Стаут (Stout) Георг Фредерик (6.1.1860, Саут Шилдс, Дарем 1944) английский философидеалист, психолог, ученик Дж.Уорда и последователь Ф.Брентано . После окончания частной школы учился с 1879г. в Колледже Св.Иоана в Кембридже (бакалавр искусств, 1882, магистр, 1885), здесь специализировался по античной философии, метафизике, моральным наукам. С 1884г. работал научным сотрудником и преподавателем психологии Колледжа Св.Иоана, в 1891г. сменил К.Робертсона в качестве редактора Mind (до 1920), с 1994г. он преподаватель моральных наук в Кембридже, с 1896г. по 1898г. преподаватель сравнительной психологии в Абердинском университете, с 1898г. по 1903г. внештатный лектор ментальной философии в Оксфордском университете. Участник программного сборника Personal Idealism, L., 1902. С 1903г. до своей отставки в 1936г. он профессор логики и метафизики в университете Св.Эндрю, здесь создал лабораторию экспериментальной психологии. В 1939г. переехал к своему сыну Алану в Австралию, где занял кафедру моральной и политической философии в Сиднейском университете. Здесь много сил отдал на подготовку молодых философов. Научная деятельность Стаута завершает этап развития философии, основанной на наблюдении, рефлексии и интроспекции : Стаут был последователь метода интроспекции в том виде как его обосновал Р.Авенариус (Analytic Psychology, V. 12, L., N.Y., 1896, в рус. пер. Аналитическая психология, т. 1 , Пг., 1923). Выступал решительным противником естественно научных основ ассоцианизма. Это было основано на том, что Стаут отвергал узко аналитический подход к процессам восприятия , утверждая мысль о том, что все элементы даны во взаимосвязи друг с другом, которую нельзя не учитывать. В частности, по его мнению, в подобном единстве, когда одно включает в себя другое, находятся разум и тело, и экспериментальное исследование не может изолировано выделить ни то, ни другое. В след за своим учителем Дж.Уордом, считал, что единство сознания предполагает когнитивный, аффективный и волевой модусы. Развивал психологические представления Ф.Брентано о принципе активности субъекта. В процессе своего научного развития Стаут перешел с позиций прагматизма к реализму и, затем, к религиозной философии. В 1930хг.г. выступал решительным противником эмерджентной эволюции. Литература .
Экстерорецепторы (от лат. ехtеr наружный, receptor принимающий) рецепторы, за счет работы которых воспринимается информация, получаемая из внешнего мира (посредством зрения, слуха, вкуса, обоняния, тактильных...
Экстраверсия по Айзенку личностная переменная в иерархической модели личности Х.Айзенка . Характеризуется рядом признаков. Среди них социабельность, импульсивность, активность, оживленность, восприимчивость, возбудимость. Экстраверт любит вечеринки, нуждается в людях, любит каверзные шутки, не лезет за словом в карман, любит перемены. Беззаботен, весел, любит смеяться, вспыльчив, не всегда на него можно положиться. Ориентирован на ощущения и...
Экстраверсия по К.Г.Юнгу личностная ориентация. Экстраверт характеризуется как интуитивный, чувствующий, воспринимающий...
Электромиография (от греч. mys мышца и grapho пишу) метод исследования функционального состояния мышц при помощи регистрации их...
Электроокулография (от лат. oculus глаз и греч. grapho пишу) метод исследования движений глаз , основанный на регистрации изменения электрического потенциала сетчатки и глазных...
Электроретинография (от лат. retina сетка, сетчатка и греч. grapho пишу) метод исследований изменений потенциалов сетчатки, обусловленных световой стимуляцией...
Электрофизиологические методы методы анализа активности органических систем на основе регистрации биопотенциалов, изменение которых может происходить спонтанно или в ответ на внешний раздражитель. Биотоки мозга анализируются при помощи электроэнцефалограммы (ЭЭГ) и вызванных потенциалов (ВП), мышц при помощи электромиограммы (ЭМГ), кожи при помощи кожногальванической реакции (КГР), сердца электрокардиограммы...
Электроэнцефалография (от греч. enkephalos головной мозг) метод исследования деятельности мозга при помощи регистрации суммарной биоэлектрической активности, фиксируемой на поверхности головы или непосредственно на...
Эльконин Даниил Борисович (1904 1984) советский психолог, создатель концепции периодизации психического развития в онтогенезе , основанной на понятии ведущая деятельность . Разрабатывал психологические проблемы игры , формирования личности...
Эмоции (от лат. emovere возбуждать, волновать) состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей . Являются одним из главных регуляторов деятельности . Базовой форма эмоций выступает эмоциональный тон ощущений, представляющий собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые. Другой формой эмоций являются аффекты , представляющие очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации. В отличие от аффектов собственно эмоции имеют выраженную привязку к достаточно локальным ситуациям, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может...
Эмоциональная глупость (от лат. emovere возбуждать, волновать) феномен эмоций , автор К.Г.Юнг . Характеризуется тем, что под действием сильных эмоций может возникать своеобразный дефект мышления. Он носит обратимый характер. Возникает в стрессогенных ситуациях (например, в ситуации экзамена) прежде всего у предрасположенных к этому...
Эмоциональная конституция (от лат. emovere возбуждать, волновать и constitutio установление) исходный тип личности, на основе которого формируется конверсионный невроз. Характеризуется сверхсильным реагированием на эмоциональные раздражители вне сознательного контроля за их течением. Автор Ж.Ж.Дежерин...
Эмоциональный ступор (от лат. emovere возбуждать, волновать и stupor оцепенение) состояние, возникающее под воздействием сильных душевных потрясений (ужас, страх, угроза жизни) и проявляющееся в виде блокировки аффективной деятельности, двигательной активности, замедлении мыслительной деятельности. Данное состояние может проходит без существенных последствий. Но может возникнуть паническое состояние со стремлением к хаотическим действиям (например, побег), а также депрессия. Возникает у солдат в бою, участников и свидетелей катастроф, у детей чаще всего в ситуации экзаменов, когда к ним предъявляют слишком большие требования ( страх экзамена...
Эмоциональный тон ощущений (от лат. emovere возбуждать, волновать) переживания позитивного знака. Сопровождает жизненно важные ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые. Представляет собой наиболее раннюю стадию развития эмоций в филогенезе. Синоним прельщение...
Эмпатия (от греч. empatheia сопереживание) способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с...
Эмпирическое обобщение обобщение , основанное на сравнении предметов при выделении и обозначении через слово их общих свойств. Использование подобных свойств как классификационных предоставляет человеку возможность работать со значительно большим объемом предметов, чем это возможно в прецептивном плане. С помощью классификационных схем каждый новый предмет распознается как относящийся к определенному классу. Способность к эмпирическому обобщению формируется еще в дошкольном возрасте, но наиболее сензитивным возрастом является младший школьный возраст...
Эмпирическое понятие символическое отображение выделенных в результате аналитической работы, проведенной с помощью сравнения, существенных свойств, являющихся общими для определенного класса предметов окружающего...
Энвиронментальная психология (от англ. environment окружающая среда) направление западной психологии, начавшее формироваться в 1970хгг. и ориентированное прежде всего на изучение психогенных сдвигов, обусловленных экологическим кризисом. Синоним экологическая...
Энджелл (Angell) Джеймс Роланд (1869, Вермонт 1949) американский психолог, представитель функциональной психологии . Получил образование в Мичиганской университете. Учился у Дж.Дьюи , затем у У.Джемса в Гарварде. В 1892г. получил здесь степень магистра. Работал в университете Чикаго. Президент Американской психологической ассоциации (1906). По его представлениям, истинная, а именно функциональная, психология должна: изучать не психические элементы, а операции и условия, в которых они осуществляются, делать упор на полезности сознания в приспособлении организма к среде, не разводить, как принципиально различные, телесные и психические феномены, так как и те, и другие имеют смысл лишь в контексте взаимоотношения организм среда. Сочинения. The province...
Энзиматическая гипотеза формирования вкусовых ощущений теоретический конструкт, призванный объяснить возникновение того или иного вкуса, в соответствии с которым вкусовые рецепторы возбуждаются изза взаимодействия химического стимула, воспринимаемого как вкусовой, с ферментами вблизи нервных окончаний, что приводит к ионным сдвигам и генерации нервных...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]