Exit Project: Глоссарий: Лейбниц Г.В. Отрывки

Лейбниц Г.В. Отрывки



Сочинения в 4т.: Пер. с франц. / Редкол.: Б.Э.Быховский, Г.Г.Майоров, И.С.Нарский и др. М.: Мысль, 1989. Т.1. Свидетельство природы против атеистов. 8384.Душа человеческая суть существо, некоторое действие которого состоит в мышлении... Мышление есть вещь, сознаваемая без представления частей... Движение есть перемена пространства. Что не способно к движению, то недоступно распадению. Ибо распадение есть движение в частях. Что недоступно распадению, то неразрушимо. Ибо разрушение есть внутреннее распадение. Все неразрушимое бессмертно... Следовательно, душа человеческая бессмертна. {Прим. учение об архее было первоначально развито Парацельсом, а затем (в XVIXVII) увязывалось с платоновскинеоплатоновским учением о мировой душе}. Рассуждение о метафизике. 151....Мы ничего не можем узнать, о чем мы не имели бы в духе нашем идею, которая есть как бы материя, из которой образуется эта мысль. 159.Так как все тела в универсуме, так сказать, сочувствуют друг другу, то и наше тело получает впечатления о всех других, и, хотя наши чувства соотносятся со всеми другими, душа наша не может обращать внимание на каждую из них в частности, потомуто наши смутные чувствования суть результат разнообразия восприятия поистине бесконечного. 160.Память, или сознание этого я, делает ее способной к награде и наказанию. И бессмертие, которое требуется в нравственности и религии, состоит не в одном лишь постоянном существовании, свойственном всем субстанциям, ибо без воспоминания о том, что мы были, бессмертие не имело бы ничего привлекательного. Где? ...Душа, хоть она и проста, всегда испытывает чувство, составленное одновременно из многих перцепцией, что... равносильно тому, как если бы она состояла, подобно машине, из разных частей. Размышления относительно учения о едином всеобщем духе. 363.Почему бы душа не могла всегда сохранять тончайшее, особым образом организованное тело, которое могло бы впоследствии при воскресении тела взять вновь то, что ему необходимо, от видимого тела? Начала природы и благодати, основанные на разуме. 404.Простота субстанции не препятствует множественности модификаций, которые должны совместно существовать в той же самой простой субстанции и состоять в разнообразии отношений к внешним вещам. 410.Всякая душа знает бесконечное, знает все, но смутно. Переписка с Кларком. 539.Все... тела и все, что им приписывается, не являются субстанциями, а представляют собой лишь обоснованные феномены, основание видимостей, которые различны для разных наблюдателей, но которые связаны с одним и тем же основанием и происходят из него... 541....Материальные вещи... не существуют вне перцепций, а реальность свою обретают в согласованности перцепций, которыми обладают воспринимающие субстанции. Эта согласованность возникает благодаря предустановленной гармонии этих субстанций, потому что всякая простая субстанция это зеркало, отражающее один и тот же универсум... 558559....В моей системе один только Бог единственный является непосредственным объектом, внешним по отношению к другим, который оказывает на них реальное влияние. Т.2. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. 114....человеческие души, как и все другие, всегда соединены с какимнибудь телом. 131.Боль не похожа на движение булавки, но она отлично может походить на движения, порождаемые этой булавкой в нашем теле, и представлять эти движения в душе, что она, как я убежден, и делает. 162.Мы никогда не бываем без восприятий, но неизбежно мы часто бываем без осознанных восприятий, а именно когда нет отчетливо вычлененных восприятий. 236....Я отличаю продолжение существования души животного от бессмертия души человека: и та и другая сохраняют физическое и реальное тождество, но у человека в согласии с законом божественного провидения душа сохраняет еще моральное тождество, сознаваемое нами самими как таковое, чтобы образовать туже самую личность, способную вследствие этого ощущать наказания и награду. 245....я определяется не тождеством или различием субстанции, в котором нельзя быть уверенным, а только тождеством сознания. 307.Для субстанций существенно действовать, ...для души мыслить, для тел обладать протяжением и движением. 321.Есть основание думать, что существует бесконечное множество душ, или, выражаясь более общо, первоначальных энетелехий, имеющих нечто схожее с восприятием и влечением, и что все они являются и продолжают всегда оставаться субстанциональными формами тел. 388....Нашему познанию совершенно недоступно и соединение ощущения с протяженной материей... РукописьА. 562.Поскольку материя по своей сущности есть лишь пассивная вещь, ни мысль, ни даже действие не могут быть ее модификациями; материя есть вполне телесная субстанция, получающая свое завершение благодаря соучастию двух начал активного и пассивного: первое именуется формой, душой, энетелехий, первичной силой, второе первоматерией, плотностью, сопротивлением. Т.3. Лейбниц Фуше. 275.Я считаю, что каждая индивидуальная субстанция выражает всю вселенную целиком на свой манер и что ее последующее состояние есть следствие (хотя зачастую и свободное) ее предыдущего состояния, как если бы в мире существовали только Бог и она сама. Но так как все субстанции непрерывно созидаются верховным существом и выражают одну и ту же вселенную или одни и те же феномены, то они совершенно согласованы друг с другом. Когда мы говорим, что одна действует на другую, мы подразумеваем, что одна из них выражает причину или смысл точнее, чем другая, примерно так, как мы приписываем движение кораблю, а не всему морю... Письмо СофииШарлотте. 378.До сих пор под материей понимали то, что заключает в себе лишь чисто пассивные и безразличные понятия, именно протяжение и непроницаемость, которые нуждаются в другой вещи, чтобы быть определенными к какойлибо форме или деятельности. Когда говорят, что существуют нематериальные субстанции, то под этим подразумевают, что существуют субстанции, заключающие в себе другие понятия, а именно восприятие и принцип деятельности или изменения, которых нельзя объяснить ни протяженностью, ни непроницаемостью. Эти существа называются душами, когда у них есть чувство и духом, когда они обладают разумом. 379.Я склонен думать, что все конечные нематериальные субстанции (даже гении и ангелы, согласно мнению древних отцов церкви) связаны со органами и сопряжены с материей, а также что души, или деятельные формы, находятся в ней повсюду. Лейбниц королеве СофииШарлотте. 387388.Я прочел записку... Мне чрезвычайно понравилось то место, где говорится, что нематериальное активно, а материальное пассивно. Именно так я и думаю. Я признаю также ступени активности, каковы жизнь, восприятие, разум, и что, следовательно, могут существовать многие разновидности душ, именуемые вегетативной, чувственной, разумной, что есть тела, обладающие жизнью без чувств, и есть другие, которые обладают жизнью и чувствами, но не имеют разума. Однако, я считаю, что душа чувственная является в то же время и вегетативной, а душа разумная чувственной и вегетативной; таким образом, в нас однаединственная душа заключает в себе эти три ступени и нет надобности представлять себе дело так, будто у нас три души, низшая часть которых материальна по отношению к высшей... Сомневаюсь также, можно ли говорить, что одна душа воздействует на другую душу или на активное [начало] другой субстанции. Т.4. Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и начале зла. 183....Души и вообще простые субстанции могут возникать только посредством творения и прекращать свое существование только посредством уничтожения, ...то, что мы называем рождением животного, есть только преобразование и умножение. Так, поскольку то же самое тело уже обладало организацией, можно думать, что оно уже было одушевлено и имело ту же самую душу. 184....Души, которые некогда станут человеческими душами и душами других существ, существовали в семени и в предках вплоть до Адама, и, значит, существовали с сотворения мира, всегда в виде организованных тел... Это учение достаточно подтверждается микроскопическими наблюдениями Левенгука... Они существовали тогда только в чувствующих, или животных, душах, наделенных восприятиями и ощущениями, но лишенных разума, ...они до рождения человека, которому они должны принадлежать, остаются в подобном состоянии и только после рождения приобретают разум, при помощи какоголибо естественного средства, возвышающего душу до степени разумной души (что я с трудом допускаю), или уже сам Бог сообщает разум этой душе посредством частного действия... 232....Существуют два начала, но они оба находятся в Боге: это его ум и его воля. ...Присоединим третье начало, т.е. могущество; оно предшествует даже разуму и воле; но оно действует, как указывает разум и как требует воля. Многие (подобно Кампанелле) называли эти три божественные совершенства тремя прималитетами. Многие также полагали, что в них есть скрытая связь со святой Троицей; что могущество относится к Отцу, т.е. к источнику божественности; мудрость к предвечному Сыну, который назван логосом самым величественным из евангелистов, а воля или любовь относится к святому Духу. Оправдание Бога на основании его справедливости, согласованной с прочими его совершенствами и всеми его действиями. 482483....Образование животных и растений происходит не из беспорядочной массы, но из тела, уже до некоторой степени преформированного, скрытого в семени и уже одушевленного. отсюда следует, что в силу изначального божественного благословения от века существовали известные органические зародыши живых существ (а для животных форма животных, хотя и в несовершенном виде) и даже некоторым образом самые души; все это должно было развиться со временем. Но семенные души и организмы, предназначенные для образования человеческих тел, существовали совместно с другими, не имевшими такого назначения, семенными организмами в состоянии чувственной природы до того момента, когда последнее зачатие отделило их от других, причем органическое тело получило расположение к человеческой форме, а его душа была возвышена на степень разумности божественным действием (обычным или чрезвычайным решать не берусь). Впрочем, из новейших открытий видно, что животное и душа происходят только от отца, а мать при зачатии предоставляет лишь известного рода оболочку (как полагают, в форме яичка) и пищу, необходимую для совершенствования нового органического тела.

Другие статьи : Лабильность, Лабильность аффекта, Лабильность симптоматическая, Лабораторный эксперимент, Лазурский Александр Федорович, Лайнг Рональд, Лакан Жак, Ламетри Жюльен Офре де, Ланге (Lange) Карл Георг, Ланге (Lange) Фридрих Альберт, Ланге Николай Николаевич, Лата, Латентное обучение, Латентный анализ, Латентный период, Латерализация функций головного мозга, Лацарус Мориц, Лебон Гюстав, Леви–Брюль Люсьен, Левин (Lewin) Курт, Левитов Николай Дмитриевич, Леворукость, Леворукость в нейропсихологическом исследовании, Лейбниц Г.В. Отрывки, Лейбниц Готфрид Вильгельм, Лейпцигская школа, Лейтес Натан Семенович, Леонгард (Leonhard) Карл, Леонтьев Алексей Николаевич, Лерш (Lersch) Филипп, Лешли (Lashley) Карл Спенсер, Лживость, Либидо, Либидо во фрейдизме, Лидбитер Ч.В. Активный двойник, Лидбитер Ч.В. Трудности в ясновидении, Линдеманн Эрих, Линдсей Гарднер, Линейное программированное обучение, Линия взора, Липер (Leeper) Роберт Уард, Липманн Отто, Липманн Хуго, Липпс (Lipps) Теодор, Лисина Мая Ивановна, Литеральная парафазия, Литературный салон Российской государственной библиотеки по искусству „Искусство и религия“, Личностные опросники, Личностный конструкт, Личностный смысл, Личность, Логопедия, Логотерапия, Ложная тревога, Лозоискательство, Локализация высших психических функций, Локк Дж. Отрывки, Локк Джон, Локомоция, Локус контроля, Ломброзо (Lombroso) Чезаре, Ломов Борис Федорович, Лонгитюдиональное исследование, Лопатин Лев Михайлович, Лопатин Лев Михайлович. Анализ научной деятельности., Лоренц Конрад, Лотце Рудольф Герман, Лурия Александр Poмaнович, Лурия Роман Альбертович, ЛЭНГ Рональд, Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.), , ...

 

Шпильрейн Исаак Нафтульевич

Шпильрейн Исаак Нафтульевич (1891 1937) советский психолог, один из создателей российской психотехники. Высшее образование получил в университетах Гейдельберга и Лейпцига. Был арестован в 1935г., по обвинению в контрреволюционной пропаганде и троцкизме и расстрелян. Реабилитирован посмертно. Занимался проблемами психологии труда (рационализация труда, утомление , автоматизация трудовых действий , профессиональный отбор...

Шпрангер (Spranger) Эдуард

Шпрангер (Spranger) Эдуард (27.6.1882, Берлин 17.9.1963, Тюбинген) немецкий философ, психолог и педагог. Получил философское, историческое и лингвистическое образование в Берлинском университете. С 1909г. он преподаватель философии и образования в Берлинском университете, с 1911г. по 1920г. профессор Лейпцигского университета, с 1920г. по 1944г. профессор Берлинского университета. Читал гостевые лекции в Японии (19361939). В 1944г. Шпрангер был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. В 1945г. он был назначен ректором Берлинского университета, с 1946г. до своей отставки в 1953г. работал в качестве профессора университета Тюбингена. Сторонник метода В.Дильтея наук о духе, основанном на интуитивном постижении духовной целостности. Пытался интегрировать в свою систему...

Штерн (Stern) Вильям Луис

Штерн (Stern) Вильям Луис (29.04.1871, Берлин 27.03.1938) немецкий психолог, основатель персоналистической психологии. Сделал попытку интегрировать естественные и гуманитарные науки. Проводил экспериментальные исследования развития у детей восприятия, речи, умственных процессов. Ввел понятие коэффициента интеллекта...

Штерринг (Storring) Густав

Штерринг (Storring) Густав (24.8.1860, Ферде, Вестфалия 1.12.1946, Геттинген) немецкий психолог и психопатолог. Образование получил с 1884г. по 1887г. в университетах Бонна, Берлина, Киля, Галле (доктор философии, 1889) и Мюнстера (теологические экзамены, 1887, 1894). Работал с 1894г., после сдачи государственного медицинского экзамена, ассистентом врача в Психиатрической больнице Hubersburg при Лейпцигском университете, с 1896г., после защиты диссертации для замещения должности доцента, работал в качестве приватдоцента. В 1897г. ему была присуждена степень доктора медицины (Вюрцбург), с 1902г. по 1911г. Штерринг профессор философии и экспериментальной психологии в Цюрихе, с 1911г. по 1914г. профессор в Страсбурге, с 1914г. до своей отставки в 1928г. профессор...

Штумпф (Stumpf) Карл

Штумпф (Stumpf) Карл (21.04.1848 25.12.1936, Берлин) немецкий психолог, один из основателей функциональной психологии. В его школе прошли обучение В.Келер, К.Коффка, М.Вертгеймер и...

Шуб

Шуб (от нем. Schub сдвиг, ступенька) приступ шизофрении. Форма шизофренического процесса, совершающегося по приступообразнопоступательному типу. Каждый приступ завершается формированием того или иного дефекта по шизофреническому...

Шульц Йоханнес Генрих

Шульц (Schultz) Йоханнес Генрих (30.06.1884 19.09.1970, Берлин) немецкий психиатр и психотерапевт. После получения медицинского образования в Лаузанне, Геттингене и Бреслау, прошел психиатрическую стажировку в Геттингене, с 1907г. под руководством Л.В.Вебера, и Йене, с 1912г. под руководством О.Бинсвангера. С 1915г. профессор в Йене. В 192427гг. прошел учебный анализ . С 1936по 1945г. руководитель института психотерапии в Берлине. После второй мировой войны приступил к частной практике. Выступал за развитие непсихоаналитической психотерапии. В 1920г. разработал метод аутогенной тренировки (Das autogene Training. 11 Aufl. 1964). Сочинения. Die seelische Krankenbehandlung. 1919; Bionomen Psychotherapie. 1951; Lebensbilderbuch eines Nervenarztes. 1964; Handbuch der Neurosenlehre. 1957 (Hrsg. mit...

Шульц-Хенке Харальд

ШульцХенке (SchultzHencke) Харальд (18.08.1892 23.05.1953, Берлин) немецкий психоаналитик. На основе учения З.Фрейда развивал собственную концепцию, которая получила название неопсихоанализа. Занимался проблемами психотерапии эндогенных психозов. Сочинения. Der gehemmte Mensch, Entwurf eines Lehrbuchs der NeoPsychoanalyse. 1942; Lehrbuch der Traumanalyse. 1949; Lehrbuch der analytischen Psychotherapie....

Эббеке синдром

Эббеке синдром (Ebbecke H., 1943). Состояния «молниеносного приступа страха», протекающие со своеобразным оптическим феноменом. В поле зрения возникают светящиеся точки, пятна, геометрические фигуры, которые повторяются как бы в виде негативных отпечатков. Сопровождаются депрессивным фоном настроения и суицидальными мыслями. Первоначально был описан у психопатических личностей истероидного круга. Имеются наблюдения относительно появления синдрома Эббеке при темпоральной эпилепсии у...

Эббингауз Герман

Эббингауз Герман (24.01.1850 26.02.1909) немецкий психолог, один из основателей экспериментальной психологии. Выступал оппонентом В.Дильтея . Осуществил экспериментальные исследования памяти на основе запоминания слогов (1885). Разработал несколько методик для исследования процессов памяти . Открыл ряд феноменов психологии памяти, в частности, фактор края, то есть более эффективное запоминание первых и последних слогов ряда. Построил кривые заучивания и забывания , которые показывают, что эти процессы носят нелинейный характер. Также обнаружил, что осмысленный материал запоминается лучше, чем...

Эвальд (Ewald) Готфрид

Эвальд (Ewald) Готфрид (15.7.1888, Лейпциг 17.7.1963, Геттинген) немецкий психиатр. Доктор медицины, с 1920г. он приватдоцент в университете Эрлангена, с 1923г. экстраординарный профессор, с 1933г. ординарный профессор психиатрии в университете Грейфевальда, с 1934г. в университете Геттингена и директор университетской Клиники и поликлиники психических и нервных болезней. Создал теорию темпераментов (Temperament und Charakter, B., 1924), в которой различал два биологических уровня: биотоническиколичественный и структурнокачественный. Биотонус им понималася как некая психологическая сила, уменьшающаяся при эндогенной депрессии (сонный биотонус) и увеличивающаяся при маниакальном психозе (тугой биотонус); при параноидных психозах болезненное повышение биотонуса накладывается на анормальную структуру характера; в маниакальнодепрессивных психозах фазовая отсрочка биотонуса...

Эвальда биотонус

Эвальда биотонус (Ewald G., 1924). Совокупность гипотетических энергетических процессов (биопотенциал), определяющая возможности психической деятельности человека, его темперамент и уровень аффективного реагирования. Показатель биотонуса как бы дополняет характерограмму и дает возможность индивидуального прогнозирования психогенных реакций. Концепция G.Ewald является дальнейшим развитием концепции E.Kretschmer (см. Кречмера...

Эверли Дж.С., Розенфельд Р. Медитация

Предисловие. В западной культуре понятие медитация относится к актам размышления, планирования, обдумывания или рефлексии. Западные определения, однако, не отображают сущности восточного представления о медитации. По восточным преданиям, медитация представляет собой процесс, посредством которого достигается просветление. Это процесс роста, дающий человеку новый опыт в интеллектуальной, философской и, что важнее всего, в экзистенциальной сфере. В контексте этой книги мы будем употреблять термин медитация просто для обозначения методики аутогенного типа, обладающей потенциалом для индуцирования у занимающегося ею трофотропного состояния путем концентрации внимания на объекте, предназначенном для сосредоточения. При высоком уровне овладения этими методиками возможно достижения психического состояния, характеризующегося неэгоцентрическим и интуитивным типом...

Эвирация

Эвирация (лат. eviratus - женоподобный). 1. Обнаруживающаяся у мужчин — истинных (врожденных) гомосексуалов утрата мужских свойств психики, замена их женскими — кокетливостью, манерностью, характерными мимическими, пантомимическими и поведенческими реакциями; 2. Бредовая убежденность больного — мужчины в том, что у него имеются женские половые органы и соответственные функциональные проявления (беременность, менструация, лактация и др.). Наблюдается при...

Эго

Эго (лат. Ego — я). Средняя инстанция в трехчленной психоаналитической структуре личности, созданной S.Freud. Занимает промежуточное положение между «Оно» (Id) и супер-Эго (super-Ego). При этом «Оно» представляется вместилищем инстинктов, неосознаваемых влечений, а супер-Эго выполняет функцию цензуры, не пропуская в Эго неприемлемые по социальным мотивам, низменные, например, кровосмесительные, импульсы и влечения. Таким образом, по S.Freud, регулируются взаимоотношения личности и окружающей...

Эго–психология

Эгопсихология (от лат. ego я + греч. psyche душа + logos учение) психологическое направление, которое начало оформляться в 30егг. XXв. на основе классического психоанализа. Основными его представителями являются А.Фрейд, Г.Гартман, Р.Спитц , М.Малер, Э.Глоувер и Э.Эриксон . В противоположность принципу удовольствия психоанализа здесь на первый выдвигается проблема адаптации индивида к окружающему миру. И если в психоанализе эго понималось как производное от бессознательного и направленное на обеспечение нужд оно, то в эгопсихологии эго независимо от оно и имеет врожденный источник. По Гартману, и эго и оно возникают как дифференциация исходной матрицы новорожденного ребенка; по Глоуверу, у новорожденного уже существует эго...

Эгоизм

Особенность личности или психическое состояние, при которых на первом плане находятся собственные интересы, стремление к приобретению личных преимуществ и избежанию неудобств, лишений, забота о себе. Наблюдается как у психически здоровых при наличии соответствующих черт характера, так и при психопатиях и некоторых психических заболеваниях (начальные стадии психических расстройств позднего возраста, шизофрения и...

Эгопатия

Эгопатия (от лат. ego я + pathos страдание) устойчивые патологические изменения структуры Я, автор K.P.Kisker (1964г.). В этих случаях легко возникают агрессивные реакции (в виде, например, постоянных оскорблений и унижений других людей). За счет агрессии психопат пытается восстановить собственную ценность и отреагировать внутриличностный конфликт. Может выступать признаком шизофренического...

Эгоцентрическая речь

Эгоцентрическая речь говорение без попыток встать на точку зрения собеседника, что характерно для ребенка. Так, по мнению Ж.Пиаже , у ребенка изначально отсутствуют такие интеллектуальные операции , которые позволяют осознать различия собственной и чужой точек зрения. Если ребенок развивается в обеденной в плане общения среде, то доля его эгоцентрической речи достаточно велика, а в ситуации совместно организованной работы детей резко падает и практически исчезает после...

Эйдельберг (Eidelberg) Людвиг

Эйдельберг (Eidelberg) Людвиг (27.12.1898, Злоцов, Венгрия 13.11.1970, НьюЙорк) известный американский психоаналитик. После изучения медицины в Вене обратился к психоанализу (с 1928). В 1938г. эмигрировал в Лондон, в 1940г. в США. С 1951г. профессор государственного Медицинского центра в Дауне (НьюЙорк), был редактором энциклопедии психоанализа (Encyclopedia of Psychoanalysis, N.Y.,...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Лейбниц Г.В. Отрывки