Закаливание - повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию физических факторов окружающей среды (низкой и высокой температур, пониженного атмосферного давления и др.) важная часть физической культуры, а также профилактических и реабилитационных мероприятий.
В основе закаливания лежит способность организма человека приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды (см. Адаптация). Закаливание осуществляется только в результате продолжительного систематического тренирующего воздействия физических факторов на организм при постепенном повышении интенсивности и продолжительности воздействия. Так, воздействие холодом повышает устойчивость организма только к действию низких температур, а теплом - к действию высоких температур. При прекращении закаливающих процедур степень закаленности организма ослабевает.
Закаливание к холоду является самым распространенным и практически наиболее важным, т.к. оно способствует профилактике острых респираторных вирусных инфекций, благодаря стимуляции реакций иммунитета и совершенствованию процессов терморегуляции. У людей, устойчивых к низким температурам, теплообразование в организме происходит более интенсивно; лучшее кровоснабжение кожи уменьшает вероятность возникновения отморожений. Чувствительность к холоду понижается также и за счет некоторого утолщения рогового слоя кожи и отложения холодостойких жиров. Охлаждение даже небольших участков тела, как и общее переохлаждение, у людей, не привычных к холоду, ведет к расширению сосудов слизистой оболочки носа и носоглотки. У закаленных людей слизистая оболочка верхних дыхательных путей не реагирует подобным образом. Закаливание к холоду осуществляют, главным образом, посредством частого пребывания на открытом воздухе (см. Аэротерапия) и применения водных процедур (см. Водолечение). Наиболее эффективны и удобны водные процедуры - обтирания, обливания, души, которые начинают с использования воды комнатной температуры. Постепенно температуру воды понижают, а продолжительность процедуры увеличивают. Большую пользу приносят также купания. Такие водные процедуры, как моржевание, т.е. купание в открытых водоемах зимой, можно принимать исключительно после длительной предварительной подготовки, с разрешения врача и под постоянным врачебным контролем.
При высокой температуре воздуха возникает опасность перегрева организма, не привычного к жаре (см. Перегревание организма, Тепловой удар). Закаливание высокой температурой воздуха проводится посредством дозированного пребывания на открытом воздухе в жаркие и солнечные дни, жаровоздушных ванн в бане-сауне. В результате многократного и длительного воздействия на организм высоких температур окружающего воздуха устойчивость организма к жаре повышается за счет усиления потоотделения и изменения состава пота (повышение содержания жировых веществ, уменьшение концентрации хлоридов), а также вследствие снижения теплоообразования. Усиление теплоотдачи у людей, закаленных в отношении действия высоких температур, обусловливает лишь умеренное учащение у них пульса во время работы в условиях жаркого климата; работоспособность у них сохраняется, несмотря на жару. Возможно также одновременное З. к теплу и холоду (см. Бани).
Для развития устойчивости организма к пониженному атмосферному давлению чаще всего используют восхождение в горы, в частности применяют метод так называемой ступенчатой акклиматизации: нахождение в течение определенного времени и тренировка в альпинистских лагерях, расположенных на разных высотах, начиная с меньшей. С этой целью используют также тренировку в барокамерах.
Закаливание солнечным облучением, применяемое с целью общеукрепляющего воздействия и для предупреждения и устранения ультрафиолетовой недостаточности, требует определенной осторожности и точного дозирования (см. Гелиотерапия).
Режим для закаливания с учетом возраста и состояния здоровья обязательно устанавливает врач. При ухудшении самочувствия (инфекционная болезнь, переохлаждение и др.) закаливающие процедуры временно прекращают, а после выздоровления возобновляют, используя методику начального периода закаливания.
Закаливание в пожилом возрасте надо проводить особенно осторожно, под тщательным врачебным контролем. Следует учитывать снижение адаптивных свойств организма в этом возрасте, а также более медленное восстановление физиологических функций после нагрузок. Предпочтение надо отдавать различным закаливающим процедурам на воздухе - воздушным ваннам на верандах, балконах, в тени деревьев или под тентом (летом). Солнечные ванны следует принимать, используя рассеянный солнечный свет. Полезно постепенно переходить к прогулкам в облегченной одежде. Физические упражнения следует завершать водными процедурами - обтиранием, обливанием (или душем) тепловатой водой или водой комнатной температуры, а в теплое время года - непродолжительным купанием при температуре питьевой воды не ниже 20—22°.
Закаливание детей начинают с первых дней жизни ребенка и проводят систематически, учитывая, однако, что органы и системы ребенка еще функционально незрелы. Дети с недостаточным питанием (см. Дистрофия у детей), рахитом, повторными или хроническими заболеваниями особенно нуждаются в закаливающих процедурах. Однако использование средств закаливания для оздоровления больных и ослабленных детей требует очень внимательного подхода. Свежий чистый воздух, прежде всего во время сна, благоприятно действует на организм ребенка при любых заболеваниях. Особенно полезно пребывание на открытом воздухе и летом, и зимой детям с заболеваниями, при которых нарушается газообмен: врожденными пороками сердца, ревматизмом, хронической пневмонией, бронхиальной астмой. При проведении общих воздушных ванн в помещении ограничиваются частичным кратковременным обнажением тела ребенка во время смены одежды. Воздушные и солнечные ванны строго дозируют, дети принимают их в положении лежа, при этом положение тела ребенка меняют через определенные промежутки времени.
Ослабленным и больным детям назначают главным образом частичные водные процедуры: умывание, влажное обтирание тела по частям, обливание стоп тепловатой водой. Температуру воды от исходной (35—36°) снижают очень медленно и лишь после улучшения общего состояния ребенка доводят до температуры, рекомендованной для здоровых детей. У детей, страдающих экссудативным диатезом (см. Диатезы), водой обтирают только непораженные участки кожи. При острых заболеваниях, сопровождающихся повышением температуры тела, закаливающие процедуры прекращают и назначают снова после выздоровления с учетом индивидуальных особенностей организма ребенка. О закаливании детей различного возраста см. Ясельный возраст, Грудной ребенок, Дошкольный возраст, Школьный возраст.
Библиогр.: Воровин Н.М., Основы медицинской и биологической климатологии, с. 216, 227, М., 1981; Курортология и физиотерапия, под ред. В.М. Боголюбова, т. 1, с. 66, М., 1985; Маршак М.Е. Физиологические основы закаливания организма человека, Л., 1965, библиогр.; Спирина В.П. Закаливание детей, М., 1972.
Шпильрейн Исаак Нафтульевич (1891 1937) советский психолог, один из создателей российской психотехники. Высшее образование получил в университетах Гейдельберга и Лейпцига. Был арестован в 1935г., по обвинению в контрреволюционной пропаганде и троцкизме и расстрелян. Реабилитирован посмертно. Занимался проблемами психологии труда (рационализация труда, утомление , автоматизация трудовых действий , профессиональный отбор...
Шпрангер (Spranger) Эдуард (27.6.1882, Берлин 17.9.1963, Тюбинген) немецкий философ, психолог и педагог. Получил философское, историческое и лингвистическое образование в Берлинском университете. С 1909г. он преподаватель философии и образования в Берлинском университете, с 1911г. по 1920г. профессор Лейпцигского университета, с 1920г. по 1944г. профессор Берлинского университета. Читал гостевые лекции в Японии (19361939). В 1944г. Шпрангер был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. В 1945г. он был назначен ректором Берлинского университета, с 1946г. до своей отставки в 1953г. работал в качестве профессора университета Тюбингена. Сторонник метода В.Дильтея наук о духе, основанном на интуитивном постижении духовной целостности. Пытался интегрировать в свою систему...
Штерн (Stern) Вильям Луис (29.04.1871, Берлин 27.03.1938) немецкий психолог, основатель персоналистической психологии. Сделал попытку интегрировать естественные и гуманитарные науки. Проводил экспериментальные исследования развития у детей восприятия, речи, умственных процессов. Ввел понятие коэффициента интеллекта...
Штерринг (Storring) Густав (24.8.1860, Ферде, Вестфалия 1.12.1946, Геттинген) немецкий психолог и психопатолог. Образование получил с 1884г. по 1887г. в университетах Бонна, Берлина, Киля, Галле (доктор философии, 1889) и Мюнстера (теологические экзамены, 1887, 1894). Работал с 1894г., после сдачи государственного медицинского экзамена, ассистентом врача в Психиатрической больнице Hubersburg при Лейпцигском университете, с 1896г., после защиты диссертации для замещения должности доцента, работал в качестве приватдоцента. В 1897г. ему была присуждена степень доктора медицины (Вюрцбург), с 1902г. по 1911г. Штерринг профессор философии и экспериментальной психологии в Цюрихе, с 1911г. по 1914г. профессор в Страсбурге, с 1914г. до своей отставки в 1928г. профессор...
Штумпф (Stumpf) Карл (21.04.1848 25.12.1936, Берлин) немецкий психолог, один из основателей функциональной психологии. В его школе прошли обучение В.Келер, К.Коффка, М.Вертгеймер и...
Шуб (от нем. Schub сдвиг, ступенька) приступ шизофрении. Форма шизофренического процесса, совершающегося по приступообразнопоступательному типу. Каждый приступ завершается формированием того или иного дефекта по шизофреническому...
Шульц (Schultz) Йоханнес Генрих (30.06.1884 19.09.1970, Берлин) немецкий психиатр и психотерапевт. После получения медицинского образования в Лаузанне, Геттингене и Бреслау, прошел психиатрическую стажировку в Геттингене, с 1907г. под руководством Л.В.Вебера, и Йене, с 1912г. под руководством О.Бинсвангера. С 1915г. профессор в Йене. В 192427гг. прошел учебный анализ . С 1936по 1945г. руководитель института психотерапии в Берлине. После второй мировой войны приступил к частной практике. Выступал за развитие непсихоаналитической психотерапии. В 1920г. разработал метод аутогенной тренировки (Das autogene Training. 11 Aufl. 1964). Сочинения. Die seelische Krankenbehandlung. 1919; Bionomen Psychotherapie. 1951; Lebensbilderbuch eines Nervenarztes. 1964; Handbuch der Neurosenlehre. 1957 (Hrsg. mit...
ШульцХенке (SchultzHencke) Харальд (18.08.1892 23.05.1953, Берлин) немецкий психоаналитик. На основе учения З.Фрейда развивал собственную концепцию, которая получила название неопсихоанализа. Занимался проблемами психотерапии эндогенных психозов. Сочинения. Der gehemmte Mensch, Entwurf eines Lehrbuchs der NeoPsychoanalyse. 1942; Lehrbuch der Traumanalyse. 1949; Lehrbuch der analytischen Psychotherapie....
Эббеке синдром (Ebbecke H., 1943). Состояния «молниеносного приступа страха», протекающие со своеобразным оптическим феноменом. В поле зрения возникают светящиеся точки, пятна, геометрические фигуры, которые повторяются как бы в виде негативных отпечатков. Сопровождаются депрессивным фоном настроения и суицидальными мыслями. Первоначально был описан у психопатических личностей истероидного круга. Имеются наблюдения относительно появления синдрома Эббеке при темпоральной эпилепсии у...
Эббингауз Герман (24.01.1850 26.02.1909) немецкий психолог, один из основателей экспериментальной психологии. Выступал оппонентом В.Дильтея . Осуществил экспериментальные исследования памяти на основе запоминания слогов (1885). Разработал несколько методик для исследования процессов памяти . Открыл ряд феноменов психологии памяти, в частности, фактор края, то есть более эффективное запоминание первых и последних слогов ряда. Построил кривые заучивания и забывания , которые показывают, что эти процессы носят нелинейный характер. Также обнаружил, что осмысленный материал запоминается лучше, чем...
Эвальд (Ewald) Готфрид (15.7.1888, Лейпциг 17.7.1963, Геттинген) немецкий психиатр. Доктор медицины, с 1920г. он приватдоцент в университете Эрлангена, с 1923г. экстраординарный профессор, с 1933г. ординарный профессор психиатрии в университете Грейфевальда, с 1934г. в университете Геттингена и директор университетской Клиники и поликлиники психических и нервных болезней. Создал теорию темпераментов (Temperament und Charakter, B., 1924), в которой различал два биологических уровня: биотоническиколичественный и структурнокачественный. Биотонус им понималася как некая психологическая сила, уменьшающаяся при эндогенной депрессии (сонный биотонус) и увеличивающаяся при маниакальном психозе (тугой биотонус); при параноидных психозах болезненное повышение биотонуса накладывается на анормальную структуру характера; в маниакальнодепрессивных психозах фазовая отсрочка биотонуса...
Эвальда биотонус (Ewald G., 1924). Совокупность гипотетических энергетических процессов (биопотенциал), определяющая возможности психической деятельности человека, его темперамент и уровень аффективного реагирования. Показатель биотонуса как бы дополняет характерограмму и дает возможность индивидуального прогнозирования психогенных реакций. Концепция G.Ewald является дальнейшим развитием концепции E.Kretschmer (см. Кречмера...
Предисловие. В западной культуре понятие медитация относится к актам размышления, планирования, обдумывания или рефлексии. Западные определения, однако, не отображают сущности восточного представления о медитации. По восточным преданиям, медитация представляет собой процесс, посредством которого достигается просветление. Это процесс роста, дающий человеку новый опыт в интеллектуальной, философской и, что важнее всего, в экзистенциальной сфере. В контексте этой книги мы будем употреблять термин медитация просто для обозначения методики аутогенного типа, обладающей потенциалом для индуцирования у занимающегося ею трофотропного состояния путем концентрации внимания на объекте, предназначенном для сосредоточения. При высоком уровне овладения этими методиками возможно достижения психического состояния, характеризующегося неэгоцентрическим и интуитивным типом...
Эвирация (лат. eviratus - женоподобный). 1. Обнаруживающаяся у мужчин — истинных (врожденных) гомосексуалов утрата мужских свойств психики, замена их женскими — кокетливостью, манерностью, характерными мимическими, пантомимическими и поведенческими реакциями; 2. Бредовая убежденность больного — мужчины в том, что у него имеются женские половые органы и соответственные функциональные проявления (беременность, менструация, лактация и др.). Наблюдается при...
Эго (лат. Ego — я). Средняя инстанция в трехчленной психоаналитической структуре личности, созданной S.Freud. Занимает промежуточное положение между «Оно» (Id) и супер-Эго (super-Ego). При этом «Оно» представляется вместилищем инстинктов, неосознаваемых влечений, а супер-Эго выполняет функцию цензуры, не пропуская в Эго неприемлемые по социальным мотивам, низменные, например, кровосмесительные, импульсы и влечения. Таким образом, по S.Freud, регулируются взаимоотношения личности и окружающей...
Эгопсихология (от лат. ego я + греч. psyche душа + logos учение) психологическое направление, которое начало оформляться в 30егг. XXв. на основе классического психоанализа. Основными его представителями являются А.Фрейд, Г.Гартман, Р.Спитц , М.Малер, Э.Глоувер и Э.Эриксон . В противоположность принципу удовольствия психоанализа здесь на первый выдвигается проблема адаптации индивида к окружающему миру. И если в психоанализе эго понималось как производное от бессознательного и направленное на обеспечение нужд оно, то в эгопсихологии эго независимо от оно и имеет врожденный источник. По Гартману, и эго и оно возникают как дифференциация исходной матрицы новорожденного ребенка; по Глоуверу, у новорожденного уже существует эго...
Особенность личности или психическое состояние, при которых на первом плане находятся собственные интересы, стремление к приобретению личных преимуществ и избежанию неудобств, лишений, забота о себе. Наблюдается как у психически здоровых при наличии соответствующих черт характера, так и при психопатиях и некоторых психических заболеваниях (начальные стадии психических расстройств позднего возраста, шизофрения и...
Эгопатия (от лат. ego я + pathos страдание) устойчивые патологические изменения структуры Я, автор K.P.Kisker (1964г.). В этих случаях легко возникают агрессивные реакции (в виде, например, постоянных оскорблений и унижений других людей). За счет агрессии психопат пытается восстановить собственную ценность и отреагировать внутриличностный конфликт. Может выступать признаком шизофренического...
Эгоцентрическая речь говорение без попыток встать на точку зрения собеседника, что характерно для ребенка. Так, по мнению Ж.Пиаже , у ребенка изначально отсутствуют такие интеллектуальные операции , которые позволяют осознать различия собственной и чужой точек зрения. Если ребенок развивается в обеденной в плане общения среде, то доля его эгоцентрической речи достаточно велика, а в ситуации совместно организованной работы детей резко падает и практически исчезает после...
Эйдельберг (Eidelberg) Людвиг (27.12.1898, Злоцов, Венгрия 13.11.1970, НьюЙорк) известный американский психоаналитик. После изучения медицины в Вене обратился к психоанализу (с 1928). В 1938г. эмигрировал в Лондон, в 1940г. в США. С 1951г. профессор государственного Медицинского центра в Дауне (НьюЙорк), был редактором энциклопедии психоанализа (Encyclopedia of Psychoanalysis, N.Y.,...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]