Exit Project: Глоссарий: Декарт Р. Отрывки

Декарт Р. Отрывки



Сочинения в 2хт. / Сост., ред., вступ. ст. В.В.Соколова. М.: Мысль, 1989, т.1. Мир, или трактат о свете. 193....Все ...качества и формы неодушевленных тел можно объяснить, не обращаясь ни к чему другому в их материи, кроме движения, величины, фигуры и расположения ее частиц. Рассуждение о методе. 269.Если бы я перестал мыслить, то, хотя бы все остальное, что я когдалибо себе представлял, и было истинным, все же не было бы основания для заключения о том, что я существую. Из этого я узнал, что я субстанция, вся сущность, или природа, которой состоит в мышлении и которая для своего бытия не нуждается ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи. Таким образом, мое я, моя душа, которая делает меня тем, что я есмь, совершенно отлична от тела и ее легче познать, чем тело; и если бы его даже вовсе не было, она не перестала бы быть тем, что она есть. Первоначала философии. 316....К нашей природе не имеет отношения ни какаянибудь протяженность, ни какая бы то ни была фигура, ни перемещение в пространстве. Под словом мышление я понимаю все то, что совершается в нас осознанно, поскольку мы это понимаем. Таким образом, не только понимать, хотеть, воображать, но также и чувствовать есть то же самое, что мыслить. 322.мы хорошо понимаем, что в нас самих не заключена никакая сила, коя бы нас сохраняла; тот же, кто обладает силой сохранять нас существа, отличные от него, тем более способен сохранять самого себя или, вернее, он не нуждается в том, чтобы кто бы то ни было его сохранял, а значит, он Бог. 323.Поскольку в телесной природе с местной протяженностью сопряжена делимость, являющаяся несовершенством, ясно, что Бог не тело. 327.Все имеющиеся у нас модусы мышления сводятся к двум основным: один из них восприятие, или действие разума, другой воление, или действие воли. Ведь чувство, воображение и чистое разумение все это лишь различные модусы восприятия. подобно тому как желать, испытывать отвращение, утверждать, отрицать, сомневаться это различные модусы воления. 408.Хотя человеческая душа и соединена со всем телом, основные свои функции, однако, она выполняет в мозгу. При посредстве мозга она не только постигает и воображает, но и ощущает; последнее происходит при помощи нервов, которые наподобие тончайших нитей тянутся от мозга ко всем частям прочих членов тела, причем связаны с ними так, что нельзя прикоснуться почти ни к какой части человеческого тела, чтобы окончания нервов не пришли тем самым в движение и чтобы это движение не передалось посредством нервов до самого мозга, где находится объединяющее чувствилище. 409.Движения ...нервов заставляют душу испытывать ...страсти, такие, как любовь, гнев, страх, ненависть и т.д., поскольку они лишь страсти души, т.е. смутные мысли, приходящие душе не самой по себе, а оттого, что, будучи тесно связана с телом она воспринимает происходящие в нем движения. 414415....Все именуемое нами во внешних предметах светом, цветом, запахом, вкусом, звуком, холодом, теплом и прочими осязательными качествами или даже субстанциальными формами есть не что иное, как различные фигуры, расположения, величины и движения их частей, вызывающие в наших нервах самые разнообразные движения, необходимые для возбуждения в нашей душе всевозможных ощущений. Описание человеческого тела. 425.Артерии это ...тоже трубки, по которым нагретая и разжиженная в сердце кровь проходит во все остальные части тела, сообщая им теплоту и питая их. Самые подвижные и быстрые частицы этой крови, поступившие в мозг по артериям, выходящим из сердца по наиболее прямым линиям, образуют как бы тончайший воздух, или ветер, называемый животными духами. Эти животные духи расширяют мозг и подготавливают его к приему впечатлений как от внешних предметов, так и от души; иначе говоря, они делают его органом, или вместилищем общего чувства, воображения и памяти. Затем этот же самый воздух, или духи, расходится из мозга по нервам во все мышцы, благодаря чему нервы служат органом внешних чувств, и, наполняя различным образом мышцы, вызывает движение во всех членах тела. Замечания на некоторую программу. 462.Ум есть не что иное, как субстанция, т.е. бытие, реально отличное от тела и актуально от него отделимое, и он может существовать отдельно от тела, сам по себе. Поскольку ум обладает природой, отличной от тела и его строения, и не может брать начало в этом строении, он неуничтожим. А поскольку в понятии ума не никаких частей и никакой протяженности, вопрос о том, содержится ли он целиком в целом теле и целиком в отдельных его частях, лишен смысла. 463.Ум не нуждается во врожденных идеях, понятиях или аксиомах: одна только его способность мышления достаточна для выполнения его действий. Страсти души. 483.то, что мы испытываем в себе таким образом, что сможем допустить это и в телах неодушевленных, должно приписать только нашему телу; наоборот, все то, что, по нашему мнению, никоим образом не может принадлежать телу, должно быть приписано нашей душе. Видя все мертвые тела лишенными тепла и даже движений, воображали, будто отсутствие души и уничтожило эти движения и это тепло. Таким образом, безосновательно полагали, что наше природное тепло и все движения нашего тела зависят от души, тогда как следовало думать наоборот, что душа удаляется после смерти только по той причине, что это тепло исчезает и разрушаются те органы, которые служат для движения тела. 485.Все движения мышц, как и все ощущения, зависят от нервов, представляющих собой как бы маленькие ниточки или узенькие трубочки, идущие от мозга и содержащие, подобно ему, некий воздух, или очень нежный ветер, называемый животными духами. 486.То, что я здесь называю духами, есть не что иное, как тела, не имеющие никакого другого свойства, кроме того, что они очень малы и движутся очень быстро, подобно частицам пламени, вылетающим из огня свечи. 497.Душа имеет свое местонахождение преимущественно в маленькой железе, расположенной в центре мозга, откуда она излучается во все остальное тело посредством духов, нервов и даже крови, которая принимая участие в действие духов, может развести их по артериям во все члены... Прибавим здесь еще, что маленькая железа главное местопребывание души так расположена между полостями, содержащими эти духи, что они могут двигать ее столькими различными способами, сколько есть ощутимых различий в предметах. ...Машина нашего тела устроена так, что в зависимости от различных движений этой железы, вызванных душой или какойлибо другой причиной, она действует на духи, окружающие ее, и направляет их в поры мозга, через которые они по нервам проходят в мышцы; таким образом железа приводит в движение части тела. 498.Если ...образ чуждый и очень пугающий, ...то он вызывает в душе страсть страха... У некоторых людей это приводит мозг в такое состояние, что духи, отражающиеся от изображения, появившегося на железе, устремляются отсюда частично в нервы, служащие для поворота спины ..., а частично в нервы, расширяющие или сужающие отверстия сердца...

Другие статьи : Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху, Давыдов В.В. Деятельность, Давыдов В.В. Психология, Давыдов Василий Васильевич, Дакномания, Дакриурия, Дактилология, Дактилоспазм, Данлап Кнехт, Дансомания, Дарвин Чарльз, Дауна болезнь, Двенадцать шагов, Двигательная буря, Двигательная задача, Двигательный анализатор, Двигательный аппарат, Двигательный навык, Двигательный состав действия, Движение, Движения автоматизированные, Движения активные, Движения глаз, Движения пассивные, Движения сознательные, Движения фантомные, Двойная связь, Двойное мышление, Двойное сознание, Двойной слепой опыт, Двойные ощущения, Двойственное изображение, Двойственное отношение, Двойственность психическая, Двухкомпонентная теория эмоций Шехтера, Деавтоматизация навыка, Дебильность, Дебильность двигательная, Дебют, Девиантное поведение, Дедукция, Дежерин (Dejerine) Жюль Жозеф, Дезавтоматизация, Деиндивидаулизация, Действие, Дейтеранопия, Декаляж, Декарт Peнe, Декарт Р. Отрывки, Декодирование, Делирий, Деменция, Демокрит, Демонстрационное поведение животных, Деперсонализация, Депрессивный реализм, Депрессивный синдром, Дереализация, Дерефлексия, Десигнат, Дескриптивная психология, Дескриптивный бихевиоризм, Дессуар (Dessoir) Макс, Детектор лжи, Детерминирующая тенденция, Детская гиперактивность, Детская психология, Детские притязания, Детский анимизм, Детский психоанализ, Детский рисунок, Детство, Дефицит общения, Дефляция, Деятельностный подход в психологии, Деятельность, Деятельность детская, Джексон (Jackson) Дональд де Авила, Джемс (Jams) Уильям, Джозеф Луис Иринье Жан Абади (Joseph Louis Irеnee Jean Abadie), Джонс Эрнест, Диагностика профессиональных установок подростков, Диапазон эквивалентности, Дивергентное мышление, Дивергентные движения, Дизартрия, Дизноя, Дилемма узника, Дильтей Вильгельм, Динамическая психиатрия, Динамическая психология, Динамические характеристики психических процессов, Динамический стереотип, Диппольдизм, Дисграфия, Дискомфортное состояние, Дискурсивное мышление, Дисморфофобия, Диссимуляция, Дистресс, Дифференциальная психология, Дифференциальная психофизиология, Дифференциальный порог, Дифференциальный порог ощущений, Дихотическое слушание, Длительность ощущения, Добрынин Николай Федорович, Додонов Борис Игнатьевич, Долговременная память, Доминанта, Дондерс Франс Корнелис, Донжуанизм, Дооперациональное мышление, Дополнительные сенсорные характеристики, Дополнительные цвета, Дошкольный возраст, Дрейф, Дриш Ханс, Дружба, Дуализм, Дуалистический интеракционизм, Дуальное единство, Дункер (Duncker) Карл, Дьюи (Dewey) Джон, Дюбуа Поль Шарль, Дюркгейм (Durkheim) Эмиль, Дюркгейм Карлфрид, , ...

 

Апатический синдром

Апатический синдром психопатологический синдром , характеризуется состояниями вялости, безразличия ко всему окружающему, отсутствием побуждения к деятельности...

Апокалиптическая фаза

Апокалиптическая фаза (от греч. apokalypsis откровение) острая фаза шизофрении, в которой возникают особые субъективные переживания, автор К.Конрад . Все предметы и процессы окружающего мира теряют свои прежние, социально выработанные, значения и приобретают новые, часто интенсивно окрашенные. При развитии этого состояния оно сменяется апофенией . Синонимичным является такое понятие, как...

Апофения

Апофения (от греч. apophene высказывать суждение, делать явным; восходит к текстам религиозных откровений, где обозначает чистое знание, достигаемое вне процесса познания) монотонно нарастающий симптом, который характеризуется переживаниями и идеями преследования, подслушивания со стороны других, неадекватного и чрезмерного внимания к индивиду, автор К.Конрад . По Конраду, больной оказывается больше неспособным к воодушевлению и к установлению личностных отношений. Его Я перестает выступать центром внутренней вселенной индивида. Собственные мысли воспринимаются как внушенные, навязанные извне, возникают иллюзии голосов. Апофения завершает тремафазу при шизофрении. В этой фазе есть еще возможность поворота к компенсации дефекта. Синонимичными являются такие понятия, как бредовые и анормальное сознание значения...

Апперцепция

Апперцепция (от лат. ad к и perceptio воспринимаю) - влияние на восприятие предметов окружающего мира предшествующего опыта и установок индивида. Термин апперцепция был введен Г.Лейбницем , который развел перцепцию, как смутную презентацию какоголибо содержания и апперцепцию как ясное и отчетливое, осознанное видение душой этого содержания. После Г.Лейбница понятие апперцепции использовалось прежде всего в немецкой философии (И.Кант, И.Гербарт , В.Вундт и др.), где оно считалось проявлением спонтанной активности души и источником единого потока сознания. В.Вундт превратил это понятие в универсальный объяснительный принцип. В гештальтпсихологии апперцепция трактовалась как структурная целостность восприятия...

Аппетенция

Аппетенция (Appetenz) (от лат. appetitus желание) стремления животного к источнику, который запускает его инстинктивную реакцию достижения того или иного потребностного состояния, автор Крайг. В трактовке К.Лоренса , целью соответствующего поведения является не предмет, а угашение потребностного...

Аппроксимативное сознание

Аппроксимативное сознание (от лат. approximare приближаться) состояние души, которая находится между сознательным и бессознательным. При этом личностно важное содержание, которое предстает перед таким сознанием, неоформлено, комплексно. Например, оно может быть пережито во сне как искра света. Автор К.Г.Юнг...

Апраксия

Апраксия (от греч. a отрицат. частица и praxis действие) нарушение произвольных действий , возникающее при поражении коры головного мозга. Причиной может стать расстройства движений (парезы, параличи) или чувствительности. В классификации А.Р.Лурии представлены четыре основные формы апраксии. При поражении постцентральных отделов коры головного мозга изза нарушения кинестезического анализа и синтеза возникает кинестезическая апраксия. При поражении затылочнотеменных отделов коры головного мозга изза нарушений зрительнопространственной ориентировки, симультанного анализа и синтеза возникает пространственная апраксия. При поражении коры премоторных отделов мозга изза нарушения кинетической организации произвольного двигательного акта возникает кинетическая апраксия. При поражении префронтальных отделов коры больших полушарий изза нарушений высших регуляторных механизмов, лежащих...

Аристотель

Аристотель (384 322 дон.э.) древнегреческий философ, автор первого трактата о душе. В нем он выделил три души: растительную, животную и разумную, или человеческую, имеющую божественное происхождение. По его определению, душа есть не тело, но и неотделимая от тела сущность: это форма, функция и цель живого...

Арнхейм (Arnheim) Рудольф

Арнхейм (Arnheim) Рудольф (род. 15.07.1904) американский психолог. В 1928г. защитил докторскую диссертацию по философии в Берлинском университете. С 1933г. по 1938г. работал в Международном институте учебных фильмов в Риме. С 1940г. работал в США. С 1968г. профессор психологии в Центре визуальных исследований при Гарвардском университете. Специалист в области психологии визуального...

Артемьева Елена Юрьевна

Артемьева Елена Юрьевна (22.05.1940 9.12.1987) отечественный психолог, психосемантик. В 1963г. закончила механикоматематический факультет МГУ. Преподавала на кафедре нейро и патопсихологии факультета психологии МГУ. Доктор психологических наук (1987). Первые научные работы были посвящены проблемам функций лобных долей мозга, ЭЭГ. В дальнейшем стала разрабатывать проблемы субъективной семантики. Предложила концепцию следов деятельности, благодаря которым происходит регуляция структурной презентации мира. Дала описание генезиса, функционирования, актуализации следов деятельности как смыслов. Сочинения. Психология субъективной семантики....

Артефакт

Артефакт (от лат. artefactum искусственно сделанное) экспериментальный результат, возникающий изза отклонений в проведении эксперимента или изза дефектов самой методики. В частности, результаты могут быть нарушены действием на испытуемого...

Артефакт клиники

Артефакт клиники особые поведенческие нарушения, возникающие у пациентов психиатрических клиник как реакция на новую, стрессогенную ситуацию, в которую они попадают (часто принудительная госпитализация, отсутствие осмысленных занятий, ограничение социальных контактов и пр.). Они накладываются на основную симптоматику, затрудняя тем самым текущий диагноз. В значительной степени артефакты клиники могут быть сглажены при организации трудотерапии и групповых форм занятий для...

Артикулема

Артикулема (от лат. articulo членораздельно произношу) единица речи, представляющая собой моторную схему произнесения того или иного...

Артикуляция

Артикуляция координация действия речевых органов при произнесении звуков речи, которая осуществляется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями головного мозга. При произнесении определенного звука реализуется слуховой и кинестезический, или речедвигательный, контроль. Недоразвитие фонематического слуха (например, у слабослышащих) существенно затрудняет овладение правильной...

Архетипы

Архетипы (от греч. arche начало + typos образ) элементы коллективного бессознательного. Представляют собой врожденные диспозиции, обусловливающие появление у конкретного индивида определенных мыслей, представлений, отношений, действий, снов. Архетипы, сохраняясь в форме коллективного бессознательного, присущего каждому индивиду, являются результатом многовекового опыта наших предков. При этом речь идет не о конкретном, четко очерченном представлении, образе, или эмоции, но о некоторых врожденных предписаниях общего плана, побуждающих к активности или реагированию на ситуацию. Данные предписания приобретают конкретную, в том числе образную, форму уже в рамках той или иной культурной среды и могут выражаться в продуктах творческой деятельности как типичные персонажи мифов, сказок или священных...

Аскеза

Аскеза (от греч. asketes упражняющийся, подвижник) античное понятие, обозначающее подготовку атлетов к спортивным состязаниям. В дальнейшем оно получило более широкое толкование и стало обозначать вообще борьбу с пороками и стремление к добродетельной жизни. Так, для пифагорейцев аскеза представляла собой свод правил, необходимых для достижения истины. В христианской культуре она была обращена прежде всего против половой потребности, символизировавшей бренность материального мира: устранение всех удовольствий, связанных также и с приемом пищи, комфортом, впечатлениями окружающего мира (телесные радости) должно было служить накоплению некоей духовной энергии, требующейся для обретения святости. В дальнейшем, в рамках клинических исследований были описаны такие проявления аскезы, которые были...

Ассаджоли Роберто

Ассаджоли (Assagioli) Роберто (1889 1974) итальянский врач и философ, один из основателей психосинтеза, который восходит к трансперсональной психологии. Разработал теорию субличностей, которые представлены индивиду в виде внутренних голосов, часто противоречащих друг другу. В его учении индивидуального развития, по аналогии с подходом К.Г.Юнга (у которого есть разделение внешней и внутренней индивидуации), этот процесс разделяется на персональный и трансперсональный психосинтез. Центральным пунктом интеграции личности является не Я, а трансперсональная Самость, как спиритуальный центр идентичности. В его антропологии индивид представлен следующими, надстраивающимися один над другим, уровнями: глубинное бессознательное, среднее (коллективное) бессознательное, высокое бессознательное (надсознательное), достижение вершинной точки которого обозначается Самостью. Механизмом развития...

Ассимиляция

Ассимиляция (от лат. assimilatio - слияние, уподобление, усвоение) - конструкт операциональной концепции интеллекта Ж.Пиаже , выражающий собой усвоение материала за счет его включения в уже существующие схемы поведения. Осуществляется по аналогии с биологической ассимиляцией. В любом акте адаптации ассимиляция тесно связана с аккомодацией . На ранних стадиях развития ребенка встреча нового предмета с существующей схемой ведет к искажению свойств предмета и к изменению самой схемы, при этом мысль приобретает необратимый характер. При установлении равновесия между ассимиляцией и аккомодацией возникает обратимость мысли и смена эгоцентрической позиции на...

Ассоциативная психология

Ассоциативная психология психологические направления, в которых единицей анализа психики признана ассоциация . Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов. 1.Выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания. 2.Этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления . 3.Этап экспериментального и практического ассоцианизма, который характеризуется попыткой ввести в основную концепцию фактор активности...

Ассоциативный эксперимент

Ассоциативный эксперимент проективный метод, предложенный одновременно К.Г.Юнгом , М.Вертгеймером и Д.Кляйном и предназначенный для исследования мотивации личности . В нем испытуемому предлагается как можно быстрее отвечать на набор словстимулов любым словом, которое приходит ему в голову. При этом возникающие ассоциации регистрируются по их типу, частоте однородных ассоциаций, времени между словомстимулом и ответом испытуемого. Также фиксируются поведенческие и физиологические реакции. На основании этих данных делается вывод о скрытых влечениях и аффективных комплексах испытуемого. Дальнейшее развитие эта методика получила в исследованиях А.Р.Лурия , который предложил так называемую сопряженную моторную методику, при использовании которой испытуемый должен одновременно со словесным ответом делать определенные...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Декарт Р. Отрывки