Exit Project: Глоссарий: ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl)

ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl)



ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl)

ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl) - немецкий философ, психиатр, один из создателей философии экзистенциализма.

Родился 23 февраля 1883 в Ольденбурге (Германия), изучал право в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах, медицину в Берлинском, Гёттингенском и Гейдельбергском университетах.

В 1909 получил право заниматься медицинской практикой.

В 1909–1915 годах работал ассистентом Ф. Ниссля в университетской психиатрической клинике Гейдельберга.

В 1910 году женился.

1912 год – появляется его статья “Феноменологическое направление исследования в психиатрии”.

1913 год - посещает Ольденбургский и Мюнхенский университеты. Слушает философские курсы Т. Липпса.

Защищает докторскую диссертацию по медицине у В. Виндельбанда.

В том же 1913 году выходит в свет его основная работа “Общая психопатология” (Allgemeine Psychopathologie). В этой работе на основе внутренних переживаний дает уточнение применяемых в психиатрии понятий.

Ясперс рассматривает психопатологию как форму поиска человеком своей индивидуальности. Он считал, что подлинный смысл бытия открывается перед ним лишь в пограничных ситуациях. Именно в этих ситуациях происходит отказ от научных представлений и стереотипов повседневности, перед человеком открывается интимная сторона мира и наступает подлинное переживание бога.

Феноменологическая концепция Ясперса оказала значительное воздействие на развитие психиатрии, как в Германии, так и в ряде других европейских стран.

В 1916 году назначен ассистентом по психологии.

В 1920 году назначен ассистентом по философии, а в 1921 профессором философии Гейдельбергского университета.

Брак с еврейкой и политические убеждения привели к его отстранению при национал-социалистах от всех административных обязанностей в 1933 и от преподавательской деятельности в 1937.

В 1938 была запрещена публикация трудов философа. Ясперс остается в Гейдельберге и много времени посвящает изучению Библии.

После войны (1945) и восстановления в должности, открыто высказывает в университете свои взгляды по таким вопросам, как вина немцев и угроза ядерной войны. Ясперс был против

тоталитаризма в любых формах. Он писал, что национал-социализм лишил людей правовой

гарантии в собственном государстве, и считал, что тоталитаризм не может быть преодолен изнутри так как индивид ничего не может поделать перед реальной грубой силой. Поэтому свободные государства не должны занимать позиции невмешательства во внутренние дела тоталитарных государств.

В книге "Вопрос о вине" (1946) Ясперс рассматривает вопрос о виновности человека в мире. Он указывает, что нацизм несет ответственность за все злодеяния, вызванные им. В то же время вопрос о вине он рассматривает и с философской точки зрения, полагая, что, кроме политической вины, существует и метафизическая, возникшая в силу наличия солидарности людей и совместной их ответственности за несправедливость. Поэтому ответственность за зло лежит на всех.

Известны его радиовыступления по проблемам политики, а также на философские темы. Ясперс пытался провести идею денацификации университетов.

В 1949 стал профессором философии Базельского университета (Швейцария), в 1961 отказался от преподавания и посвятил себя науке и публицистике.

В поздних работах он все же предпочитает говорить о “философии разума” или “мировой философии”, а не о “философии существования”. С точки зрения Ясперса, важной предпосылкой философствования являются естественнонаучные знания, хотя сама философия выходит за границы доступного науке. Лишь когда мы продвигаем научное знание до его пределов, перед нами открываются новые горизонты. Истина в философии носит отчетливо выраженный личностный характер, это не сумма догм, но деятельность – открытая и всегда незавершенная, она постигается верой и передается другим людям через обращение к их существованию как свободных личностей (экзистенции). Философия воспринимается – в особой межличностной коммуникации – только теми людьми, все бытие которых преобразовано верой. Однако вера эта не религиозная, а философская, поскольку носит личностный характер и не опирается на авторитет. Хотя Ясперс ценил то, что он называл “религией Библии”, он не мог согласиться с притязаниями христианства на обладание абсолютной и единственной истиной и строго различал веру (верование) и знание; Боговоплощение и искупление в качестве догматов казались ему несовместимыми с человеческой свободой и ответственностью. “Мы достигаем философской веры, принимая нашу конкретную историческую ситуацию с ее ограничениями и задачами, признавая в определенные существенно важные моменты существование безусловного долженствования и обнаруживая себя в тех “предельных ситуациях” (Grenz-situationen) страдания, вины и смерти, в которых на карту поставлено все наше Я. В этих случаях мы встречаемся с Трансцендентным, или Богом (“Единым”). Бог не может быть познан и описан как некий объект, он познаваем и может быть описан только с помощью мифа и символа (“шифра”) или через рассуждения, не выдерживающие критики как логические конструкции, но указывающие на то, что выходит за пределы передаваемого ими содержания”.

Ясперс оказал решающее влияние на экзистенциализм 20 века.

Он стремился соединить идеи Кьеркегора и Ницше с традицией академической философии, не принимая, однако, ни “фанатизма” Кьеркегора, ни “исступления” Ницше, ни “индифферентного мышления” университетских профессоров.

Умер Ясперс в Базеле 26 февраля 1969 года.

Среди основных работ философа – “Общая психопатология” (Allgemeine Psychopathologie, 1913); “Психология мировоззрения” (Psychologie der Weltanschauungen, 1919);

"Духовная ситуация эпохи" (1931);

“Философия” (Philosophie, 3 Bd., 1932);

"Экзистенциальная философия" (1938);

“Проблема немецкой вины” (Die Schuldfrage. Ein Beitrag zur deutschen Frage, 1946);

“Об истине” (Von der Wahrheit, 1947);

"Философская вера" (1948);

"О происхождении и цели истории" (1949);

“Великие философы” (Die grossen Philosophen, Bd. 1, 1957);

"Философия и мир" (1958);

“Атомная бомба и будущее человечества” (Die Atombombe und die Zukunft des Menschen, 1958);

“Философская вера и откровение” (Der philosopische Glaube angesichts der Offenbarung, 1962);

"Куда идет Федеративная республика" (1966)

“Шифры трансценденции” (Chiffren der Transzendenz, 1970) и др.

ЛИТЕРАТУРА

Ясперс К. Куда движется ФРГ. М., 1969

Ясперс К. Духовная ситуация времени. М., 1990

Ясперс К. Истоки истории и ее цель, вып. 1–2. М., 1991

Ясперс К. Философская вера. М., 1992

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994

Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994

Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии, в 2-х тт. СПб, 1996

По мере поступления информации статья будет изменяться и дополняться.

Статью подготовил Сергей Востриков
19.12.2001
Другие статьи : Я (Ich, Ego), Я–концепция, Я-иделальное, Явления тревожного ряда, Ядро кристаллизации чувств, Язык, Язык иррелевантный, Язык искусственный, Язык метафорический, Якоба - Крейцфельдта болезнь, Якобсон Павел Максимович, Яктация, Яроцкого аретотерапия, Ярошевский Михаил Григорьевич, Ясновидение, Ясперс Карл, ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl), Ясперса психический процесс, Ясперса триада критериев реактивных состояний, Ясперса триада признаков бреда, Ятрогения, Ятросомопатия, , ...

 

Экстерорецепторы

Экстерорецепторы (от лат. ехtеr наружный, receptor принимающий) рецепторы, за счет работы которых воспринимается информация, получаемая из внешнего мира (посредством зрения, слуха, вкуса, обоняния, тактильных...

Экстраверсия по Айзенку

Экстраверсия по Айзенку личностная переменная в иерархической модели личности Х.Айзенка . Характеризуется рядом признаков. Среди них социабельность, импульсивность, активность, оживленность, восприимчивость, возбудимость. Экстраверт любит вечеринки, нуждается в людях, любит каверзные шутки, не лезет за словом в карман, любит перемены. Беззаботен, весел, любит смеяться, вспыльчив, не всегда на него можно положиться. Ориентирован на ощущения и...

Экстраверсия по Юнгу

Экстраверсия по К.Г.Юнгу личностная ориентация. Экстраверт характеризуется как интуитивный, чувствующий, воспринимающий...

Электромиография

Электромиография (от греч. mys мышца и grapho пишу) метод исследования функционального состояния мышц при помощи регистрации их...

Электроокулография

Электроокулография (от лат. oculus глаз и греч. grapho пишу) метод исследования движений глаз , основанный на регистрации изменения электрического потенциала сетчатки и глазных...

Электроретинография

Электроретинография (от лат. retina сетка, сетчатка и греч. grapho пишу) метод исследований изменений потенциалов сетчатки, обусловленных световой стимуляцией...

Электрофизиологические методы

Электрофизиологические методы методы анализа активности органических систем на основе регистрации биопотенциалов, изменение которых может происходить спонтанно или в ответ на внешний раздражитель. Биотоки мозга анализируются при помощи электроэнцефалограммы (ЭЭГ) и вызванных потенциалов (ВП), мышц при помощи электромиограммы (ЭМГ), кожи при помощи кожногальванической реакции (КГР), сердца электрокардиограммы...

Электроэнцефалография

Электроэнцефалография (от греч. enkephalos головной мозг) метод исследования деятельности мозга при помощи регистрации суммарной биоэлектрической активности, фиксируемой на поверхности головы или непосредственно на...

Эльконин Даниил Борисович

Эльконин Даниил Борисович (1904 1984) советский психолог, создатель концепции периодизации психического развития в онтогенезе , основанной на понятии ведущая деятельность . Разрабатывал психологические проблемы игры , формирования личности...

Эмоции

Эмоции (от лат. emovere возбуждать, волновать) состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей . Являются одним из главных регуляторов деятельности . Базовой форма эмоций выступает эмоциональный тон ощущений, представляющий собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые. Другой формой эмоций являются аффекты , представляющие очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации. В отличие от аффектов собственно эмоции имеют выраженную привязку к достаточно локальным ситуациям, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может...

Эмоциональная глупость

Эмоциональная глупость (от лат. emovere возбуждать, волновать) феномен эмоций , автор К.Г.Юнг . Характеризуется тем, что под действием сильных эмоций может возникать своеобразный дефект мышления. Он носит обратимый характер. Возникает в стрессогенных ситуациях (например, в ситуации экзамена) прежде всего у предрасположенных к этому...

Эмоциональная конституция

Эмоциональная конституция (от лат. emovere возбуждать, волновать и constitutio установление) исходный тип личности, на основе которого формируется конверсионный невроз. Характеризуется сверхсильным реагированием на эмоциональные раздражители вне сознательного контроля за их течением. Автор Ж.Ж.Дежерин...

Эмоциональный ступор

Эмоциональный ступор (от лат. emovere возбуждать, волновать и stupor оцепенение) состояние, возникающее под воздействием сильных душевных потрясений (ужас, страх, угроза жизни) и проявляющееся в виде блокировки аффективной деятельности, двигательной активности, замедлении мыслительной деятельности. Данное состояние может проходит без существенных последствий. Но может возникнуть паническое состояние со стремлением к хаотическим действиям (например, побег), а также депрессия. Возникает у солдат в бою, участников и свидетелей катастроф, у детей чаще всего в ситуации экзаменов, когда к ним предъявляют слишком большие требования ( страх экзамена...

Эмоциональный тон ощущений

Эмоциональный тон ощущений (от лат. emovere возбуждать, волновать) переживания позитивного знака. Сопровождает жизненно важные ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые. Представляет собой наиболее раннюю стадию развития эмоций в филогенезе. Синоним прельщение...

Эмпатия

Эмпатия (от греч. empatheia сопереживание) способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с...

Эмпирическое обобщение

Эмпирическое обобщение обобщение , основанное на сравнении предметов при выделении и обозначении через слово их общих свойств. Использование подобных свойств как классификационных предоставляет человеку возможность работать со значительно большим объемом предметов, чем это возможно в прецептивном плане. С помощью классификационных схем каждый новый предмет распознается как относящийся к определенному классу. Способность к эмпирическому обобщению формируется еще в дошкольном возрасте, но наиболее сензитивным возрастом является младший школьный возраст...

Эмпирическое понятие

Эмпирическое понятие символическое отображение выделенных в результате аналитической работы, проведенной с помощью сравнения, существенных свойств, являющихся общими для определенного класса предметов окружающего...

Энвиронментальная психология

Энвиронментальная психология (от англ. environment окружающая среда) направление западной психологии, начавшее формироваться в 1970хгг. и ориентированное прежде всего на изучение психогенных сдвигов, обусловленных экологическим кризисом. Синоним экологическая...

Энджелл Джеймс Роланд

Энджелл (Angell) Джеймс Роланд (1869, Вермонт 1949) американский психолог, представитель функциональной психологии . Получил образование в Мичиганской университете. Учился у Дж.Дьюи , затем у У.Джемса в Гарварде. В 1892г. получил здесь степень магистра. Работал в университете Чикаго. Президент Американской психологической ассоциации (1906). По его представлениям, истинная, а именно функциональная, психология должна: изучать не психические элементы, а операции и условия, в которых они осуществляются, делать упор на полезности сознания в приспособлении организма к среде, не разводить, как принципиально различные, телесные и психические феномены, так как и те, и другие имеют смысл лишь в контексте взаимоотношения организм среда. Сочинения. The province...

Энзиматическая гипотеза формирования вкусовых ощущений

Энзиматическая гипотеза формирования вкусовых ощущений теоретический конструкт, призванный объяснить возникновение того или иного вкуса, в соответствии с которым вкусовые рецепторы возбуждаются изза взаимодействия химического стимула, воспринимаемого как вкусовой, с ферментами вблизи нервных окончаний, что приводит к ионным сдвигам и генерации нервных...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl)