Сирс (Sears) Ричард (род. 31.8.1908 ) американский психолог, специалист по проблемам личности и социального научения. С 1953г. профессор Станфордского университета. В 30х годах проводил исследования, в рамках левиновской школы, уровня притязаний (Level of aspiration (совм. с LevinK., DemboT., FestingerL.), in: HantJ. (Ed.) Personality and the Behavior Desorders, N.Y., 1944; в рус. пер. Уровень притязаний, в кн.: Психология личности: Тексты, М., 1982, 8692) и влияния неудач на процесс запоминания (Initization of the repression sequence by experienced failure, J. Exp. Psychol., 1937, 20, 570580). Работал над проблемой агрессии в исследовательской группе Йельского университета, в которой была сформулирована теория фрустрацииагрессии, где агрессия понимается как следствие столкновения с препятствием целенаправленного действия (Frustration and Agression (совм. с DollardJ., DoobL.W., MowrerO.H.), New Haven, 1939). Близкое знакомство Сирса с психоаналитической литературой в 1943г. с его участием было подготовлено издание по экспериментальным данным, полученным в психоанализе (Survey of Objective Studies of Analytic Concepts (et al.), N.Y., 1943), позволило ему переориентироваться на анализ социальных детерминант психики . Исходя из понимания развития ребенка как обусловленного применением различных способов воспитания, он приступил к рассмотрению проблемы формирования самооценки в зависимости от ожиданий и отношений родителей, сначала у пятилетних детей (Patterns of Child Reading (совм. с MaccobyE., LevinH.), Evanston, 1957), а затем, когда эти же дети достигли двенадцатилетнего возраста (Relation of early sozialisation experiences to selfconcepts and gender role in middle childhood, Child Development, 1970, 41, 267289). На основании этих исследований сформулировал вывод, что установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует себя любимым и уважаемым, порождают аналогичные отношения его к самому себе ощущение успешности и собственной ценности, которое созревает в течении многих лет и лишь постепенно облекается в вербальную форму. Теория развития личности ребенка, созданная на этой базе, постулирует, что наиболее важную роль в этом развитии играет формирование новых мотивационных структур, имеющих социальную обусловленность и подчиняющих первичные влечения ребенка. При этом у ребенка очень рано появляется чувство зависимости от социального окружения, на основе которого через подкрепление родителями приобретаются те или иные формы социального поведения . Сирс предложил общепсихологическую теорию, основанную на диадической системе, в которой действие человека понимается как ориентированное на поведение другого человека. Большинство личностных структур формируется в диадических ситуациях, поэтому, в частности, нельзя трактовать агрессию как черту характера, а лишь как ситуационно зависимую реакцию на другого члена диады. Литература .
Шпильрейн Исаак Нафтульевич (1891 1937) советский психолог, один из создателей российской психотехники. Высшее образование получил в университетах Гейдельберга и Лейпцига. Был арестован в 1935г., по обвинению в контрреволюционной пропаганде и троцкизме и расстрелян. Реабилитирован посмертно. Занимался проблемами психологии труда (рационализация труда, утомление , автоматизация трудовых действий , профессиональный отбор...
Шпрангер (Spranger) Эдуард (27.6.1882, Берлин 17.9.1963, Тюбинген) немецкий философ, психолог и педагог. Получил философское, историческое и лингвистическое образование в Берлинском университете. С 1909г. он преподаватель философии и образования в Берлинском университете, с 1911г. по 1920г. профессор Лейпцигского университета, с 1920г. по 1944г. профессор Берлинского университета. Читал гостевые лекции в Японии (19361939). В 1944г. Шпрангер был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. В 1945г. он был назначен ректором Берлинского университета, с 1946г. до своей отставки в 1953г. работал в качестве профессора университета Тюбингена. Сторонник метода В.Дильтея наук о духе, основанном на интуитивном постижении духовной целостности. Пытался интегрировать в свою систему...
Штерн (Stern) Вильям Луис (29.04.1871, Берлин 27.03.1938) немецкий психолог, основатель персоналистической психологии. Сделал попытку интегрировать естественные и гуманитарные науки. Проводил экспериментальные исследования развития у детей восприятия, речи, умственных процессов. Ввел понятие коэффициента интеллекта...
Штерринг (Storring) Густав (24.8.1860, Ферде, Вестфалия 1.12.1946, Геттинген) немецкий психолог и психопатолог. Образование получил с 1884г. по 1887г. в университетах Бонна, Берлина, Киля, Галле (доктор философии, 1889) и Мюнстера (теологические экзамены, 1887, 1894). Работал с 1894г., после сдачи государственного медицинского экзамена, ассистентом врача в Психиатрической больнице Hubersburg при Лейпцигском университете, с 1896г., после защиты диссертации для замещения должности доцента, работал в качестве приватдоцента. В 1897г. ему была присуждена степень доктора медицины (Вюрцбург), с 1902г. по 1911г. Штерринг профессор философии и экспериментальной психологии в Цюрихе, с 1911г. по 1914г. профессор в Страсбурге, с 1914г. до своей отставки в 1928г. профессор...
Штумпф (Stumpf) Карл (21.04.1848 25.12.1936, Берлин) немецкий психолог, один из основателей функциональной психологии. В его школе прошли обучение В.Келер, К.Коффка, М.Вертгеймер и...
Шуб (от нем. Schub сдвиг, ступенька) приступ шизофрении. Форма шизофренического процесса, совершающегося по приступообразнопоступательному типу. Каждый приступ завершается формированием того или иного дефекта по шизофреническому...
Шульц (Schultz) Йоханнес Генрих (30.06.1884 19.09.1970, Берлин) немецкий психиатр и психотерапевт. После получения медицинского образования в Лаузанне, Геттингене и Бреслау, прошел психиатрическую стажировку в Геттингене, с 1907г. под руководством Л.В.Вебера, и Йене, с 1912г. под руководством О.Бинсвангера. С 1915г. профессор в Йене. В 192427гг. прошел учебный анализ . С 1936по 1945г. руководитель института психотерапии в Берлине. После второй мировой войны приступил к частной практике. Выступал за развитие непсихоаналитической психотерапии. В 1920г. разработал метод аутогенной тренировки (Das autogene Training. 11 Aufl. 1964). Сочинения. Die seelische Krankenbehandlung. 1919; Bionomen Psychotherapie. 1951; Lebensbilderbuch eines Nervenarztes. 1964; Handbuch der Neurosenlehre. 1957 (Hrsg. mit...
ШульцХенке (SchultzHencke) Харальд (18.08.1892 23.05.1953, Берлин) немецкий психоаналитик. На основе учения З.Фрейда развивал собственную концепцию, которая получила название неопсихоанализа. Занимался проблемами психотерапии эндогенных психозов. Сочинения. Der gehemmte Mensch, Entwurf eines Lehrbuchs der NeoPsychoanalyse. 1942; Lehrbuch der Traumanalyse. 1949; Lehrbuch der analytischen Psychotherapie....
Эббеке синдром (Ebbecke H., 1943). Состояния «молниеносного приступа страха», протекающие со своеобразным оптическим феноменом. В поле зрения возникают светящиеся точки, пятна, геометрические фигуры, которые повторяются как бы в виде негативных отпечатков. Сопровождаются депрессивным фоном настроения и суицидальными мыслями. Первоначально был описан у психопатических личностей истероидного круга. Имеются наблюдения относительно появления синдрома Эббеке при темпоральной эпилепсии у...
Эббингауз Герман (24.01.1850 26.02.1909) немецкий психолог, один из основателей экспериментальной психологии. Выступал оппонентом В.Дильтея . Осуществил экспериментальные исследования памяти на основе запоминания слогов (1885). Разработал несколько методик для исследования процессов памяти . Открыл ряд феноменов психологии памяти, в частности, фактор края, то есть более эффективное запоминание первых и последних слогов ряда. Построил кривые заучивания и забывания , которые показывают, что эти процессы носят нелинейный характер. Также обнаружил, что осмысленный материал запоминается лучше, чем...
Эвальд (Ewald) Готфрид (15.7.1888, Лейпциг 17.7.1963, Геттинген) немецкий психиатр. Доктор медицины, с 1920г. он приватдоцент в университете Эрлангена, с 1923г. экстраординарный профессор, с 1933г. ординарный профессор психиатрии в университете Грейфевальда, с 1934г. в университете Геттингена и директор университетской Клиники и поликлиники психических и нервных болезней. Создал теорию темпераментов (Temperament und Charakter, B., 1924), в которой различал два биологических уровня: биотоническиколичественный и структурнокачественный. Биотонус им понималася как некая психологическая сила, уменьшающаяся при эндогенной депрессии (сонный биотонус) и увеличивающаяся при маниакальном психозе (тугой биотонус); при параноидных психозах болезненное повышение биотонуса накладывается на анормальную структуру характера; в маниакальнодепрессивных психозах фазовая отсрочка биотонуса...
Эвальда биотонус (Ewald G., 1924). Совокупность гипотетических энергетических процессов (биопотенциал), определяющая возможности психической деятельности человека, его темперамент и уровень аффективного реагирования. Показатель биотонуса как бы дополняет характерограмму и дает возможность индивидуального прогнозирования психогенных реакций. Концепция G.Ewald является дальнейшим развитием концепции E.Kretschmer (см. Кречмера...
Предисловие. В западной культуре понятие медитация относится к актам размышления, планирования, обдумывания или рефлексии. Западные определения, однако, не отображают сущности восточного представления о медитации. По восточным преданиям, медитация представляет собой процесс, посредством которого достигается просветление. Это процесс роста, дающий человеку новый опыт в интеллектуальной, философской и, что важнее всего, в экзистенциальной сфере. В контексте этой книги мы будем употреблять термин медитация просто для обозначения методики аутогенного типа, обладающей потенциалом для индуцирования у занимающегося ею трофотропного состояния путем концентрации внимания на объекте, предназначенном для сосредоточения. При высоком уровне овладения этими методиками возможно достижения психического состояния, характеризующегося неэгоцентрическим и интуитивным типом...
Эвирация (лат. eviratus - женоподобный). 1. Обнаруживающаяся у мужчин — истинных (врожденных) гомосексуалов утрата мужских свойств психики, замена их женскими — кокетливостью, манерностью, характерными мимическими, пантомимическими и поведенческими реакциями; 2. Бредовая убежденность больного — мужчины в том, что у него имеются женские половые органы и соответственные функциональные проявления (беременность, менструация, лактация и др.). Наблюдается при...
Эго (лат. Ego — я). Средняя инстанция в трехчленной психоаналитической структуре личности, созданной S.Freud. Занимает промежуточное положение между «Оно» (Id) и супер-Эго (super-Ego). При этом «Оно» представляется вместилищем инстинктов, неосознаваемых влечений, а супер-Эго выполняет функцию цензуры, не пропуская в Эго неприемлемые по социальным мотивам, низменные, например, кровосмесительные, импульсы и влечения. Таким образом, по S.Freud, регулируются взаимоотношения личности и окружающей...
Эгопсихология (от лат. ego я + греч. psyche душа + logos учение) психологическое направление, которое начало оформляться в 30егг. XXв. на основе классического психоанализа. Основными его представителями являются А.Фрейд, Г.Гартман, Р.Спитц , М.Малер, Э.Глоувер и Э.Эриксон . В противоположность принципу удовольствия психоанализа здесь на первый выдвигается проблема адаптации индивида к окружающему миру. И если в психоанализе эго понималось как производное от бессознательного и направленное на обеспечение нужд оно, то в эгопсихологии эго независимо от оно и имеет врожденный источник. По Гартману, и эго и оно возникают как дифференциация исходной матрицы новорожденного ребенка; по Глоуверу, у новорожденного уже существует эго...
Особенность личности или психическое состояние, при которых на первом плане находятся собственные интересы, стремление к приобретению личных преимуществ и избежанию неудобств, лишений, забота о себе. Наблюдается как у психически здоровых при наличии соответствующих черт характера, так и при психопатиях и некоторых психических заболеваниях (начальные стадии психических расстройств позднего возраста, шизофрения и...
Эгопатия (от лат. ego я + pathos страдание) устойчивые патологические изменения структуры Я, автор K.P.Kisker (1964г.). В этих случаях легко возникают агрессивные реакции (в виде, например, постоянных оскорблений и унижений других людей). За счет агрессии психопат пытается восстановить собственную ценность и отреагировать внутриличностный конфликт. Может выступать признаком шизофренического...
Эгоцентрическая речь говорение без попыток встать на точку зрения собеседника, что характерно для ребенка. Так, по мнению Ж.Пиаже , у ребенка изначально отсутствуют такие интеллектуальные операции , которые позволяют осознать различия собственной и чужой точек зрения. Если ребенок развивается в обеденной в плане общения среде, то доля его эгоцентрической речи достаточно велика, а в ситуации совместно организованной работы детей резко падает и практически исчезает после...
Эйдельберг (Eidelberg) Людвиг (27.12.1898, Злоцов, Венгрия 13.11.1970, НьюЙорк) известный американский психоаналитик. После изучения медицины в Вене обратился к психоанализу (с 1928). В 1938г. эмигрировал в Лондон, в 1940г. в США. С 1951г. профессор государственного Медицинского центра в Дауне (НьюЙорк), был редактором энциклопедии психоанализа (Encyclopedia of Psychoanalysis, N.Y.,...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]