Терапия формообразования, Термен (Terman) Льюис Мейдисон, Терминальный порог, Терморецепторы, Терстоун (Thurstone) Луис Леон, Тест, Тест Бине – Симона, Тест Керна – Йерасека, Тест Люшера. Luscher–Test, Тест профессиональных изображений (Berufsbilder–Test), Тест профессиональных интересов (Berufs-Interessen-Test), Тест Хекхаузена, Тесты достижений, Тесты интеллекта, Тесты личности, Тесты проективные, Тесты способностей, Тета–ритм, Техника Q-сортировки, Техника Куна, Техническое смешение цветов, Тинберген (Tinbergen) Николас, Тип дыхания в вайвэйшн, Типология акцентуированных личностей Леонгарда., Типология конфликтов, Типология культур Мид, Типология людей с нарушениями слуха, Типология психопатических личностей П.Б. Ганнушкина, Типология творческих личностей Прайса, Типология эйдетических представлений, Типология юношеского возраста Шпрангера, Типы ориентировки по П.Я. Гальперину, Типы темперамента Кречмера, Типы темперамента Павлова, Титченер (Titchener) Эдвард Брэдфорд, Тифлопсихология, Тодт Э. Интерес. Эмпирическое исследование одного мотивационного концепта, Толмен (Tolmen) Эдвард Чейс, Томас Стивен Зац (Thomas Stephen Szasz), Томсон (Thomson) Годфри Хилтон, Топологическая психология, Торможение, Торндайк (Thorndike) Эдуард Ли, Торсионные движения, Травма рождения, Транзактный анализ, Трансвестизм, Трансперсональная психология, Трансперсональные переживания, Транссексуализм, Трансфер, Тревога, Тревожность, Трема-фаза, Тремор, Тренажер, Тренинг прививкой стресса, Трехкомпонентная модель памяти, Трехфазная теория возникновения невроза, Трехфакторная теория личности, Триандис (Triandis) Гарри, Триггерная стимуляция, Тританопия, , ...

 

Шпильрейн Исаак Нафтульевич

Шпильрейн Исаак Нафтульевич (1891 1937) советский психолог, один из создателей российской психотехники. Высшее образование получил в университетах Гейдельберга и Лейпцига. Был арестован в 1935г., по обвинению в контрреволюционной пропаганде и троцкизме и расстрелян. Реабилитирован посмертно. Занимался проблемами психологии труда (рационализация труда, утомление , автоматизация трудовых действий , профессиональный отбор...

Шпрангер (Spranger) Эдуард

Шпрангер (Spranger) Эдуард (27.6.1882, Берлин 17.9.1963, Тюбинген) немецкий философ, психолог и педагог. Получил философское, историческое и лингвистическое образование в Берлинском университете. С 1909г. он преподаватель философии и образования в Берлинском университете, с 1911г. по 1920г. профессор Лейпцигского университета, с 1920г. по 1944г. профессор Берлинского университета. Читал гостевые лекции в Японии (19361939). В 1944г. Шпрангер был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. В 1945г. он был назначен ректором Берлинского университета, с 1946г. до своей отставки в 1953г. работал в качестве профессора университета Тюбингена. Сторонник метода В.Дильтея наук о духе, основанном на интуитивном постижении духовной целостности. Пытался интегрировать в свою систему...

Штерн (Stern) Вильям Луис

Штерн (Stern) Вильям Луис (29.04.1871, Берлин 27.03.1938) немецкий психолог, основатель персоналистической психологии. Сделал попытку интегрировать естественные и гуманитарные науки. Проводил экспериментальные исследования развития у детей восприятия, речи, умственных процессов. Ввел понятие коэффициента интеллекта...

Штерринг (Storring) Густав

Штерринг (Storring) Густав (24.8.1860, Ферде, Вестфалия 1.12.1946, Геттинген) немецкий психолог и психопатолог. Образование получил с 1884г. по 1887г. в университетах Бонна, Берлина, Киля, Галле (доктор философии, 1889) и Мюнстера (теологические экзамены, 1887, 1894). Работал с 1894г., после сдачи государственного медицинского экзамена, ассистентом врача в Психиатрической больнице Hubersburg при Лейпцигском университете, с 1896г., после защиты диссертации для замещения должности доцента, работал в качестве приватдоцента. В 1897г. ему была присуждена степень доктора медицины (Вюрцбург), с 1902г. по 1911г. Штерринг профессор философии и экспериментальной психологии в Цюрихе, с 1911г. по 1914г. профессор в Страсбурге, с 1914г. до своей отставки в 1928г. профессор...

Штумпф (Stumpf) Карл

Штумпф (Stumpf) Карл (21.04.1848 25.12.1936, Берлин) немецкий психолог, один из основателей функциональной психологии. В его школе прошли обучение В.Келер, К.Коффка, М.Вертгеймер и...

Шуб

Шуб (от нем. Schub сдвиг, ступенька) приступ шизофрении. Форма шизофренического процесса, совершающегося по приступообразнопоступательному типу. Каждый приступ завершается формированием того или иного дефекта по шизофреническому...

Шульц Йоханнес Генрих

Шульц (Schultz) Йоханнес Генрих (30.06.1884 19.09.1970, Берлин) немецкий психиатр и психотерапевт. После получения медицинского образования в Лаузанне, Геттингене и Бреслау, прошел психиатрическую стажировку в Геттингене, с 1907г. под руководством Л.В.Вебера, и Йене, с 1912г. под руководством О.Бинсвангера. С 1915г. профессор в Йене. В 192427гг. прошел учебный анализ . С 1936по 1945г. руководитель института психотерапии в Берлине. После второй мировой войны приступил к частной практике. Выступал за развитие непсихоаналитической психотерапии. В 1920г. разработал метод аутогенной тренировки (Das autogene Training. 11 Aufl. 1964). Сочинения. Die seelische Krankenbehandlung. 1919; Bionomen Psychotherapie. 1951; Lebensbilderbuch eines Nervenarztes. 1964; Handbuch der Neurosenlehre. 1957 (Hrsg. mit...

Шульц-Хенке Харальд

ШульцХенке (SchultzHencke) Харальд (18.08.1892 23.05.1953, Берлин) немецкий психоаналитик. На основе учения З.Фрейда развивал собственную концепцию, которая получила название неопсихоанализа. Занимался проблемами психотерапии эндогенных психозов. Сочинения. Der gehemmte Mensch, Entwurf eines Lehrbuchs der NeoPsychoanalyse. 1942; Lehrbuch der Traumanalyse. 1949; Lehrbuch der analytischen Psychotherapie....

Эббеке синдром

Эббеке синдром (Ebbecke H., 1943). Состояния «молниеносного приступа страха», протекающие со своеобразным оптическим феноменом. В поле зрения возникают светящиеся точки, пятна, геометрические фигуры, которые повторяются как бы в виде негативных отпечатков. Сопровождаются депрессивным фоном настроения и суицидальными мыслями. Первоначально был описан у психопатических личностей истероидного круга. Имеются наблюдения относительно появления синдрома Эббеке при темпоральной эпилепсии у...

Эббингауз Герман

Эббингауз Герман (24.01.1850 26.02.1909) немецкий психолог, один из основателей экспериментальной психологии. Выступал оппонентом В.Дильтея . Осуществил экспериментальные исследования памяти на основе запоминания слогов (1885). Разработал несколько методик для исследования процессов памяти . Открыл ряд феноменов психологии памяти, в частности, фактор края, то есть более эффективное запоминание первых и последних слогов ряда. Построил кривые заучивания и забывания , которые показывают, что эти процессы носят нелинейный характер. Также обнаружил, что осмысленный материал запоминается лучше, чем...

Эвальд (Ewald) Готфрид

Эвальд (Ewald) Готфрид (15.7.1888, Лейпциг 17.7.1963, Геттинген) немецкий психиатр. Доктор медицины, с 1920г. он приватдоцент в университете Эрлангена, с 1923г. экстраординарный профессор, с 1933г. ординарный профессор психиатрии в университете Грейфевальда, с 1934г. в университете Геттингена и директор университетской Клиники и поликлиники психических и нервных болезней. Создал теорию темпераментов (Temperament und Charakter, B., 1924), в которой различал два биологических уровня: биотоническиколичественный и структурнокачественный. Биотонус им понималася как некая психологическая сила, уменьшающаяся при эндогенной депрессии (сонный биотонус) и увеличивающаяся при маниакальном психозе (тугой биотонус); при параноидных психозах болезненное повышение биотонуса накладывается на анормальную структуру характера; в маниакальнодепрессивных психозах фазовая отсрочка биотонуса...

Эвальда биотонус

Эвальда биотонус (Ewald G., 1924). Совокупность гипотетических энергетических процессов (биопотенциал), определяющая возможности психической деятельности человека, его темперамент и уровень аффективного реагирования. Показатель биотонуса как бы дополняет характерограмму и дает возможность индивидуального прогнозирования психогенных реакций. Концепция G.Ewald является дальнейшим развитием концепции E.Kretschmer (см. Кречмера...

Эверли Дж.С., Розенфельд Р. Медитация

Предисловие. В западной культуре понятие медитация относится к актам размышления, планирования, обдумывания или рефлексии. Западные определения, однако, не отображают сущности восточного представления о медитации. По восточным преданиям, медитация представляет собой процесс, посредством которого достигается просветление. Это процесс роста, дающий человеку новый опыт в интеллектуальной, философской и, что важнее всего, в экзистенциальной сфере. В контексте этой книги мы будем употреблять термин медитация просто для обозначения методики аутогенного типа, обладающей потенциалом для индуцирования у занимающегося ею трофотропного состояния путем концентрации внимания на объекте, предназначенном для сосредоточения. При высоком уровне овладения этими методиками возможно достижения психического состояния, характеризующегося неэгоцентрическим и интуитивным типом...

Эвирация

Эвирация (лат. eviratus - женоподобный). 1. Обнаруживающаяся у мужчин — истинных (врожденных) гомосексуалов утрата мужских свойств психики, замена их женскими — кокетливостью, манерностью, характерными мимическими, пантомимическими и поведенческими реакциями; 2. Бредовая убежденность больного — мужчины в том, что у него имеются женские половые органы и соответственные функциональные проявления (беременность, менструация, лактация и др.). Наблюдается при...

Эго

Эго (лат. Ego — я). Средняя инстанция в трехчленной психоаналитической структуре личности, созданной S.Freud. Занимает промежуточное положение между «Оно» (Id) и супер-Эго (super-Ego). При этом «Оно» представляется вместилищем инстинктов, неосознаваемых влечений, а супер-Эго выполняет функцию цензуры, не пропуская в Эго неприемлемые по социальным мотивам, низменные, например, кровосмесительные, импульсы и влечения. Таким образом, по S.Freud, регулируются взаимоотношения личности и окружающей...

Эго–психология

Эгопсихология (от лат. ego я + греч. psyche душа + logos учение) психологическое направление, которое начало оформляться в 30егг. XXв. на основе классического психоанализа. Основными его представителями являются А.Фрейд, Г.Гартман, Р.Спитц , М.Малер, Э.Глоувер и Э.Эриксон . В противоположность принципу удовольствия психоанализа здесь на первый выдвигается проблема адаптации индивида к окружающему миру. И если в психоанализе эго понималось как производное от бессознательного и направленное на обеспечение нужд оно, то в эгопсихологии эго независимо от оно и имеет врожденный источник. По Гартману, и эго и оно возникают как дифференциация исходной матрицы новорожденного ребенка; по Глоуверу, у новорожденного уже существует эго...

Эгоизм

Особенность личности или психическое состояние, при которых на первом плане находятся собственные интересы, стремление к приобретению личных преимуществ и избежанию неудобств, лишений, забота о себе. Наблюдается как у психически здоровых при наличии соответствующих черт характера, так и при психопатиях и некоторых психических заболеваниях (начальные стадии психических расстройств позднего возраста, шизофрения и...

Эгопатия

Эгопатия (от лат. ego я + pathos страдание) устойчивые патологические изменения структуры Я, автор K.P.Kisker (1964г.). В этих случаях легко возникают агрессивные реакции (в виде, например, постоянных оскорблений и унижений других людей). За счет агрессии психопат пытается восстановить собственную ценность и отреагировать внутриличностный конфликт. Может выступать признаком шизофренического...

Эгоцентрическая речь

Эгоцентрическая речь говорение без попыток встать на точку зрения собеседника, что характерно для ребенка. Так, по мнению Ж.Пиаже , у ребенка изначально отсутствуют такие интеллектуальные операции , которые позволяют осознать различия собственной и чужой точек зрения. Если ребенок развивается в обеденной в плане общения среде, то доля его эгоцентрической речи достаточно велика, а в ситуации совместно организованной работы детей резко падает и практически исчезает после...

Эйдельберг (Eidelberg) Людвиг

Эйдельберг (Eidelberg) Людвиг (27.12.1898, Злоцов, Венгрия 13.11.1970, НьюЙорк) известный американский психоаналитик. После изучения медицины в Вене обратился к психоанализу (с 1928). В 1938г. эмигрировал в Лондон, в 1940г. в США. С 1951г. профессор государственного Медицинского центра в Дауне (НьюЙорк), был редактором энциклопедии психоанализа (Encyclopedia of Psychoanalysis, N.Y.,...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Теория памяти А. Бергсона