Exit Project: Глоссарий: Шпрангер (Spranger) Эдуард

Шпрангер (Spranger) Эдуард



Шпрангер (Spranger) Эдуард (27.6.1882, Берлин 17.9.1963, Тюбинген) немецкий философ, психолог и педагог. Получил философское, историческое и лингвистическое образование в Берлинском университете. С 1909г. он преподаватель философии и образования в Берлинском университете, с 1911г. по 1920г. профессор Лейпцигского университета, с 1920г. по 1944г. профессор Берлинского университета. Читал гостевые лекции в Японии (19361939). В 1944г. Шпрангер был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. В 1945г. он был назначен ректором Берлинского университета, с 1946г. до своей отставки в 1953г. работал в качестве профессора университета Тюбингена. Сторонник метода В.Дильтея наук о духе, основанном на интуитивном постижении духовной целостности. Пытался интегрировать в свою систему учение Г.Риккерта о ценностях. Основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов, Шпрангер ввел понятие понимающей психологии. Исходный принцип психологии, по мнению Шпрангера, понимание как способ непосредственное постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в актах деятельностиЯ, в которых реализуется определенная ценностная система. В основном своем труде, Формы жизни (Lebensformen. Geistwissenschaftliche Psychologie, Halle, 1914, в рус. пер. (част.) Два вида психологии, в кн. Хрестоматия по истории психологии, М., 1980, с. 286300; Основные идеальные типы индивидуальности, в кн.: Психология личности. Тексты, М., 1982, с. 5559), он отверг психологию элементов, которая расчленяет психический процесс на составные части, и обосновал истинность подхода с позиции рассмотрения душевного процесса как некоторой целостности в его смысловых связях с тем или иным содержанием культуры. Основной задачей духовнонаучной психологии как одной из наук о духе является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре объективного духа, и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека, получивших у Шпрангера обозначение форм жизни. Таких основных идеальных типов индивидуальности , обусловленных ориентацией на те или иные объективные ценности, им было выделено шесть: теоретическая (область науки, проблема истинности), экономическая (материальные блага, полезность), эстетическая (стремление к оформлению, к самовыражению), социальная (общественная деятельность , обращенность к чужой жизни), политическая (власть как ценность), религиозная (смысл жизни). В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции, какаято из них при этом будет доминировать. На основе данной типологии личностей Г.Олпортом , П.Верноном и Г.Линдзеем был разработан Тест изучения ценностей, а также создан Тест интересов Дж.Холланда. В своих культурологических работах Шпрангер рассматривал античность, христианство, немецкий идеализм как основные силы, обусловившие содержание современной культуры. Из типологических представлений об индивидуальной душе Шпрангер делал педагогические выводы: при воспитании детей учитель должен интуитивно понять тот тип ориентации, который может стать ведущим у данного ребенка, и снабдить его соответствующим операциональным составом. Методологические установки понимающей психологии были реализованы Шпрангером в его исследовании психологии юности: Psychologie des Jugendalters, Lpz., 1924, в рус. пер. (част.) Эротика и сексуальность в юношеском возрасте, в сб.: Педология юности, М.Л., 1931. Литература .

Другие статьи : Шавани синдром, Шаг Геффдинга, Шарко большая истерия, Шарко Жан Мартин, Шарко малая истерия, Шарко триада, Шарко — Кожевникова болезнь, Шарпантье феномен, Шегрена болезнь, Шелдон (Sheldon) Уильям Герберт, Шепард (Shepard) Герберт, Шеррингтон (Sherrington) сэр Чарльз Скотт, Шестиугольная модель профессиональных интересов, Шехтер Марк Семенович, Шизотимия, Шизофренический дефект, Шильдер Пауль, Шкала I — E, Шкала Векслера, Шкала зрелости профессиональных установок, Шкала отношений, Шнайдер (Schneider) Курт, Шорохова Екатерина Васильевна, Шпеер Эрнст, Шперрунг, Шпет Густав Густавович, Шпильрейн Исаак Нафтульевич, Шпрангер (Spranger) Эдуард, Штерн (Stern) Вильям Луис, Штерринг (Storring) Густав, Штумпф (Stumpf) Карл, Шуб, Шульц Йоханнес Генрих, Шульц-Хенке Харальд, , ...

 

Экстерорецепторы

Экстерорецепторы (от лат. ехtеr наружный, receptor принимающий) рецепторы, за счет работы которых воспринимается информация, получаемая из внешнего мира (посредством зрения, слуха, вкуса, обоняния, тактильных...

Экстраверсия по Айзенку

Экстраверсия по Айзенку личностная переменная в иерархической модели личности Х.Айзенка . Характеризуется рядом признаков. Среди них социабельность, импульсивность, активность, оживленность, восприимчивость, возбудимость. Экстраверт любит вечеринки, нуждается в людях, любит каверзные шутки, не лезет за словом в карман, любит перемены. Беззаботен, весел, любит смеяться, вспыльчив, не всегда на него можно положиться. Ориентирован на ощущения и...

Экстраверсия по Юнгу

Экстраверсия по К.Г.Юнгу личностная ориентация. Экстраверт характеризуется как интуитивный, чувствующий, воспринимающий...

Электромиография

Электромиография (от греч. mys мышца и grapho пишу) метод исследования функционального состояния мышц при помощи регистрации их...

Электроокулография

Электроокулография (от лат. oculus глаз и греч. grapho пишу) метод исследования движений глаз , основанный на регистрации изменения электрического потенциала сетчатки и глазных...

Электроретинография

Электроретинография (от лат. retina сетка, сетчатка и греч. grapho пишу) метод исследований изменений потенциалов сетчатки, обусловленных световой стимуляцией...

Электрофизиологические методы

Электрофизиологические методы методы анализа активности органических систем на основе регистрации биопотенциалов, изменение которых может происходить спонтанно или в ответ на внешний раздражитель. Биотоки мозга анализируются при помощи электроэнцефалограммы (ЭЭГ) и вызванных потенциалов (ВП), мышц при помощи электромиограммы (ЭМГ), кожи при помощи кожногальванической реакции (КГР), сердца электрокардиограммы...

Электроэнцефалография

Электроэнцефалография (от греч. enkephalos головной мозг) метод исследования деятельности мозга при помощи регистрации суммарной биоэлектрической активности, фиксируемой на поверхности головы или непосредственно на...

Эльконин Даниил Борисович

Эльконин Даниил Борисович (1904 1984) советский психолог, создатель концепции периодизации психического развития в онтогенезе , основанной на понятии ведущая деятельность . Разрабатывал психологические проблемы игры , формирования личности...

Эмоции

Эмоции (от лат. emovere возбуждать, волновать) состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей . Являются одним из главных регуляторов деятельности . Базовой форма эмоций выступает эмоциональный тон ощущений, представляющий собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые. Другой формой эмоций являются аффекты , представляющие очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации. В отличие от аффектов собственно эмоции имеют выраженную привязку к достаточно локальным ситуациям, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может...

Эмоциональная глупость

Эмоциональная глупость (от лат. emovere возбуждать, волновать) феномен эмоций , автор К.Г.Юнг . Характеризуется тем, что под действием сильных эмоций может возникать своеобразный дефект мышления. Он носит обратимый характер. Возникает в стрессогенных ситуациях (например, в ситуации экзамена) прежде всего у предрасположенных к этому...

Эмоциональная конституция

Эмоциональная конституция (от лат. emovere возбуждать, волновать и constitutio установление) исходный тип личности, на основе которого формируется конверсионный невроз. Характеризуется сверхсильным реагированием на эмоциональные раздражители вне сознательного контроля за их течением. Автор Ж.Ж.Дежерин...

Эмоциональный ступор

Эмоциональный ступор (от лат. emovere возбуждать, волновать и stupor оцепенение) состояние, возникающее под воздействием сильных душевных потрясений (ужас, страх, угроза жизни) и проявляющееся в виде блокировки аффективной деятельности, двигательной активности, замедлении мыслительной деятельности. Данное состояние может проходит без существенных последствий. Но может возникнуть паническое состояние со стремлением к хаотическим действиям (например, побег), а также депрессия. Возникает у солдат в бою, участников и свидетелей катастроф, у детей чаще всего в ситуации экзаменов, когда к ним предъявляют слишком большие требования ( страх экзамена...

Эмоциональный тон ощущений

Эмоциональный тон ощущений (от лат. emovere возбуждать, волновать) переживания позитивного знака. Сопровождает жизненно важные ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые. Представляет собой наиболее раннюю стадию развития эмоций в филогенезе. Синоним прельщение...

Эмпатия

Эмпатия (от греч. empatheia сопереживание) способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с...

Эмпирическое обобщение

Эмпирическое обобщение обобщение , основанное на сравнении предметов при выделении и обозначении через слово их общих свойств. Использование подобных свойств как классификационных предоставляет человеку возможность работать со значительно большим объемом предметов, чем это возможно в прецептивном плане. С помощью классификационных схем каждый новый предмет распознается как относящийся к определенному классу. Способность к эмпирическому обобщению формируется еще в дошкольном возрасте, но наиболее сензитивным возрастом является младший школьный возраст...

Эмпирическое понятие

Эмпирическое понятие символическое отображение выделенных в результате аналитической работы, проведенной с помощью сравнения, существенных свойств, являющихся общими для определенного класса предметов окружающего...

Энвиронментальная психология

Энвиронментальная психология (от англ. environment окружающая среда) направление западной психологии, начавшее формироваться в 1970хгг. и ориентированное прежде всего на изучение психогенных сдвигов, обусловленных экологическим кризисом. Синоним экологическая...

Энджелл Джеймс Роланд

Энджелл (Angell) Джеймс Роланд (1869, Вермонт 1949) американский психолог, представитель функциональной психологии . Получил образование в Мичиганской университете. Учился у Дж.Дьюи , затем у У.Джемса в Гарварде. В 1892г. получил здесь степень магистра. Работал в университете Чикаго. Президент Американской психологической ассоциации (1906). По его представлениям, истинная, а именно функциональная, психология должна: изучать не психические элементы, а операции и условия, в которых они осуществляются, делать упор на полезности сознания в приспособлении организма к среде, не разводить, как принципиально различные, телесные и психические феномены, так как и те, и другие имеют смысл лишь в контексте взаимоотношения организм среда. Сочинения. The province...

Энзиматическая гипотеза формирования вкусовых ощущений

Энзиматическая гипотеза формирования вкусовых ощущений теоретический конструкт, призванный объяснить возникновение того или иного вкуса, в соответствии с которым вкусовые рецепторы возбуждаются изза взаимодействия химического стимула, воспринимаемого как вкусовой, с ферментами вблизи нервных окончаний, что приводит к ионным сдвигам и генерации нервных...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Шпрангер (Spranger) Эдуард