16 июля 1902 года.
Александр Романович Лурия - родился в Казани в семье врача. Его отец был известным специалистом по желудочно-кишечным заболеваниям, человек строгой естественно-научной направленности, и ему впоследствии пришлось не по душе увлечение сына психологией. Как вспоминал А.Р.Лурия, он, по мнению отца, выбрал "никому не нужную, дурацкую науку". Лишь в 1937 году, когда А.Р.Лурия получил второе высшее образование, окончив медицинский институт, его отец наконец испытал удовлетворение судьбою сына.
1917 год.
Этот год Лурия встретил 15-летним юношей, за плечами у которого было шесть классов восьмилетнего курса классической гимназии.
1918 год.
Завершив среднее образование на краткосрочных курсах, он поступил в Казанский университет, который в ту пору распахнул двери практически всем желающим, независимо от уровня подготовки. В университете царил хаос. Чему и как следует учить студентов, никто толком не представлял. Факультет, на который поступил Лурия, назывался юридическим, но вскоре был переименован в факультет общественных наук.
К психологии Лурия пришел не сразу, и, надо сказать, весьма извилистым путем. Вот его собственное крайне парадоксальное утверждение: "Я начал свой путь в науке с того, что получил прочное, длительное и совершенно безоговорочное отвращение к психологии". Как и многие молодые люди той поры, студент Лурия бредил социальным прожектерством. Он намеревался написать книгу о законах возникновения и распространения идей. Этот замысел так и не был осуществлен, однако побудил Лурию обратиться к психологическим источникам, каковыми оказались труды Вундта, Титченера и Гефдинга. "Ни в этих, ни в каких других книгах по психологии тех времен и намека не было на живую личность, и скучища от них охватывала человека совершенно непередаваемая. И я для себя сделал вывод - вот уж наука, которой я никогда в жизни не стану заниматься!".
1921 год - Лурия окончил факультет общественных наук Казанского университета.
Пересмотреть эту категоричную точку зрения Лурию заставило знакомство с трудами З.Фрейда, которыми он сильно заинтересовался. Причем настолько, что организовал психоаналитический кружок. Первое, что Лурия сделал в качестве его председателя, - заказал бланки на русском и немецком языках и на одном из них послал в Вену уведомление о создании новой организации - Казанского психоаналитического кружка. Через три недели пришел ответ, начинавшийся словами: "Уважаемый господин президент:". Фрейд писал, как он рад был узнать, что его идеи подхвачены в Казани, Этот уникальный автограф по сей день хранится в архиве А.Р.Лурии.
Психоаналитическими штудиями процесс психологического самообразования не закончился (как у любого настоящего психолога, у Лурии он длился всю жизнь). Немалый интерес вызвали у него работы В.М.Бехтерева, поразившие его объективным подходом к психологическим проблемам.
Под впечатлением от идей Бехтерева Лурия решил основать журнал, надеясь, что Бехтерев согласится войти в редакционную коллегию. Согласием удалось заручиться, и журнал увидел свет. Вышло, правда, всего два номера. Ввиду отсутствия типографской бумаги журнал был напечатан на желтой оберточной бумаге, которую удалось раздобыть на местном мыловаренном заводе.
В этом журнале были опубликованы статьи Лурии, в которых были описаны объективные методы изучения времени реакции при утомлении (эти исследования были выполнены им в Казанском институте научной организации труда). Статьи привлекли внимание К.Н.Корнилова, сменившего Г.И.Челпанова на посту директора Московского психологического института, и он пригласил молодого подающего надежды исследователя в Москву. Именно здесь Лурия провел свое первое исследование, получившее международный резонанс, - создал так называемую сопряженную моторную методику. В ее основе лежала идея ассоциативного эксперимента К.Г.Юнга. Предложенная Лурией модификация метода была довольно простой. От испытуемого требовалось в ответ на предъявляемое слово отвечать первым пришедшим на ум словом и одновременно сжимать рукой резиновую грушу. Слова предъявлялись самые разные - как нейтральные, так и такие, которые могли иметь для испытуемого особый эмоциональный подтекст. В том случае, когда стимул провоцировал какие-то скрытые переживания, можно было фиксировать некоторую задержку словесной и двигательной реакции. Эксперимент Лурии был использован в криминалистической практике. С его помощью удалось среди нескольких подозреваемых выявить того, кто действительно был преступником. Этот опыт Лурия обобщил в книге "Природа человеческих конфликтов" ("The nature of human conflicts" N.Y.,1932), которая была издана на английском языке в Нью-Йорке в 1932 году и с той поры так и не была опубликована в нашей стране. А в США разработка этой проблемы активно продолжалась и привела в итоге к созданию детектора лжи в его современной модификации.
В Москве Лурия продолжил активную деятельность на ниве психоанализа. Он стал ученым секретарем Русского психоаналитического общества, его отчеты о деятельности общества регулярно публиковались в изданиях Международной психоаналитической ассоциации. Еще в Казани им была написана и издана малым тиражом книга "Психоанализ в свете основных тенденций современной психологии". В Москве под патронажем симпатизировавшего психоанализу директора Госиздата О.Ю.Шмидта книгу удалось переиздать весьма солидным по тем временам тиражом - 500 экземпляров.
Однако постепенно увлечение фрейдистскими идеями сошло на нет. Попытки Лурии применить психоанализ в психиатрической клинике не дали ощутимых результатов. В итоге Лурия пришел к выводу о недооценке Фрейдом социального опыта и принципиальной ограниченности его теории.
В первые же годы пребывания в Москве Лурия стал заниматься педагогической работой.
1923 год.
Лурия начал работать в Академии коммунистического воспитания им. Н.К.Крупской в качестве заведующего кафедрой психологии. Там было начато новое исследование, которое позже было опубликовано в виде двух монографий: "Речь и интеллект в развитии ребенка" (1928) и "Речь и интеллект у городского, деревенского и беспризорного ребенка" (1930). Это были первые публикации, в которых проявился интерес Лурии к проблеме речи, которой он впоследствии посвятил много экспериментальных и теоретических работ.
1924 год.
Произошло важное событие. На Втором неврологическом съезде в Ленинграде Лурия встретился с Л.С.Выготским. Доклад Выготского произвел на него неизгладимое впечатление. По инициативе Лурии Выготский, живший и работавший в Гомеле (где он преподавал психологию в техникуме), был приглашен в Москву, в Институт психологии. Хотя Лурия был моложе Выготского всего на пять лет и за его спиной был уже немалый опыт научной работы, он сразу и безоговорочно признал Выготского своим учителем и руководителем. Правда, формально Лурия первое время был руководителем Выготского, который, придя в Институт, поступил в аспирантуру.
С именем Выготского и его учеников связано начало построения новой советской психологии, непосредственно ориентированной на практику.
В эти годы на общей теоретической основе сплотилась знаменитая "тройка" ученых - Выготский, Лурия, Леонтьев. Позже к ним примкнула "пятерка" соратников - Запорожец, Славина, Левина, Божович, Морозова. Образовавшаяся "восьмерка" составила коллектив единомышленников, который под руководством Выготского начал последовательно разрабатывать новую психологию.
Главное, что объединяло Лурию и Выготского, - это признание того, что предметом психологии являются сложные сознательные произвольно регулируемые формы психической деятельности ("высшие психические функции"), а не элементарные психические акты (типа реакций), и это их объяснение следует искать в исторических, объективных психологических и физиологических закономерностях работы мозга.
Интерес Лурии к неврологии, зародившийся в эти годы, стал впоследствии основным делом его жизни. Он привел Лурию к убеждению о необходимости получить законченное медицинское образование.
В эти же годы у Лурии сложился интерес к изучению умственно отсталых детей. И эта линия исследований также первоначально была инициирована Выготским. Основная проблема этих исследований - проблема диагностики умственной отсталости, которая разрабатывалась в 20-е годы Выготским и его учениками - позже, в 50-е годы, стала одной из центральных тем, над которой работал Лурия и его коллектив.
1925 год.
Июль. Лурия отправился в Германию вместе с отцом, который намеревался посетить несколько немецких клиник. Так Лурия познакомился с Куртом Левином - крупным немецким психологом, с которым у него сложились дружеские отношения. Впоследствии, в 1933 году, когда Левин возвращался в Берлин из командировки в Японию и остановился в Москве, Лурия настойчиво уговаривал его не возвращаться в фашистскую Германию, а остаться в СССР. Прозорливый Левин внял совету лишь отчасти: домой он не вернулся, но и в Москве не остался, предпочтя направиться в США.
1929 год.
Завершением этого периода жизни и деятельности Лурия была его поездка в Америку на IX Международный психологический конгресс и выступление там с докладом об объективном методе исследования аффектов.
По дороге в Америку Лурия заехал в Германию, где вновь встретился с К.Левином, а также с В.Келером и другими немецкими психологами. Там он познакомился с Б.В.Зейгарник - ученицей Левина, с которой позже его надолго объединит совместная работа на факультете психологии Московского университета.
30-е годы.
Этот период можно назвать "вторым московским" в жизни Лурии. Он был очень насыщен событиями разного рода и прежде всего большими научными достижениями.
1930 год.
Лето. Время первой экспедиции Лурии в Среднюю Азию вместе с Ф.Н.Шемякиным. Лурия провел в Средней Азии две совместные экспедиции - в 1930 и 1931 годах. Они работали в кишлаках и на джайлау - горных пастбищах Узбекистана и Киргизии. Идея этих экспедиций, сформулированная совместно с Выготским, состояла в изучении влияния культурных средовых факторов на формирование психических процессов. Объектом изучения были познавательные процессы - восприятие, память, мышление у неграмотных и грамотных людей, четко отличающиеся по ряду параметров.
Уникальные результаты, полученные в среднеазиатских экспедициях, высоко оцененные Выготским, не были оценены чиновниками от науки, которые усмотрели в них признаки расизма и запретили исследования. Только 40 лет спустя Лурия вернулся к этой работе - в значительной степени под влиянием американца Майкла Коула, его стажера, интересовавшегося "культурной психологией". Обработав часть результатов (многое так и осталось в архиве), Лурия опубликовал монографию "Об историческом развитии познавательных процессов" (1974), которая вскоре была переведена на английский язык и имела большой успех. Фактически Лурия был одним из первых, кто систематически исследовал проблему влияния культурно-исторических факторов на познавательные процессы человека - проблему, которая стала настолько популярной в настоящее время, что составила содержание целого направления в современной психологии.
Эта линия исследования логически тесно переплеталась с другим направлением - изучением близнецов. Лурия исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии человека. Использовав традиционно, со времен Ф.Гальтона, применявшийся с этой целью близнецовый метод, Лурия внес в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Он показал, что соматические признаки индивида в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) - в меньшей степени, а для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.
1937 год - Лурия окончил I Московский медицинский институт.
Годы Великой Отечественной Войны.
Лурия возглавил реабилитационный госпиталь на Южном Урале в санатории Кисегач, близ Челябинска. Фактически здесь зародилось новое психологическое направление - нейропсихология, ныне выделившееся в специальную отрасль психологической науки и получившее международное признание. Его начало было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга в результате ранения ("Травматическая афазия", 1947; "Восстановление функций мозга после военной травмы", 1948; "Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга", 2-е изд.,1969). Лурией была разработана теория локализации психических функций, сформулированы основные принципы динамической локализации психических процессов, создана классификация афазических расстройств и описаны ранее неизвестные формы нарушения речи. Лурия также изучал роль лобных долей головного мозга в регулировании психических процессов, мозговые механизмы памяти. Нейропсихологическим проблемам посвящено большинство из 30 опубликованных им научных монографий.
1945 год.
Лурия начал работать в МГУ им. М.В.Ломоносова на кафедре психологии философского факультета, где он начал (совместно с А.Н.Леонтьевым) читать курс по общей психологии, а позднее (с 1950 года) - также курс по нейропсихологии.
1966 - 1971 годы.
Лурия - заведующий кафедрой медицинской психологии психологического факультета МГУ.
1971 год.
Опубликована одна из наиболее известных его книг - "Потерянный и возвращенный мир. История одного ранения". Это удивительный человеческий документ, имеющий отнюдь не только научное значение (как о том, в частности, писал Лурии английский писатель Джон Фаулз). Это документ, свидетельствующий о мужестве больного и факте внимании и милосердии ученого. Как и многие другие, эта книга была издана за рубежом и получила широкую известность.
В последние годы жизни Лурия разрабатывал проблемы функциональной асимметрии больших полушарий мозга, а также широкий круг теоретических вопросов психологии.
Одну из своих последних работ он так и назвал: "Последняя книга". Правда, она впервые увидела свет на английском языке под названием, данным ей ее американским редактором М.Коулом, - "Сотворение разума". На русском языке она вышла уже после смерти Лурии под названием "Этапы пройденного пути". Это научная автобиография, в которой очень много интересных и поучительных историй в изложении самого Лурии. Но "Этапы пройденного пути" - это и своего рода научное завещание. Своим собственным примером Лурия завещал новым поколениям психологов, которые учатся по его книгам, свое творческое отношение к делу, веру в гуманистическое назначение науки, интерес не только к теории, но и к психологической практике, без чего не может быть настоящей науки. Это мировоззренческий и этический асп екты его завещания, значимость которых возрастает с каждым днем.
А.Р.Лурия был единственным советским психологом, которому редактор серии "История психологии в автобиографиях" Э.Г.Боринг предложил предоставить для публикации свою научную автобиографию. Это был действительно ученый с мировым именем, действительный член АПН СССР, профессор, иностранный член Национальной академии наук США, Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики, почетный член французского, британского, швейцарского, испанского психологических обществ, почетный профессор шести зарубежных университетов. Его труды с 20-х годов и до наших дней издаются на разных языках по всему миру.
Нет сегодня в мире специалиста по исследованиям мозга, который не изучал бы его труды. Помимо этого, Лурия внес весомый вклад в решение множества психологических проблем.
14 августа 1977 года Лурия Александр Романович умер.
Труды Лурии: Этюды по истории поведения (совм. с Л. С. Выготским). М., 1930; Травматическая афазия. М., 1947; Восстановление функций мозга после военной травмы. М., 1948; Мозг человека и психические процессы, т. 1 - 2. М., 1963 - 1970; Нейродинамический анализ решения задач (совм. с Л. С. Цветковой). М., 1966; Высшие психические функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., 1969; Основы нейропсихологии. М,, 1973; Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975; Язык и сознание. М., 1979.
Основой для статьи стала книга С.С.Степанова "Психология в лицах". - М.:Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2001. - с. 197 - 208.
По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться.
Энтелехия (от греч. entelecheia то, что имеет в себе завершение) причина или наличие актуальной возможности, автор Аристотель . Понятие рассматривалось Аристотелем как объяснительный принцип природной самоорганизации, в его философии душа выступала первой энтелехией, определяющей телесную организацию. В дальнейшем в традициях Аристотеля рассматривали душу как энтелехию, например, Гете, В.Вундт , Х.Дриш . В частности, в теории Дриша душе приписываются такие свойства, как автономия, нематериальность, непространственность, телеологичность, формообращующая способность, жизненность (фактор Е), отсутствие внешней причинной обусловленности. Синоним психоид Э.Блейлера . Литература. DrischH. Philosophie des Organischen. Lpz.,...
Эпикур (341 270 до н.э.) древнегреческий философ, последователь атомистического учения Демокрита . Допускал возможность самопроизвольного отклонения атомов, которую клал в основу своего учения о душе и свободой воле. Разработал метод борьбы с неприятными аффектами , например, со страхом, при опоре на теоретическое познание...
Эргазиология (автор А.Майер ) (от гр. ergon работа + logos учение) учение о человеке как психобиологической целостности, возникшее в традиции описательной и статистической нозологии Э.Крепелина . В ней было дано общее обозначение для поведения и достижений эргон (ergon), который понимался как единство соматических и психических функций индивида. В понятии эргазии акцентировались активность, целеориентированность человека, единство всех его в противоположность деятельности отдельно взятого органа. Из этого методологического принципа Майером давались объяснения многочисленным психическим нарушениям. Для этого было введено понятие дизергазии как психиатрического состояния, характеризующегося рассогласованием соматических и психических...
Эргография (от греч. ergon работа и grapho пишу) метод графической регистрации мышечной...
Эренфельс (Ehrenfels) Христиан Мария Юлиус, фон (20.6.1859, Родаун, Австрия 8.9.1932, Лихтенау близ Кремса) австрийский философ и психолог, ученик Ф.Брентано . Сначала обучался основам сельского хозяйства в Высшей школе агрикультуры в Вене, затем философии в Венском университете (доктор философии, 1885). Работал с 1885г. по 1888г. в Грацком университете в первой в Австрии психологической лаборатории под руководством А.Мейнонга , на представления которого оказал существенное влияние. Основываясь на работах Э.Маха и используя в качестве исследовательской парадигмы восприятие мелодий, открыл в 1890г. ряд гештальткачеств , названных в его честь качествами Эренфельса: качество сверхсуммативности (в целостном предметном восприятии есть признаки, которые отсутствуют в переживании...
Эренштейн (Ehrenstein) Вальтер (18991961) немецкий психолог, представитель целостной психологии. Работал в университете Франкфурта, с 1948г....
Эриксон (Erickson) Милтон Хиланд (5.12.1901, Анрум, Невада 25.3.1980, Финикс, Аризона) один из самых популярных американских психотерапевтов 20 века, гипнотизер. написал более 140 работ по психотерапии. С 1948г. жил и работал в г.Феникс, шт.Аризона, после 1967г., в результате осложнений в результате полиомиелита, оказался прикован к инвалидной коляске. Основатель и президент Американского общества клинического гипноза (American society of clinical hypnosis), основатель и редактор журнала American Journal of Clinical Hypnosis. Проводил свои знаменитые семинары гипнотерапии и короткой прямой психотерапии, в 1923г. разработал ряд методик гипнотерапии, в том числе метод поднятия руки (или американский метод). Литература...
Эриксон Эрик (р. 1902) американский психолог, один из основателей эгопсихологии. В своей психологии основывался на постулате социокультурной обусловленности психики человека. Разработал понятие психосоциальной идентичности как основного фактора психического здоровья. В условиях существенных социальных подвижек эта идентичность может быть нарушена, поэтому для ее восстановления необходимы особые психотерапевтические мероприятия. Разработал теорию стадиального развития личности , предполагающую прохождение ребенком восьми стадий...
Эротографомания вид половой перверсии, в которой достижение полового возбуждения и удовлетворения происходит при написании любовных писем. Назван по имени греческого бога любви...
Эстезиометр экспериментальное устройство, автор Э.Вебер . Вид циркуля. Используется для исследования осязания. С его помощью оценивается расстояние, достаточное, чтобы два прикосновения к поверхности кожи не сливались в одном...
Этап второго полугодия период жизни ребенка между достижением полугодовалого возраста и кризисом первого года. В это время ведущей является предметноманипулятивная деятельность, преимущественно для нужд которой осуществляется общение со взрослым, которое становится ситуативноделовым. В рамках этого ситуативноделового общения со взрослым ребенок овладевает культурно зафиксированными действиями с...
Этап первого полугодия период жизни ребенка между новорожденностью и достижением полугодовалого возраста. На этом этапе происходит овладение ребенком экспрессивномимическими средствами общения , которые проявляются как комплекс оживления. В это время складывается система аффективноличностных связей с близкими взрослыми, которые необходимы для нормального дальнейшего развития. Также развивается познавательная активность, в рамках которой ребенок овладевает зрительными, оральными и мануальными познавательными действиями...
Этапный оперативный образ оперативный образ , который служат основой для оценки текущих состояний действий с предметом (распознавание сигналов, сличение текущего состояния объекта с...
Этноспецифическая психотерапия (от греч. ethnos народ, psyche душа + theraрeia лечение) формы психотерапии , стихийно сложившиеся в ходе развития традиционных обществ. Эти методы основаны на этнопсихологических особенностях поведения в данном обществе, на мировоззрении его представителей. Подобная психотерапия, как правило, имеет вполне конкретную ориентированность на этноспецифические синдромы . Имеется много общего между этноспецифической психотерапией и немедицинскими формами западной психотерапии (пастырская беседа, экзорцизм , заговоры). При этом каждая культура накладывает на этноспецифическую психотерапию характерный отпечаток: в одних случаях делается упор на примем психоделиков или вхождение в особые состояния сознания (шаманизм), в других на включение индивида в новые социальные отношения ( било...
Этноспецифический синдром (от греч. ethnos народ и syndrome сочетание) сочетание болезненных признаков, связанных с нарушением сознания и поведения, зафиксированное в том или ином традиционном обществе. Эти нарушения, имеющие принципиально те же источники, что и типичные патопсихологические синдромы, проявляются специфическим образом, в зависимости как от биологических факторов жизни представителей данного общества (сказывающихся прежде всего на их нейрогуморальной регуляции), так и их культурными стереотипами (характером социального взаимодействия и управления, воспитанием и пр.). Первоначально эти синдромы привлекали исследователей своей экзотичностью. В дальнейшем стали рассматриваться как уникальный материал для анализа менталитета той или иной народности, а также как основание для общепсихологических выводов (А.А.Токарский,...
Этноцентризм (от греч. ethnоs народ + kentron средоточие) феномен социальной психологии . Убежденность в превосходстве собственной этнической или культурной группы (расы, народа, класса). На этой основе развивается пренебрежение к представителям других социальных...
Этограмма (от греч. ethos место жизни, образ жизни) зафиксированное наблюдение за поведением животных, в котором учтены все возможные...
Эффект Зейгарник закономерность, выявленная Б.В.Зейгарник , в силу которой эффективность запоминания материала зависит от степени и формы завершения действия . А именно, лучше запоминается та информация, которая связана с оставшимся незаконченным действием, что получило, в рамках левиновской школы следующее объяснение: доступ к следам памяти облегчается при сохранении той напряженности, которая, возникая в начале действия, но не разряжается при незаконченном...
Эффект консерватизма (от лат. effectus действие, результат и лат. conservare охранять, сохранять) феномен принятия решения. Характеризуется тенденцией сохранять устоявшееся мнение об оценке вероятности события, игнорируя вновь поступающую информацию. Литература. МечитовА.И., РебрикС.Б. Восприятие риска // Психологический журнал. 1990, N3, с.8795; HogarthR. Judgement and Choice: The Psychology of Decision. N.Y.L.: J.Wiley & Sons,...
Эффект края (от лат. effectus действие, результат) феномен принятия решения. Характеризуется переоценкой вероятных событий и недооценкой маловероятных событий. В частности, индивид обычно совсем игнорирует очень маловероятные события даже при их чрезвычайной значимости. Литература. МечитовА.И., РебрикС.Б. Восприятие риска // Психологический журнал. 1990, N3, с.8795; HogarthR. Judgement and Choice: The Psychology of Decision. N.Y.L.: J.Wiley & Sons,...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]