Exit Project: Глоссарий: Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху

Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху



Тибетские мистики люди неразговорчивые. Те из них, у кого есть ученики, пользуются для их обучения особыми приемами, где речь занимает мало места. Описание их любопытной методики выходит за рамки данной работы. Достаточно здесь отметить, что ученики отшельниковсозерцателей видят своего учителя редко, через большие промежутки времени. Длительность разрывов обусловлена степенью успехов ученика или его духовными нуждами, причем о последних может судить только учитель. От встречи до встречи с учителем проходят долгие месяцы и даже годы. Однако, не взирая на такое отделение, когда обстоятельства этого требуют, учитель и ученики (преимущественно наиболее духовно развитые из них) имеют возможность общаться между собой. В тайное учение тибетцев, как один из его разделов, входит и телепатия. Они считают телепатию наукой, поддающейся изучению, как и всякие другие науки. Ею могут заниматься все, получившие необходимую подготовку и обладающие соответствующими способностями для применения теории на практике. Для овладения техникой телепатии рекомендуются различные методы. Но тибетские адепты тайных учений единогласно приписывают первопричину этого явления очень интенсивной, доходящей до транса концентрации мысли. Основы обучения для изучающих телепатию сжато можно обрисовать следующим образом. Прежде всего, необходимо выполнять все упражнения, вызывающие состояния транса при концентрации мысли на одном объекте до тех пор, пока субъект не сольется с объектом. Нужно в равной степени тренироваться в выполнении дополнительных упражнений, а именно: опустошать сознание от всякой умственной деятельности, создавая в нем безмолвие и совершенный покой. Затем следует распознавание и анализ разнородных явлений, вызывающих внезапные и, повидимому, необъяснимые психические и физические ощущения, особые состояния сознания: радость, печаль, страх и, кроме того, неожиданные воспоминания о лицах, предметах, событиях, как будто не имеющих никакой связи с ходом мыслей или действиями человека, в памяти которого они всплывают. После того, как ученик тренируется подобным образом в течении нескольких лет, он допускается к совместным медитациям с учителем. Оба запираются в тихой, скудно освещенной комнате и концентрируют свои мысли на одном и том же предмете. В конце упражнения ученик сообщает учителю все фазы своей медитации, различные идеи, возникшие в ее процессе, субъективные представления. Эти данные сопоставляются с моментами медитации учителя: сходство и расхождения отмечаются. На следующем этапе ученик, ничего не зная о предмете медитации учителя, старается воспрепятствовать возникновению в своем сознании мыслей, создать в нем вакуум и наблюдать неожиданно появляющиеся мысли, чувства, представления, как будто чуждые его собственным интересам и представлениям. Возникшие у ученика во время упражнения мысли и образы снова подвергаются анализу ламы, сравнивающего их с тем, что он мысленно внушал ученику во время сеанса. Теперь учитель будет давать ученику уже конкретные задания. Последний должен в это время сосредоточиться, находясь на небольшом расстоянии от наставника. Если приказы восприняты, это будет видно из ответов или действий послушника. Тренировка продолжается, причем дистанция между учителем и учеником постепенно увеличивается. Они теперь находятся не в одном помещении, но занимают разные комнаты в том же здании, или же ученик возвращается в собственную хижину или пещеру, а через некоторое время удаляется от жилища ламы на расстояние уже в несколько километров. На Тибете вообще никто и не сомневается в способности ученых мистиков читать чужие мысли, когда им заблагорассудится. Поскольку учитель обладает таким умением, его ученик, естественно, может тренироваться в передаче ему телепатических сигналов: учитель узнает об этом намерении прежде, чем он успеет собраться с духом, чтобы начать опыт. Поэтому его ученики начинают с упражнений по обмену телепатическими сигналами на расстоянии между собой. Двое или несколько послушников объединяются для проведения этого упражнения под руководством своего ламы. Их тренировка почти совпадает с приведенным выше описанием. Старшие ученики проверяют свои успехи, посылая комунибудь без предупреждения телепатические сообщения сверх предусмотренным планом упражнений и в такой момент, когда адресат занят чемнибудь и, по всей вероятности, совсем не думает ни о каких телепатических сигналах. Другие посредством телепатической связи стараются внушить мысли или действия тому, с кем они раньше никогда не тренировались вместе. Некоторые пытаются внушать действия животным. На подобные занятия и на различные другие упражнения, направленные на достижение этой же цели, уходят годы. Невозможно определить, сколько учеников из числа всех, проходящих эту суровую тренировку, добиваются реальных результатов. Было бы заблуждением приравнивать групповые занятия оккультизмом к школам с большим контингентом учащихся типа колледжей в крупных монастырях. Между ними нет ни малейшего сходства. В какойнибудь уединенной равнине самое большее человек шесть учеников собираются на короткое время вокруг жилища отшельника (обычно учеников бывает меньше). Далеко от обители, в другом горном ущелье можно иногда встретить еще трехчетырех послушников. Каковы бы ни были успехи адептов, систематически готовящихся к применению телепатических связей на практике, все же наиболее авторитетные учителямистики совсем не поощряют этих занятий. Они смотрят на старания приобрести сверхнормальные способности как на лишенную всякого интереса детскую игру. Считается вполне доказанным, что великие созерцатели могут по желанию иметь телепатическую связь со своими учениками и даже, утверждают некоторые, с любым живым существом в мире. Но, как я уже неоднократно отмечала, эти способности побочный продукт их собственного духовного совершенства и результат глубоких знаний законов психики. Когда, благодаря духовному озарению, венчающему долгие искания и труды, перестают рассматривать себя и других как совершенно обособленные, лишенные точек соприкосновения сущности, телепатическая связь осуществляется очень просто. Но, полагаю, благоразумнее будет не обсуждать здесь, какая доля истины и какая фантазии содержится в этих теориях. Зрительная телепатия, повидимому, тоже существует в Тибете. Если верить жизнеописаниям знаменитых лам в интерпретации тибетцев, мы можем найти в них множество примеров подобных явлений. Но истина и вымысел так тесно переплелись в этих древних житиях, что в отношении повествуемых там чудес невольно перевешивает сомнение в их справедливости. Тем не менее и в наши дни встречаются люди, утверждающие, будто у них самих были видения, переданные на расстоянии средствами своеобразной телепатической связи. Эти видения не имеют никакого сходства со снами. Иногда они возникают во время медитации, иногда, когда человек занят посторонними делами. Нужно сказать, что тибетцы, как правило, совсем не стремятся производить расследование психических явлений, и это составляет одно из главных препятствий в работе исследователя. Тибетцы рассматривают психические явления как факты, если не совсем обычные, то во всяком случае, и не настолько необыкновенные, чтобы возбудить у свидетелей или людей, просто знающих о них, непреодолимое желание анализировать эти факты. Они не нарушают в сознании тибетцев сложившихся представлений о законах природы, о том, что возможно, а что невозможно, как это бывает на Западе. Большинство тибетцев в равной степени как невежественные, так и ученые, непреложно верят, что все возможно для того, кто имеет, и поэтому происходящие у них на глазах чудеса не пробуждают у них никаких чувств, кроме восхищения ловкостью совершающего эти чудеса человека.

Другие статьи : Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху, Давыдов В.В. Деятельность, Давыдов В.В. Психология, Давыдов Василий Васильевич, Дакномания, Дакриурия, Дактилология, Дактилоспазм, Данлап Кнехт, Дансомания, Дарвин Чарльз, Дауна болезнь, Двенадцать шагов, Двигательная буря, Двигательная задача, Двигательный анализатор, Двигательный аппарат, Двигательный навык, Двигательный состав действия, Движение, Движения автоматизированные, Движения активные, Движения глаз, Движения пассивные, Движения сознательные, Движения фантомные, Двойная связь, Двойное мышление, Двойное сознание, Двойной слепой опыт, Двойные ощущения, Двойственное изображение, Двойственное отношение, Двойственность психическая, Двухкомпонентная теория эмоций Шехтера, Деавтоматизация навыка, Дебильность, Дебильность двигательная, Дебют, Девиантное поведение, Дедукция, Дежерин (Dejerine) Жюль Жозеф, Дезавтоматизация, Деиндивидаулизация, Действие, Дейтеранопия, Декаляж, Декарт Peнe, Декарт Р. Отрывки, Декодирование, Делирий, Деменция, Демокрит, Демонстрационное поведение животных, Деперсонализация, Депрессивный реализм, Депрессивный синдром, Дереализация, Дерефлексия, Десигнат, Дескриптивная психология, Дескриптивный бихевиоризм, Дессуар (Dessoir) Макс, Детектор лжи, Детерминирующая тенденция, Детская гиперактивность, Детская психология, Детские притязания, Детский анимизм, Детский психоанализ, Детский рисунок, Детство, Дефицит общения, Дефляция, Деятельностный подход в психологии, Деятельность, Деятельность детская, Джексон (Jackson) Дональд де Авила, Джемс (Jams) Уильям, Джозеф Луис Иринье Жан Абади (Joseph Louis Irеnee Jean Abadie), Джонс Эрнест, Диагностика профессиональных установок подростков, Диапазон эквивалентности, Дивергентное мышление, Дивергентные движения, Дизартрия, Дизноя, Дилемма узника, Дильтей Вильгельм, Динамическая психиатрия, Динамическая психология, Динамические характеристики психических процессов, Динамический стереотип, Диппольдизм, Дисграфия, Дискомфортное состояние, Дискурсивное мышление, Дисморфофобия, Диссимуляция, Дистресс, Дифференциальная психология, Дифференциальная психофизиология, Дифференциальный порог, Дифференциальный порог ощущений, Дихотическое слушание, Длительность ощущения, Добрынин Николай Федорович, Додонов Борис Игнатьевич, Долговременная память, Доминанта, Дондерс Франс Корнелис, Донжуанизм, Дооперациональное мышление, Дополнительные сенсорные характеристики, Дополнительные цвета, Дошкольный возраст, Дрейф, Дриш Ханс, Дружба, Дуализм, Дуалистический интеракционизм, Дуальное единство, Дункер (Duncker) Карл, Дьюи (Dewey) Джон, Дюбуа Поль Шарль, Дюркгейм (Durkheim) Эмиль, Дюркгейм Карлфрид, , ...

 

Юнга аналитическая психология

Юнга аналитическая психология (Jung С.). Одно из направлений глубинной психологии, явившееся ответвлением от ортодоксального психоанализа S.Freud и противопоставляемое ему, хотя различия во взглядах S.Freud и С.Jung несущественны: и там, и там на первый план выдвигается доминирование бессознательного, телеологический волюнтаризм. Основное отличие аналитической психологии от психоанализа — в объяснении сущности и природы бессознательного, биологизаторское понимание которого S.Freud заменено трактовкой бессознательного как сугубо психологического понятия. Инстинкты человека, по C.Jung, имеют не биологическую, а символическую природу. Различается личное бессознательное (все забытое, вытесненное человеком) и коллективное бессознательное, складывающееся из архетипов. Архетипы проявляются в виде символов и характеризуют мотивы бессознательного. Для анализа архетипов используются...

Юнга архетипы

См. Юнга аналитическая...

Юнга ассоциативный эксперимент

См. Ассоциативный...

Юнга интро- и экстраверсия

См. Личности типология по...

Юношеский возраст

Юношеский возраст стадия онтогенетического развития между подростковым возрастом и взрослостью. У юношей этот временной интервал охватывает 1721год, у девушек 1620. В этом возрасте завершается физическое, в том числе половое, созревание организма. В психологическом плане главной особенностью данного возраста является вступление в самостоятельную жизнь, когда происходит выбор профессии, резко меняется социальная...

Юридическая психология

Юридическая психология общий раздел психологии, изучающий психологические проявления в условиях применения правовых норм и при осуществлении правовой деятельности . Включает в себя отрасли: криминальную психологию , судебную и...

Я (Ich, Ego)

Я (Ich, Ego) теоретический конструкт структуры психического З.Фрейда . Аспекты личности, содержание которых образовано актуальными процессами восприятия, мышления, научения, необходимыми для эффективной адаптации к социальному миру. Выступает посредником между СверхЯ и Оно . Подчиняется принципу...

Я–концепция

Яконцепция система представлений человека о самом себе. В рамках единой Яконцепции выделяют различные ее составляющие: 1.Яфизическое как схема собственного тела; 2.Ясоциальное, соотносимое со сферами социально интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой; 3.Яэкзистенциальное как оценка себя в аспекте жизни и смерти. Формирование Яконцепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего...

Я-иделальное

Яиделальное теоретическое понятие концепции личности К.Роджерса . Образовано представлениями индивида о том, каким он должен или может стать в лучшем...

Явления тревожного ряда

Явления тревожного ряда понятие, введенное Ф.Б.Березиным для обозначения смены эмоциональных состояний при нарастании тревоги . При относительно небольшой степени тревоги возникают ощущения внутренней напряженности, настороженности, дискомфорта. После этого происходит смена состояния повышенной чувствительности на состояние внутренней напряженности, раздражительности, когда ранее нейтральные стимулы начинают приобретать значимость и окрашиваются в отрицательные эмоции . Затем развивается собственно тревога, как чувство нелокализованной опасности. На следующей стадии происходит связывание чувства неопределенной опасности с конкретными предметами. При этом объекты, с которыми связывается страх, не обязательно отражают реальную причину тревоги, действительную угрозу. Наконец, развивается ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, что порождает эмоции ужаса и панические действия...

Ядро кристаллизации чувств

Ядро кристаллизации чувств понятие, введенное Г.Штеррингом (StorringG. Psychologie des menschlichen Gefuhlsleben, 2Aufl., Bonn, 1922) и обозначающее интенциональные представления, служащие той основой, на которую накладываются различные, соответствующие им эмоциональные состояния. Воспроизведение этих представлений ведет за собой и воспроизведение всей гаммы связанных с ними эмоций. В качестве таких представлений Штерринг описывал образы (и связанные с ним установки) родителей, детей, семьи, друзей, а также абстрактные представления о честности, религиозном долге, любви к ближнему и др. По его мнению, подобные ядра кристаллизации чувств формируются постепенно, на протяжении всей жизни, но могут появиться в достаточно целостном виде и после одномоментных, очень значимых или даже...

Язык

Язык система знаков, сопряженная с универсальными правилами их связывания и служащая коммуникативным...

Язык иррелевантный

Язык иррелевантный (англ. irrelevant — нe относящийся к делу). Нарушение мышления и речи, при котором слова, фразы, высказывания имеют значения только для говорящего. Часто это совершенно непонятный для окружающих новый язык, состоящий из сплошных неологизмов (см. Неоглоссия). В то же время эти слова для самого больного значимы. Утрачивается коммуникативная функция речи. Наблюдается при шизофрении и раннем детском аутизме. Пример последнего случай, описанный L.Kanner (1948), — больной ребенок на вопрос родителей о том, всегда ли он говорит правду, отвечает им непонятным словом «блам». Оказывается, что он, рано научившийся читать, прочел объявление: «Блам говорит правду». Поскольку он говорит правду, он...

Язык искусственный

См....

Язык метафорический

Язык метафорический (греч. metaphora — перенос). Метафора — употребление слов или выражений в их переносном значении. В психиатрии понятие метафорический язык отличается тем, что понятия, служащие основанием для использования больным слов и выражений, претендующих на роль метафорических, для собеседника остаются непонятными, хотя говорящему они представляются вполне логичными и закономерными. Проявление иррелевантного...

Якоба - Крейцфельдта болезнь

Якоба - Крейцфельдта болезнь (Jacob A., Creutzfeldt H.G., 1920). Редко встречающаяся форма пресенильной деменции. Заболевание начинается в пожилом возрасте с жалоб на ухудшение памяти, боль и слабость в ногах. Развиваются мышечное оцепенение, нарушения походки. Дизартрия, расстройства глотания, пирамидные знаки, эпилептиформные припадки, состояния нарушенного сознания делириозного типа. Нарастающая деменция. Тенденция к конфабуляциям, эпизоды нарушенного сознания, слуховые галлюцинации. Различают (Schilder P., Malamud N., 1963) два типа течения: I. Фронто-центро-темпоральный тип с тяжелой атрофией коры и периферических мотонейронов при относительно большей длительности заболевания. II. Генерализованная атрофия, протекающая без поражения периферических мотонейронов. Течение подострое. В терминальной стадии — мутизм, акинезия, децеребрационные расстройства и в заключение...

Якобсон Павел Максимович

Якобсон Павел Максимович (1902 9.07.1979) отечественный психолог. С 1918г. по 1922г. учился в Московском университете. Работал преподавателем психологии в школе, в Академии коммунистического воспитания, Академии художественных наук, Государственном институте театрального творчества. В 1941г. ушел добровольцем на фронт, после тяжелого ранения и демобилизации работал доцентом кафедры психологии философского факультета МГУ, с 1944г. старшим научным сотрудником Института общей и педагогической психологии АПН СССР. В 1962г. защитил докторскую диссертацию. Один из крупнейших специалистов в области психологии чувств и эмоций, психологии художественного творчества. Дал развернутый анализ переживаний актера в процессе его сценической деятельности. Сочинения. Психология сценических чувств актера. 1936; Психология чувств. 1956; Эмоциональная...

Яктация

Яктация (лат. jactatio — разбрасывание во все стороны). Двигательное возбуждение в форме хаотических некоординированных движений, чаще всего — в пределах постели. Наблюдается при аментивных и тяжелых делириозных расстройствах сознания. Яктация наблюдается также в детском возрасте и проявляется навязчивыми действиями — ритмическое раскачивание или резкие движения туловища и головы. Яктация головы характеризуется быстрыми ритмическими движениями головы (наклоны, вращения) и наблюдается у детей младшего возраста при неврозах, чаще перед...

Яроцкого аретотерапия

См....

Ярошевский Михаил Григорьевич

Ярошевский Михаил Григорьевич (род. 1915) отечественный психолог. В 1945г. под руководством С.Л.Рубинштейна окончил аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию на тему Учение Потебни о языке и сознании. С этого же времени работал секторе психологии Института философии АН СССР. Преподавал в МГУ, читая курс по истории психологии. С 1951г. по 1964г. организовал и возглавил несколько кафедр психологии в педагогических институтах Таджикской ССР и лабораторию экспериментальной психологии в Таджикском государственном университете. С 1965г. работал в Институте истории естествознания и техники АН СССР, в качестве заведующего сектором проблем научного творчества. Доктор психологических наук, профессор. Член редколлегии журналов Вопросы истории естествознания и техники и...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху