Exit Project: Глоссарий: Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху

Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху



Тибетские мистики люди неразговорчивые. Те из них, у кого есть ученики, пользуются для их обучения особыми приемами, где речь занимает мало места. Описание их любопытной методики выходит за рамки данной работы. Достаточно здесь отметить, что ученики отшельниковсозерцателей видят своего учителя редко, через большие промежутки времени. Длительность разрывов обусловлена степенью успехов ученика или его духовными нуждами, причем о последних может судить только учитель. От встречи до встречи с учителем проходят долгие месяцы и даже годы. Однако, не взирая на такое отделение, когда обстоятельства этого требуют, учитель и ученики (преимущественно наиболее духовно развитые из них) имеют возможность общаться между собой. В тайное учение тибетцев, как один из его разделов, входит и телепатия. Они считают телепатию наукой, поддающейся изучению, как и всякие другие науки. Ею могут заниматься все, получившие необходимую подготовку и обладающие соответствующими способностями для применения теории на практике. Для овладения техникой телепатии рекомендуются различные методы. Но тибетские адепты тайных учений единогласно приписывают первопричину этого явления очень интенсивной, доходящей до транса концентрации мысли. Основы обучения для изучающих телепатию сжато можно обрисовать следующим образом. Прежде всего, необходимо выполнять все упражнения, вызывающие состояния транса при концентрации мысли на одном объекте до тех пор, пока субъект не сольется с объектом. Нужно в равной степени тренироваться в выполнении дополнительных упражнений, а именно: опустошать сознание от всякой умственной деятельности, создавая в нем безмолвие и совершенный покой. Затем следует распознавание и анализ разнородных явлений, вызывающих внезапные и, повидимому, необъяснимые психические и физические ощущения, особые состояния сознания: радость, печаль, страх и, кроме того, неожиданные воспоминания о лицах, предметах, событиях, как будто не имеющих никакой связи с ходом мыслей или действиями человека, в памяти которого они всплывают. После того, как ученик тренируется подобным образом в течении нескольких лет, он допускается к совместным медитациям с учителем. Оба запираются в тихой, скудно освещенной комнате и концентрируют свои мысли на одном и том же предмете. В конце упражнения ученик сообщает учителю все фазы своей медитации, различные идеи, возникшие в ее процессе, субъективные представления. Эти данные сопоставляются с моментами медитации учителя: сходство и расхождения отмечаются. На следующем этапе ученик, ничего не зная о предмете медитации учителя, старается воспрепятствовать возникновению в своем сознании мыслей, создать в нем вакуум и наблюдать неожиданно появляющиеся мысли, чувства, представления, как будто чуждые его собственным интересам и представлениям. Возникшие у ученика во время упражнения мысли и образы снова подвергаются анализу ламы, сравнивающего их с тем, что он мысленно внушал ученику во время сеанса. Теперь учитель будет давать ученику уже конкретные задания. Последний должен в это время сосредоточиться, находясь на небольшом расстоянии от наставника. Если приказы восприняты, это будет видно из ответов или действий послушника. Тренировка продолжается, причем дистанция между учителем и учеником постепенно увеличивается. Они теперь находятся не в одном помещении, но занимают разные комнаты в том же здании, или же ученик возвращается в собственную хижину или пещеру, а через некоторое время удаляется от жилища ламы на расстояние уже в несколько километров. На Тибете вообще никто и не сомневается в способности ученых мистиков читать чужие мысли, когда им заблагорассудится. Поскольку учитель обладает таким умением, его ученик, естественно, может тренироваться в передаче ему телепатических сигналов: учитель узнает об этом намерении прежде, чем он успеет собраться с духом, чтобы начать опыт. Поэтому его ученики начинают с упражнений по обмену телепатическими сигналами на расстоянии между собой. Двое или несколько послушников объединяются для проведения этого упражнения под руководством своего ламы. Их тренировка почти совпадает с приведенным выше описанием. Старшие ученики проверяют свои успехи, посылая комунибудь без предупреждения телепатические сообщения сверх предусмотренным планом упражнений и в такой момент, когда адресат занят чемнибудь и, по всей вероятности, совсем не думает ни о каких телепатических сигналах. Другие посредством телепатической связи стараются внушить мысли или действия тому, с кем они раньше никогда не тренировались вместе. Некоторые пытаются внушать действия животным. На подобные занятия и на различные другие упражнения, направленные на достижение этой же цели, уходят годы. Невозможно определить, сколько учеников из числа всех, проходящих эту суровую тренировку, добиваются реальных результатов. Было бы заблуждением приравнивать групповые занятия оккультизмом к школам с большим контингентом учащихся типа колледжей в крупных монастырях. Между ними нет ни малейшего сходства. В какойнибудь уединенной равнине самое большее человек шесть учеников собираются на короткое время вокруг жилища отшельника (обычно учеников бывает меньше). Далеко от обители, в другом горном ущелье можно иногда встретить еще трехчетырех послушников. Каковы бы ни были успехи адептов, систематически готовящихся к применению телепатических связей на практике, все же наиболее авторитетные учителямистики совсем не поощряют этих занятий. Они смотрят на старания приобрести сверхнормальные способности как на лишенную всякого интереса детскую игру. Считается вполне доказанным, что великие созерцатели могут по желанию иметь телепатическую связь со своими учениками и даже, утверждают некоторые, с любым живым существом в мире. Но, как я уже неоднократно отмечала, эти способности побочный продукт их собственного духовного совершенства и результат глубоких знаний законов психики. Когда, благодаря духовному озарению, венчающему долгие искания и труды, перестают рассматривать себя и других как совершенно обособленные, лишенные точек соприкосновения сущности, телепатическая связь осуществляется очень просто. Но, полагаю, благоразумнее будет не обсуждать здесь, какая доля истины и какая фантазии содержится в этих теориях. Зрительная телепатия, повидимому, тоже существует в Тибете. Если верить жизнеописаниям знаменитых лам в интерпретации тибетцев, мы можем найти в них множество примеров подобных явлений. Но истина и вымысел так тесно переплелись в этих древних житиях, что в отношении повествуемых там чудес невольно перевешивает сомнение в их справедливости. Тем не менее и в наши дни встречаются люди, утверждающие, будто у них самих были видения, переданные на расстоянии средствами своеобразной телепатической связи. Эти видения не имеют никакого сходства со снами. Иногда они возникают во время медитации, иногда, когда человек занят посторонними делами. Нужно сказать, что тибетцы, как правило, совсем не стремятся производить расследование психических явлений, и это составляет одно из главных препятствий в работе исследователя. Тибетцы рассматривают психические явления как факты, если не совсем обычные, то во всяком случае, и не настолько необыкновенные, чтобы возбудить у свидетелей или людей, просто знающих о них, непреодолимое желание анализировать эти факты. Они не нарушают в сознании тибетцев сложившихся представлений о законах природы, о том, что возможно, а что невозможно, как это бывает на Западе. Большинство тибетцев в равной степени как невежественные, так и ученые, непреложно верят, что все возможно для того, кто имеет, и поэтому происходящие у них на глазах чудеса не пробуждают у них никаких чувств, кроме восхищения ловкостью совершающего эти чудеса человека.

Другие статьи : Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху, Давыдов В.В. Деятельность, Давыдов В.В. Психология, Давыдов Василий Васильевич, Дакномания, Дакриурия, Дактилология, Дактилоспазм, Данлап Кнехт, Дансомания, Дарвин Чарльз, Дауна болезнь, Двенадцать шагов, Двигательная буря, Двигательная задача, Двигательный анализатор, Двигательный аппарат, Двигательный навык, Двигательный состав действия, Движение, Движения автоматизированные, Движения активные, Движения глаз, Движения пассивные, Движения сознательные, Движения фантомные, Двойная связь, Двойное мышление, Двойное сознание, Двойной слепой опыт, Двойные ощущения, Двойственное изображение, Двойственное отношение, Двойственность психическая, Двухкомпонентная теория эмоций Шехтера, Деавтоматизация навыка, Дебильность, Дебильность двигательная, Дебют, Девиантное поведение, Дедукция, Дежерин (Dejerine) Жюль Жозеф, Дезавтоматизация, Деиндивидаулизация, Действие, Дейтеранопия, Декаляж, Декарт Peнe, Декарт Р. Отрывки, Декодирование, Делирий, Деменция, Демокрит, Демонстрационное поведение животных, Деперсонализация, Депрессивный реализм, Депрессивный синдром, Дереализация, Дерефлексия, Десигнат, Дескриптивная психология, Дескриптивный бихевиоризм, Дессуар (Dessoir) Макс, Детектор лжи, Детерминирующая тенденция, Детская гиперактивность, Детская психология, Детские притязания, Детский анимизм, Детский психоанализ, Детский рисунок, Детство, Дефицит общения, Дефляция, Деятельностный подход в психологии, Деятельность, Деятельность детская, Джексон (Jackson) Дональд де Авила, Джемс (Jams) Уильям, Джозеф Луис Иринье Жан Абади (Joseph Louis Irеnee Jean Abadie), Джонс Эрнест, Диагностика профессиональных установок подростков, Диапазон эквивалентности, Дивергентное мышление, Дивергентные движения, Дизартрия, Дизноя, Дилемма узника, Дильтей Вильгельм, Динамическая психиатрия, Динамическая психология, Динамические характеристики психических процессов, Динамический стереотип, Диппольдизм, Дисграфия, Дискомфортное состояние, Дискурсивное мышление, Дисморфофобия, Диссимуляция, Дистресс, Дифференциальная психология, Дифференциальная психофизиология, Дифференциальный порог, Дифференциальный порог ощущений, Дихотическое слушание, Длительность ощущения, Добрынин Николай Федорович, Додонов Борис Игнатьевич, Долговременная память, Доминанта, Дондерс Франс Корнелис, Донжуанизм, Дооперациональное мышление, Дополнительные сенсорные характеристики, Дополнительные цвета, Дошкольный возраст, Дрейф, Дриш Ханс, Дружба, Дуализм, Дуалистический интеракционизм, Дуальное единство, Дункер (Duncker) Карл, Дьюи (Dewey) Джон, Дюбуа Поль Шарль, Дюркгейм (Durkheim) Эмиль, Дюркгейм Карлфрид, , ...

 

Апатический синдром

Апатический синдром психопатологический синдром , характеризуется состояниями вялости, безразличия ко всему окружающему, отсутствием побуждения к деятельности...

Апокалиптическая фаза

Апокалиптическая фаза (от греч. apokalypsis откровение) острая фаза шизофрении, в которой возникают особые субъективные переживания, автор К.Конрад . Все предметы и процессы окружающего мира теряют свои прежние, социально выработанные, значения и приобретают новые, часто интенсивно окрашенные. При развитии этого состояния оно сменяется апофенией . Синонимичным является такое понятие, как...

Апофения

Апофения (от греч. apophene высказывать суждение, делать явным; восходит к текстам религиозных откровений, где обозначает чистое знание, достигаемое вне процесса познания) монотонно нарастающий симптом, который характеризуется переживаниями и идеями преследования, подслушивания со стороны других, неадекватного и чрезмерного внимания к индивиду, автор К.Конрад . По Конраду, больной оказывается больше неспособным к воодушевлению и к установлению личностных отношений. Его Я перестает выступать центром внутренней вселенной индивида. Собственные мысли воспринимаются как внушенные, навязанные извне, возникают иллюзии голосов. Апофения завершает тремафазу при шизофрении. В этой фазе есть еще возможность поворота к компенсации дефекта. Синонимичными являются такие понятия, как бредовые и анормальное сознание значения...

Апперцепция

Апперцепция (от лат. ad к и perceptio воспринимаю) - влияние на восприятие предметов окружающего мира предшествующего опыта и установок индивида. Термин апперцепция был введен Г.Лейбницем , который развел перцепцию, как смутную презентацию какоголибо содержания и апперцепцию как ясное и отчетливое, осознанное видение душой этого содержания. После Г.Лейбница понятие апперцепции использовалось прежде всего в немецкой философии (И.Кант, И.Гербарт , В.Вундт и др.), где оно считалось проявлением спонтанной активности души и источником единого потока сознания. В.Вундт превратил это понятие в универсальный объяснительный принцип. В гештальтпсихологии апперцепция трактовалась как структурная целостность восприятия...

Аппетенция

Аппетенция (Appetenz) (от лат. appetitus желание) стремления животного к источнику, который запускает его инстинктивную реакцию достижения того или иного потребностного состояния, автор Крайг. В трактовке К.Лоренса , целью соответствующего поведения является не предмет, а угашение потребностного...

Аппроксимативное сознание

Аппроксимативное сознание (от лат. approximare приближаться) состояние души, которая находится между сознательным и бессознательным. При этом личностно важное содержание, которое предстает перед таким сознанием, неоформлено, комплексно. Например, оно может быть пережито во сне как искра света. Автор К.Г.Юнг...

Апраксия

Апраксия (от греч. a отрицат. частица и praxis действие) нарушение произвольных действий , возникающее при поражении коры головного мозга. Причиной может стать расстройства движений (парезы, параличи) или чувствительности. В классификации А.Р.Лурии представлены четыре основные формы апраксии. При поражении постцентральных отделов коры головного мозга изза нарушения кинестезического анализа и синтеза возникает кинестезическая апраксия. При поражении затылочнотеменных отделов коры головного мозга изза нарушений зрительнопространственной ориентировки, симультанного анализа и синтеза возникает пространственная апраксия. При поражении коры премоторных отделов мозга изза нарушения кинетической организации произвольного двигательного акта возникает кинетическая апраксия. При поражении префронтальных отделов коры больших полушарий изза нарушений высших регуляторных механизмов, лежащих...

Аристотель

Аристотель (384 322 дон.э.) древнегреческий философ, автор первого трактата о душе. В нем он выделил три души: растительную, животную и разумную, или человеческую, имеющую божественное происхождение. По его определению, душа есть не тело, но и неотделимая от тела сущность: это форма, функция и цель живого...

Арнхейм (Arnheim) Рудольф

Арнхейм (Arnheim) Рудольф (род. 15.07.1904) американский психолог. В 1928г. защитил докторскую диссертацию по философии в Берлинском университете. С 1933г. по 1938г. работал в Международном институте учебных фильмов в Риме. С 1940г. работал в США. С 1968г. профессор психологии в Центре визуальных исследований при Гарвардском университете. Специалист в области психологии визуального...

Артемьева Елена Юрьевна

Артемьева Елена Юрьевна (22.05.1940 9.12.1987) отечественный психолог, психосемантик. В 1963г. закончила механикоматематический факультет МГУ. Преподавала на кафедре нейро и патопсихологии факультета психологии МГУ. Доктор психологических наук (1987). Первые научные работы были посвящены проблемам функций лобных долей мозга, ЭЭГ. В дальнейшем стала разрабатывать проблемы субъективной семантики. Предложила концепцию следов деятельности, благодаря которым происходит регуляция структурной презентации мира. Дала описание генезиса, функционирования, актуализации следов деятельности как смыслов. Сочинения. Психология субъективной семантики....

Артефакт

Артефакт (от лат. artefactum искусственно сделанное) экспериментальный результат, возникающий изза отклонений в проведении эксперимента или изза дефектов самой методики. В частности, результаты могут быть нарушены действием на испытуемого...

Артефакт клиники

Артефакт клиники особые поведенческие нарушения, возникающие у пациентов психиатрических клиник как реакция на новую, стрессогенную ситуацию, в которую они попадают (часто принудительная госпитализация, отсутствие осмысленных занятий, ограничение социальных контактов и пр.). Они накладываются на основную симптоматику, затрудняя тем самым текущий диагноз. В значительной степени артефакты клиники могут быть сглажены при организации трудотерапии и групповых форм занятий для...

Артикулема

Артикулема (от лат. articulo членораздельно произношу) единица речи, представляющая собой моторную схему произнесения того или иного...

Артикуляция

Артикуляция координация действия речевых органов при произнесении звуков речи, которая осуществляется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями головного мозга. При произнесении определенного звука реализуется слуховой и кинестезический, или речедвигательный, контроль. Недоразвитие фонематического слуха (например, у слабослышащих) существенно затрудняет овладение правильной...

Архетипы

Архетипы (от греч. arche начало + typos образ) элементы коллективного бессознательного. Представляют собой врожденные диспозиции, обусловливающие появление у конкретного индивида определенных мыслей, представлений, отношений, действий, снов. Архетипы, сохраняясь в форме коллективного бессознательного, присущего каждому индивиду, являются результатом многовекового опыта наших предков. При этом речь идет не о конкретном, четко очерченном представлении, образе, или эмоции, но о некоторых врожденных предписаниях общего плана, побуждающих к активности или реагированию на ситуацию. Данные предписания приобретают конкретную, в том числе образную, форму уже в рамках той или иной культурной среды и могут выражаться в продуктах творческой деятельности как типичные персонажи мифов, сказок или священных...

Аскеза

Аскеза (от греч. asketes упражняющийся, подвижник) античное понятие, обозначающее подготовку атлетов к спортивным состязаниям. В дальнейшем оно получило более широкое толкование и стало обозначать вообще борьбу с пороками и стремление к добродетельной жизни. Так, для пифагорейцев аскеза представляла собой свод правил, необходимых для достижения истины. В христианской культуре она была обращена прежде всего против половой потребности, символизировавшей бренность материального мира: устранение всех удовольствий, связанных также и с приемом пищи, комфортом, впечатлениями окружающего мира (телесные радости) должно было служить накоплению некоей духовной энергии, требующейся для обретения святости. В дальнейшем, в рамках клинических исследований были описаны такие проявления аскезы, которые были...

Ассаджоли Роберто

Ассаджоли (Assagioli) Роберто (1889 1974) итальянский врач и философ, один из основателей психосинтеза, который восходит к трансперсональной психологии. Разработал теорию субличностей, которые представлены индивиду в виде внутренних голосов, часто противоречащих друг другу. В его учении индивидуального развития, по аналогии с подходом К.Г.Юнга (у которого есть разделение внешней и внутренней индивидуации), этот процесс разделяется на персональный и трансперсональный психосинтез. Центральным пунктом интеграции личности является не Я, а трансперсональная Самость, как спиритуальный центр идентичности. В его антропологии индивид представлен следующими, надстраивающимися один над другим, уровнями: глубинное бессознательное, среднее (коллективное) бессознательное, высокое бессознательное (надсознательное), достижение вершинной точки которого обозначается Самостью. Механизмом развития...

Ассимиляция

Ассимиляция (от лат. assimilatio - слияние, уподобление, усвоение) - конструкт операциональной концепции интеллекта Ж.Пиаже , выражающий собой усвоение материала за счет его включения в уже существующие схемы поведения. Осуществляется по аналогии с биологической ассимиляцией. В любом акте адаптации ассимиляция тесно связана с аккомодацией . На ранних стадиях развития ребенка встреча нового предмета с существующей схемой ведет к искажению свойств предмета и к изменению самой схемы, при этом мысль приобретает необратимый характер. При установлении равновесия между ассимиляцией и аккомодацией возникает обратимость мысли и смена эгоцентрической позиции на...

Ассоциативная психология

Ассоциативная психология психологические направления, в которых единицей анализа психики признана ассоциация . Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов. 1.Выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания. 2.Этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления . 3.Этап экспериментального и практического ассоцианизма, который характеризуется попыткой ввести в основную концепцию фактор активности...

Ассоциативный эксперимент

Ассоциативный эксперимент проективный метод, предложенный одновременно К.Г.Юнгом , М.Вертгеймером и Д.Кляйном и предназначенный для исследования мотивации личности . В нем испытуемому предлагается как можно быстрее отвечать на набор словстимулов любым словом, которое приходит ему в голову. При этом возникающие ассоциации регистрируются по их типу, частоте однородных ассоциаций, времени между словомстимулом и ответом испытуемого. Также фиксируются поведенческие и физиологические реакции. На основании этих данных делается вывод о скрытых влечениях и аффективных комплексах испытуемого. Дальнейшее развитие эта методика получила в исследованиях А.Р.Лурия , который предложил так называемую сопряженную моторную методику, при использовании которой испытуемый должен одновременно со словесным ответом делать определенные...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху