Exit Project: Глоссарий: Лейбниц Г.В. Отрывки

Лейбниц Г.В. Отрывки



Сочинения в 4т.: Пер. с франц. / Редкол.: Б.Э.Быховский, Г.Г.Майоров, И.С.Нарский и др. М.: Мысль, 1989. Т.1. Свидетельство природы против атеистов. 8384.Душа человеческая суть существо, некоторое действие которого состоит в мышлении... Мышление есть вещь, сознаваемая без представления частей... Движение есть перемена пространства. Что не способно к движению, то недоступно распадению. Ибо распадение есть движение в частях. Что недоступно распадению, то неразрушимо. Ибо разрушение есть внутреннее распадение. Все неразрушимое бессмертно... Следовательно, душа человеческая бессмертна. {Прим. учение об архее было первоначально развито Парацельсом, а затем (в XVIXVII) увязывалось с платоновскинеоплатоновским учением о мировой душе}. Рассуждение о метафизике. 151....Мы ничего не можем узнать, о чем мы не имели бы в духе нашем идею, которая есть как бы материя, из которой образуется эта мысль. 159.Так как все тела в универсуме, так сказать, сочувствуют друг другу, то и наше тело получает впечатления о всех других, и, хотя наши чувства соотносятся со всеми другими, душа наша не может обращать внимание на каждую из них в частности, потомуто наши смутные чувствования суть результат разнообразия восприятия поистине бесконечного. 160.Память, или сознание этого я, делает ее способной к награде и наказанию. И бессмертие, которое требуется в нравственности и религии, состоит не в одном лишь постоянном существовании, свойственном всем субстанциям, ибо без воспоминания о том, что мы были, бессмертие не имело бы ничего привлекательного. Где? ...Душа, хоть она и проста, всегда испытывает чувство, составленное одновременно из многих перцепцией, что... равносильно тому, как если бы она состояла, подобно машине, из разных частей. Размышления относительно учения о едином всеобщем духе. 363.Почему бы душа не могла всегда сохранять тончайшее, особым образом организованное тело, которое могло бы впоследствии при воскресении тела взять вновь то, что ему необходимо, от видимого тела? Начала природы и благодати, основанные на разуме. 404.Простота субстанции не препятствует множественности модификаций, которые должны совместно существовать в той же самой простой субстанции и состоять в разнообразии отношений к внешним вещам. 410.Всякая душа знает бесконечное, знает все, но смутно. Переписка с Кларком. 539.Все... тела и все, что им приписывается, не являются субстанциями, а представляют собой лишь обоснованные феномены, основание видимостей, которые различны для разных наблюдателей, но которые связаны с одним и тем же основанием и происходят из него... 541....Материальные вещи... не существуют вне перцепций, а реальность свою обретают в согласованности перцепций, которыми обладают воспринимающие субстанции. Эта согласованность возникает благодаря предустановленной гармонии этих субстанций, потому что всякая простая субстанция это зеркало, отражающее один и тот же универсум... 558559....В моей системе один только Бог единственный является непосредственным объектом, внешним по отношению к другим, который оказывает на них реальное влияние. Т.2. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. 114....человеческие души, как и все другие, всегда соединены с какимнибудь телом. 131.Боль не похожа на движение булавки, но она отлично может походить на движения, порождаемые этой булавкой в нашем теле, и представлять эти движения в душе, что она, как я убежден, и делает. 162.Мы никогда не бываем без восприятий, но неизбежно мы часто бываем без осознанных восприятий, а именно когда нет отчетливо вычлененных восприятий. 236....Я отличаю продолжение существования души животного от бессмертия души человека: и та и другая сохраняют физическое и реальное тождество, но у человека в согласии с законом божественного провидения душа сохраняет еще моральное тождество, сознаваемое нами самими как таковое, чтобы образовать туже самую личность, способную вследствие этого ощущать наказания и награду. 245....я определяется не тождеством или различием субстанции, в котором нельзя быть уверенным, а только тождеством сознания. 307.Для субстанций существенно действовать, ...для души мыслить, для тел обладать протяжением и движением. 321.Есть основание думать, что существует бесконечное множество душ, или, выражаясь более общо, первоначальных энетелехий, имеющих нечто схожее с восприятием и влечением, и что все они являются и продолжают всегда оставаться субстанциональными формами тел. 388....Нашему познанию совершенно недоступно и соединение ощущения с протяженной материей... РукописьА. 562.Поскольку материя по своей сущности есть лишь пассивная вещь, ни мысль, ни даже действие не могут быть ее модификациями; материя есть вполне телесная субстанция, получающая свое завершение благодаря соучастию двух начал активного и пассивного: первое именуется формой, душой, энетелехий, первичной силой, второе первоматерией, плотностью, сопротивлением. Т.3. Лейбниц Фуше. 275.Я считаю, что каждая индивидуальная субстанция выражает всю вселенную целиком на свой манер и что ее последующее состояние есть следствие (хотя зачастую и свободное) ее предыдущего состояния, как если бы в мире существовали только Бог и она сама. Но так как все субстанции непрерывно созидаются верховным существом и выражают одну и ту же вселенную или одни и те же феномены, то они совершенно согласованы друг с другом. Когда мы говорим, что одна действует на другую, мы подразумеваем, что одна из них выражает причину или смысл точнее, чем другая, примерно так, как мы приписываем движение кораблю, а не всему морю... Письмо СофииШарлотте. 378.До сих пор под материей понимали то, что заключает в себе лишь чисто пассивные и безразличные понятия, именно протяжение и непроницаемость, которые нуждаются в другой вещи, чтобы быть определенными к какойлибо форме или деятельности. Когда говорят, что существуют нематериальные субстанции, то под этим подразумевают, что существуют субстанции, заключающие в себе другие понятия, а именно восприятие и принцип деятельности или изменения, которых нельзя объяснить ни протяженностью, ни непроницаемостью. Эти существа называются душами, когда у них есть чувство и духом, когда они обладают разумом. 379.Я склонен думать, что все конечные нематериальные субстанции (даже гении и ангелы, согласно мнению древних отцов церкви) связаны со органами и сопряжены с материей, а также что души, или деятельные формы, находятся в ней повсюду. Лейбниц королеве СофииШарлотте. 387388.Я прочел записку... Мне чрезвычайно понравилось то место, где говорится, что нематериальное активно, а материальное пассивно. Именно так я и думаю. Я признаю также ступени активности, каковы жизнь, восприятие, разум, и что, следовательно, могут существовать многие разновидности душ, именуемые вегетативной, чувственной, разумной, что есть тела, обладающие жизнью без чувств, и есть другие, которые обладают жизнью и чувствами, но не имеют разума. Однако, я считаю, что душа чувственная является в то же время и вегетативной, а душа разумная чувственной и вегетативной; таким образом, в нас однаединственная душа заключает в себе эти три ступени и нет надобности представлять себе дело так, будто у нас три души, низшая часть которых материальна по отношению к высшей... Сомневаюсь также, можно ли говорить, что одна душа воздействует на другую душу или на активное [начало] другой субстанции. Т.4. Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и начале зла. 183....Души и вообще простые субстанции могут возникать только посредством творения и прекращать свое существование только посредством уничтожения, ...то, что мы называем рождением животного, есть только преобразование и умножение. Так, поскольку то же самое тело уже обладало организацией, можно думать, что оно уже было одушевлено и имело ту же самую душу. 184....Души, которые некогда станут человеческими душами и душами других существ, существовали в семени и в предках вплоть до Адама, и, значит, существовали с сотворения мира, всегда в виде организованных тел... Это учение достаточно подтверждается микроскопическими наблюдениями Левенгука... Они существовали тогда только в чувствующих, или животных, душах, наделенных восприятиями и ощущениями, но лишенных разума, ...они до рождения человека, которому они должны принадлежать, остаются в подобном состоянии и только после рождения приобретают разум, при помощи какоголибо естественного средства, возвышающего душу до степени разумной души (что я с трудом допускаю), или уже сам Бог сообщает разум этой душе посредством частного действия... 232....Существуют два начала, но они оба находятся в Боге: это его ум и его воля. ...Присоединим третье начало, т.е. могущество; оно предшествует даже разуму и воле; но оно действует, как указывает разум и как требует воля. Многие (подобно Кампанелле) называли эти три божественные совершенства тремя прималитетами. Многие также полагали, что в них есть скрытая связь со святой Троицей; что могущество относится к Отцу, т.е. к источнику божественности; мудрость к предвечному Сыну, который назван логосом самым величественным из евангелистов, а воля или любовь относится к святому Духу. Оправдание Бога на основании его справедливости, согласованной с прочими его совершенствами и всеми его действиями. 482483....Образование животных и растений происходит не из беспорядочной массы, но из тела, уже до некоторой степени преформированного, скрытого в семени и уже одушевленного. отсюда следует, что в силу изначального божественного благословения от века существовали известные органические зародыши живых существ (а для животных форма животных, хотя и в несовершенном виде) и даже некоторым образом самые души; все это должно было развиться со временем. Но семенные души и организмы, предназначенные для образования человеческих тел, существовали совместно с другими, не имевшими такого назначения, семенными организмами в состоянии чувственной природы до того момента, когда последнее зачатие отделило их от других, причем органическое тело получило расположение к человеческой форме, а его душа была возвышена на степень разумности божественным действием (обычным или чрезвычайным решать не берусь). Впрочем, из новейших открытий видно, что животное и душа происходят только от отца, а мать при зачатии предоставляет лишь известного рода оболочку (как полагают, в форме яичка) и пищу, необходимую для совершенствования нового органического тела.

Другие статьи : Лабильность, Лабильность аффекта, Лабильность симптоматическая, Лабораторный эксперимент, Лазурский Александр Федорович, Лайнг Рональд, Лакан Жак, Ламетри Жюльен Офре де, Ланге (Lange) Карл Георг, Ланге (Lange) Фридрих Альберт, Ланге Николай Николаевич, Лата, Латентное обучение, Латентный анализ, Латентный период, Латерализация функций головного мозга, Лацарус Мориц, Лебон Гюстав, Леви–Брюль Люсьен, Левин (Lewin) Курт, Левитов Николай Дмитриевич, Леворукость, Леворукость в нейропсихологическом исследовании, Лейбниц Г.В. Отрывки, Лейбниц Готфрид Вильгельм, Лейпцигская школа, Лейтес Натан Семенович, Леонгард (Leonhard) Карл, Леонтьев Алексей Николаевич, Лерш (Lersch) Филипп, Лешли (Lashley) Карл Спенсер, Лживость, Либидо, Либидо во фрейдизме, Лидбитер Ч.В. Активный двойник, Лидбитер Ч.В. Трудности в ясновидении, Линдеманн Эрих, Линдсей Гарднер, Линейное программированное обучение, Линия взора, Липер (Leeper) Роберт Уард, Липманн Отто, Липманн Хуго, Липпс (Lipps) Теодор, Лисина Мая Ивановна, Литеральная парафазия, Литературный салон Российской государственной библиотеки по искусству „Искусство и религия“, Личностные опросники, Личностный конструкт, Личностный смысл, Личность, Логопедия, Логотерапия, Ложная тревога, Лозоискательство, Локализация высших психических функций, Локк Дж. Отрывки, Локк Джон, Локомоция, Локус контроля, Ломброзо (Lombroso) Чезаре, Ломов Борис Федорович, Лонгитюдиональное исследование, Лопатин Лев Михайлович, Лопатин Лев Михайлович. Анализ научной деятельности., Лоренц Конрад, Лотце Рудольф Герман, Лурия Александр Poмaнович, Лурия Роман Альбертович, ЛЭНГ Рональд, Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.), , ...

 

Энтелехия

Энтелехия (от греч. entelecheia то, что имеет в себе завершение) причина или наличие актуальной возможности, автор Аристотель . Понятие рассматривалось Аристотелем как объяснительный принцип природной самоорганизации, в его философии душа выступала первой энтелехией, определяющей телесную организацию. В дальнейшем в традициях Аристотеля рассматривали душу как энтелехию, например, Гете, В.Вундт , Х.Дриш . В частности, в теории Дриша душе приписываются такие свойства, как автономия, нематериальность, непространственность, телеологичность, формообращующая способность, жизненность (фактор Е), отсутствие внешней причинной обусловленности. Синоним психоид Э.Блейлера . Литература. DrischH. Philosophie des Organischen. Lpz.,...

Эпикур

Эпикур (341 270 до н.э.) древнегреческий философ, последователь атомистического учения Демокрита . Допускал возможность самопроизвольного отклонения атомов, которую клал в основу своего учения о душе и свободой воле. Разработал метод борьбы с неприятными аффектами , например, со страхом, при опоре на теоретическое познание...

Эргазиология

Эргазиология (автор А.Майер ) (от гр. ergon работа + logos учение) учение о человеке как психобиологической целостности, возникшее в традиции описательной и статистической нозологии Э.Крепелина . В ней было дано общее обозначение для поведения и достижений эргон (ergon), который понимался как единство соматических и психических функций индивида. В понятии эргазии акцентировались активность, целеориентированность человека, единство всех его в противоположность деятельности отдельно взятого органа. Из этого методологического принципа Майером давались объяснения многочисленным психическим нарушениям. Для этого было введено понятие дизергазии как психиатрического состояния, характеризующегося рассогласованием соматических и психических...

Эргография

Эргография (от греч. ergon работа и grapho пишу) метод графической регистрации мышечной...

Эренфельс (Ehrenfels) Христиан Мария Юлиус, фон

Эренфельс (Ehrenfels) Христиан Мария Юлиус, фон (20.6.1859, Родаун, Австрия 8.9.1932, Лихтенау близ Кремса) австрийский философ и психолог, ученик Ф.Брентано . Сначала обучался основам сельского хозяйства в Высшей школе агрикультуры в Вене, затем философии в Венском университете (доктор философии, 1885). Работал с 1885г. по 1888г. в Грацком университете в первой в Австрии психологической лаборатории под руководством А.Мейнонга , на представления которого оказал существенное влияние. Основываясь на работах Э.Маха и используя в качестве исследовательской парадигмы восприятие мелодий, открыл в 1890г. ряд гештальткачеств , названных в его честь качествами Эренфельса: качество сверхсуммативности (в целостном предметном восприятии есть признаки, которые отсутствуют в переживании...

Эренштейн (Ehrenstein) Вальтер

Эренштейн (Ehrenstein) Вальтер (18991961) немецкий психолог, представитель целостной психологии. Работал в университете Франкфурта, с 1948г....

Эриксон (Erickson) Милтон Хиланд

Эриксон (Erickson) Милтон Хиланд (5.12.1901, Анрум, Невада 25.3.1980, Финикс, Аризона) один из самых популярных американских психотерапевтов 20 века, гипнотизер. написал более 140 работ по психотерапии. С 1948г. жил и работал в г.Феникс, шт.Аризона, после 1967г., в результате осложнений в результате полиомиелита, оказался прикован к инвалидной коляске. Основатель и президент Американского общества клинического гипноза (American society of clinical hypnosis), основатель и редактор журнала American Journal of Clinical Hypnosis. Проводил свои знаменитые семинары гипнотерапии и короткой прямой психотерапии, в 1923г. разработал ряд методик гипнотерапии, в том числе метод поднятия руки (или американский метод). Литература...

Эриксон Эрик

Эриксон Эрик (р. 1902) американский психолог, один из основателей эгопсихологии. В своей психологии основывался на постулате социокультурной обусловленности психики человека. Разработал понятие психосоциальной идентичности как основного фактора психического здоровья. В условиях существенных социальных подвижек эта идентичность может быть нарушена, поэтому для ее восстановления необходимы особые психотерапевтические мероприятия. Разработал теорию стадиального развития личности , предполагающую прохождение ребенком восьми стадий...

Эротографомания

Эротографомания вид половой перверсии, в которой достижение полового возбуждения и удовлетворения происходит при написании любовных писем. Назван по имени греческого бога любви...

Эстезиометр

Эстезиометр экспериментальное устройство, автор Э.Вебер . Вид циркуля. Используется для исследования осязания. С его помощью оценивается расстояние, достаточное, чтобы два прикосновения к поверхности кожи не сливались в одном...

Этап второго полугодия

Этап второго полугодия период жизни ребенка между достижением полугодовалого возраста и кризисом первого года. В это время ведущей является предметноманипулятивная деятельность, преимущественно для нужд которой осуществляется общение со взрослым, которое становится ситуативноделовым. В рамках этого ситуативноделового общения со взрослым ребенок овладевает культурно зафиксированными действиями с...

Этап первого полугодия

Этап первого полугодия период жизни ребенка между новорожденностью и достижением полугодовалого возраста. На этом этапе происходит овладение ребенком экспрессивномимическими средствами общения , которые проявляются как комплекс оживления. В это время складывается система аффективноличностных связей с близкими взрослыми, которые необходимы для нормального дальнейшего развития. Также развивается познавательная активность, в рамках которой ребенок овладевает зрительными, оральными и мануальными познавательными действиями...

Этапный оперативный образ

Этапный оперативный образ оперативный образ , который служат основой для оценки текущих состояний действий с предметом (распознавание сигналов, сличение текущего состояния объекта с...

Этноспецифическая психотерапия

Этноспецифическая психотерапия (от греч. ethnos народ, psyche душа + theraрeia лечение) формы психотерапии , стихийно сложившиеся в ходе развития традиционных обществ. Эти методы основаны на этнопсихологических особенностях поведения в данном обществе, на мировоззрении его представителей. Подобная психотерапия, как правило, имеет вполне конкретную ориентированность на этноспецифические синдромы . Имеется много общего между этноспецифической психотерапией и немедицинскими формами западной психотерапии (пастырская беседа, экзорцизм , заговоры). При этом каждая культура накладывает на этноспецифическую психотерапию характерный отпечаток: в одних случаях делается упор на примем психоделиков или вхождение в особые состояния сознания (шаманизм), в других на включение индивида в новые социальные отношения ( било...

Этноспецифический синдром

Этноспецифический синдром (от греч. ethnos народ и syndrome сочетание) сочетание болезненных признаков, связанных с нарушением сознания и поведения, зафиксированное в том или ином традиционном обществе. Эти нарушения, имеющие принципиально те же источники, что и типичные патопсихологические синдромы, проявляются специфическим образом, в зависимости как от биологических факторов жизни представителей данного общества (сказывающихся прежде всего на их нейрогуморальной регуляции), так и их культурными стереотипами (характером социального взаимодействия и управления, воспитанием и пр.). Первоначально эти синдромы привлекали исследователей своей экзотичностью. В дальнейшем стали рассматриваться как уникальный материал для анализа менталитета той или иной народности, а также как основание для общепсихологических выводов (А.А.Токарский,...

Этноцентризм

Этноцентризм (от греч. ethnоs народ + kentron средоточие) феномен социальной психологии . Убежденность в превосходстве собственной этнической или культурной группы (расы, народа, класса). На этой основе развивается пренебрежение к представителям других социальных...

Этограмма

Этограмма (от греч. ethos место жизни, образ жизни) зафиксированное наблюдение за поведением животных, в котором учтены все возможные...

Эффект Зейгарник

Эффект Зейгарник закономерность, выявленная Б.В.Зейгарник , в силу которой эффективность запоминания материала зависит от степени и формы завершения действия . А именно, лучше запоминается та информация, которая связана с оставшимся незаконченным действием, что получило, в рамках левиновской школы следующее объяснение: доступ к следам памяти облегчается при сохранении той напряженности, которая, возникая в начале действия, но не разряжается при незаконченном...

Эффект консерватизма

Эффект консерватизма (от лат. effectus действие, результат и лат. conservare охранять, сохранять) феномен принятия решения. Характеризуется тенденцией сохранять устоявшееся мнение об оценке вероятности события, игнорируя вновь поступающую информацию. Литература. МечитовА.И., РебрикС.Б. Восприятие риска // Психологический журнал. 1990, N3, с.8795; HogarthR. Judgement and Choice: The Psychology of Decision. N.Y.L.: J.Wiley & Sons,...

Эффект края

Эффект края (от лат. effectus действие, результат) феномен принятия решения. Характеризуется переоценкой вероятных событий и недооценкой маловероятных событий. В частности, индивид обычно совсем игнорирует очень маловероятные события даже при их чрезвычайной значимости. Литература. МечитовА.И., РебрикС.Б. Восприятие риска // Психологический журнал. 1990, N3, с.8795; HogarthR. Judgement and Choice: The Psychology of Decision. N.Y.L.: J.Wiley & Sons,...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Лейбниц Г.В. Отрывки