Большой класс диагностических методик для выявления дивергентного мышления разработан на основе кубической модели структуры интеллекта Дж.Гилфорда. Оказываются задействованы прежде всего следующие размерности: содержание (образное, символическое, семантическое) и результаты (элементы, классы, отношения, системы, преобразования, выводы). Наибольшей популярностью пользуются следующие тесты: 1.Образная беглость (образное элементы). Тесты: 1)скетчи придумать 120предложений на заданную тему; 2)сделать фигуру даны три линии, из которых сконструировать фигуры; 3)эскизы на странице даны одинаковые фигуры (круги или квадраты), которые надо дорисовать, чтобы получились какиенибудь предметы. 2.Легкость словоупотребления (символическое элементы). Тесты: 1)словесная беглость придумать слова с определенной буквой, например о (поле, окно и т.д.); 2)суффиксы придумать слова с определенным суффиксом; 3)префиксы; 4)первые и последние буквы. 3.Легкость воспроизведения идей (семантическое элементы). Тесты: 1)генерация идей назвать вещи, имеющие определенное свойство (белый, вкусный); 2)тема 1 придумать больше идей, связанных с заданной областью; 3)тема 1 придумать больше слов, связанных с заданной областью; 4)последствия необычного события (например, начнется дождь и не кончится); 5)тест применения дается обычный предмет, для которого надо придумать максимальное количество способов применения. 4.Образная гибкость (образное классы). Тест классификация дано несколько фигур, которые надо распределить на классы. 5.Символическая гибкость (символическое классы). Тест группировка чисел дано несколько чисел, которые надо распределить на классы. 6.Варианты употребления (семантическое классы). Тесты: 1)применение даны два предмета (кирпич и карандаш), надо указать формы их применения; 2)альтернативное использование 6вариантов использования газеты. 7.Дивергентная символическая продуктивность (символическое отношения). Тесты: 1)группы букв 4буквы из множества имеют общее свойство, выбрать еще 4буквы с тем же свойством; 2)правила чисел используя два числа при помощи математических операций получить шесть других. 8.Легкость в использовании ассоциаций (семантическое отношения). Тесты: 1)ассоциативная беглость подобрать синонимы для заданного слова; 2)включение в сравнение (лягушка мягкая как губка); 3)контролируемые ассоциации дано два слова, надо определить, что их объединяет. 9.Дивергентная образная продуктивность (образное системы). Тест конструирование предметов из 5фигур и линий (круга, треугольника и т.д.) сделать предмет (лампу, клоуна). 10.Дивергентная символическая продуктивность (символическое системы). Тесты: 1)создание кода из чисел и букв; 2)комбинация чисел сконструировать ряд уравнений из предложенных чисел. 11.Легкость выражения (семантическое системы). Тесты: 1)предложение в 4слова составить различные предложения из 4слов по начальным буквам (п д к е); 2)интерпретация сравнений пример: женская одежда подобна осени, она...; 3)аранжировка слов придумать разные предложения из 4данных слов. 12.Образная адаптивная гибкость (образное преобразования). Тест спички дана конфигурация из спичек, некоторые из которых надо переложить, чтобы получилась другая конфигурация. 13.Семантическая адаптивная гибкость (семантическое преобразования). Тесты: 1)заголовок сюжета пример: Миссионер захвачен в Африке людоедами. Он в котле.; 2)отдаленные последствия; 3)символы придумать символы к действиям или предметам. 14.Образное совершенствование (образное выводы). Тесты: 1)декорации добавить к контурам предметов декоративные линии и детали; 2)формальные эффекты к простым линиям добавить бессмысленные детали. 15.Символическое совершенствование (символическое выводы). Тест фиксированные слова из букв, входящих в предложенные 2слова, составить пары новых слов. 16.Семантическое совершенствование (семантическое выводы). Тесты: 1)совершенствование плана дан план, к которому надо добавить детали, ориентированные на конечную цель; 2)возможные профессии назвать профессии, которые могут быть символизированы указанным знаком (горящая электрическая лампочка). 17.Особые операции. Тесты: 1)как можно усовершенствовать обычные предметы (телефон, тостер); 2)какие проблемы могут быть связаны с обычными предметами. Литература: ТафельР. Диагностические методики для выявления (идентификации) творческих личностей в американской психологии. Дис. канд. психол. н. М., 1974.
Энтелехия (от греч. entelecheia то, что имеет в себе завершение) причина или наличие актуальной возможности, автор Аристотель . Понятие рассматривалось Аристотелем как объяснительный принцип природной самоорганизации, в его философии душа выступала первой энтелехией, определяющей телесную организацию. В дальнейшем в традициях Аристотеля рассматривали душу как энтелехию, например, Гете, В.Вундт , Х.Дриш . В частности, в теории Дриша душе приписываются такие свойства, как автономия, нематериальность, непространственность, телеологичность, формообращующая способность, жизненность (фактор Е), отсутствие внешней причинной обусловленности. Синоним психоид Э.Блейлера . Литература. DrischH. Philosophie des Organischen. Lpz.,...
Эпикур (341 270 до н.э.) древнегреческий философ, последователь атомистического учения Демокрита . Допускал возможность самопроизвольного отклонения атомов, которую клал в основу своего учения о душе и свободой воле. Разработал метод борьбы с неприятными аффектами , например, со страхом, при опоре на теоретическое познание...
Эргазиология (автор А.Майер ) (от гр. ergon работа + logos учение) учение о человеке как психобиологической целостности, возникшее в традиции описательной и статистической нозологии Э.Крепелина . В ней было дано общее обозначение для поведения и достижений эргон (ergon), который понимался как единство соматических и психических функций индивида. В понятии эргазии акцентировались активность, целеориентированность человека, единство всех его в противоположность деятельности отдельно взятого органа. Из этого методологического принципа Майером давались объяснения многочисленным психическим нарушениям. Для этого было введено понятие дизергазии как психиатрического состояния, характеризующегося рассогласованием соматических и психических...
Эргография (от греч. ergon работа и grapho пишу) метод графической регистрации мышечной...
Эренфельс (Ehrenfels) Христиан Мария Юлиус, фон (20.6.1859, Родаун, Австрия 8.9.1932, Лихтенау близ Кремса) австрийский философ и психолог, ученик Ф.Брентано . Сначала обучался основам сельского хозяйства в Высшей школе агрикультуры в Вене, затем философии в Венском университете (доктор философии, 1885). Работал с 1885г. по 1888г. в Грацком университете в первой в Австрии психологической лаборатории под руководством А.Мейнонга , на представления которого оказал существенное влияние. Основываясь на работах Э.Маха и используя в качестве исследовательской парадигмы восприятие мелодий, открыл в 1890г. ряд гештальткачеств , названных в его честь качествами Эренфельса: качество сверхсуммативности (в целостном предметном восприятии есть признаки, которые отсутствуют в переживании...
Эренштейн (Ehrenstein) Вальтер (18991961) немецкий психолог, представитель целостной психологии. Работал в университете Франкфурта, с 1948г....
Эриксон (Erickson) Милтон Хиланд (5.12.1901, Анрум, Невада 25.3.1980, Финикс, Аризона) один из самых популярных американских психотерапевтов 20 века, гипнотизер. написал более 140 работ по психотерапии. С 1948г. жил и работал в г.Феникс, шт.Аризона, после 1967г., в результате осложнений в результате полиомиелита, оказался прикован к инвалидной коляске. Основатель и президент Американского общества клинического гипноза (American society of clinical hypnosis), основатель и редактор журнала American Journal of Clinical Hypnosis. Проводил свои знаменитые семинары гипнотерапии и короткой прямой психотерапии, в 1923г. разработал ряд методик гипнотерапии, в том числе метод поднятия руки (или американский метод). Литература...
Эриксон Эрик (р. 1902) американский психолог, один из основателей эгопсихологии. В своей психологии основывался на постулате социокультурной обусловленности психики человека. Разработал понятие психосоциальной идентичности как основного фактора психического здоровья. В условиях существенных социальных подвижек эта идентичность может быть нарушена, поэтому для ее восстановления необходимы особые психотерапевтические мероприятия. Разработал теорию стадиального развития личности , предполагающую прохождение ребенком восьми стадий...
Эротографомания вид половой перверсии, в которой достижение полового возбуждения и удовлетворения происходит при написании любовных писем. Назван по имени греческого бога любви...
Эстезиометр экспериментальное устройство, автор Э.Вебер . Вид циркуля. Используется для исследования осязания. С его помощью оценивается расстояние, достаточное, чтобы два прикосновения к поверхности кожи не сливались в одном...
Этап второго полугодия период жизни ребенка между достижением полугодовалого возраста и кризисом первого года. В это время ведущей является предметноманипулятивная деятельность, преимущественно для нужд которой осуществляется общение со взрослым, которое становится ситуативноделовым. В рамках этого ситуативноделового общения со взрослым ребенок овладевает культурно зафиксированными действиями с...
Этап первого полугодия период жизни ребенка между новорожденностью и достижением полугодовалого возраста. На этом этапе происходит овладение ребенком экспрессивномимическими средствами общения , которые проявляются как комплекс оживления. В это время складывается система аффективноличностных связей с близкими взрослыми, которые необходимы для нормального дальнейшего развития. Также развивается познавательная активность, в рамках которой ребенок овладевает зрительными, оральными и мануальными познавательными действиями...
Этапный оперативный образ оперативный образ , который служат основой для оценки текущих состояний действий с предметом (распознавание сигналов, сличение текущего состояния объекта с...
Этноспецифическая психотерапия (от греч. ethnos народ, psyche душа + theraрeia лечение) формы психотерапии , стихийно сложившиеся в ходе развития традиционных обществ. Эти методы основаны на этнопсихологических особенностях поведения в данном обществе, на мировоззрении его представителей. Подобная психотерапия, как правило, имеет вполне конкретную ориентированность на этноспецифические синдромы . Имеется много общего между этноспецифической психотерапией и немедицинскими формами западной психотерапии (пастырская беседа, экзорцизм , заговоры). При этом каждая культура накладывает на этноспецифическую психотерапию характерный отпечаток: в одних случаях делается упор на примем психоделиков или вхождение в особые состояния сознания (шаманизм), в других на включение индивида в новые социальные отношения ( било...
Этноспецифический синдром (от греч. ethnos народ и syndrome сочетание) сочетание болезненных признаков, связанных с нарушением сознания и поведения, зафиксированное в том или ином традиционном обществе. Эти нарушения, имеющие принципиально те же источники, что и типичные патопсихологические синдромы, проявляются специфическим образом, в зависимости как от биологических факторов жизни представителей данного общества (сказывающихся прежде всего на их нейрогуморальной регуляции), так и их культурными стереотипами (характером социального взаимодействия и управления, воспитанием и пр.). Первоначально эти синдромы привлекали исследователей своей экзотичностью. В дальнейшем стали рассматриваться как уникальный материал для анализа менталитета той или иной народности, а также как основание для общепсихологических выводов (А.А.Токарский,...
Этноцентризм (от греч. ethnоs народ + kentron средоточие) феномен социальной психологии . Убежденность в превосходстве собственной этнической или культурной группы (расы, народа, класса). На этой основе развивается пренебрежение к представителям других социальных...
Этограмма (от греч. ethos место жизни, образ жизни) зафиксированное наблюдение за поведением животных, в котором учтены все возможные...
Эффект Зейгарник закономерность, выявленная Б.В.Зейгарник , в силу которой эффективность запоминания материала зависит от степени и формы завершения действия . А именно, лучше запоминается та информация, которая связана с оставшимся незаконченным действием, что получило, в рамках левиновской школы следующее объяснение: доступ к следам памяти облегчается при сохранении той напряженности, которая, возникая в начале действия, но не разряжается при незаконченном...
Эффект консерватизма (от лат. effectus действие, результат и лат. conservare охранять, сохранять) феномен принятия решения. Характеризуется тенденцией сохранять устоявшееся мнение об оценке вероятности события, игнорируя вновь поступающую информацию. Литература. МечитовА.И., РебрикС.Б. Восприятие риска // Психологический журнал. 1990, N3, с.8795; HogarthR. Judgement and Choice: The Psychology of Decision. N.Y.L.: J.Wiley & Sons,...
Эффект края (от лат. effectus действие, результат) феномен принятия решения. Характеризуется переоценкой вероятных событий и недооценкой маловероятных событий. В частности, индивид обычно совсем игнорирует очень маловероятные события даже при их чрезвычайной значимости. Литература. МечитовА.И., РебрикС.Б. Восприятие риска // Психологический журнал. 1990, N3, с.8795; HogarthR. Judgement and Choice: The Psychology of Decision. N.Y.L.: J.Wiley & Sons,...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]