I. ПРАВИЛЬНОСТЬ ПОЧЕРКА (ГОСПОДСТВО ВОЛИ). 1. Правильность. сила воли, противодействие, крепкость, определенность, решительность, выдержка, последовательность, чувство порядка, упорство; холодность чувств, трезвость, эмоциональная бедность, равнодушие, скучность, шаблонность. 2. Неправильность. слабость воли, неопределенность, изменчивость, поверхностность, отсутствие упорства, нерешительность, внеплановость, непоследовательность, зависимость, ведомость; оживленность чувств, чувственность, психологическая интенсивность, импульсивность, теплота, расположенность. II. СОРАЗМЕРНОСТЬ ПОЧЕРКА (ОГРАНИЧЕНИЕ ВОЗБУДИМОСТИ). 1. Соразмерность. хладнокровие, спокойствие, созерцательность, гармония, безоблачность; тупость, невосприимчивость, неподвижность, индифферентность, апатия, толстокожесть. 2. Несоразмерность. общительность, восприимчивость, нежность, тонкость, выразительность, чувствительность, подвижность; сбиваемость, возбудимость, раздражительность, склонность расстраиваться, взволнованность, неспокойствие, торопливость, капризность, потребность во впечатлениях, любопытство. III. ВЕЛИЧИНА БУКВ. 1. Большая. чувства, способность к воодушевлению, энтузиазм, потребность дарить чтолибо, избыточность, мечтательность, идеализм; самосознание, гордость, благородство, достоинство, серьезность, великодушие, рыцарство, важность, спесь; воля, потребность в деятельности, дух предпринимательства, широта, дальновидность, независимость, потребность в свободе, прямота; недостаточность концентрации, небрежность, легкомыслие, неосторожность, разбросанность, непоследовательность; недостаточный реализм, иллюзорность, эксцентричность, экзальтация, пристрастность, некритичность. 2. Малая. чувство реальности, реализм, основательность, материальность, благоразумие, осмотрительность, наблюдательность, тонкость, беспристрастность; покорность, готовность уважать когото, скромность, преданность, нетребовательность, кротость, сострадание; воля, способность к концентрации, чувство долга, рассудительность, обязательность, точность, чувство границы; мелочность, ограниченность, педантизм, близорукость; недостаток воодушевления, трезвость, сухость, суровость, несговорчивость, неудовольствие. IV. СКОРОСТЬ НАПИСАНИЯ. (признаки: упругое ведение линии, выраженность ритма, растянутость, сокращение пути, штриховые верхние знаки, неправильность верхней зоны, круглый шрифт, поспешные линии, широта, связанность). 1. Поспешность. воля, энергичность, выраженность потребностей, предприимчивость, усердие, изменчивость, склонность к комбинациям; оживленность, сангвинический темперамент, импульсивность, возбудимость, бойкость, беспечность; воля, неспокойствие, нетерпение, горячка, небрежность, поверхностность, поспешность, случайность; взволнованность, непостоянство, ветреность, склонность к колебаниям, увлекаемость. 2. Медлительность. воля, спокойствие, собранность, осмотрительность, благоразумие, осторожность, планомерность, постоянство, конкретное мышление, надежность; недейственность, нерешительность, незаконченность, слабость воли, вялость; равнодушие, флегматичность, пассивность, созерцательность чувств, устойчивость, невозмутимость, хладнокровие; тупость, безразличие, апатия, неподвижность, смущение, боязливость. V. СИЛА НАЖИМА (НАПРЯЖЕНИЕ). 1. Сила нажима. сила воли, энергичность, решительность, самоутверждение, упорство, выдержка, прилежание, противодействие, надежность, совестливость; стесненность, жестокость, беспощадность, несговорчивость, пристрастность, неповоротливость, неотзывчивость; сила потребности, мужественность, доблесть, удовольствие от борьбы, ориентация на чувства, чувственность, импульсивность; реактивная воля, своеволие, строптивость, несговорчивость, упрямство; стремление к самоутверждению и самостоятельности, чувство независимости; раздражительность, порывистость, горячность, аффектация, стремление спорить, агрессия. 2. Слабость нажима. адаптивность, спокойствие, живость, проворство, усердие, удовольствие от деятельности, оптимизм; слабость воли, недостаток инициативы, нерешительность, неэнергичность, бесцельность, недостаток готовности к противодействию, непостоянство, шаткость, бездеятельность; нежные чувства, возбудимость, сензитивность, тонкость, духовность; отвлекаемость, восприимчивость к внушению, покладистость, воспитуемость, уживчивость; слабость потребностей, боязливость, лабильность, жертвенность. VI. ШИРИНА. 1. Широкие буквы. усердие, откровенность, нескованность, подвижность, любовь к вещам; переменчивость, нетерпение, недостаток основательности, неточность, небрежность, вялость, невладение, неконцентрированность. 2. Узкие. самообладание, ограничения, обуздание, сдержанность; недостаток непосредственности, боязливость, эгоистичность, осторожность, недоверие, смущение, недостаток предметности, расчет, зависть, колкость. VII. НАКЛОН. 1. Правый косой (преобладание чувств). сердечность, воспламеняемость, чувственность, увлекаемость, способность к преданности, потребность в уюте, способность жертвовать, инстинктивность, обращенность вовне, общительность, податливость, адаптированность, экспансивность, дух предпринимательства, бывалость, наученность; опрометчивость, чрезмерность, распутство, безответственность, развязность, легкомыслие, недостаток самостоятельности, поверхностность, неспокойствие, безрассудство, рассеянность, гонка. 2. Вертикальный. рассудочность, благоразумие, рассудительность, самообладание, сдержанность, спокойствие, дисциплина, воля, сила противодействия, организованность, непоколебимость, обращенность вовнутрь, сосредоточенность; безучастие, холодность, хладнокровие, сознательный контроль, изолированность, необщительность. 3. Левый. самопреодоление, самоотрицание, самоотчуждение; принужденность, притворство, аффектация, лицемерие, искусственность, самоуверенность, высокомерие, недоступность, отчуждение. VIII. РАЗМАЗАННОСТЬ. радость восприятия, сенсуализм, самобытность, чувство цвета; инстинктивность, ориентация на ощущения, способность к удовлетворению; недостаток духовности, грубость, простота, толстокожесть; недостаток самодисциплины, безалаберность, неконтролируемость, поиск удовольствия. IX. ОСТРОТА. спиритуализм, тонкость чувств, раздражимость, сензитивность; самодисциплина, самообладание, строгость, определенность, решительность; сила восприятия, ориентация на понятия, пастельность; недостаток чувственности, неспособность к удовлетворению, принужденность, аскетизм. X. СВЯЗЫВАНИЕ БУКВ. 1. Нити (лабильность). многообразие, многосторонность, изменчивость, адаптивность, обращаемость, одаренность, политика, дипломатия, вариабельность; неопределенность, сверхвосприимчивость, суггестивность, рефлексивность, многозначность, бесхарактерность, притворство, актерство, зависть, обида, истеричность. 2. Углы (стабильность). сила противодействия, крепость, решительность, уверенность, непоколебимость, твердость; жестокость, безучастие, нетерпение, нетерпимость, холодность; расколотость, черствость, раздражительность, вспыльчивость, сила действия. 3. Гирлянды. благосклонность, согласие, потребность в признании, способность к уважению, терпимость, уступчивость, мягкость, сочувствие, естественность, непринужденность; беззаботность, общительность, доверие, открытость; несамостоятельность, привязанность, восприимчивость, нерешительность, недостаток инициативы, вялость, бесцельность. 4. Аркады. сдержанность, закрытость, осторожность, благоразумие, изысканность общения, дистанцирование; недостаточная открытость, неискренность, лживость, недоверие, выключенность, формализм, самодовольство, принужденность. XI. СТЕПЕНЬ СВЯЗАННОСТИ ТЕКСТА. 1. Связанность. комбинационные задачи, логика, последовательность, дискурсивность, разумность, расчет, промысливание; систематическое мышление, способность к абстракции, спекулятивность, мужской ум; бедность интуиции, недостаток психологической инициативы, несамостоятельность оценок, ненаходчивость, недостаток боеспособности; беглость мыли, невнимательность, ненаблюдательность, связанность фактами, принципиальность. 2. Несвязанность. богатство мыли, инициатива, самостоятельность оценок, интуиция, находчивость, юмор; внимание, наблюдательность, потребность накапливать, женский ум; недостаток логики, непоследовательность, случайность, своеволие, неблагоразумие, склонность к утопиям; упрямство, недостаток абстрактности, неспособность к адаптации. XII. АКЦЕНТИРОВАНИЕ НАЧАЛА. потребность в значительности, желание величия, честолюбие, гордость; тщеславие, потребность в значимости, жажда славы, высокомерие, надменность, заносчивость, чванство, спесь, мания величия. XIII. НАПИСАНИЕ БУКВ. 1. Полнота. фантазия, способность видения, сила воображения; слабость соображения, фантастичность, душевная неясность, некритичность, спутанность. 2. Тонкость. сила представлений, теоретические способности, душевная ясность, острота мысли, критичность; безфантазийность, недостаток представлений, недостаток видения, трезвость, сухость. 3. Обогащение. чувство, пунктуальность, способность к аранжировке, изобразительная потребность, чувство прекрасного; 4. Преувеличение. обстоятельность, многословие, безвкусица, непредметность, педантизм, буквализм. 4. Упрощение. чувство целесообразности, простота, порядок, схватывание сущности, определенность оценок, точность, самодисциплина; недостаток чувства формы, утилитаризм, переоценка внешнего, пуританизм, слабость чувства прекрасного, внутренняя пустота, шаблонность. 5. Витиеватость. аффектация, мания быть оригинальным, самолюбование, тщеславие, притязания. 6. Небрежение. недостаточность, неточность, неосновательность, поверхностность, неряшливость, непунктуальность, беспечность, ненадежность, лживость, двусмысленность. XIV. ОРИЕНТАЦИЯ. 1. Направо бегущие (дарение). бескорыстие, благорасположение, сочувствие, способность к адаптации, любовь к ближнему, гуманность, альтруизм; слабость воли, несамостоятельность, нерешительность, восприимчивость, отвлекаемость; потребность в деятельности, удовольствие от предпринимательства, предприимчивость, утилитаризм. 2. Налево бегущие (присвоение). активность, самостоятельность, решительность, самоутверждение, чувство достаточности; эгоцентризм, недостаток сочувствия, неучастие, эгоизм, обида, зависть, злоба, обращенность вовнутрь; собранность, мечтательность, лиризм, созерцательность; собственничество, эгоцентризм, восприимчивость, сентиментальность, обидчивость. XV. ОТЛИЧИЕ СРЕДНИХ ЗОН ОТ ДРУГИХ. 1. Большое. стремительность, удовольствие от предпринимательства, потребность в деятельности; неудовлетворенность, самоакцентирование, несоразмерность воли и знания, желание выйти из границ; расстроенность, честолюбие. 2. Малое. удовлетворенность, непритязательность, скромность, спокойствие, предметность интересов, воздержанность; равнодушие, флегматичность, невключенность, неучастие. XVI. СООТНОШЕНИЕ ВЕРХНЕЙ И НИЖНИХ ЗОН. 1. Превышение верхней над нижней. легкость духа, способность к воодушевлению, энтузиазм, духовные склонности, идеализм, грезы, блуждания, абстрактное мышление; малокровие, недостаточность основательности, непривязанность к корням, эксцентричность, иллюзионизм, непредметность, поверхностность, легкомыслие. 2. Превышение нижней над верхней. тяжесть духа, полнокровие, теплота отношений, чувство реальности, реализм, конкретное мышление, схватывание существа, предметность, практические склонности, технические способности, точность, добросовестность, наблюдательность, наблюдательность; трезвость, недостаточность воодушевленности, тупоумие, педантизм, материализм. XVII. СТРОКИ. 1. Ровные. хладнокровие, недостаток тонких чувств. 2. Повышающиеся. приподнятость настроения, легкомыслие, усердие, стенические чувства. 3. Колоколообразные. владение. 4. Снижающиеся. меланхолия, депрессия. 5. Вогнутые. борьба против плохого настроения. 6. Поднимающиеся ступеньками. оживленность при ограниченной энергии; 7. Опускающиеся ступеньками. постепенно возрастающее усердие. XVIII. ПРОЧЕРКИВАНИЕ. потребность в господстве, честолюбие, стремление противодействовать, недостаточная адаптивность. XIX. РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ СТРОЧКАМИ ИЛИ СЛОВАМИ. 1. Большое. стремление к пониманию. 2. Малое. боязнь ясности, недостаточность самоанализа. XX. ЛЕВЫЕ ПОЛЯ. 1. Широкие. оживленность, сангвинический темперамент, нетерпеливость. 2. Узкие. осторожность, осмотрительность, недоверие.
Апатический синдром психопатологический синдром , характеризуется состояниями вялости, безразличия ко всему окружающему, отсутствием побуждения к деятельности...
Апокалиптическая фаза (от греч. apokalypsis откровение) острая фаза шизофрении, в которой возникают особые субъективные переживания, автор К.Конрад . Все предметы и процессы окружающего мира теряют свои прежние, социально выработанные, значения и приобретают новые, часто интенсивно окрашенные. При развитии этого состояния оно сменяется апофенией . Синонимичным является такое понятие, как...
Апофения (от греч. apophene высказывать суждение, делать явным; восходит к текстам религиозных откровений, где обозначает чистое знание, достигаемое вне процесса познания) монотонно нарастающий симптом, который характеризуется переживаниями и идеями преследования, подслушивания со стороны других, неадекватного и чрезмерного внимания к индивиду, автор К.Конрад . По Конраду, больной оказывается больше неспособным к воодушевлению и к установлению личностных отношений. Его Я перестает выступать центром внутренней вселенной индивида. Собственные мысли воспринимаются как внушенные, навязанные извне, возникают иллюзии голосов. Апофения завершает тремафазу при шизофрении. В этой фазе есть еще возможность поворота к компенсации дефекта. Синонимичными являются такие понятия, как бредовые и анормальное сознание значения...
Апперцепция (от лат. ad к и perceptio воспринимаю) - влияние на восприятие предметов окружающего мира предшествующего опыта и установок индивида. Термин апперцепция был введен Г.Лейбницем , который развел перцепцию, как смутную презентацию какоголибо содержания и апперцепцию как ясное и отчетливое, осознанное видение душой этого содержания. После Г.Лейбница понятие апперцепции использовалось прежде всего в немецкой философии (И.Кант, И.Гербарт , В.Вундт и др.), где оно считалось проявлением спонтанной активности души и источником единого потока сознания. В.Вундт превратил это понятие в универсальный объяснительный принцип. В гештальтпсихологии апперцепция трактовалась как структурная целостность восприятия...
Аппетенция (Appetenz) (от лат. appetitus желание) стремления животного к источнику, который запускает его инстинктивную реакцию достижения того или иного потребностного состояния, автор Крайг. В трактовке К.Лоренса , целью соответствующего поведения является не предмет, а угашение потребностного...
Аппроксимативное сознание (от лат. approximare приближаться) состояние души, которая находится между сознательным и бессознательным. При этом личностно важное содержание, которое предстает перед таким сознанием, неоформлено, комплексно. Например, оно может быть пережито во сне как искра света. Автор К.Г.Юнг...
Апраксия (от греч. a отрицат. частица и praxis действие) нарушение произвольных действий , возникающее при поражении коры головного мозга. Причиной может стать расстройства движений (парезы, параличи) или чувствительности. В классификации А.Р.Лурии представлены четыре основные формы апраксии. При поражении постцентральных отделов коры головного мозга изза нарушения кинестезического анализа и синтеза возникает кинестезическая апраксия. При поражении затылочнотеменных отделов коры головного мозга изза нарушений зрительнопространственной ориентировки, симультанного анализа и синтеза возникает пространственная апраксия. При поражении коры премоторных отделов мозга изза нарушения кинетической организации произвольного двигательного акта возникает кинетическая апраксия. При поражении префронтальных отделов коры больших полушарий изза нарушений высших регуляторных механизмов, лежащих...
Аристотель (384 322 дон.э.) древнегреческий философ, автор первого трактата о душе. В нем он выделил три души: растительную, животную и разумную, или человеческую, имеющую божественное происхождение. По его определению, душа есть не тело, но и неотделимая от тела сущность: это форма, функция и цель живого...
Арнхейм (Arnheim) Рудольф (род. 15.07.1904) американский психолог. В 1928г. защитил докторскую диссертацию по философии в Берлинском университете. С 1933г. по 1938г. работал в Международном институте учебных фильмов в Риме. С 1940г. работал в США. С 1968г. профессор психологии в Центре визуальных исследований при Гарвардском университете. Специалист в области психологии визуального...
Артемьева Елена Юрьевна (22.05.1940 9.12.1987) отечественный психолог, психосемантик. В 1963г. закончила механикоматематический факультет МГУ. Преподавала на кафедре нейро и патопсихологии факультета психологии МГУ. Доктор психологических наук (1987). Первые научные работы были посвящены проблемам функций лобных долей мозга, ЭЭГ. В дальнейшем стала разрабатывать проблемы субъективной семантики. Предложила концепцию следов деятельности, благодаря которым происходит регуляция структурной презентации мира. Дала описание генезиса, функционирования, актуализации следов деятельности как смыслов. Сочинения. Психология субъективной семантики....
Артефакт (от лат. artefactum искусственно сделанное) экспериментальный результат, возникающий изза отклонений в проведении эксперимента или изза дефектов самой методики. В частности, результаты могут быть нарушены действием на испытуемого...
Артефакт клиники особые поведенческие нарушения, возникающие у пациентов психиатрических клиник как реакция на новую, стрессогенную ситуацию, в которую они попадают (часто принудительная госпитализация, отсутствие осмысленных занятий, ограничение социальных контактов и пр.). Они накладываются на основную симптоматику, затрудняя тем самым текущий диагноз. В значительной степени артефакты клиники могут быть сглажены при организации трудотерапии и групповых форм занятий для...
Артикулема (от лат. articulo членораздельно произношу) единица речи, представляющая собой моторную схему произнесения того или иного...
Артикуляция координация действия речевых органов при произнесении звуков речи, которая осуществляется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями головного мозга. При произнесении определенного звука реализуется слуховой и кинестезический, или речедвигательный, контроль. Недоразвитие фонематического слуха (например, у слабослышащих) существенно затрудняет овладение правильной...
Архетипы (от греч. arche начало + typos образ) элементы коллективного бессознательного. Представляют собой врожденные диспозиции, обусловливающие появление у конкретного индивида определенных мыслей, представлений, отношений, действий, снов. Архетипы, сохраняясь в форме коллективного бессознательного, присущего каждому индивиду, являются результатом многовекового опыта наших предков. При этом речь идет не о конкретном, четко очерченном представлении, образе, или эмоции, но о некоторых врожденных предписаниях общего плана, побуждающих к активности или реагированию на ситуацию. Данные предписания приобретают конкретную, в том числе образную, форму уже в рамках той или иной культурной среды и могут выражаться в продуктах творческой деятельности как типичные персонажи мифов, сказок или священных...
Аскеза (от греч. asketes упражняющийся, подвижник) античное понятие, обозначающее подготовку атлетов к спортивным состязаниям. В дальнейшем оно получило более широкое толкование и стало обозначать вообще борьбу с пороками и стремление к добродетельной жизни. Так, для пифагорейцев аскеза представляла собой свод правил, необходимых для достижения истины. В христианской культуре она была обращена прежде всего против половой потребности, символизировавшей бренность материального мира: устранение всех удовольствий, связанных также и с приемом пищи, комфортом, впечатлениями окружающего мира (телесные радости) должно было служить накоплению некоей духовной энергии, требующейся для обретения святости. В дальнейшем, в рамках клинических исследований были описаны такие проявления аскезы, которые были...
Ассаджоли (Assagioli) Роберто (1889 1974) итальянский врач и философ, один из основателей психосинтеза, который восходит к трансперсональной психологии. Разработал теорию субличностей, которые представлены индивиду в виде внутренних голосов, часто противоречащих друг другу. В его учении индивидуального развития, по аналогии с подходом К.Г.Юнга (у которого есть разделение внешней и внутренней индивидуации), этот процесс разделяется на персональный и трансперсональный психосинтез. Центральным пунктом интеграции личности является не Я, а трансперсональная Самость, как спиритуальный центр идентичности. В его антропологии индивид представлен следующими, надстраивающимися один над другим, уровнями: глубинное бессознательное, среднее (коллективное) бессознательное, высокое бессознательное (надсознательное), достижение вершинной точки которого обозначается Самостью. Механизмом развития...
Ассимиляция (от лат. assimilatio - слияние, уподобление, усвоение) - конструкт операциональной концепции интеллекта Ж.Пиаже , выражающий собой усвоение материала за счет его включения в уже существующие схемы поведения. Осуществляется по аналогии с биологической ассимиляцией. В любом акте адаптации ассимиляция тесно связана с аккомодацией . На ранних стадиях развития ребенка встреча нового предмета с существующей схемой ведет к искажению свойств предмета и к изменению самой схемы, при этом мысль приобретает необратимый характер. При установлении равновесия между ассимиляцией и аккомодацией возникает обратимость мысли и смена эгоцентрической позиции на...
Ассоциативная психология психологические направления, в которых единицей анализа психики признана ассоциация . Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов. 1.Выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания. 2.Этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления . 3.Этап экспериментального и практического ассоцианизма, который характеризуется попыткой ввести в основную концепцию фактор активности...
Ассоциативный эксперимент проективный метод, предложенный одновременно К.Г.Юнгом , М.Вертгеймером и Д.Кляйном и предназначенный для исследования мотивации личности . В нем испытуемому предлагается как можно быстрее отвечать на набор словстимулов любым словом, которое приходит ему в голову. При этом возникающие ассоциации регистрируются по их типу, частоте однородных ассоциаций, времени между словомстимулом и ответом испытуемого. Также фиксируются поведенческие и физиологические реакции. На основании этих данных делается вывод о скрытых влечениях и аффективных комплексах испытуемого. Дальнейшее развитие эта методика получила в исследованиях А.Р.Лурия , который предложил так называемую сопряженную моторную методику, при использовании которой испытуемый должен одновременно со словесным ответом делать определенные...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]