Exit Project: Глоссарий: Инструментальные и терминальные ценности

Инструментальные и терминальные ценности



Инструментальные и терминальные ценности модель ценностных ориентаций. Автор М.Рокич. В основе этой модели лежит предположение, что ценности могут трансформироваться под влиянием воспитания и культуры. Выделяется два класса ценностей: ценные сами по себе (терминальные) и используемые для достижения обычных целей (инструментальные). В качестве инструментальных ценностей обычно рассматриваются личностные черты, которыми должен обладать человек: вежливый, ответственный, интеллигентный, храбрый, одаренный воображением, честолюбивый, контролирующий, логичный, нежный, честный, полезный, способный, чистый, прощающий, веселый, независимый, послушный, с широким кругозором. Терминальными ценностями, т.е. к чему стоит стремиться в жизни, рассматриваются такие: полноценная любовь, счастье, безопасность, удовольствие, внутренняя гармония, чувство завершенности, мудрость, спасение, комфортная жизнь, воодушевление, свобода, дружба, красота, признание, уважение, надежная семья, равенство, всеобщий мир. Литература. RokeachM. Value Survey. Sunnyvale, 1967; RokeachM. The Nature of Human Values. N.Y., 1973.

Другие статьи : Иванова метод активирующей психотерапии, Иванова методика коллективной психотерапии, Иванова структурно-ассоциативный эксперимент, Иванова-Смоленского симптом, Ивановой методика обучающего эксперимента, Иглоукалывание, Игра, Игра у животных, Игровая терапия, Игровая терапия аутических детей, Идеальное, Идентификация, Идентификация личности, Идеомоторика, Идиотия, Изард Кэррол, Избранные чаньские изречения, Измерения в психологии, Изобразительные способности, Изолят, Изоляция, Изоляция в психологии личности, Изохроматические таблицы, Иконическая память, Икскюль (Uxkull) Якоб фон, Иллюзии восприятия, Иллюзия Аристотеля, Иллюзия луны, Иллюзия тяжести А. Шарпантье, Ильенков Эвальд Васильевич, Имажинативная психотерапия, Имплицитная теория личности, Импрессивная речь, Импринтинг, Импульсивность, Ингруппа, Ингрупповой фаворитизм, Индивидуальная психология, Индивидуальная терапия, Индивидуально–психологические различия, Индивидуальность, Индивидуальные различия памяти, Индивидуальный подход, Индивидуальный стиль деятельности, Индивидуация, Индиго, Индикатор, Индукция, Индуцированные цвета, Индуцированный психоз, Инертность, Инженерная психология, Инкубация, Иностранная психология, Инсайт, Инстинкты животных, Инструментальная агрессия, Инструментальное осязание, Инструментальные и терминальные ценности, Интегративная психология, Интеллект, Интеллектуализация, Интеллектуальные операции, Интеллектуальные персеверации, Интенсивность ощущения, Интенция, Интерактивная психотерапия, Интеракционизм, Интервальная шкала, Интерес, Интерорецепторы, Интерференция, Интерференция навыков, Интроверсия по Айзенку, Интроверсия по Юнгу, Интроекция, Интроспективная психология, Интроспекция, Интуиция, Инфантилизм, Инфляция, Информационная модель, Информационное поле рабочего места человека–оператора, Информационный подход, Информационный поиск, Ипохондрический синдром, Исполнительное действие, Исправительная психология, Истериформные расстройства, Истерическая дуга, Истерический комок, Истерический невроз, Истерия, Истерия алкогольная, Истерия командная, Истерия тюремная, Истерогенные зоны, Истероид, Истероид органический, Истерокаталепсия, Истероневрастения, Истероэпилепсия, История болезни, История инженерной психологии, История психиатрии, Исходные состояния, Итерация, Иценко—Кушинга болезнь, , ...

 

Эффект Махариши

Эффект Махариши (от лат. effectus действие, результат) феномен парапсихологии . Статистически подтвержденная связь между количеством людей занимающихся по методу трансцендентальной медитации Махариши и некоторыми показателями качества жизни в данном регионе (прежде всего уровнем...

Эффект Монте–Карло

Эффект МонтеКарло (от лат. effectus действие, результат) феномен принятия решения. Характеризуется тенденцией связывать два или более вероятностных независимых событий. В частности, это проявляется в суждении, что после многих проигрышей в игре типа рулетки шансы на выигрыш возрастают. Литература. МечитовА.И., РебрикС.Б. Восприятие риска // Психологический журнал. 1990, N3, с.8795; HogarthR. Judgement and Choice: The Psychology of Decision. N.Y.L.: J.Wiley & Sons,...

Эффект наглядности

Эффект наглядности (от лат. effectus действие, результат) феномен принятия решения. Характеризуется переоценкой вероятности события в том случае, если человек уже имел с ним дело и может вспомнить из своего опыта соответствующие примеры, особенно при их яркой эмоциональной окрашенности. Литература. МечитовА.И., РебрикС.Б. Восприятие риска // Психологический журнал. 1990, N3, с.8795; HogarthR. Judgement and Choice: The Psychology of Decision. N.Y.L.: J.Wiley & Sons,...

Эффект правого уха

Эффект правого уха (от лат. effectus действие, результат) при восприятии вербальной информации при дихотомическом прослушивании в большинстве случаев лучше воспринимается информация, поступающая через правое ухо. Данный эффект обусловлен функциональной латерализацией полушарий головного мозга, поэтому он наблюдается лишь тогда, когда доминантным по речи является левое полушарие. Автор Д.Кимура. Литература. KimuraD. Cerebral dominance and perception of Verbal Stimuli // Can. J.Psychol., 1961,...

Эффект превосходства слова

Эффект превосходства слова (от лат. effectus действие, результат) когнитивный феномен, показывающий, что в знакомом контексте объекты опознаются быстрее и точнее, чем в незнакомом. В частности, в словах буквы опознаются лучше, чем в бессмысленных последовательностях. Феномен чаще всего объясняется тем, что сформированные ожидания в отношении появления объекта определенного класса позволяют обследовать новый объект не по всем, а только по вполне определенным признакам. Автор Дж.Кеттелл. Литература. CattellJ.M. The time up by cerebral operation // Mind. 1889, N11, p.220242; КаптелининВ.Н., ВеличковскийБ.М. Слово как контекст: природа перцептивной знакомости // Вестник Моск. унта. Сер.14. Психология. 1989,...

Эффект Пуркинье

Эффект Пуркинье смещение спектральной светочувствительности при переходе от дневного зрения, для которого максимум соответствует длине волн желтозеленых тонов (555 нм), к сумеречному освещению, для которого максимум соответствует голубоватозеленым тонам (500 нм). В частности, при сумеречном освещении цвета предметов холодеют, красные и желтые оттенки становятся более тусклыми, а голубые и зеленые более...

Эффект Раншбурга

Эффект Раншбурга частный случай интерференции в памяти, исследованный венгерским психологом П.Раншбургом. Характеризуется затруднениями, которые возникают при увеличении сходства заучиваемого...

Эффект репрезентативности

Эффект репрезентативности (от лат. effectus действие, результат и фр. reprentatif показательный) феномен принятия решения. Характеризуется переоценкой надежности малых выборок и переносом их свойств на генеральную общность. Литература. МечитовА.И., РебрикС.Б. Восприятие риска // Психологический журнал. 1990, N3, с.8795; HogarthR. Judgement and Choice: The Psychology of Decision. N.Y.L.: J.Wiley & Sons,...

Эффект Рингельмана

Эффект Рингельмана (от лат. effectus действие, результат) по мере увеличения численности группы индивидуальный вклад в коллективную работу уменьшается. Литература. ZajoncR.B. Social Psychology: an experimental approach. California,...

Эффект Стайлса — Кроуфорда

Эффект Стайлса Кроуфорда различие в субъективной яркости света, имеющего одну и ту же интенсивность, в зависимости от угла, по которому он попадает в центральную ямку сетчатки. Свет воспринимается как более яркий, если проходит через центр зрачка, и как менее яркий при прохождении через перифeрические его...

Эффект Струпа

Эффект Дж.Р.Струпа (от лат. effectus действие, результат) латентное время называния краски, которой отпечатано слово, увеличивается пропорционально семантической связи этого слова с цветовой областью. Максимальная задержка наблюдается, если слово обозначает цвет, отличный от цвета краски (слово оранжевый напечатано голубой краской); при совпадении значения слова и названия цвета краски происходит уменьшение латентного времени по сравнению с латентным временем называния нейтральных изображений. Литература. StroopJ.R. Studies of interference in serial verbal reactions // J. Exp. Psychol., 1935, v.18,...

Эффект эгоцентризма

Эффект эгоцентризма (от лат. effectus действие, результат и ego я + centrum центр) феномен принятия решения. Характеризуется переоценкой вероятности события в том случае, если она подтверждается личным опытом, а не опытом других людей. Литература. МечитовА.И., РебрикС.Б. Восприятие риска // Психологический журнал. 1990, N3, с.8795; HogarthR. Judgement and Choice: The Psychology of Decision. N.Y.L.: J.Wiley & Sons,...

Эффект якоря

Эффект якоря (от лат. effectus действие, результат) феномен принятия решения. Характеризуется сдвигом оценки вероятности события в сторону первоначально полученной точки отсчета, в качестве которой может выступать оценка вероятности события экспертом. Литература. МечитовА.И., РебрикС.Б. Восприятие риска // Психологический журнал. 1990, N3, с.8795; HogarthR. Judgement and Choice: The Psychology of Decision. N.Y.L.: J.Wiley & Sons,...

Эхоическая память

Эхоическая память сенсорная копия информации, предъявленной наблюдателю на слух на короткое время (около 1с). В силу эффекта модальности отличаемся от аналогичной ей иконической памяти большей длительностью хранения. Обеспечивает интеграцию в образ последовательно поступающей акустической...

Эхолалия

Эхолалия (от греч. echo отражение звука и laleo говорю) неконтролируемое повторение слов, услышанных в чужой речи. Может быть обусловлена органическими заболеваниями мозга, но иногда встречается и на ранних стадиях нормального развития речи у...

Эхопраксия

Эхопраксия (ох греч echo отражение звука и praxis действие) неконтролируемое повторение движений других людей. Может быть обусловлена органическими заболеваниями мозга,...

Ювенильный

Ювенильный (лaт.juvenilis — юношеский). Относящийся к детскому и юношескому возрасту; не достигший полового...

Юм Давид

Юм Давид (1711 1776) английский философ. Стоял на позициях Дж.Локка в суждении, что в душе находятся только впечатления, полученные в течении жизни, и идеи как их копии. Выделял среди явлений сознания два класса: простые и сложные явления, образованные суммациeй простых. Им было описано несколько форм такого суммирования. Это ассоциации по сходству (или контрасту), по смежности в пространстве и времени, по...

Юмора расстройства

Юмора расстройства (англ. humour — шутливый нрав). Личностное свойство, способность человека подмечать комические стороны явлений, эмоционально на них откликаться. Чувство юмора связано с умением находить противоречия в окружающей действительности, осмыслять их. Критерием наличия чувства юмора является понимание человеком шуток, шаржей, карикатур, комизма ситуации. Отсутствие или недостаточная выраженность чувства юмора чаще всего свидетельствуют об изменениях в эмоциональной сфере или недостаточном интеллектуальном развитии. Однако в ряде случаев недоразвитие чувства юмора является признаком конституциональным. В психиатрии расстройства юмора наблюдаются при ряде заболеваний. При шизофрении отмечаются расстройства юмора, связываемые со своеобразным расщеплением интеллекта и эмоций (Познанский Л.С., Дезорцев В.В., 1970; Блейхер В.М., Крук И.В.,...

Юнг (Jung) Карл Густав

Юнг (Jung) Карл Густав (26.07.1875 6.06.1961) швейцарский психолог и психиатр. В 19061913гг. работал с З.Фрейдом , в дальнейшем отошел от классического психоанализа. Создал собственную аналитическую психологию , основанную на анализе при использовании аналогий из мифологии сновидений, бреда, шизофренических расстройств. В результате многолетних клинических пришел к заключению, что в психике человека существенную роль играет не только индивидуальное, но также и коллективное бессознательное, содержание которого представлено архетипами, унаследованными от предков. Центральное место занимает архетип самости (Selbst). Предложил типологию характеров на основе двух признаков: по ориентированности установки (экстраверсия интроверсия) и по доминирующей функции ( мышление , чувство, ощущение или интуиция ). Разработал...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Инструментальные и терминальные ценности