Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.) - швейцарский психиатр, психолог и философ, труды которого имели решающее значение как для становления феноменологической психиатрии, так и для экзистенциалистской реформы психоанализа.
Родился 13 апреля 1881 года в Кройцлингене (Швейцария) в семье потомственных врачей.
Еще в гимназии Бинсвангер прочитал "Критику чистого разума" Э. Канта, и неокантианство стало исходным пунктом в его философских поисках. Однако его не удовлетворяла абстрактность неокантианства, отсутствие в нем выхода к конкретному миру переживаний индивида. Тем не менее, один важный его элемент - стремление дать описание априорных структур, делающих возможным само человеческое бытие, - остался у него навсегда.
Бинсвангер получил прекрасное медицинское образование в Лозанне и Гейдельберге.
В 1907 году он получил медицинскую степень в Цюрихском университете. Позже при содействии Эугена Блейлера - знаменитого директора психиатрической больницы Бургхельцли в Цюрихе, закончил интернатуру по психиатрии.
В том же (1907) году К.Г. Юнг знакомит его с З.Фрейдом, с которым у Бинсвангера установились самые дружественные отношения, и эта дружба продолжалась до конца дней, несмотря на все доктринальные разногласия. Бинсвангер был одним из первых европейских психиатров, начавших применять психоанализ в клинике, невзирая на оппозицию к нему со стороны медицинского истеблишмента того времени (одним из виднейших оппонентов психоанализа был его родной дядя - Отто Бинсвангер).
Роль Бинсвангера в пропаганде психоанализа в начале XX века была довольно значительной. Это не могло остаться незамеченным основоположником психоанализа, и он рекомендовал Бинсвангеру принять участие в работе Венского психоаналитического общества. А в 1910 году Бинсвангер был избран президентом этого общества. В группу психоаналитического движения входили такие известные психоаналитики как А. Шторх (Storch A.), М. Босс (Boss M.), Балли (Bally G.), Кун (Kuhn R.), Ван Ден Берг (Van Den Berg J.H.) и Байтендийк (Buytendijk F.J.).
Период с 1910 по 1920 годы - время, когда Бинсвангер делает попытки переосмыслить учение З.Фрейда и основные проблемы психиатрии в духе неокантианства, понимающей психологии В.Дильтея) (Dilthey) и Э. Шпрангера, феноменологии Гуссерля и М. Шелера, и впоследствии отвергает биологизм и детерминизм З.Фрейда, его учение о бессознательном, равно как и теории либидо, вытеснения, символики сновидений.
В 1911 году Бинсвангер сменил своего отца на посту директора санатория Беллевю в Кройцлингене, и занимал эту должность до 1956 года, когда передал бразды правления своему сыну.
С выходом в 1927 году работы М.Хайдеггера "Бытие и время" Бинсвангер, как ему показалось, нашел окончательное основание для психологии, ту доктрину, которая может стать фундаментом для его собственной концепции человека и реформы психоанализа.
Концепция Бинсвангера получила название "экзистенциальный анализ" (Daseinsanalyse) и стала впоследствии руководством к действию для многочисленных последователей в Западной Европе и Америке. Бинсвангер попытался приложить в практической психиатрии некоторые идеи аналитики Dasein, развитые Хайдеггером в "Бытии и времени", то есть рассмотрения человека в единстве с миром человека и дал первую формулировку экзистенциального анализа как философского фундамента психоаналитической терапии, утверждая, что аналитика Хайдеггера является основанием любой будущей антропологии.
Предложенный Бинсвангером экзистенциальный анализ - это метод анализа личности во всей полноте и уникальности ее существования (экзистенции). Бинсвангер определяет экзистенциальный анализ как феноменологический анализ актуального человеческого существования. Его цель - реконструкция внутреннего мира опыта. Согласно такому методу, подлинное бытие личности обнаруживается благодаря углублению ее в себя с целью выбрать не зависимый ни от чего внешнего "жизненный план". В тех случаях, когда открытость индивида будущему, характерная для подлинного существования, исчезает, он начинает ощущать себя заброшенным, его внутренний мир сужается, возможности развития остаются за горизонтом видения, и возникает невроз, индивид начинает объяснять происходящее с ним как результат детерминации прошлыми событиями, а не собственными актами выбора. Смысл экзистенциального анализа усматривается в том, чтобы помочь невротику осознать себя свободным существом, способным к самодетерминации. Экзистенциальный анализ исходит из посылки, согласно которой подлинно личностное в человеке раскрывается только тогда, когда он освобождается от причинных связей с материальным миром, социальной средой. Психические заболевания - следствие утраты непрерывности самостановления; это крайняя степень неподлинности, удаленности от свободного трансцендирования.
В 1942 году выходит в свет главная работа Бинсвангера "Основные формы и познание человеческого бытия", которая носит преимущественно философский характер. Здесь Бинсвангер пытается дополнить хайдеггеровскую экзистенциальную аналитику философской антропологией М. Шелера и еврейского мыслителя Мартина Бубера (Buber M.), а также идеями русского религиозного философа Семена Людвиговича Франка.
Работы Бинсвангера получили широкую известность, и оказали влияние на широкий круг западных философов, психологов и психиатров, привели к появлению такого направления как антипсихиатрия, оказали известное влияние на немецкую философию и литературную критику.
Бинсвангер являлся действительным и почетным членом десятка медицинских академий, в 1956 году ему была вручена высшая для психиатра награда - медаль Крепелина.
В результате более чем полувековой деятельности Бинсвангером была создана философская и медицинская антропология, и поныне являющаяся основанием для большинства версий экзистенциально-феноменологической психологии и психиатрии.
Умер в 1966 году.
По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться.
Энтелехия (от греч. entelecheia то, что имеет в себе завершение) причина или наличие актуальной возможности, автор Аристотель . Понятие рассматривалось Аристотелем как объяснительный принцип природной самоорганизации, в его философии душа выступала первой энтелехией, определяющей телесную организацию. В дальнейшем в традициях Аристотеля рассматривали душу как энтелехию, например, Гете, В.Вундт , Х.Дриш . В частности, в теории Дриша душе приписываются такие свойства, как автономия, нематериальность, непространственность, телеологичность, формообращующая способность, жизненность (фактор Е), отсутствие внешней причинной обусловленности. Синоним психоид Э.Блейлера . Литература. DrischH. Philosophie des Organischen. Lpz.,...
Эпикур (341 270 до н.э.) древнегреческий философ, последователь атомистического учения Демокрита . Допускал возможность самопроизвольного отклонения атомов, которую клал в основу своего учения о душе и свободой воле. Разработал метод борьбы с неприятными аффектами , например, со страхом, при опоре на теоретическое познание...
Эргазиология (автор А.Майер ) (от гр. ergon работа + logos учение) учение о человеке как психобиологической целостности, возникшее в традиции описательной и статистической нозологии Э.Крепелина . В ней было дано общее обозначение для поведения и достижений эргон (ergon), который понимался как единство соматических и психических функций индивида. В понятии эргазии акцентировались активность, целеориентированность человека, единство всех его в противоположность деятельности отдельно взятого органа. Из этого методологического принципа Майером давались объяснения многочисленным психическим нарушениям. Для этого было введено понятие дизергазии как психиатрического состояния, характеризующегося рассогласованием соматических и психических...
Эргография (от греч. ergon работа и grapho пишу) метод графической регистрации мышечной...
Эренфельс (Ehrenfels) Христиан Мария Юлиус, фон (20.6.1859, Родаун, Австрия 8.9.1932, Лихтенау близ Кремса) австрийский философ и психолог, ученик Ф.Брентано . Сначала обучался основам сельского хозяйства в Высшей школе агрикультуры в Вене, затем философии в Венском университете (доктор философии, 1885). Работал с 1885г. по 1888г. в Грацком университете в первой в Австрии психологической лаборатории под руководством А.Мейнонга , на представления которого оказал существенное влияние. Основываясь на работах Э.Маха и используя в качестве исследовательской парадигмы восприятие мелодий, открыл в 1890г. ряд гештальткачеств , названных в его честь качествами Эренфельса: качество сверхсуммативности (в целостном предметном восприятии есть признаки, которые отсутствуют в переживании...
Эренштейн (Ehrenstein) Вальтер (18991961) немецкий психолог, представитель целостной психологии. Работал в университете Франкфурта, с 1948г....
Эриксон (Erickson) Милтон Хиланд (5.12.1901, Анрум, Невада 25.3.1980, Финикс, Аризона) один из самых популярных американских психотерапевтов 20 века, гипнотизер. написал более 140 работ по психотерапии. С 1948г. жил и работал в г.Феникс, шт.Аризона, после 1967г., в результате осложнений в результате полиомиелита, оказался прикован к инвалидной коляске. Основатель и президент Американского общества клинического гипноза (American society of clinical hypnosis), основатель и редактор журнала American Journal of Clinical Hypnosis. Проводил свои знаменитые семинары гипнотерапии и короткой прямой психотерапии, в 1923г. разработал ряд методик гипнотерапии, в том числе метод поднятия руки (или американский метод). Литература...
Эриксон Эрик (р. 1902) американский психолог, один из основателей эгопсихологии. В своей психологии основывался на постулате социокультурной обусловленности психики человека. Разработал понятие психосоциальной идентичности как основного фактора психического здоровья. В условиях существенных социальных подвижек эта идентичность может быть нарушена, поэтому для ее восстановления необходимы особые психотерапевтические мероприятия. Разработал теорию стадиального развития личности , предполагающую прохождение ребенком восьми стадий...
Эротографомания вид половой перверсии, в которой достижение полового возбуждения и удовлетворения происходит при написании любовных писем. Назван по имени греческого бога любви...
Эстезиометр экспериментальное устройство, автор Э.Вебер . Вид циркуля. Используется для исследования осязания. С его помощью оценивается расстояние, достаточное, чтобы два прикосновения к поверхности кожи не сливались в одном...
Этап второго полугодия период жизни ребенка между достижением полугодовалого возраста и кризисом первого года. В это время ведущей является предметноманипулятивная деятельность, преимущественно для нужд которой осуществляется общение со взрослым, которое становится ситуативноделовым. В рамках этого ситуативноделового общения со взрослым ребенок овладевает культурно зафиксированными действиями с...
Этап первого полугодия период жизни ребенка между новорожденностью и достижением полугодовалого возраста. На этом этапе происходит овладение ребенком экспрессивномимическими средствами общения , которые проявляются как комплекс оживления. В это время складывается система аффективноличностных связей с близкими взрослыми, которые необходимы для нормального дальнейшего развития. Также развивается познавательная активность, в рамках которой ребенок овладевает зрительными, оральными и мануальными познавательными действиями...
Этапный оперативный образ оперативный образ , который служат основой для оценки текущих состояний действий с предметом (распознавание сигналов, сличение текущего состояния объекта с...
Этноспецифическая психотерапия (от греч. ethnos народ, psyche душа + theraрeia лечение) формы психотерапии , стихийно сложившиеся в ходе развития традиционных обществ. Эти методы основаны на этнопсихологических особенностях поведения в данном обществе, на мировоззрении его представителей. Подобная психотерапия, как правило, имеет вполне конкретную ориентированность на этноспецифические синдромы . Имеется много общего между этноспецифической психотерапией и немедицинскими формами западной психотерапии (пастырская беседа, экзорцизм , заговоры). При этом каждая культура накладывает на этноспецифическую психотерапию характерный отпечаток: в одних случаях делается упор на примем психоделиков или вхождение в особые состояния сознания (шаманизм), в других на включение индивида в новые социальные отношения ( било...
Этноспецифический синдром (от греч. ethnos народ и syndrome сочетание) сочетание болезненных признаков, связанных с нарушением сознания и поведения, зафиксированное в том или ином традиционном обществе. Эти нарушения, имеющие принципиально те же источники, что и типичные патопсихологические синдромы, проявляются специфическим образом, в зависимости как от биологических факторов жизни представителей данного общества (сказывающихся прежде всего на их нейрогуморальной регуляции), так и их культурными стереотипами (характером социального взаимодействия и управления, воспитанием и пр.). Первоначально эти синдромы привлекали исследователей своей экзотичностью. В дальнейшем стали рассматриваться как уникальный материал для анализа менталитета той или иной народности, а также как основание для общепсихологических выводов (А.А.Токарский,...
Этноцентризм (от греч. ethnоs народ + kentron средоточие) феномен социальной психологии . Убежденность в превосходстве собственной этнической или культурной группы (расы, народа, класса). На этой основе развивается пренебрежение к представителям других социальных...
Этограмма (от греч. ethos место жизни, образ жизни) зафиксированное наблюдение за поведением животных, в котором учтены все возможные...
Эффект Зейгарник закономерность, выявленная Б.В.Зейгарник , в силу которой эффективность запоминания материала зависит от степени и формы завершения действия . А именно, лучше запоминается та информация, которая связана с оставшимся незаконченным действием, что получило, в рамках левиновской школы следующее объяснение: доступ к следам памяти облегчается при сохранении той напряженности, которая, возникая в начале действия, но не разряжается при незаконченном...
Эффект консерватизма (от лат. effectus действие, результат и лат. conservare охранять, сохранять) феномен принятия решения. Характеризуется тенденцией сохранять устоявшееся мнение об оценке вероятности события, игнорируя вновь поступающую информацию. Литература. МечитовА.И., РебрикС.Б. Восприятие риска // Психологический журнал. 1990, N3, с.8795; HogarthR. Judgement and Choice: The Psychology of Decision. N.Y.L.: J.Wiley & Sons,...
Эффект края (от лат. effectus действие, результат) феномен принятия решения. Характеризуется переоценкой вероятных событий и недооценкой маловероятных событий. В частности, индивид обычно совсем игнорирует очень маловероятные события даже при их чрезвычайной значимости. Литература. МечитовА.И., РебрикС.Б. Восприятие риска // Психологический журнал. 1990, N3, с.8795; HogarthR. Judgement and Choice: The Psychology of Decision. N.Y.L.: J.Wiley & Sons,...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]