Exit Project: Глоссарий: Ференци (Ferenczi) Шандор

Ференци (Ferenczi) Шандор



Ференци (Ferenczi) Шандор (7.7.1873, Мишкольц, Венгрия 22.5.1933, Будапешт) венгерский психиатр и психоаналитик, один из знаменитых учеников и последователей З.Фрейда . Родился в многодетной семье владельца большого книжного магазина, детство провел в веселой и непринужденной обстановке, где царили литература, искусство и музыка. Закончил местную гимназию, затем обучался с 1890г. по 1894г. медицине в Венском университете (доктор медицины, 1896), где заинтересовался психологией и экспериментами с гипнозом. После получения медицинской степени начал свою практику в качестве врачаневропатолога в австровенгерской армии. Через год приступил к работе в разных госпиталях Будапешта, в том числе в госпитале Св.Рокуса, благодаря этой работе значительно углубил свои представления о гипнозе и аутосуггестии. В 1900г. Ференци получил лицензию на частную неврологическую практику в Будапеште, и до знакомства с Фрейдом и занятий психоанализом уже имел около 30 опубликованных работ. После прочтения Толкований сновидений З.Фрейда в 1907г. написал ему письмо в Вену с просьбой принять его с выражением уважения, в 1908г. состоялось очное знакомство, а в 1909г. З.Фрейд пригласил его в поездку в США, где сам читал лекции в университете Кларка. Во время Венгерской революции, в 1919г., отмеченным для него заключением счастливого брака, Ференци стал первым профессором психоанализа в Будапештском университете (при поддержке Белы Куна), несколько позже занялся изучением с психодинамических позиций травмирующих переживаний, связанных с войной (Psychoanalysis and the War Neuroses, L., 1921 (совм. с AbrachamK., SimmelE.)). В 1927-1928г.г. Ференци читал гостевые лекции в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. В 1930г. Ференци основал Психоаналитическую клинику в Будапеште. Проводил большую работу по организации ежегодних заседаний психоаналитиков разных стран и много сил отдал созыву Психоаналитических конгрессов: первого в Зальцбурге (1908), второго в Нюрнберге (1909), пятого в Будапеште (1918), где он был избран председателем. В 1910г. основал Интернациональное, а в 1913г. Венгерское психоаналитическое общество. Ввел в психологию понятие интроекции (включение через идентификацию в структуру Я элементов внешнего мира для перенесения на них эмоциональных переживаний) (Introjektion und Ubertragung, Jahrbuch fur Psychoanalyse und psychopath. Forsch., 1, 1910, S. 422457, в рус.пер. Интроекция и перенесение, Одесса, 1925). В 1924г. у него наметился разрыв с З.Фрейдом изза поддержки О.Ранка, обратившегося к созданию собственной теории первичной травмы рождения, и развития собственных представлений о психическом. В работе Таласса, опыт генитальной теории (Thalassa, Versuch einer Genitaltheorie, Wien, 1924) (thalassa, греч., море), охарактеризованной критикой тех лет как самое смелое применение психоанализа, им делается акцент на инстинктивном стремлении индивида к возвращению в материнское лоно и, в конечном счете, в воды мирового океана. Проводил психоаналитическую работу, как с пациенткой, с Мелани Клейн. Оказал влияние на М.Балинта . Старался усовершенствовать психоаналитическую технику за счет включения в нее гипноза (Bioanalyse); все время подчеркивал, что в психотерапии пациентов надо заставлять активно искать фобические ситуации и переживать тревогу , чтобы появилась возможность выработать критическое отношение к своему состоянию. В последние годы жизни пришел к использованию активной, относительно короткой, терапии, основанной на различных формах выражения терапевтом по отношению к пациенту любви, которой тот был лишен в детстве. Литература .

Другие статьи : Фабри Курт Эрнестович, Фагофобия, Фаза, Фазмофобия, Фазофрении, Факоматозы, Фактор близости, Фактор общей судьбы, Фактор подобия, Фактор хорошего продолжения, Фаллическая стадия психосексуального развития, Фаллический характер, Фантомный образ, Федерн Пауль, Фельдштейн Давид Иосифович, Феминность, Фенихель (Fenichel) Отто, Феномен 30 октября 1938 г., Феномен Ауберта, Феномен Ауберта – Ферстера, Феномен Ауберта – Фляйшля, Феномен Бецольда – Брюкке, Феномен Брока — Зульцера, Феномен дополнительной апперцептивной проекции, Феномен Панума, Феномен стабильности видимого мира, Феномен Шеришевского, Феноменальное поле, Феноменологическое самонаблюдение, Феноменология, Феномены несохранения, Фенотип, Ференци (Ferenczi) Шандор, Фестингер (Festinger) Леон, Фетишизм, Фехнер Густав Теодор, Фехнеровские цвета, Физиогномическая редукция, Физиологическая акустика, Физиологическая психология, Физиологические механизмы внимания, Физиологические механизмы памяти, Физическая агрессия, Филогенез, Флегматик, Флюгель (Flugel) Джон Карл, Фобии, Фокальная терапия, Фокальный анализ, Фолькельт (Volkelt) Ханс, Фон, Фонема, Фонематический слух, Фоновые языковые знания, Фонологический метод Леви–Стросса, Форель (Forel) Август, Формальная абстракция, Формальные операции, Формирование двигательного навыка, Формирование произвольных движений, Формирование человеческих потребностей в онтогенезе, Формы жизни, Фотизмы, Фоулькес (Foulkes) Зигмунд Генрих, Франкл Виктор, Французская социологическая школа, Французский структурализм, Фрейд Анна, Фрейд Зигмунд, Фрейдизм, Фрейхан (Freyhan) Фритц Адольф, Фресс (Fraisse) Поль, Фромм Эрик, ФРОММ, ЭРИХ (Fromm, Erich), Фрустрация, Фрустрация у детей, Функции речи, Функционализм, Функциональная автономия, Функциональная единица памяти, Функциональная психология, Функциональная система, Функциональная эквивалентность образов, Функциональное удовольствие, Функциональный мотив, Функциональный орган, , ...

 

Экстерорецепторы

Экстерорецепторы (от лат. ехtеr наружный, receptor принимающий) рецепторы, за счет работы которых воспринимается информация, получаемая из внешнего мира (посредством зрения, слуха, вкуса, обоняния, тактильных...

Экстраверсия по Айзенку

Экстраверсия по Айзенку личностная переменная в иерархической модели личности Х.Айзенка . Характеризуется рядом признаков. Среди них социабельность, импульсивность, активность, оживленность, восприимчивость, возбудимость. Экстраверт любит вечеринки, нуждается в людях, любит каверзные шутки, не лезет за словом в карман, любит перемены. Беззаботен, весел, любит смеяться, вспыльчив, не всегда на него можно положиться. Ориентирован на ощущения и...

Экстраверсия по Юнгу

Экстраверсия по К.Г.Юнгу личностная ориентация. Экстраверт характеризуется как интуитивный, чувствующий, воспринимающий...

Электромиография

Электромиография (от греч. mys мышца и grapho пишу) метод исследования функционального состояния мышц при помощи регистрации их...

Электроокулография

Электроокулография (от лат. oculus глаз и греч. grapho пишу) метод исследования движений глаз , основанный на регистрации изменения электрического потенциала сетчатки и глазных...

Электроретинография

Электроретинография (от лат. retina сетка, сетчатка и греч. grapho пишу) метод исследований изменений потенциалов сетчатки, обусловленных световой стимуляцией...

Электрофизиологические методы

Электрофизиологические методы методы анализа активности органических систем на основе регистрации биопотенциалов, изменение которых может происходить спонтанно или в ответ на внешний раздражитель. Биотоки мозга анализируются при помощи электроэнцефалограммы (ЭЭГ) и вызванных потенциалов (ВП), мышц при помощи электромиограммы (ЭМГ), кожи при помощи кожногальванической реакции (КГР), сердца электрокардиограммы...

Электроэнцефалография

Электроэнцефалография (от греч. enkephalos головной мозг) метод исследования деятельности мозга при помощи регистрации суммарной биоэлектрической активности, фиксируемой на поверхности головы или непосредственно на...

Эльконин Даниил Борисович

Эльконин Даниил Борисович (1904 1984) советский психолог, создатель концепции периодизации психического развития в онтогенезе , основанной на понятии ведущая деятельность . Разрабатывал психологические проблемы игры , формирования личности...

Эмоции

Эмоции (от лат. emovere возбуждать, волновать) состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей . Являются одним из главных регуляторов деятельности . Базовой форма эмоций выступает эмоциональный тон ощущений, представляющий собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые. Другой формой эмоций являются аффекты , представляющие очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации. В отличие от аффектов собственно эмоции имеют выраженную привязку к достаточно локальным ситуациям, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может...

Эмоциональная глупость

Эмоциональная глупость (от лат. emovere возбуждать, волновать) феномен эмоций , автор К.Г.Юнг . Характеризуется тем, что под действием сильных эмоций может возникать своеобразный дефект мышления. Он носит обратимый характер. Возникает в стрессогенных ситуациях (например, в ситуации экзамена) прежде всего у предрасположенных к этому...

Эмоциональная конституция

Эмоциональная конституция (от лат. emovere возбуждать, волновать и constitutio установление) исходный тип личности, на основе которого формируется конверсионный невроз. Характеризуется сверхсильным реагированием на эмоциональные раздражители вне сознательного контроля за их течением. Автор Ж.Ж.Дежерин...

Эмоциональный ступор

Эмоциональный ступор (от лат. emovere возбуждать, волновать и stupor оцепенение) состояние, возникающее под воздействием сильных душевных потрясений (ужас, страх, угроза жизни) и проявляющееся в виде блокировки аффективной деятельности, двигательной активности, замедлении мыслительной деятельности. Данное состояние может проходит без существенных последствий. Но может возникнуть паническое состояние со стремлением к хаотическим действиям (например, побег), а также депрессия. Возникает у солдат в бою, участников и свидетелей катастроф, у детей чаще всего в ситуации экзаменов, когда к ним предъявляют слишком большие требования ( страх экзамена...

Эмоциональный тон ощущений

Эмоциональный тон ощущений (от лат. emovere возбуждать, волновать) переживания позитивного знака. Сопровождает жизненно важные ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые. Представляет собой наиболее раннюю стадию развития эмоций в филогенезе. Синоним прельщение...

Эмпатия

Эмпатия (от греч. empatheia сопереживание) способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с...

Эмпирическое обобщение

Эмпирическое обобщение обобщение , основанное на сравнении предметов при выделении и обозначении через слово их общих свойств. Использование подобных свойств как классификационных предоставляет человеку возможность работать со значительно большим объемом предметов, чем это возможно в прецептивном плане. С помощью классификационных схем каждый новый предмет распознается как относящийся к определенному классу. Способность к эмпирическому обобщению формируется еще в дошкольном возрасте, но наиболее сензитивным возрастом является младший школьный возраст...

Эмпирическое понятие

Эмпирическое понятие символическое отображение выделенных в результате аналитической работы, проведенной с помощью сравнения, существенных свойств, являющихся общими для определенного класса предметов окружающего...

Энвиронментальная психология

Энвиронментальная психология (от англ. environment окружающая среда) направление западной психологии, начавшее формироваться в 1970хгг. и ориентированное прежде всего на изучение психогенных сдвигов, обусловленных экологическим кризисом. Синоним экологическая...

Энджелл Джеймс Роланд

Энджелл (Angell) Джеймс Роланд (1869, Вермонт 1949) американский психолог, представитель функциональной психологии . Получил образование в Мичиганской университете. Учился у Дж.Дьюи , затем у У.Джемса в Гарварде. В 1892г. получил здесь степень магистра. Работал в университете Чикаго. Президент Американской психологической ассоциации (1906). По его представлениям, истинная, а именно функциональная, психология должна: изучать не психические элементы, а операции и условия, в которых они осуществляются, делать упор на полезности сознания в приспособлении организма к среде, не разводить, как принципиально различные, телесные и психические феномены, так как и те, и другие имеют смысл лишь в контексте взаимоотношения организм среда. Сочинения. The province...

Энзиматическая гипотеза формирования вкусовых ощущений

Энзиматическая гипотеза формирования вкусовых ощущений теоретический конструкт, призванный объяснить возникновение того или иного вкуса, в соответствии с которым вкусовые рецепторы возбуждаются изза взаимодействия химического стимула, воспринимаемого как вкусовой, с ферментами вблизи нервных окончаний, что приводит к ионным сдвигам и генерации нервных...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Ференци (Ferenczi) Шандор