Exit Project: Глоссарий: Закаливание

Закаливание



Закаливание - повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию физических факторов окружающей среды (низкой и высокой температур, пониженного атмосферного давления и др.) важная часть физической культуры, а также профилактических и реабилитационных мероприятий.
В основе закаливания лежит способность организма человека приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды (см. Адаптация). Закаливание осуществляется только в результате продолжительного систематического тренирующего воздействия физических факторов на организм при постепенном повышении интенсивности и продолжительности воздействия. Так, воздействие холодом повышает устойчивость организма только к действию низких температур, а теплом - к действию высоких температур. При прекращении закаливающих процедур степень закаленности организма ослабевает.
Закаливание к холоду является самым распространенным и практически наиболее важным, т.к. оно способствует профилактике острых респираторных вирусных инфекций, благодаря стимуляции реакций иммунитета и совершенствованию процессов терморегуляции. У людей, устойчивых к низким температурам, теплообразование в организме происходит более интенсивно; лучшее кровоснабжение кожи уменьшает вероятность возникновения отморожений. Чувствительность к холоду понижается также и за счет некоторого утолщения рогового слоя кожи и отложения холодостойких жиров. Охлаждение даже небольших участков тела, как и общее переохлаждение, у людей, не привычных к холоду, ведет к расширению сосудов слизистой оболочки носа и носоглотки. У закаленных людей слизистая оболочка верхних дыхательных путей не реагирует подобным образом. Закаливание к холоду осуществляют, главным образом, посредством частого пребывания на открытом воздухе (см. Аэротерапия) и применения водных процедур (см. Водолечение). Наиболее эффективны и удобны водные процедуры - обтирания, обливания, души, которые начинают с использования воды комнатной температуры. Постепенно температуру воды понижают, а продолжительность процедуры увеличивают. Большую пользу приносят также купания. Такие водные процедуры, как моржевание, т.е. купание в открытых водоемах зимой, можно принимать исключительно после длительной предварительной подготовки, с разрешения врача и под постоянным врачебным контролем.
При высокой температуре воздуха возникает опасность перегрева организма, не привычного к жаре (см. Перегревание организма, Тепловой удар). Закаливание высокой температурой воздуха проводится посредством дозированного пребывания на открытом воздухе в жаркие и солнечные дни, жаровоздушных ванн в бане-сауне. В результате многократного и длительного воздействия на организм высоких температур окружающего воздуха устойчивость организма к жаре повышается за счет усиления потоотделения и изменения состава пота (повышение содержания жировых веществ, уменьшение концентрации хлоридов), а также вследствие снижения теплоообразования. Усиление теплоотдачи у людей, закаленных в отношении действия высоких температур, обусловливает лишь умеренное учащение у них пульса во время работы в условиях жаркого климата; работоспособность у них сохраняется, несмотря на жару. Возможно также одновременное З. к теплу и холоду (см. Бани).
Для развития устойчивости организма к пониженному атмосферному давлению чаще всего используют восхождение в горы, в частности применяют метод так называемой ступенчатой акклиматизации: нахождение в течение определенного времени и тренировка в альпинистских лагерях, расположенных на разных высотах, начиная с меньшей. С этой целью используют также тренировку в барокамерах.
Закаливание солнечным облучением, применяемое с целью общеукрепляющего воздействия и для предупреждения и устранения ультрафиолетовой недостаточности, требует определенной осторожности и точного дозирования (см. Гелиотерапия).
Режим для закаливания с учетом возраста и состояния здоровья обязательно устанавливает врач. При ухудшении самочувствия (инфекционная болезнь, переохлаждение и др.) закаливающие процедуры временно прекращают, а после выздоровления возобновляют, используя методику начального периода закаливания.
Закаливание в пожилом возрасте надо проводить особенно осторожно, под тщательным врачебным контролем. Следует учитывать снижение адаптивных свойств организма в этом возрасте, а также более медленное восстановление физиологических функций после нагрузок. Предпочтение надо отдавать различным закаливающим процедурам на воздухе - воздушным ваннам на верандах, балконах, в тени деревьев или под тентом (летом). Солнечные ванны следует принимать, используя рассеянный солнечный свет. Полезно постепенно переходить к прогулкам в облегченной одежде. Физические упражнения следует завершать водными процедурами - обтиранием, обливанием (или душем) тепловатой водой или водой комнатной температуры, а в теплое время года - непродолжительным купанием при температуре питьевой воды не ниже 20—22°.
Закаливание детей начинают с первых дней жизни ребенка и проводят систематически, учитывая, однако, что органы и системы ребенка еще функционально незрелы. Дети с недостаточным питанием (см. Дистрофия у детей), рахитом, повторными или хроническими заболеваниями особенно нуждаются в закаливающих процедурах. Однако использование средств закаливания для оздоровления больных и ослабленных детей требует очень внимательного подхода. Свежий чистый воздух, прежде всего во время сна, благоприятно действует на организм ребенка при любых заболеваниях. Особенно полезно пребывание на открытом воздухе и летом, и зимой детям с заболеваниями, при которых нарушается газообмен: врожденными пороками сердца, ревматизмом, хронической пневмонией, бронхиальной астмой. При проведении общих воздушных ванн в помещении ограничиваются частичным кратковременным обнажением тела ребенка во время смены одежды. Воздушные и солнечные ванны строго дозируют, дети принимают их в положении лежа, при этом положение тела ребенка меняют через определенные промежутки времени.
Ослабленным и больным детям назначают главным образом частичные водные процедуры: умывание, влажное обтирание тела по частям, обливание стоп тепловатой водой. Температуру воды от исходной (35—36°) снижают очень медленно и лишь после улучшения общего состояния ребенка доводят до температуры, рекомендованной для здоровых детей. У детей, страдающих экссудативным диатезом (см. Диатезы), водой обтирают только непораженные участки кожи. При острых заболеваниях, сопровождающихся повышением температуры тела, закаливающие процедуры прекращают и назначают снова после выздоровления с учетом индивидуальных особенностей организма ребенка. О закаливании детей различного возраста см. Ясельный возраст, Грудной ребенок, Дошкольный возраст, Школьный возраст.
Библиогр.: Воровин Н.М., Основы медицинской и биологической климатологии, с. 216, 227, М., 1981; Курортология и физиотерапия, под ред. В.М. Боголюбова, т. 1, с. 66, М., 1985; Маршак М.Е. Физиологические основы закаливания организма человека, Л., 1965, библиогр.; Спирина В.П. Закаливание детей, М., 1972.

Другие статьи : Заболеваемость, Заболеваемость общая, Заболевания демиелинизирующие, Забывание, Завершенный гештальт, Завилянского симптом алкоголизма, Завилянской методики контрастной психотерапии, Зависимость от поля — независимость от поля, Зависимость от психотерапевта, Задатки, Задача Майера, Задержка мочи истерическая, Задержка психического развития, Задержки психические, Заззо тест животных, Заикание, Зайферт К. Профессиональное развитие, Закаливание, Закон Блоха, Закон Бугера – Вебера, Закон Дондерса, Закон Йоста, Закон Клерамбо, Закон осознания Клапареда, Закон Пипера, Закон Питра, Закон Рибо, Закон Рикко, Закон специфических энергий, Закон Стивенса, Закон Тальбота, Закон Фехнера, Закон Хика, Закон Эбнея, Закон Эммерта, Законы аддитивного смешения цветов, Законы Йеркса — Додсона, Закса-Витебского реакция, Закса-Георги реакция, Замкнутость, Зангвилла синдром, Занков Леонид Владимирович, Запах, Запечатление у животных, Запоминание, Запорожец Александр Владимирович, Запредельное торможение, Зарубежные психотерапевтические техники, Застойный сосок зрительного нерва, Затенение, Заторможенность психическая, Захс Ханс, Защитные рефлексы, Звезда Геринга, Здоровый образ жизни, Зейгарник Блюма Вульфовна, Зейгарник методика соотношения пословиц, метафор и фраз, Зейгарник феномен, Зельц Отто, Зинченко Петр Иванович, Знак, Знаковая индикация, Знаковое опосредствование, Значение, Значение работы медсестер в психотерапии, Значимость сигнала, Золотые стихи Пифагора, Зона биологического действия, Зона ближайшего развития, Зона Панума, Зонная модель порога ощущения, Зоопатия внутренняя, Зоопсии, Зоопсихология, Зоосадизм, Зоофилия эротическая, Зоофобия, Зрение, Зрительная адаптация, Зрительная маскировка, Зрительное восприятие, Зурабашвили словесно-семантический эксперимент, , ...

 

Энтелехия

Энтелехия (от греч. entelecheia то, что имеет в себе завершение) причина или наличие актуальной возможности, автор Аристотель . Понятие рассматривалось Аристотелем как объяснительный принцип природной самоорганизации, в его философии душа выступала первой энтелехией, определяющей телесную организацию. В дальнейшем в традициях Аристотеля рассматривали душу как энтелехию, например, Гете, В.Вундт , Х.Дриш . В частности, в теории Дриша душе приписываются такие свойства, как автономия, нематериальность, непространственность, телеологичность, формообращующая способность, жизненность (фактор Е), отсутствие внешней причинной обусловленности. Синоним психоид Э.Блейлера . Литература. DrischH. Philosophie des Organischen. Lpz.,...

Эпикур

Эпикур (341 270 до н.э.) древнегреческий философ, последователь атомистического учения Демокрита . Допускал возможность самопроизвольного отклонения атомов, которую клал в основу своего учения о душе и свободой воле. Разработал метод борьбы с неприятными аффектами , например, со страхом, при опоре на теоретическое познание...

Эргазиология

Эргазиология (автор А.Майер ) (от гр. ergon работа + logos учение) учение о человеке как психобиологической целостности, возникшее в традиции описательной и статистической нозологии Э.Крепелина . В ней было дано общее обозначение для поведения и достижений эргон (ergon), который понимался как единство соматических и психических функций индивида. В понятии эргазии акцентировались активность, целеориентированность человека, единство всех его в противоположность деятельности отдельно взятого органа. Из этого методологического принципа Майером давались объяснения многочисленным психическим нарушениям. Для этого было введено понятие дизергазии как психиатрического состояния, характеризующегося рассогласованием соматических и психических...

Эргография

Эргография (от греч. ergon работа и grapho пишу) метод графической регистрации мышечной...

Эренфельс (Ehrenfels) Христиан Мария Юлиус, фон

Эренфельс (Ehrenfels) Христиан Мария Юлиус, фон (20.6.1859, Родаун, Австрия 8.9.1932, Лихтенау близ Кремса) австрийский философ и психолог, ученик Ф.Брентано . Сначала обучался основам сельского хозяйства в Высшей школе агрикультуры в Вене, затем философии в Венском университете (доктор философии, 1885). Работал с 1885г. по 1888г. в Грацком университете в первой в Австрии психологической лаборатории под руководством А.Мейнонга , на представления которого оказал существенное влияние. Основываясь на работах Э.Маха и используя в качестве исследовательской парадигмы восприятие мелодий, открыл в 1890г. ряд гештальткачеств , названных в его честь качествами Эренфельса: качество сверхсуммативности (в целостном предметном восприятии есть признаки, которые отсутствуют в переживании...

Эренштейн (Ehrenstein) Вальтер

Эренштейн (Ehrenstein) Вальтер (18991961) немецкий психолог, представитель целостной психологии. Работал в университете Франкфурта, с 1948г....

Эриксон (Erickson) Милтон Хиланд

Эриксон (Erickson) Милтон Хиланд (5.12.1901, Анрум, Невада 25.3.1980, Финикс, Аризона) один из самых популярных американских психотерапевтов 20 века, гипнотизер. написал более 140 работ по психотерапии. С 1948г. жил и работал в г.Феникс, шт.Аризона, после 1967г., в результате осложнений в результате полиомиелита, оказался прикован к инвалидной коляске. Основатель и президент Американского общества клинического гипноза (American society of clinical hypnosis), основатель и редактор журнала American Journal of Clinical Hypnosis. Проводил свои знаменитые семинары гипнотерапии и короткой прямой психотерапии, в 1923г. разработал ряд методик гипнотерапии, в том числе метод поднятия руки (или американский метод). Литература...

Эриксон Эрик

Эриксон Эрик (р. 1902) американский психолог, один из основателей эгопсихологии. В своей психологии основывался на постулате социокультурной обусловленности психики человека. Разработал понятие психосоциальной идентичности как основного фактора психического здоровья. В условиях существенных социальных подвижек эта идентичность может быть нарушена, поэтому для ее восстановления необходимы особые психотерапевтические мероприятия. Разработал теорию стадиального развития личности , предполагающую прохождение ребенком восьми стадий...

Эротографомания

Эротографомания вид половой перверсии, в которой достижение полового возбуждения и удовлетворения происходит при написании любовных писем. Назван по имени греческого бога любви...

Эстезиометр

Эстезиометр экспериментальное устройство, автор Э.Вебер . Вид циркуля. Используется для исследования осязания. С его помощью оценивается расстояние, достаточное, чтобы два прикосновения к поверхности кожи не сливались в одном...

Этап второго полугодия

Этап второго полугодия период жизни ребенка между достижением полугодовалого возраста и кризисом первого года. В это время ведущей является предметноманипулятивная деятельность, преимущественно для нужд которой осуществляется общение со взрослым, которое становится ситуативноделовым. В рамках этого ситуативноделового общения со взрослым ребенок овладевает культурно зафиксированными действиями с...

Этап первого полугодия

Этап первого полугодия период жизни ребенка между новорожденностью и достижением полугодовалого возраста. На этом этапе происходит овладение ребенком экспрессивномимическими средствами общения , которые проявляются как комплекс оживления. В это время складывается система аффективноличностных связей с близкими взрослыми, которые необходимы для нормального дальнейшего развития. Также развивается познавательная активность, в рамках которой ребенок овладевает зрительными, оральными и мануальными познавательными действиями...

Этапный оперативный образ

Этапный оперативный образ оперативный образ , который служат основой для оценки текущих состояний действий с предметом (распознавание сигналов, сличение текущего состояния объекта с...

Этноспецифическая психотерапия

Этноспецифическая психотерапия (от греч. ethnos народ, psyche душа + theraрeia лечение) формы психотерапии , стихийно сложившиеся в ходе развития традиционных обществ. Эти методы основаны на этнопсихологических особенностях поведения в данном обществе, на мировоззрении его представителей. Подобная психотерапия, как правило, имеет вполне конкретную ориентированность на этноспецифические синдромы . Имеется много общего между этноспецифической психотерапией и немедицинскими формами западной психотерапии (пастырская беседа, экзорцизм , заговоры). При этом каждая культура накладывает на этноспецифическую психотерапию характерный отпечаток: в одних случаях делается упор на примем психоделиков или вхождение в особые состояния сознания (шаманизм), в других на включение индивида в новые социальные отношения ( било...

Этноспецифический синдром

Этноспецифический синдром (от греч. ethnos народ и syndrome сочетание) сочетание болезненных признаков, связанных с нарушением сознания и поведения, зафиксированное в том или ином традиционном обществе. Эти нарушения, имеющие принципиально те же источники, что и типичные патопсихологические синдромы, проявляются специфическим образом, в зависимости как от биологических факторов жизни представителей данного общества (сказывающихся прежде всего на их нейрогуморальной регуляции), так и их культурными стереотипами (характером социального взаимодействия и управления, воспитанием и пр.). Первоначально эти синдромы привлекали исследователей своей экзотичностью. В дальнейшем стали рассматриваться как уникальный материал для анализа менталитета той или иной народности, а также как основание для общепсихологических выводов (А.А.Токарский,...

Этноцентризм

Этноцентризм (от греч. ethnоs народ + kentron средоточие) феномен социальной психологии . Убежденность в превосходстве собственной этнической или культурной группы (расы, народа, класса). На этой основе развивается пренебрежение к представителям других социальных...

Этограмма

Этограмма (от греч. ethos место жизни, образ жизни) зафиксированное наблюдение за поведением животных, в котором учтены все возможные...

Эффект Зейгарник

Эффект Зейгарник закономерность, выявленная Б.В.Зейгарник , в силу которой эффективность запоминания материала зависит от степени и формы завершения действия . А именно, лучше запоминается та информация, которая связана с оставшимся незаконченным действием, что получило, в рамках левиновской школы следующее объяснение: доступ к следам памяти облегчается при сохранении той напряженности, которая, возникая в начале действия, но не разряжается при незаконченном...

Эффект консерватизма

Эффект консерватизма (от лат. effectus действие, результат и лат. conservare охранять, сохранять) феномен принятия решения. Характеризуется тенденцией сохранять устоявшееся мнение об оценке вероятности события, игнорируя вновь поступающую информацию. Литература. МечитовА.И., РебрикС.Б. Восприятие риска // Психологический журнал. 1990, N3, с.8795; HogarthR. Judgement and Choice: The Psychology of Decision. N.Y.L.: J.Wiley & Sons,...

Эффект края

Эффект края (от лат. effectus действие, результат) феномен принятия решения. Характеризуется переоценкой вероятных событий и недооценкой маловероятных событий. В частности, индивид обычно совсем игнорирует очень маловероятные события даже при их чрезвычайной значимости. Литература. МечитовА.И., РебрикС.Б. Восприятие риска // Психологический журнал. 1990, N3, с.8795; HogarthR. Judgement and Choice: The Psychology of Decision. N.Y.L.: J.Wiley & Sons,...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Закаливание