Те из нас, чьи имена известны в связи с теософической работой, получают обычно огромную корреспонденцию. Часто случается так, что те, кто имеет, как они это называют, потерянных друзей или разрыв отношений по причине смерти, пишут нам с целью получить какиелибо сведения о них или хотя бы общие утешения. В дополнение к этому мы получаем многочисленные отчеты о пережитом психическом опыте, а также самых разных событиях, выходящих за рамки обычного. Из таких рассказов мы скомпоновали очень примечательную серию под названием В потемках (In The Twilight). Недавно я получил от одного из членов нашего Общества (Имеется в виду Теософическое Ово, основанное в 1875г. Е.П.Блаватской. Штабквартира находится в Адьяре, Индия) повествование, столь необычное, что, как мне кажется, оно стоит того, чтобы здесь его привести. Я сразу же написал тому джентльмену, спрашивая разрешения о его публикации и он любезно согласился, с условием, правда, что имена людей и название местности, где это произошло, не будут указаны, поскольку он не желает, чтобы его беспокоили в связи с этой историей. Я привожу его рассказ. Однажды я работал в своем саду, а времени было около трех дня. Моя жена вышла из дома, одетая так, как для прогулки и сказала мне, что собирается сходить в город сделать коекакие покупки. Я заметил ей, что собирается гроза и она может попасть под дождь, но ей казалось, что все таки надо было сходить, поскольку была пятница, а ей были очень нужны некоторые мелочи по хозяйству. Так что она ушла, и все время, пока она отсутствовала, я старательно работал в своем саду. Наш дом находится от города на приличном расстоянии, и ей надо было взять автомобиль, но чтобы добраться хотя бы до него, ей бы пришлось идти около двадцати минут, причем большую часть вдоль железной дороги. Когда она вернулась, я заметил, что она выглядит необычайно бледной и села отдохнуть немного. Оправившись немного от усталости, она сказала, что пережила очень странный опыт. Она сказала, что после того, как она меня покинула, она шла вдоль железнодорожного пути, как обычно, и вдруг услышала шаги, будто кто идет за ней следом. Оглянувшись посмотреть, кто это (поскольку место было безлюдное), она увидела с удивлением, что это был я, и спросила, не решил ли я ей составить компанию по части прогулки в город. Я не ответил ей, и моментом позднее она оказалась в одиночестве. Хотя она и была поражена моим исчезновением, но решила про себя, что это иллюзия, вызванная расстройством ее рассудка и продолжила свой путь, однако при этом сильно нервничая. Дойдя до города, она посетила различные магазины, и как только она вышла из первого, начался сильный дождь. В спешке она пересекла улицу, вошла в другой магазин и увидела меня стоящим около прилавка, но я снова исчез и она начала думать, что со мной произошел какой несчастный случай. (Я должен разъяснить, что она сама ранее была медиумом и меньше пугается подобных событий, чем другие дамы.) Когда она шла к автомобилю, чтобы вернуться, она снова заметила, что я следую за ней. Когда же она вышла из автомобиля и начала свой путь вдоль линии железной дороги, меня видно не было. Становилось очень темно, поднималась буря, и чтобы избежать луж и слякоти, она пошла прямо по железнодорожному пути. Неожиданно ктото схватил ее и поднял над дорогой, тут же мимо пронесся паровоз. Она не слышала его приближения, таким образом, несомненно, это вторжение спасло ей жизнь. Она думала, что находится в полной безопасности, идя по путям, поскольку знала, что в это время несколько часов не должно было быть поезда, но она не подумала, что может пойти маневровый легкий паровоз. Когда она обернулась поблагодарить человека, спасшего ей жизнь, она увидела, что это был я, и еще раз исчез, как только она попыталась со мной заговорить. Однако несколько раз далее по пути домой она оборачивалась и видела, как я иду за ней на небольшом расстоянии, но как она снова попыталась заговорить, я исчез. Я был в полном сознании и занят тяжелой работой все время ее отсутствия, и хотя мне это кажется очень замечательным случаем, я уже был склонен отнести это к воображению моей жены и не придавал ему такого уж большого значения, хотя я, конечно был благодарен, что жена спаслась от такой близкой опасности. Но примерно годом позже имел место аналогичный феномен, насчет которого я не мог высказать никаких предположений. На этот раз в субботу, около четырех вечера, я отправился на лодке на рыбалку в сопровождении матроса. Мы поставили нашу лодку на якорь, забросили наши удочки и терпеливо ждали, но нам не повезло и в восемь часов мы сдались и вернулись домой ужинать. На следующий день, в воскресенье, я отправился в город и позвонил в хорошо известный и фешенебельный магазин аптекаря, который был моим другом. (Я должен разъяснить, что у нас аптекарь летом продает разнообразные прохладительные напитки, и его магазин используется, как и кафе, как место встреч люди сидят за маленькими столиками на тротуаре, болтают и пьют безалкогольные напитки.) Когда я зашел туда, там около двенадцати человек сидели и разговаривали, среди них был мэр города, некоторые врачи, которых я знал (я и сам доктор) и известный юрист. Когда мой друг аптекарь встал поприветствовать меня, я заметил, что его правая рука перебинтована, и сразу спросил, в чем дело. Вместо ответа он расхохотался и странно на меня посмотрел. Увидев, что я удивлен, он сказал: Хорошенькое дельце! Спрашиваешь меня, что с рукой, когда сам стоял рядом со мной и был свидетелем всех дел, что произошли прошлым вечером! Вы можете представить, как я был удивлен и протестовал дескать меня не было в городе прошлым вечером. Мой друг фармацевт продолжал смеяться надо мной искренне, и его веселье привлекло внимание других джентльменов, что присутствовали. Когда они спросили его, что смешного, он объяснил, что я пытаюсь его убедить, что не был в городе прошлым вечером. Все присутствующие джентльмены тоже начали смеяться и сказали, что я, конечно, пытаюсь избежать вызова в суд в качестве свидетеля происшедшего. Я ничего не мог понять и мог только предположить, что они сговорились и решили подшутить надо мной, так что повернулся и вышел из магазина. Сразу же после этого, мой друг, который работает сыщиком, подошел ко мне и я ему, смеясь, рассказал, как забавно меня разыграли друзья, но к моему величайшему удивлению он рассказал мне полную историю того, что действительно случилось там прошлым вечером. Я, пожалуй, должен объяснить, что магазин моего друга находится вблизи Сити Холла, перед которым имеется площадь, окруженная деревьями там вечером играет оркестр и люди имеют привычку прогуливаться вокруг. Все дома вокруг площади снабжены балконами и семьи часто сидят там, наслаждаясь музыкой и свежим воздухом. Как я понял, прошлым вечером несколько джентльменов сидели у одной из дверей магазина, разговаривая о политике. Среди них был один, которого мы назовем мистером Смитом. Тут же, среди прогуливающихся, оказался другой джентльмен (назовем его мистером Джонсом), который, несомненно, дружески относился к мру Смиту; и когда проходил мимо, то бросил ему насмешливое замечание. Мр Смит, будучи уже несколько возбужден разговором, в злобе вскочил и ударил мра Джонса своей тростью. Последний сразу же потерял свое веселое настроение и ответил ему тем же, так что началось нечто, похожее на драку. Смиту досталось больше и он тяжело рухнул на землю. В этот момент, продолжил сыщик, который рассказывал мне эту историю, явились вы и помогли мне поднять человека с земли и отнести его в магазин аптекаря. Как только он оказался в безопасности, вы ушли, не сказав и слова, и что мне показалось примечательным, что вы, будучи доктором, не остались осмотреть полученные им повреждения. Что же до аптекаря, то он сильно получил по руке, когда пытался разнять тех двоих. Я уверял сыщика, что он делает странную ошибку, поскольку меня не было в городе в течение всего прошлого вечера, но рыбачил все это время, и я могу подтвердить это свидетельством матроса, который был со мной, и моей семьи, видевшей, как я ушел и вернулся. Сыщик только улыбнулся и сказал, что полностью понимает мое положение, и что как человек деловой я не хочу быть замешан в судебное дело, связанное с политикой, но не может быть малейшего сомнения в том, что я был там он узнал меня точно, и не только он, но и несколько других джентльменов, которые там присутствовали. Он добавил также, что некоторые из тех, кто смотрел с находящихся рядом балконов, давали показания в связи с дракой и некоторые из них заметили меня среди тех, кто находился вблизи. Все это было полностью непонятным для меня, но я видел, что невозможно убедить сыщика и не сказал больше ничего, а оставил его и отправился домой. Несколькими минутами позднее я встретил на улице доктора, который был моим хорошим другом и спросил его, был ли он на площади прошлым вечером и знает ли он что нибудь о драке. Он сказал мне, что прибыл, когда уже инцидент был исчерпан, но он точно видел меня покидающим место происшествия и наблюдал, как я забирался в автомобиль. Я почувствовал себя весьма обескураженным, но оставил своего друга, ни сделав никаких замечаний. На следующий день, когда я шел по улице, я встретил своего друга сыщика снова и он проинформировал меня, что когда в суде судья просил его составить список свидетелей, он опустил мое имя (имея многих других для опроса) в силу своего ко мне расположения, поскольку по моим вчерашним словам я не хотел быть замешан в дело. Я сердечно его поблагодарил и этим дело кончилось. Можно заметить, что в этом случае было по меньшей мере двадцать достоверных свидетелей, видевших меня в городе в то время как я точно находился в нескольких милях и занят совсем другим делом. Всего через несколько дней имел место еще один аналогичный случай, но в некотором роде обратный тому, что я только что описал. В этот раз я был в городе и присутствовал на собрании своей ложи. Я вернулся домой около одиннадцати часов и достигнув своего дома, заметил, что он необычно ярко освещен, а моя жена и старший сын стоят, ожидая меня, в дверях. Я подумал, что происходит чтото необычное и испугался, что, может, ктото заболел или произошла еще какая неприятность, но мой мальчик выбежал встречать меня и сказал, что его мать в ужасно нервном состоянии, поскольку она видела моего двойника (как мы его называем) этим вечером в течение продолжительного времени и даже с ним разговаривала. Конечно, я попросил свою жену рассказать, что случилось, и она сказала, что когда она поднималась по лестнице с нашим младшим сыном на руках, чтобы уложить его в кровать, она увидела меня входящим в дом через парадную дверь. Она была несколько удивлена тем, что я вернулся намного раньше обычного и поднялась дальше по лестнице в спальню, а я проследовал за ней. Я вошел в нашу спальню и сменил свою одежду и ботинки; пока я делал это, она задала мне несколько вопросов, на которые я ответил вполне удовлетворительно и в обычной манере. Тогда я покинул комнату, а она проследовала за мной, но по пути вниз я неожиданно исчез, и она подумала, что я пытаюсь проделать над ней какуюто шутку. Она спросила моего сына, который сидел в комнате внизу и учил уроки, видел ли он меня. Он ответил отрицательно. Хорошо, сказала моя жена, ты должно быть сильно углубился в свои проблемы, если не видел своего отца. Он прошел прямо рядом с тобой, зашел в свою комнату, переменил свою одежду и ботинки, и разговаривал со мной некоторое время, и я так думаю, что он, должно быть, спрятался в ванной с целью подшутить над нами. Мой сын вскочил и побежал в ванную, но никого там не нашел. Тогда жена стала звать меня и обследовала весь дом в поисках меня и убедившись, что меня действительно нигде нет, начала нервничать, несмотря на то, что мой мальчик, знающий много о предметах нашего исследования, объяснил, что это вовсе не значит, что я мертв, поскольку люди часто покидают свои тела с разными целями. Факт, который может быть связан, или наоборот, никак не связан с этим феноменом, что я часто могу ночью выполнять работу, связанную с моими профессиональными обязанностями, в сонамбулическом состоянии. Однажды в полночь жена позвала меня, чтобы я оказал медицинскую помощь одному из детей, который был сильно болен, и сказала, что я выполнил свое дело так, как будто бодрствовал, однако на следующий день я не понимал, о чем это она говорит и был убежден, что не покидал своей кровати. В другой раз я ночью в течение двух часов работал, оказывая помощь одному из своих мальчиков, так как у него было плохо с сердцем. Ему стало относительно лучше на следующий день, и я не вспоминал об этом в течение трех месяцев, пока у мальчика не стали появляться симптомы той же болезни и моя жена напомнила, что надо бы применить то, что я делал в прошлый раз, но я так сразу и не мог припомнить, что делал тот раз. Это, конечно, примеры обычного сонамбулизма; но я думаю иногда, что мое физическое тело все время оставалось в кровати, а работа была проделана этим моим таинственным двойником. Случай, описанный выше, весьма интересен и я буду рад услышать том, было ли дальнейшее проявление этого феномена. Примечательный по условиям происшествий, этот случай вовсе не уникален, определенное количество людей пережили аналогичный опыт. Владение двойником, который может быть виден многими людьми одновременно и может действовать вполне разумно на расстоянии от своего владельца явление необычное, но примеров таких много. Некоторые из них можно найти в книги Другая сторона смерти (The Other Side of Death), главаXIII, стр.166. Наиболее соответствует вышеописанному случай с покойным мистером В.Т.Стэдом, чей двойник часто появлялся в местах, где его заведомо не было и мог говорить и действовать вполне нормально. Вышеописанный двойник должен быть по меньшей мере частично материализирован, когда он поднял жену нашего друга над железнодорожной линией, и возможно также, когда он помогал поднять пострадавшего на площади, хотя мы не знаем тут, в какой мере физическая помощь была оказана. С другой стороны, факт, что жена разговаривала с двойником не полностью подтверждает материализацию, так как выяснилось, что эта госпожа проявляет иногда медиумические способности, и поэтому может быть ясновидящей и яснослышащей. Возможно несколько объяснений этого случая. Двойник может быть мыслеформой, но он из этого не следует, что он создан своим оригиналом он точно также может быть создан кемлибо еще. Например, я слышал о случае, когда аналогичную форму одного человека создала леди, которая его очень любила. Обычно требуются сильные стимулы вроде этого, чтобы обычный человек мог создать настолько сильную мыслеформу, чтобы она была видима. Такая мыслеформа, будучи однажды создана, может быть заселена и использоваться любым мертвым человеком или даже природным духом. То, что я человека, изображением которого является такая мыслеформа, может использовать ее и время от времени проводить с ее помощью определенную работу, здесь, в Индии, является обычным поверьем, но до сих пор мы не имеем прямого свидетельства. Если эта теория правильна, то, возможно, это сам наш друг спас жизнь своей жене, подняв ее над железнодорожной линией, но также может быть, что оказавшийся рядом невидимый помощник, увидев, что ей угрожает опасность, решил, что форма ее мужа наиболее подошла бы для оказания помощи, позволяя избежать ее испуга от вида незнакомца. Возникает вопрос, какие шаги должен предпринять человек, столкнувшийся с такими нежелательными явлениями своей персоны. Очевидно ведь, что такой феномен может поставить человека в неприятное положение, и для него будет полностью невозможным убедить простых людей в том, что его не было там, где они действительно его видели. В случае, описанном выше, поведение двойника было во всех случаях безупречным, но, конечно, это не всегда может быть так и здесь есть определенный элемент опасности. Можно посоветовать человеку, оказавшемуся в таком положении, соблюдать определенные предосторожности на физическом плане, чтобы предохраняться от подобных недоразумений в будущем. Было бы полезно для такого человека составить список фактов, где бы он мог представить точное свидетельство насчет того, где он действительно находился в то или иное время.
Апатический синдром психопатологический синдром , характеризуется состояниями вялости, безразличия ко всему окружающему, отсутствием побуждения к деятельности...
Апокалиптическая фаза (от греч. apokalypsis откровение) острая фаза шизофрении, в которой возникают особые субъективные переживания, автор К.Конрад . Все предметы и процессы окружающего мира теряют свои прежние, социально выработанные, значения и приобретают новые, часто интенсивно окрашенные. При развитии этого состояния оно сменяется апофенией . Синонимичным является такое понятие, как...
Апофения (от греч. apophene высказывать суждение, делать явным; восходит к текстам религиозных откровений, где обозначает чистое знание, достигаемое вне процесса познания) монотонно нарастающий симптом, который характеризуется переживаниями и идеями преследования, подслушивания со стороны других, неадекватного и чрезмерного внимания к индивиду, автор К.Конрад . По Конраду, больной оказывается больше неспособным к воодушевлению и к установлению личностных отношений. Его Я перестает выступать центром внутренней вселенной индивида. Собственные мысли воспринимаются как внушенные, навязанные извне, возникают иллюзии голосов. Апофения завершает тремафазу при шизофрении. В этой фазе есть еще возможность поворота к компенсации дефекта. Синонимичными являются такие понятия, как бредовые и анормальное сознание значения...
Апперцепция (от лат. ad к и perceptio воспринимаю) - влияние на восприятие предметов окружающего мира предшествующего опыта и установок индивида. Термин апперцепция был введен Г.Лейбницем , который развел перцепцию, как смутную презентацию какоголибо содержания и апперцепцию как ясное и отчетливое, осознанное видение душой этого содержания. После Г.Лейбница понятие апперцепции использовалось прежде всего в немецкой философии (И.Кант, И.Гербарт , В.Вундт и др.), где оно считалось проявлением спонтанной активности души и источником единого потока сознания. В.Вундт превратил это понятие в универсальный объяснительный принцип. В гештальтпсихологии апперцепция трактовалась как структурная целостность восприятия...
Аппетенция (Appetenz) (от лат. appetitus желание) стремления животного к источнику, который запускает его инстинктивную реакцию достижения того или иного потребностного состояния, автор Крайг. В трактовке К.Лоренса , целью соответствующего поведения является не предмет, а угашение потребностного...
Аппроксимативное сознание (от лат. approximare приближаться) состояние души, которая находится между сознательным и бессознательным. При этом личностно важное содержание, которое предстает перед таким сознанием, неоформлено, комплексно. Например, оно может быть пережито во сне как искра света. Автор К.Г.Юнг...
Апраксия (от греч. a отрицат. частица и praxis действие) нарушение произвольных действий , возникающее при поражении коры головного мозга. Причиной может стать расстройства движений (парезы, параличи) или чувствительности. В классификации А.Р.Лурии представлены четыре основные формы апраксии. При поражении постцентральных отделов коры головного мозга изза нарушения кинестезического анализа и синтеза возникает кинестезическая апраксия. При поражении затылочнотеменных отделов коры головного мозга изза нарушений зрительнопространственной ориентировки, симультанного анализа и синтеза возникает пространственная апраксия. При поражении коры премоторных отделов мозга изза нарушения кинетической организации произвольного двигательного акта возникает кинетическая апраксия. При поражении префронтальных отделов коры больших полушарий изза нарушений высших регуляторных механизмов, лежащих...
Аристотель (384 322 дон.э.) древнегреческий философ, автор первого трактата о душе. В нем он выделил три души: растительную, животную и разумную, или человеческую, имеющую божественное происхождение. По его определению, душа есть не тело, но и неотделимая от тела сущность: это форма, функция и цель живого...
Арнхейм (Arnheim) Рудольф (род. 15.07.1904) американский психолог. В 1928г. защитил докторскую диссертацию по философии в Берлинском университете. С 1933г. по 1938г. работал в Международном институте учебных фильмов в Риме. С 1940г. работал в США. С 1968г. профессор психологии в Центре визуальных исследований при Гарвардском университете. Специалист в области психологии визуального...
Артемьева Елена Юрьевна (22.05.1940 9.12.1987) отечественный психолог, психосемантик. В 1963г. закончила механикоматематический факультет МГУ. Преподавала на кафедре нейро и патопсихологии факультета психологии МГУ. Доктор психологических наук (1987). Первые научные работы были посвящены проблемам функций лобных долей мозга, ЭЭГ. В дальнейшем стала разрабатывать проблемы субъективной семантики. Предложила концепцию следов деятельности, благодаря которым происходит регуляция структурной презентации мира. Дала описание генезиса, функционирования, актуализации следов деятельности как смыслов. Сочинения. Психология субъективной семантики....
Артефакт (от лат. artefactum искусственно сделанное) экспериментальный результат, возникающий изза отклонений в проведении эксперимента или изза дефектов самой методики. В частности, результаты могут быть нарушены действием на испытуемого...
Артефакт клиники особые поведенческие нарушения, возникающие у пациентов психиатрических клиник как реакция на новую, стрессогенную ситуацию, в которую они попадают (часто принудительная госпитализация, отсутствие осмысленных занятий, ограничение социальных контактов и пр.). Они накладываются на основную симптоматику, затрудняя тем самым текущий диагноз. В значительной степени артефакты клиники могут быть сглажены при организации трудотерапии и групповых форм занятий для...
Артикулема (от лат. articulo членораздельно произношу) единица речи, представляющая собой моторную схему произнесения того или иного...
Артикуляция координация действия речевых органов при произнесении звуков речи, которая осуществляется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями головного мозга. При произнесении определенного звука реализуется слуховой и кинестезический, или речедвигательный, контроль. Недоразвитие фонематического слуха (например, у слабослышащих) существенно затрудняет овладение правильной...
Архетипы (от греч. arche начало + typos образ) элементы коллективного бессознательного. Представляют собой врожденные диспозиции, обусловливающие появление у конкретного индивида определенных мыслей, представлений, отношений, действий, снов. Архетипы, сохраняясь в форме коллективного бессознательного, присущего каждому индивиду, являются результатом многовекового опыта наших предков. При этом речь идет не о конкретном, четко очерченном представлении, образе, или эмоции, но о некоторых врожденных предписаниях общего плана, побуждающих к активности или реагированию на ситуацию. Данные предписания приобретают конкретную, в том числе образную, форму уже в рамках той или иной культурной среды и могут выражаться в продуктах творческой деятельности как типичные персонажи мифов, сказок или священных...
Аскеза (от греч. asketes упражняющийся, подвижник) античное понятие, обозначающее подготовку атлетов к спортивным состязаниям. В дальнейшем оно получило более широкое толкование и стало обозначать вообще борьбу с пороками и стремление к добродетельной жизни. Так, для пифагорейцев аскеза представляла собой свод правил, необходимых для достижения истины. В христианской культуре она была обращена прежде всего против половой потребности, символизировавшей бренность материального мира: устранение всех удовольствий, связанных также и с приемом пищи, комфортом, впечатлениями окружающего мира (телесные радости) должно было служить накоплению некоей духовной энергии, требующейся для обретения святости. В дальнейшем, в рамках клинических исследований были описаны такие проявления аскезы, которые были...
Ассаджоли (Assagioli) Роберто (1889 1974) итальянский врач и философ, один из основателей психосинтеза, который восходит к трансперсональной психологии. Разработал теорию субличностей, которые представлены индивиду в виде внутренних голосов, часто противоречащих друг другу. В его учении индивидуального развития, по аналогии с подходом К.Г.Юнга (у которого есть разделение внешней и внутренней индивидуации), этот процесс разделяется на персональный и трансперсональный психосинтез. Центральным пунктом интеграции личности является не Я, а трансперсональная Самость, как спиритуальный центр идентичности. В его антропологии индивид представлен следующими, надстраивающимися один над другим, уровнями: глубинное бессознательное, среднее (коллективное) бессознательное, высокое бессознательное (надсознательное), достижение вершинной точки которого обозначается Самостью. Механизмом развития...
Ассимиляция (от лат. assimilatio - слияние, уподобление, усвоение) - конструкт операциональной концепции интеллекта Ж.Пиаже , выражающий собой усвоение материала за счет его включения в уже существующие схемы поведения. Осуществляется по аналогии с биологической ассимиляцией. В любом акте адаптации ассимиляция тесно связана с аккомодацией . На ранних стадиях развития ребенка встреча нового предмета с существующей схемой ведет к искажению свойств предмета и к изменению самой схемы, при этом мысль приобретает необратимый характер. При установлении равновесия между ассимиляцией и аккомодацией возникает обратимость мысли и смена эгоцентрической позиции на...
Ассоциативная психология психологические направления, в которых единицей анализа психики признана ассоциация . Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов. 1.Выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания. 2.Этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления . 3.Этап экспериментального и практического ассоцианизма, который характеризуется попыткой ввести в основную концепцию фактор активности...
Ассоциативный эксперимент проективный метод, предложенный одновременно К.Г.Юнгом , М.Вертгеймером и Д.Кляйном и предназначенный для исследования мотивации личности . В нем испытуемому предлагается как можно быстрее отвечать на набор словстимулов любым словом, которое приходит ему в голову. При этом возникающие ассоциации регистрируются по их типу, частоте однородных ассоциаций, времени между словомстимулом и ответом испытуемого. Также фиксируются поведенческие и физиологические реакции. На основании этих данных делается вывод о скрытых влечениях и аффективных комплексах испытуемого. Дальнейшее развитие эта методика получила в исследованиях А.Р.Лурия , который предложил так называемую сопряженную моторную методику, при использовании которой испытуемый должен одновременно со словесным ответом делать определенные...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]