Exit Project: Глоссарий: Концепция социально-генетической психологии

Концепция социально-генетической психологии



Концепция социальногенетической психологии (автор В.В.Рубцов.) теория, объясняющая психическое развитие ребенка через совместную деятельность. Построена на анализе общей структуры деятельности, выполненного в культурноисторической школе Л.С.Выготского , А.Н.Леонтьева . Новая психическая функция здесь трактуется как сформированная в рамках кооперации действий участников совместной деятельности. Генезис познавательного действия определяют способы взаимодействия участников совместной деятельности (распределение начальных действий и операций, обмен действиями, а также взаимопонимание, коммуникация, планирование и рефлексия). На материале формирования мышления показано, что: 1.Кооперация и координация предметных действий составляет основу происхождения интеллектуальных структур мышления ребенка, при этом тип распределения деятельности выполняет функцию специфического моделирования содержания интеллектуальной структуры в составе отношений участников деятельности; 2.Основой для выделения и дальнейшего усвоения ребенком содержания интеллектуальной структуры является выполнение им особого действия по замещению предметных преобразований (перераспределение деятельности); выполняя это действие, ребенок обращается к основаниям организации самой совместной деятельности, раскрывает общий для всех участников совместной работы характер того или иного предметного преобразования; при этом необходим рефлексивно содержательный анализ участниками формы строящихся совместных действий и последующее планирование адекватных предметному содержанию объекта новых форм организации совместной деятельности; 3.Форма организации совместного действия является каналом трансляции культуры, т.к. взаимодействием участников совместной ситуациичерез осуществляется опосредствование исторически сложившихся схем познавательных действий. Литература. РубцовВ.В. Роль кооперации в развитии интеллекта детей // Вопросы психологии. N4, 1980, с.7989; РубцовВ.В. Организация и развитие совместных учебных действий у учащихся в процессе обучения. М., 1987; РубцовВ.В. Совместная деятельность как проблема генетической психологии // Психологический журнал. N3, 1989, с.716; РубцовВ.В. Основы социальногенетической психологии. М.Воронеж, 1996.

Другие статьи : Кoнтраст яркостный, Ка–цет синдром, Кабанис Пьер Жан, Каган - Лемкин рисуночный тест, Каган Джером, Кагана симптомы детского аутизма, Кажущееся движение, Кандаулезизм, Кандинский Виктор Хрисанфович, Канцерофобия, Капризы детей, Карус (Carus) Карл Густав, Катарсис, Катартический метод, Кататимия, Кататонический синдром, Категориальность восприятия, Катексис, Катц Давид, Каузальная атрибуция, Каузально–динамический анализ, Кафка (Kafka) Густав, Качества Эренфельса, Келли (Kelly) Джордж Александер, Келли Гарольд, Кеннон Уолтер Бредфорд, Кесарево безумие, Кеттел (Cattell) Реймонд Бернард, Кеттел Джеймс Маккин, Кёлер (Kohler) Вольфганг, Кинестезии речевые, Кинестезические ощущения, Кинзи (Kinsey) Альфред, Клагес (Klages) Людвиг, Клапаред (Claparede) Эдуард, Классификации памяти Э. Тульвинга, Классификация жестов Экмана и Фризена, Классификация запахов Линнея, Классификация запахов Цваардемакера, Классификация мотивов Мюррея, Классификация мотивов Нюттена, Классификация обонятельных ощущений Х. Хеннинга, Классификация ощущений, Классификация ощущений Хэда, Классификация ощущений Ч. Шеррингтона, Классификация памяти П.П. Блонского, Классификация профессий Кьюдера, Классификация профессий Сьюпера, Классификация психодиагностических методик, Классификация типов темперамента Гиппократа, Классическая теория непрерывности сенсорного ряда, Классическое обусловливание, Кластерный анализ, Клаустрофобия, Клейст (Kleist) Карл, Клеточный ансамбль, Клиенто-центрированная терапия, Климов Евгений Александрович, Клиническая психология, Кляйн Мелани, Клятва Гиппократа, Когнитивная карта, Когнитивная психология, Когнитивная психотерапия, Когнитивная ригидность, Когнитивная сложность, Когнитивный контур, Когнитивный образ, Когнитивный стиль, Кожно–гальваническая реакция, Колберг Лоуренс, Колумбийская школа, Кома, Коммуникативная функция речи, Коммуникационная психотерапия, Компенсация, Компенсация функций, Комплекс Гризельды, Комплекс Ионы, Комплекс Квазимодо, Комплекс Клитемнестры, Комплекс неполноценности, Комплекс оживления, Комплекс Ореста, Комплекс Поликрата, Комплекс Терсита, Комплекс Федры, Комплекс Эдипа, Комплекс Электры, Комплекс-качество, Комплексное мышление, Компульсивное поведение, Компульсивное поведение, Конвергентное мышление, Конвергенция глаз, Кондаков И.М. А.С. Пушкин и русская психология XIX в. о состоянии очарованности жизнью, Кондаков И.М. Методика для изучения мотивационных особенностей школьников, Кондаков И.М. Преподавание психологии в Царскосельском лицее: А.С. Пушкин и А.И. Галич, Кондаков И.М. Пушкин и психология его времени о „животном магнетизме“, Кондаков И.М., Нилопец М.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля, Кондильяк Этьен Бонно де, Конкретизация, Конкретные операции, Конрад Клаус, Константность восприятия, Конституция человека, Конструирование кодов, Контакт–психология, Контаминация, Контрастная иллюзия, Контрольный анализ, Конфликт выражений, Концептуальная модель, Концептуально–пропозициональная гипотеза, Концепция внутренней речи Л.С. Выготского, Концепция внутренней речи П.П. Блонского, Концепция выразительных движений Ч. Дарвина, Концепция межличностной совместимости Шутца, Концепция морального развития Колберга, Концепция подетального анализа, Концепция порождения речи А.А. Леонтьева, Концепция профессионального развития Сьюпера, Концепция социально-генетической психологии, Концепция этнофункциональной методологии, Координация движений, Копинг-поведение, Копулятивный цикл, Кора головного мозга, Корнилов Константин Николаевич, Корнилов Константин Николаевич. Анализ научной деятельности., Коро, Короткий анализ, Корсаков Сергей Сергеевич, Корсаковский синдром, Кос Сэмуэль Калман, Косвенная агрессия, Космическая психология, Коффка (Koffka) Курт, Кохут (Kohut) Хайнц, Коэффициент интеллекта, , ...

 

Эйдетизм

Эйдетизм (от греч. eidos образ, внешний вид) способность к воспроизведению в плане представлений предметов со всеми их...

Эйдетический образ

Эйдетический образ субъективная представленность предметов или композиций из них в течение некоторого времени после прекращения актуального восприятия , имеющая отчетливость и деталировку. В отличии от послеобраза эйдетический образ независим от движений глаз и относительно стабилен во времени. Эйдетические образы наиболее часто встречаются у детей младшего и подросткового возраста , у взрослых же достаточно...

Эйфория

Эйфория (от греч. euphoria состояние удовольствия) радостное, веселое настроение , которое не имеет объективных причин для своего появления и характеризуется достаточной стойкостью. В поведенческом плане наблюдается двигательное оживление, многословие, иногда психомоторное возбуждение. В качестве причин эйфории могут выступать олигофрения , поражения лобных долей мозга, некоторые психические...

Экземплификация

Экземплификация (от англ. exemplification пояснение примером, иллюстрация) поведение, ориентированное на образец (модель), который выступает как средство межличностного воздействия и формирования отношения или способа действия. Выделяют следующие качества образца: ясность и очевидность, связанность с другими образцами, возможность сопоставления, убедительность воздействия, множественность критерием. Литература. GracJ. Exemplificacia: Vzory a modely v zivote cloveka. Bratislava: Vydavatelstvo Obzor, 1990,...

Экзистенциальная психология

Экзистенциальная психология психологическое направление, основанное на принципах гуманистической психологии и исходящее из первичности бытия человека, с которым органически связаны базовые экзистенциальные проблемы, стресс и тревога . Ее представителями являются Л.Бинсвангер, М.Босс, Е.Минковски, Р.Мэй, В.Франкл , Дж.Бугенталь. Здесь выделяется следующий ряд проблем: жизни и смерти; свободы и ответственности; общения и одиночества: смысла и бессмысленности существования. Вместе с тем, считается, что конкретный человек имеет уникальный личный опыт, которые не может быть сведен к универсальным правилам. На основе данных теоретических посылок развивается экзистенциальная психотерапия , направленная на восстановление аутентичности личности , которая достигается за счет глубинной личностной...

Экзистенциальный психоанализ

Экзистенциальный психоанализ (от лат. existentia существование и греч. psychе душа + analysis разложение, расчленение) форма психотерапии , автор Ж.П.Сартр . Основан на постулате, что для человека особой ценностью является его собственный выбор. Каждый человек имеет выбор, каким им быть. В каждый момент его поведения происходит реализация (утверждение) его экзистенции. Процедура терапии заключается в анализе основных жизненных выборов индивида и согласовании их с реальностью. Происходит объяснение конкретных форм такой...

Экзорцизм

Экзорцизм (от греч. exo вне) форма традиционной психотерапии . Изгнание духов. Основан на том, что изгоняющий злых духов причиняет больному мучения. Но при этом должны выполняться определенные условия. Вопервых, экзорцист должен абсолютно верить в реальность злого духа, вовторых, духпомощник экзорциста, от лица которого происходило все действие, должен занимать в демонической иерархии место более высокое, чем злой дух, втретьих, перед изгнанием духов экзорцист должен продолжительное время молиться и поститься. Важно, что все его действия при проведении экзорцизма направлялись не против больного, который, напротив, укреплялся в его решимости освободиться от заболевания, а против мучающего его духа. Формой исцеления одержимого было механическое...

Экологическая парадигма развития

Экологическая парадигма развития (от греч. оikоs дом, родина и paradeigma образец) исследовательский подход к анализу развития ребенка при учете следующих сфер человеческого взаимодействия: социального, семейного, культурного, исторического. Автор Ю.Бронфенбреннер. Литература. BronfenbrennerU. Toward an experimental ecology of human development // Amer. Psychol., 1977, v.32, p.513531; БурменскаяГ.В. Экологическая ориентация в современной американской психологии развития // Вопросы психологии. 1985, N4,...

Экологическая психология

Экологическая психология (от греч. оikоs дом, родина и psyche душа + logos учение) психологическое направление, одним из основателей является Дж.Брунер . Рассматривает психологические процессы человека, находящегося в том или ином окружении. Постулируется наличие причинной связи не линейного характера, а системного (сетевого). В соответствии с этим считается, что новые знания усваиваются не сами по себе, а в контексте события их социального...

Эксгибиционизм

Эксгибиционизм (от лат. exhibitio выставление, предъявление) половая перверсия. Характеризуется тем, что сексуальное удовлетворение достигается при демонстрации половых органов лицам противоположного пола в обычных бытовых...

Эксперимент

Эксперимент исследовательская стратегия, в которой осуществляется целенаправленное наблюдение за какимлибо процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания. При этом происходит проверка гипотезы. Принято выделять два вида эксперимента естественный , участники которого не знают о своей роли испытуемых, и лабораторный , который обычно проводится в специально оборудованных помещениях и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут и не знать об истинном назначении...

Эксперимент Стреттона

Эксперимент Дж.Стреттона - доказательство активной природы восприятия. Испытуемые в этом эксперименте носили инвертированные очки, которые меняли местами, например, левые и правые, верхние и нижние части сетчаточного образа. Если индивид имел возможность активно взаимодействовать с предметами окружающего мира, то по истечение определенного времени ношения этих очков образ окружающего мира восстанавливался. Литература. СтреттонДж. Перевернутый мир // (Ред.) ГиппенрейтерЮ.Б., МихалевскаяМ.Б. Хрестоматия по ощущению и восприятию. М.: Изд. Мос. Унив.,...

Экспериментальная амнезия

Экспериментальная амнезия метода для проверки различных гипотез функционирования памяти , в которой в качестве амнестических средств используются фармакологические препараты, гипоксия, электросудорожный шок. За счет действия этих средств происходит прерывание реверберации электрической активности, обеспечивающей сохранение следа в кратковременной памяти , и нарушается переход его в долговременную память...

Экспериментальная психофармакология

Экспериментальная психофармакология раздел психофармакологии, в котором изучается влияние химических веществ на психические состояния и поведение животных с целью исследования механизмов их воздействия и разработки новых психотропных...

Экспериментальная самостимуляция

Экспериментальная самостимуляция ненасыщаемое стремление животного или человека совершать действия , которые приводят к электрическому раздражению, например посредством вживленных электродов, нервных структур, находящихся в гипоталамусе и среднем...

Экспериментальный анализ некоторых структурных особенностей профессиональных интересов

Принято считать, что внутренняя мотивация индивида играет ведущую роль в процессе его психического развития. В рамках профессионального развития, то эта мотивация представлена прежде всего стремлением к интеграции в социум на основе идентификации с социальными, в том числе профессионально специфическими, группами. Это стремление выражается в ориентациях, вопервых, на разные квалификационные уровни, связанные с различным объемом и качеством общего и профессионального образования и, вовторых, на разные профессиональные занятия, имеющие особый предмет труда и специфический операциональный состав. При этом ориентация на образовательный и квалификационный уровень действует прежде всего на основе достиженческой мотивации, а в ориентации на специфические предметные занятия наиболее существенную роль...

Экспертиза состояния здоровья

Cудебно-медицинская. Одним из часто встречающихся поводов для судебно-медицинской экспертизы является необходимость установления состояния здоровья различных лиц — участников уголовного или гражданского процесса. В одних случаях это предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством, в других такая необходимость возникает в ходе расследования уголовных дел или при рассмотрении уголовных или гражданских дел в суде. Проводится Э. с. з. участников процесса, а также исследование трупов, когда по ходу следствия необходимо выяснить состояние здоровья в период, предшествовавший смерти. Обязательны судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы для определения состояния здоровья в случае привлечения к уголовной ответственности немых, глухих, слепых и лиц, имеющих физические недостатки или психические отклонения,...

Эксплозивность

Эксплозивность (от фр. explosion взрыв) клиническое нарушение. Готовность к внезапному, неадекватно сильному, взрывного характера, проявлению аффекта . Больной, мучимый теми или иными отрицательными переживаниями (например, угрожающими галлюцинациями), сдерживает до определенного момента свою аффективную реакцию, но при этом происходит как бы аккумулирование аффекта до тех пор, пока какойлибо, часто совершенно незначительный, повод не приведет к бурному эмоциональному отреагированию. Особенно часто проявляется при эпилепсии, острой шизофрении, а также у психопатов, алкоголиков. В нормальных случаях при нервной перегрузке. Синоним взрывная...

Экспрессивная речь

Экспрессивная речь (от лат. expressio выражение) процесс порождения речевого высказывания, представленного в устной или письменной форме. Начало этого процесса лежит в формировании общего замысла, затем строится внутренняя речь , переводимая затем в собственно внешнюю...

Экстаз

Экстаз (от греч. extasis восхищение) термин, зафиксированный еще в античной литературе, для обозначения особого состояния сознания, в котором теряются границы между внешним и внутренним. Это состояние сопровождается чувством восторженности, опьянения, отрешенности от действительности, игнорированием реальных внешних ощущений. По характеру ощущений и по динамике процесса находится близко к сфере секса. В сознании всплывают картины и образы, обычно ему недоступные. Может сопровождаться как позитивными эмоциями (счастье, блаженство), так и негативными (страх, ужас). Физическая активность может редуцироваться до состояния оцепенения, или возрастать до неистовства. В данном состоянии часто встречается принудительная речь (глоссолалия). Для мистиков это ключевое понятие индивидуального развития человека. Экстаз символизирует...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Концепция социально-генетической психологии