Exit Project: Глоссарий: Профессиональные интересы

Профессиональные интересы



Профессиональные интересы (от лат. profiteor объявляю своим делом и interest важно) элементы мотивационнопотребностной сферы. Обращены на различные виды профессиональной деятельности и побуждают к овладению ими. В ряду других форм мотивации, связанных с преобразованием предмета деятельности, профессиональные интересы по механизмам эмоционального удовлетворения связаны не столько с продуктом, или результатом деятельности, сколько с процессом. Характерно, что их удовлетворение не приводит к психологическому насыщению, так как они поддерживаются самоценными переживаниями захваченности. Профессиональные интересы развиваются в контексте ведущих деятельностей, свойственных тому или иному этапу психического и профессионального развития (Р.Золле, Д.Сьюпер). В этом развитии они проходят ряд стадий: зарождение отдельных интересов, их оформление в предметном контексте, начало формирование системы интересов (ее аморфность) и ее кристаллизация, наступающая, по мнению Э.Тодта, до 15лет и являющаяся одним из основных признаков зрелости профессиональных установок . В развитии профессиональных интересов большую роль играет половая дифференциация: девушки больше ориентированы на межчеловеческие отношения, а юноши на достижение независимости. В частности, при выборе технических специальностей девушки более интересуются совершенствованием технологий и использованием их для социальных нужд, юноши оптимизацией конструкций. По мере вхождения в профессию половые различия все больше стираются (Я.Хардинг). Биологический подход к анализу индивидуального развития профессиональных интересов реализован прежде всего в психоаналитических теориях. Здесь данное развитие понимается как процесс связывания эмоциональных состояний, обусловленных базовыми организмическими потребностями, с определенными предметами или действиями с ними ( катексис ). При созревании потребностей ребенка и при их столкновении с социальными запретами происходит фиксация на этих потребностей, в силу этого им придается особая ценность; в дальнейшем эта фиксация обусловливает стремление к удовлетворению исходных потребностей уже в области профессиональных занятий. Так, например, утверждается, что агрессия может приводить к выбору профессии хирурга, а фиксация на действиях царапания к выбору занятий столяра или плотника (BordinE.S.). Особое место в этой традиции занимает Э.Роу, создавшая двухфакторную теорию профессиональных интересов . Близко к психоаналитическим подходят характерологические теории развития профессиональных интересов, в которых они понимаются как отдельные аспекты универсальных типов жизнедеятельности ( Э.Шпрангер , Дж.Л.Холланд, Е.А.Личко). В социальных подходах к развитию профессиональных интересов в качестве ведущих механизмов рассматриваются рефлексивные процессы, связанные с оценкой результативности деятельности по социально задаваемым образцам. Так, например, интерес может рассматриваться как чувство компетентности при выполнении той деятельности, которая в силу операциональной готовности наиболее удается (Е.Л.Деци, С.П.Смит, М.Гебхард), или как выученный эталон идентификации со значимыми другими ( А.Бандура , В.Мишел). В решении вопроса о систематике профессиональных интересов в настоящее время наиболее распространенным является эмпирический подход, когда основным критерием выделения тех или иных профессиональных интересов является современное разделение общественного труда (по социологическим и демографическим данным). Примером может служить известный опросник Г.Ф.Кьюдера, основанный на его классификации профессий . Попыткой выйти за рамки чисто эмпирического основания является факторноаналитическое исследование Дж.П.Гилфорда, в котором были объединены личностные признаки и признаки интересов, а также шестиугольная модель интересов Дж.Л.Холланда. Признано, что субъективные методы (опросники, интервью) лучше выявляют профессиональные интересы, чем объективные (тесты достижений и интеллекта). Но в существующих опросниках как раз феноменологический признак (эмоциональный аспект интересов) реализован недостаточно, что приводит к неразличению профессиональных интересов от других форм мотивации, прежде всего от намерений. По своей форме опросники для диагностики профессиональных интересов могут подразделяются на те, которые основаны на принудительном выборе (forced choice), когда испытуемому из нескольких занятий предлагается выбрать одно (Дифференциальнодиагностический опросник Е.А.Климова, Тест профессиональных интересов . Форма АА М.Ирле); те, которые основаны на свободном выборе (free choice), когда надо достаточно точно определить степень интересности занятия (Карта интересов А.Е.Голомштока); и те, которые основаны на рейтинговых шкалах ( терминальные ценности в методике М.Рокича). Существуют проективные стратегии выявления профессиональных интересов, например, Тест профессиональных изображений М.Ахтниха. Существует опыт использования теста репертуарных решеток для оценки профессиональных интересов, когда предъявляемые по три профессии сравниваются по степени их схожести или различия (У.Кляйнбек). Методики диагностики профессиональных интересов различаются также и по аспектами деятельности: в одних выявляется отношение к предметам деятельности (работа с людьми, с математическими символами и пр.), в других к конкретным операциям (наблюдение, анализ, проверка). Наиболее комплексной методикой является Бланк профессиональных интересов Э.К.Стронга, где выявляются отношения к профессиям, к школьным предметам, к развлечениям, спорту и играм, к занятиям профессионального вида, к личностным свойствам и т.д. Литература: BordinE.S. A Theory of Vocational Interests as Dinamic Phenomena / Educational and Psychological Measurement. 1943. N3; RoeA. The Psychology of Occupations. N.Y. 1956; HollandJ.L. The Psychology of Vocational Choice. Waltham: Mass. 1966; TodtE. Das Interesse. Empirische Untersuchungen zu einem motivations Konzept . Bern: Huber. 1978.

Другие статьи : Павлов Иван Петрович, Павлова симптом, Павлова теория, Пажизм, Память, Панель информации, Пантомимика, Панум П., Парабиоз, Парадиагностика, Парадигма Мертона, Парадигма Стернберга, Парадокс Лапьера, Парадокс Фехнера, Парадоксальная интенция, Паралитический синдром, Паралич прогрессивный, Параллакс, Парамедицина, Параметры темперамента Мерлина, Парамнезии, Паранойяльный синдром, Парапсихология, Парасуицид, Парафазия, Парафренный синдром, Парижская школа гипнотизма, Пассивная флагелляция, Пассивное осязание, Пассивный словарь, Патернализм, Патология сознания, Патопсихологические методики, Патопсихология, Паттерн, Пафос, Педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского, Педагогическая психология, Педология, Пеллагра, Пеллагры триада, Пениафобия, Пенфилда симптом, Первая Лейпцигская школа, Первая сигнальная система, Первичные цвета, Первичный нейропсихологический симптом, Переживание прелести, Переживания религиозного обращения, Перельмуттера метод сомнопсихотерапии, Перенос, Переосвидетельствование, Переутомление, Переходные синдромы, Период полового созревания, Периодизация психического развития, Периодика по психологии, Перлс Фриц (Фридрих Саломон), Персеверация, Персеверирующий образ, Персона, Перцептивные действия, Петрилович (Petrilowitsch) Николаус, Петровский Артур Владимирович, Петтинг, Петтофобия, Пётцля криз, Пётцля синдром, Пётцля-Гоффа синдром, Пиаже (Piaget) Жан, Пиблокто, Пигмалионизм, Пигмалионофилия, Пика-Альцгеймера синдром, Пирсон (Pearson) Карл, Письменная речь, Пластичность нервной системы, Плато, Платон, Платон. Пир., Платонов Константин Константинович, Плацебо, Плацебо–эффект, Плацебо-терапия, Плетизмография, Плюрализм сексуальный, Плюс-симптомы, Пневмограф, Поведение, Поведенческая терапия, Пограничные личностные расстройства, Подпороговое восприятие, Подражание, Подростковый возраст, Позитивная психотерапия, Позиционная кривая, Поиск ощущений, Пол, Полан Фредерик, Поле зрения, Поле переживания, Политическая психология, Политцер Жорж, Полиэффекторный метод, Половая жизнь, Половая идентичность, Половая роль, Половое созревание, Половые перверсии, Полосы Маха, Поляков Юрий Федорович, Помехоустойчивость оператора, Понимание, Понимающая психология, Пономарев Яков Александрович, Понятие, Понятие о сохранении, Поправка на случайный успех, Порнографомания, Порог исчезновения, Порог появления в психофизике, Пороги ощущений, Пороговая проблема, Пороговая теория Фехнера, Пороговые теории, Порядковая шкала, Последовательная обработка информации, Последовательный анализ, Последовательный образ, Послеобраз, Постоянный раздражитель, Построение движения, Постулат непосредственности, Поступок, Потеря автоматизма, Поток сознания, Потребности, Потребностно–информационная теория эмоций Симонова, Потребность в агрессии, Потребность в доминировании, , ...

 

Шпильрейн Исаак Нафтульевич

Шпильрейн Исаак Нафтульевич (1891 1937) советский психолог, один из создателей российской психотехники. Высшее образование получил в университетах Гейдельберга и Лейпцига. Был арестован в 1935г., по обвинению в контрреволюционной пропаганде и троцкизме и расстрелян. Реабилитирован посмертно. Занимался проблемами психологии труда (рационализация труда, утомление , автоматизация трудовых действий , профессиональный отбор...

Шпрангер (Spranger) Эдуард

Шпрангер (Spranger) Эдуард (27.6.1882, Берлин 17.9.1963, Тюбинген) немецкий философ, психолог и педагог. Получил философское, историческое и лингвистическое образование в Берлинском университете. С 1909г. он преподаватель философии и образования в Берлинском университете, с 1911г. по 1920г. профессор Лейпцигского университета, с 1920г. по 1944г. профессор Берлинского университета. Читал гостевые лекции в Японии (19361939). В 1944г. Шпрангер был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. В 1945г. он был назначен ректором Берлинского университета, с 1946г. до своей отставки в 1953г. работал в качестве профессора университета Тюбингена. Сторонник метода В.Дильтея наук о духе, основанном на интуитивном постижении духовной целостности. Пытался интегрировать в свою систему...

Штерн (Stern) Вильям Луис

Штерн (Stern) Вильям Луис (29.04.1871, Берлин 27.03.1938) немецкий психолог, основатель персоналистической психологии. Сделал попытку интегрировать естественные и гуманитарные науки. Проводил экспериментальные исследования развития у детей восприятия, речи, умственных процессов. Ввел понятие коэффициента интеллекта...

Штерринг (Storring) Густав

Штерринг (Storring) Густав (24.8.1860, Ферде, Вестфалия 1.12.1946, Геттинген) немецкий психолог и психопатолог. Образование получил с 1884г. по 1887г. в университетах Бонна, Берлина, Киля, Галле (доктор философии, 1889) и Мюнстера (теологические экзамены, 1887, 1894). Работал с 1894г., после сдачи государственного медицинского экзамена, ассистентом врача в Психиатрической больнице Hubersburg при Лейпцигском университете, с 1896г., после защиты диссертации для замещения должности доцента, работал в качестве приватдоцента. В 1897г. ему была присуждена степень доктора медицины (Вюрцбург), с 1902г. по 1911г. Штерринг профессор философии и экспериментальной психологии в Цюрихе, с 1911г. по 1914г. профессор в Страсбурге, с 1914г. до своей отставки в 1928г. профессор...

Штумпф (Stumpf) Карл

Штумпф (Stumpf) Карл (21.04.1848 25.12.1936, Берлин) немецкий психолог, один из основателей функциональной психологии. В его школе прошли обучение В.Келер, К.Коффка, М.Вертгеймер и...

Шуб

Шуб (от нем. Schub сдвиг, ступенька) приступ шизофрении. Форма шизофренического процесса, совершающегося по приступообразнопоступательному типу. Каждый приступ завершается формированием того или иного дефекта по шизофреническому...

Шульц Йоханнес Генрих

Шульц (Schultz) Йоханнес Генрих (30.06.1884 19.09.1970, Берлин) немецкий психиатр и психотерапевт. После получения медицинского образования в Лаузанне, Геттингене и Бреслау, прошел психиатрическую стажировку в Геттингене, с 1907г. под руководством Л.В.Вебера, и Йене, с 1912г. под руководством О.Бинсвангера. С 1915г. профессор в Йене. В 192427гг. прошел учебный анализ . С 1936по 1945г. руководитель института психотерапии в Берлине. После второй мировой войны приступил к частной практике. Выступал за развитие непсихоаналитической психотерапии. В 1920г. разработал метод аутогенной тренировки (Das autogene Training. 11 Aufl. 1964). Сочинения. Die seelische Krankenbehandlung. 1919; Bionomen Psychotherapie. 1951; Lebensbilderbuch eines Nervenarztes. 1964; Handbuch der Neurosenlehre. 1957 (Hrsg. mit...

Шульц-Хенке Харальд

ШульцХенке (SchultzHencke) Харальд (18.08.1892 23.05.1953, Берлин) немецкий психоаналитик. На основе учения З.Фрейда развивал собственную концепцию, которая получила название неопсихоанализа. Занимался проблемами психотерапии эндогенных психозов. Сочинения. Der gehemmte Mensch, Entwurf eines Lehrbuchs der NeoPsychoanalyse. 1942; Lehrbuch der Traumanalyse. 1949; Lehrbuch der analytischen Psychotherapie....

Эббеке синдром

Эббеке синдром (Ebbecke H., 1943). Состояния «молниеносного приступа страха», протекающие со своеобразным оптическим феноменом. В поле зрения возникают светящиеся точки, пятна, геометрические фигуры, которые повторяются как бы в виде негативных отпечатков. Сопровождаются депрессивным фоном настроения и суицидальными мыслями. Первоначально был описан у психопатических личностей истероидного круга. Имеются наблюдения относительно появления синдрома Эббеке при темпоральной эпилепсии у...

Эббингауз Герман

Эббингауз Герман (24.01.1850 26.02.1909) немецкий психолог, один из основателей экспериментальной психологии. Выступал оппонентом В.Дильтея . Осуществил экспериментальные исследования памяти на основе запоминания слогов (1885). Разработал несколько методик для исследования процессов памяти . Открыл ряд феноменов психологии памяти, в частности, фактор края, то есть более эффективное запоминание первых и последних слогов ряда. Построил кривые заучивания и забывания , которые показывают, что эти процессы носят нелинейный характер. Также обнаружил, что осмысленный материал запоминается лучше, чем...

Эвальд (Ewald) Готфрид

Эвальд (Ewald) Готфрид (15.7.1888, Лейпциг 17.7.1963, Геттинген) немецкий психиатр. Доктор медицины, с 1920г. он приватдоцент в университете Эрлангена, с 1923г. экстраординарный профессор, с 1933г. ординарный профессор психиатрии в университете Грейфевальда, с 1934г. в университете Геттингена и директор университетской Клиники и поликлиники психических и нервных болезней. Создал теорию темпераментов (Temperament und Charakter, B., 1924), в которой различал два биологических уровня: биотоническиколичественный и структурнокачественный. Биотонус им понималася как некая психологическая сила, уменьшающаяся при эндогенной депрессии (сонный биотонус) и увеличивающаяся при маниакальном психозе (тугой биотонус); при параноидных психозах болезненное повышение биотонуса накладывается на анормальную структуру характера; в маниакальнодепрессивных психозах фазовая отсрочка биотонуса...

Эвальда биотонус

Эвальда биотонус (Ewald G., 1924). Совокупность гипотетических энергетических процессов (биопотенциал), определяющая возможности психической деятельности человека, его темперамент и уровень аффективного реагирования. Показатель биотонуса как бы дополняет характерограмму и дает возможность индивидуального прогнозирования психогенных реакций. Концепция G.Ewald является дальнейшим развитием концепции E.Kretschmer (см. Кречмера...

Эверли Дж.С., Розенфельд Р. Медитация

Предисловие. В западной культуре понятие медитация относится к актам размышления, планирования, обдумывания или рефлексии. Западные определения, однако, не отображают сущности восточного представления о медитации. По восточным преданиям, медитация представляет собой процесс, посредством которого достигается просветление. Это процесс роста, дающий человеку новый опыт в интеллектуальной, философской и, что важнее всего, в экзистенциальной сфере. В контексте этой книги мы будем употреблять термин медитация просто для обозначения методики аутогенного типа, обладающей потенциалом для индуцирования у занимающегося ею трофотропного состояния путем концентрации внимания на объекте, предназначенном для сосредоточения. При высоком уровне овладения этими методиками возможно достижения психического состояния, характеризующегося неэгоцентрическим и интуитивным типом...

Эвирация

Эвирация (лат. eviratus - женоподобный). 1. Обнаруживающаяся у мужчин — истинных (врожденных) гомосексуалов утрата мужских свойств психики, замена их женскими — кокетливостью, манерностью, характерными мимическими, пантомимическими и поведенческими реакциями; 2. Бредовая убежденность больного — мужчины в том, что у него имеются женские половые органы и соответственные функциональные проявления (беременность, менструация, лактация и др.). Наблюдается при...

Эго

Эго (лат. Ego — я). Средняя инстанция в трехчленной психоаналитической структуре личности, созданной S.Freud. Занимает промежуточное положение между «Оно» (Id) и супер-Эго (super-Ego). При этом «Оно» представляется вместилищем инстинктов, неосознаваемых влечений, а супер-Эго выполняет функцию цензуры, не пропуская в Эго неприемлемые по социальным мотивам, низменные, например, кровосмесительные, импульсы и влечения. Таким образом, по S.Freud, регулируются взаимоотношения личности и окружающей...

Эго–психология

Эгопсихология (от лат. ego я + греч. psyche душа + logos учение) психологическое направление, которое начало оформляться в 30егг. XXв. на основе классического психоанализа. Основными его представителями являются А.Фрейд, Г.Гартман, Р.Спитц , М.Малер, Э.Глоувер и Э.Эриксон . В противоположность принципу удовольствия психоанализа здесь на первый выдвигается проблема адаптации индивида к окружающему миру. И если в психоанализе эго понималось как производное от бессознательного и направленное на обеспечение нужд оно, то в эгопсихологии эго независимо от оно и имеет врожденный источник. По Гартману, и эго и оно возникают как дифференциация исходной матрицы новорожденного ребенка; по Глоуверу, у новорожденного уже существует эго...

Эгоизм

Особенность личности или психическое состояние, при которых на первом плане находятся собственные интересы, стремление к приобретению личных преимуществ и избежанию неудобств, лишений, забота о себе. Наблюдается как у психически здоровых при наличии соответствующих черт характера, так и при психопатиях и некоторых психических заболеваниях (начальные стадии психических расстройств позднего возраста, шизофрения и...

Эгопатия

Эгопатия (от лат. ego я + pathos страдание) устойчивые патологические изменения структуры Я, автор K.P.Kisker (1964г.). В этих случаях легко возникают агрессивные реакции (в виде, например, постоянных оскорблений и унижений других людей). За счет агрессии психопат пытается восстановить собственную ценность и отреагировать внутриличностный конфликт. Может выступать признаком шизофренического...

Эгоцентрическая речь

Эгоцентрическая речь говорение без попыток встать на точку зрения собеседника, что характерно для ребенка. Так, по мнению Ж.Пиаже , у ребенка изначально отсутствуют такие интеллектуальные операции , которые позволяют осознать различия собственной и чужой точек зрения. Если ребенок развивается в обеденной в плане общения среде, то доля его эгоцентрической речи достаточно велика, а в ситуации совместно организованной работы детей резко падает и практически исчезает после...

Эйдельберг (Eidelberg) Людвиг

Эйдельберг (Eidelberg) Людвиг (27.12.1898, Злоцов, Венгрия 13.11.1970, НьюЙорк) известный американский психоаналитик. После изучения медицины в Вене обратился к психоанализу (с 1928). В 1938г. эмигрировал в Лондон, в 1940г. в США. С 1951г. профессор государственного Медицинского центра в Дауне (НьюЙорк), был редактором энциклопедии психоанализа (Encyclopedia of Psychoanalysis, N.Y.,...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Профессиональные интересы