Здоровый образ жизни - рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни, который способствует общественному и индивидуальному здоровью, является основой профилактики, а его формирование - важнейшей задачей социальной политики государства в деле охраны и укрепления здоровья народа.
Образ жизни человека отражает субъективную сторону в отличие от условий жизни людей (условия труда, быта, материальное положение, возрастно-половой состав населения, его расселенность, природно-климатические условия и др.), представляющих собой объективную сторону жизни общества.
С помощью эпидемиологических, социально-гигиенических и других современных исследований получены многочисленные доказательства прямого воздействия на здоровье людей условий и образа жизни. Чаще всего отрицательное влияние на здоровье оказывают негигиеническое, медицински и экологически неграмотное поведение, несоблюдение режима и распорядка дня, питания, труда, отдыха, употребление алкогольных напитков, курение, низкая физическая активность (гиподинамия), психоэмоциональные перегрузки и т.п., являющиеся в одних случаях причинами заболеваний, в других - факторами риска нарушения здоровья. Отрицательно сказывается и низкий уровень медицинской активности, к проявлениям которой можно отнести не только вредные для здоровья привычки, пассивное отношение к факторам риска заболеваний, нежелание бороться с ними, несоблюдение режима труда и отдыха, но и самолечение, позднее обращение за медпомощью, низкую санитарную грамотность, несоблюдение правил и норм общественной и личной гигиены, пренебрежительное отношение не только к своему здоровью, но и к здоровью окружающих.
Частью медицинской активности является так называемая оздоровительная, или профилактическая, активность. Так, значительная часть рабочих и служащих на промышленных предприятиях не желает своевременно проходить диспансерные осмотры, между тем при медицинском обследовании у многих из них обнаруживаются подлежащие лечению хронические заболевания. При этом далеко не все знают, что артериальная гипертензия и атеросклероз могут привести к инфаркту миокарда и являются угрозой мозгового инсульта. Другой пример: если женщина обращается впервые в женскую консультацию в ранние сроки беременности (до 12 нед.) и регулярно наблюдается весь период беременности, то вероятность перинатальной смертности минимальна (8-10 на 1000 родившихся); более позднее обращение в женскую консультацию и нерегулярное ее посещение приводит к значительному повышению риска потери ребенка (до 50—60 на 1000 родившихся). Одно из свидетельств низкой медицинской активности — поздние обращения за медпомощью. Исследования свидетельствуют, что родители почти 2/3 детей, больных острыми респираторными заболеваниями и гриппом, и более 60% детей, больных пневмонией, обращаются за медпомощью лишь на 6-й день от начала заболевания.
Негативные стороны образа жизни особенно опасны в условиях напряженных семейных отношений, распада семей, разводов, неполных семей, а также для здоровья одиноких, малообеспеченных лиц, пенсионеров и других групп риска. Преждевременные роды в 2-21/2 раза чаще наблюдаются у разведенных, одиноких женщин и женщин из семей с неустойчивыми, напряженными отношениями. Неблагоприятный психологический климат в семьях - важная причина повышенного риска хронической патологии. В таких семьях в 3-31/2 раза чаще, чем в благополучных, дети длительно и часто болеют. У лиц со злокачественными опухолями, профессиональными болезнями, остеохондрозом патологический процесс протекает более тяжело под негативным влиянием условий и образа жизни, о чем свидетельствуют исследования профпатологов и специалистов в области социальной гигиены. Очевидны большие трудности (особенно в связи с низкой медицинской активностью) на пути выполнения задачи формирования и соблюдения З. о. ж. имеющей не только тактическое, но и стратегическое значение в деле охраны и улучшения здоровья населения.
В Основных направлениях развития охраны здоровья населения и перестройки здавоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года (1987 г.) говорится, что профилактическое направление было и остается основополагающим принципом, идеологией охраны здоровья народа. В основе профилактической деятельности должно лежать утверждение З. о. ж. каждого человека и всего общества. Кроме того, указывается на необходимость сознательного отношения к здоровью как к общенародному достоянию, которое должно стать нормой жизни и поведения всех советских людей. Формирование З. о. ж. и есть конкретный путь выполнения этого социального заказа. Естественно, что его реализация - это долгосрочная программа, требующая активного участия всего общества, всех его организаций и учреждений, а не только системы здравоохранения.
Подход к здоровому образу жизни как к основе профилактического направления требует пересмотра традиционных представлений о профилактике как совокупности мероприятий по предупреждению массовых, главным образом инфекционных и профессиональных, заболеваний, охране окружающей среды с помощью гигиенических мероприятий. Теперь наряду с этим (причем особое значение придается оздоровлению окружающей среды) акцент сделан на формирование здорового образа жизни как важнейшего средства предупреждения и преодоления причин и факторов риска хронически протекающих, неэпидемических заболеваний, ставших основой современной патологии в экономически развитых странах, и как первостепенного звена охраны и улучшения здоровья вообще.
Формирование здорового образа жизни - главная задача получающих все большее распространение территориальных и отраслевых программ «Здоровье», государственных, кооперативных центров и других учреждений по охране и улучшению здоровья, особенно оздоровительных комплексов, и важнейшая обязанность всей сети лечебно-профилактических учреждений, в первую очередь системы первичной медико-санитарной помощи - поликлиник, амбулаторий, женских консультаций, диспансеров и др. Важнейшим подразделением по организации здорового образа жизни должны стать отделения (кабинеты) профилактики поликлиник и особенно центры здоровья, создаваемые на основе реорганизации Домов санитарного просвещения. Задача координации медицинских мероприятий по обеспечению здорового образа жизни и научных исследований в этой области возложена на Всесоюзный центр профилактической медицины, который возглавляет работу по составлению и реализации в масштабах страны программы укрепления здоровья и усиления профилактики заболеваний.
Действенным рычагом формирования здорового образа жизни должно быть гигиеническое воспитание населения. Территориальные центры здоровья, врачебно-физкультурные диспансеры (отделения, кабинеты), косметологические лечебницы (отделения, кабинеты), кабинеты пропаганды здорового образа жизни различных медицинских учреждений (см. Служба формирования здорового образа жизни) основой содержания своей деятельности обязаны сделать пропаганду принципов формирования здорового образа жизни, воспитание системы поведенческих реакций, благотворно сказывающихся на здоровье всех людей начиная с младенческого возраста.
Формирование здорового образа жизни - всенародная задача, и работники здравоохранения, стоящие на форпосте этой общегосударственной программы, сами должны быть примером соблюдения здорового образа жизни Однако практика этого не подтверждает (не более 10% врачей регулярно занимаются утренней гигиенической гимнастикой, не менее 40% медиков курят).
Основные доступные для всех способы формирования здорового образа жизни предполагают искоренение вредных привычек, воспитание культуры общения, поведения, питания, соблюдение режима труда и отдыха, систематические занятия физической культурой и спортом, повышение общей санитарной культуры и гигиенических знаний.
Здоровый образ жизни направлен не только на охрану и укрепление здоровья, но и на гармоничное развитие личности, оптимальное сочетание физических и духовных интересов, возможностей человека, рачительное использование его резервов.
Библиогр.: Книга о здоровье, под ред. Ю. П. Лисицына, М., 1988.
Апатический синдром психопатологический синдром , характеризуется состояниями вялости, безразличия ко всему окружающему, отсутствием побуждения к деятельности...
Апокалиптическая фаза (от греч. apokalypsis откровение) острая фаза шизофрении, в которой возникают особые субъективные переживания, автор К.Конрад . Все предметы и процессы окружающего мира теряют свои прежние, социально выработанные, значения и приобретают новые, часто интенсивно окрашенные. При развитии этого состояния оно сменяется апофенией . Синонимичным является такое понятие, как...
Апофения (от греч. apophene высказывать суждение, делать явным; восходит к текстам религиозных откровений, где обозначает чистое знание, достигаемое вне процесса познания) монотонно нарастающий симптом, который характеризуется переживаниями и идеями преследования, подслушивания со стороны других, неадекватного и чрезмерного внимания к индивиду, автор К.Конрад . По Конраду, больной оказывается больше неспособным к воодушевлению и к установлению личностных отношений. Его Я перестает выступать центром внутренней вселенной индивида. Собственные мысли воспринимаются как внушенные, навязанные извне, возникают иллюзии голосов. Апофения завершает тремафазу при шизофрении. В этой фазе есть еще возможность поворота к компенсации дефекта. Синонимичными являются такие понятия, как бредовые и анормальное сознание значения...
Апперцепция (от лат. ad к и perceptio воспринимаю) - влияние на восприятие предметов окружающего мира предшествующего опыта и установок индивида. Термин апперцепция был введен Г.Лейбницем , который развел перцепцию, как смутную презентацию какоголибо содержания и апперцепцию как ясное и отчетливое, осознанное видение душой этого содержания. После Г.Лейбница понятие апперцепции использовалось прежде всего в немецкой философии (И.Кант, И.Гербарт , В.Вундт и др.), где оно считалось проявлением спонтанной активности души и источником единого потока сознания. В.Вундт превратил это понятие в универсальный объяснительный принцип. В гештальтпсихологии апперцепция трактовалась как структурная целостность восприятия...
Аппетенция (Appetenz) (от лат. appetitus желание) стремления животного к источнику, который запускает его инстинктивную реакцию достижения того или иного потребностного состояния, автор Крайг. В трактовке К.Лоренса , целью соответствующего поведения является не предмет, а угашение потребностного...
Аппроксимативное сознание (от лат. approximare приближаться) состояние души, которая находится между сознательным и бессознательным. При этом личностно важное содержание, которое предстает перед таким сознанием, неоформлено, комплексно. Например, оно может быть пережито во сне как искра света. Автор К.Г.Юнг...
Апраксия (от греч. a отрицат. частица и praxis действие) нарушение произвольных действий , возникающее при поражении коры головного мозга. Причиной может стать расстройства движений (парезы, параличи) или чувствительности. В классификации А.Р.Лурии представлены четыре основные формы апраксии. При поражении постцентральных отделов коры головного мозга изза нарушения кинестезического анализа и синтеза возникает кинестезическая апраксия. При поражении затылочнотеменных отделов коры головного мозга изза нарушений зрительнопространственной ориентировки, симультанного анализа и синтеза возникает пространственная апраксия. При поражении коры премоторных отделов мозга изза нарушения кинетической организации произвольного двигательного акта возникает кинетическая апраксия. При поражении префронтальных отделов коры больших полушарий изза нарушений высших регуляторных механизмов, лежащих...
Аристотель (384 322 дон.э.) древнегреческий философ, автор первого трактата о душе. В нем он выделил три души: растительную, животную и разумную, или человеческую, имеющую божественное происхождение. По его определению, душа есть не тело, но и неотделимая от тела сущность: это форма, функция и цель живого...
Арнхейм (Arnheim) Рудольф (род. 15.07.1904) американский психолог. В 1928г. защитил докторскую диссертацию по философии в Берлинском университете. С 1933г. по 1938г. работал в Международном институте учебных фильмов в Риме. С 1940г. работал в США. С 1968г. профессор психологии в Центре визуальных исследований при Гарвардском университете. Специалист в области психологии визуального...
Артемьева Елена Юрьевна (22.05.1940 9.12.1987) отечественный психолог, психосемантик. В 1963г. закончила механикоматематический факультет МГУ. Преподавала на кафедре нейро и патопсихологии факультета психологии МГУ. Доктор психологических наук (1987). Первые научные работы были посвящены проблемам функций лобных долей мозга, ЭЭГ. В дальнейшем стала разрабатывать проблемы субъективной семантики. Предложила концепцию следов деятельности, благодаря которым происходит регуляция структурной презентации мира. Дала описание генезиса, функционирования, актуализации следов деятельности как смыслов. Сочинения. Психология субъективной семантики....
Артефакт (от лат. artefactum искусственно сделанное) экспериментальный результат, возникающий изза отклонений в проведении эксперимента или изза дефектов самой методики. В частности, результаты могут быть нарушены действием на испытуемого...
Артефакт клиники особые поведенческие нарушения, возникающие у пациентов психиатрических клиник как реакция на новую, стрессогенную ситуацию, в которую они попадают (часто принудительная госпитализация, отсутствие осмысленных занятий, ограничение социальных контактов и пр.). Они накладываются на основную симптоматику, затрудняя тем самым текущий диагноз. В значительной степени артефакты клиники могут быть сглажены при организации трудотерапии и групповых форм занятий для...
Артикулема (от лат. articulo членораздельно произношу) единица речи, представляющая собой моторную схему произнесения того или иного...
Артикуляция координация действия речевых органов при произнесении звуков речи, которая осуществляется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями головного мозга. При произнесении определенного звука реализуется слуховой и кинестезический, или речедвигательный, контроль. Недоразвитие фонематического слуха (например, у слабослышащих) существенно затрудняет овладение правильной...
Архетипы (от греч. arche начало + typos образ) элементы коллективного бессознательного. Представляют собой врожденные диспозиции, обусловливающие появление у конкретного индивида определенных мыслей, представлений, отношений, действий, снов. Архетипы, сохраняясь в форме коллективного бессознательного, присущего каждому индивиду, являются результатом многовекового опыта наших предков. При этом речь идет не о конкретном, четко очерченном представлении, образе, или эмоции, но о некоторых врожденных предписаниях общего плана, побуждающих к активности или реагированию на ситуацию. Данные предписания приобретают конкретную, в том числе образную, форму уже в рамках той или иной культурной среды и могут выражаться в продуктах творческой деятельности как типичные персонажи мифов, сказок или священных...
Аскеза (от греч. asketes упражняющийся, подвижник) античное понятие, обозначающее подготовку атлетов к спортивным состязаниям. В дальнейшем оно получило более широкое толкование и стало обозначать вообще борьбу с пороками и стремление к добродетельной жизни. Так, для пифагорейцев аскеза представляла собой свод правил, необходимых для достижения истины. В христианской культуре она была обращена прежде всего против половой потребности, символизировавшей бренность материального мира: устранение всех удовольствий, связанных также и с приемом пищи, комфортом, впечатлениями окружающего мира (телесные радости) должно было служить накоплению некоей духовной энергии, требующейся для обретения святости. В дальнейшем, в рамках клинических исследований были описаны такие проявления аскезы, которые были...
Ассаджоли (Assagioli) Роберто (1889 1974) итальянский врач и философ, один из основателей психосинтеза, который восходит к трансперсональной психологии. Разработал теорию субличностей, которые представлены индивиду в виде внутренних голосов, часто противоречащих друг другу. В его учении индивидуального развития, по аналогии с подходом К.Г.Юнга (у которого есть разделение внешней и внутренней индивидуации), этот процесс разделяется на персональный и трансперсональный психосинтез. Центральным пунктом интеграции личности является не Я, а трансперсональная Самость, как спиритуальный центр идентичности. В его антропологии индивид представлен следующими, надстраивающимися один над другим, уровнями: глубинное бессознательное, среднее (коллективное) бессознательное, высокое бессознательное (надсознательное), достижение вершинной точки которого обозначается Самостью. Механизмом развития...
Ассимиляция (от лат. assimilatio - слияние, уподобление, усвоение) - конструкт операциональной концепции интеллекта Ж.Пиаже , выражающий собой усвоение материала за счет его включения в уже существующие схемы поведения. Осуществляется по аналогии с биологической ассимиляцией. В любом акте адаптации ассимиляция тесно связана с аккомодацией . На ранних стадиях развития ребенка встреча нового предмета с существующей схемой ведет к искажению свойств предмета и к изменению самой схемы, при этом мысль приобретает необратимый характер. При установлении равновесия между ассимиляцией и аккомодацией возникает обратимость мысли и смена эгоцентрической позиции на...
Ассоциативная психология психологические направления, в которых единицей анализа психики признана ассоциация . Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов. 1.Выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания. 2.Этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления . 3.Этап экспериментального и практического ассоцианизма, который характеризуется попыткой ввести в основную концепцию фактор активности...
Ассоциативный эксперимент проективный метод, предложенный одновременно К.Г.Юнгом , М.Вертгеймером и Д.Кляйном и предназначенный для исследования мотивации личности . В нем испытуемому предлагается как можно быстрее отвечать на набор словстимулов любым словом, которое приходит ему в голову. При этом возникающие ассоциации регистрируются по их типу, частоте однородных ассоциаций, времени между словомстимулом и ответом испытуемого. Также фиксируются поведенческие и физиологические реакции. На основании этих данных делается вывод о скрытых влечениях и аффективных комплексах испытуемого. Дальнейшее развитие эта методика получила в исследованиях А.Р.Лурия , который предложил так называемую сопряженную моторную методику, при использовании которой испытуемый должен одновременно со словесным ответом делать определенные...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]