Exit Project: Глоссарий: Векслер (Wechsler) Давид

Векслер (Wechsler) Давид



Векслер (Wechsler) Давид (12.1.1896, Леспеди, Румыния 2.5.1981, НьюЙоркСити) американский психолог, психодиагност и психиатр, создатель всемирно известных тестов интеллекта для взрослых и детей. Образование получил в Колледже НьюЙоркСити (магистр искусств, 1916) и в Колумбийском университете (доктор философии, 1925). С 1932г. по 1967г. работал в качестве главного психолога в Психиатрической клинике Бельвью в НьюЙоркСити. С 1942г. по 1970г. был клиническим профессором Медицинского колледжа НьюЙоркСити, с 1970 почетным профессором. Если используемые в его время тесты интеллекта разрабатывались первоначально для детей, а на взрослых переносились после добавления заданий более трудных, но того же типа, то Векслер создал тест шкалу ВекслераБельвью специально для взрослых. К 1939г. была опубликована первая версия шкалы (WechslerBellevue Intelligence Scale), которая вскоре стала самой распространенной в США. В этом тесте были объединены разнообразные методики, большая часть из которых широко использовалась и раньше, но Векслер предложил процедуру их жесткой стандартизации, т.е. ввел ограничения по времени и определил нормативные показатели среднее значение тестового показателя выполнения умственных задач для всех представителей данной возрастной группы. В отличие от теста СтанфордБине, задания в этом тесте не сгруппированы по возрастным уровням, а объединены в субтесты и расположены в порядке возрастания сложности. При этом Векслер объединил в единый комплекс тесты вербального и практического интеллекта с раздельным вычислением IQ для вербальных субтестов и для субтестов действия . При этом Векслер дал определение интеллекта как глобальной способности разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами. В 1955г. Векслер подготовил новую редакцию теста для взрослых (Manual for the Wechsler Adult Intelligence Scale, N.Y.) WAIS, в 1949г. Векслер разработал вариант теста для детей (Wechsler Intelligence Scale for Children) WISC, а в 1967г. шкалу интеллекта для дошкольников и младших школьников (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence) WPPSI. Предложил использовать свои методики в психиатрической клинике, для постановки дифференциального диагноза, на основе того, что интеллектуальные функции могут выборочно разрушаться при повреждениях мозга и психических отклонениях. Создал также батарею тестов для оценки памяти (Standa ized memory scale for clinical use, J. Psychol., 1945, 19, 8795). Проводил исследования возрастных изменений интеллекта и памяти. Работал над созданием собственной модификации детектора лжи. Литература .

Другие статьи : Вагабондаж, Вагинизм, Вагнер Владимир Александрович, Вагнер-Яурегга метод, Вагнер-Яурегга симптом, Ваготония, Вайвэйшн, Вайс Альберт, Вайтбрехта псевдогаллюцинации, Вайцзекер ( Weizsacker) Виктор, фон, Валентина святого болезнь, Валидность теста, Валлон (Wallon) Анри, Вальденштрёма синдром, Вальтер-Бюэля триада, Вампир, Вампиризм, Вартегга рисуночный тeст, Вассермана реакция, Вателя синдром, Вацлавик (Watzlawick) Пауль, Введенский Александр Иванович, Вебер (Weber) Эрнст Генрих, Вегетативная нервная система, Ведущая деятельность, Векслер (Wechsler) Давид, Вера в справедливый мир, Вербальная агрессия, Вербальная парафазия, Вергентные движения, Вернер (Werner) Хайнц, Версионные движения, Вертгеймер (Wetrheimer) Макс, Вертикальные декаляжи (в концепции Ж. Пиаже), Вершинное переживание, Вестибулярная система, Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология, Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, Вибрационная чувствительность, Вивес Хуан Луис, Видео-арт терапия, Виды памяти, Виды речи, Визуальное мышление, Викарные перцептивные действия, Вирджиния Сатир (Virginia Satir), Витасек Ст., Виткин (Witkin) Герман, Вкус, Вкусовой анализатор, Влечение, Влечение к жизни, Влечение к смерти, Внимание, Внутренняя картина болезни, Внутренняя моторика, Внутренняя речь, Внушаемость, Возбудимость аффекта, Возраст, Возрастная психология, Возрастная психофизиология, Возрастные кризисы, Вольф Христиан, Волюнтаризм, Воля, Воображение, Восковая ригидность, Восприятие, Восприятие времени, Восприятие пространства, Восприятие сложных звуков, Восприятие устной речи, Восприятие человека человеком, Воспроизведение, Восстановление высших психических функций, Врабатывание, Враждебная агрессия, Временная связь, Время реакции, Время хранения в кратковременной памяти, Вспышки памяти, Вторая сигнальная система, Вторичный нейропсихологический симптом, Вудвортс (Woodworth) Роберт, Вундт (Wundt) Вильгельм, Выготский Л.С. Отрывки, Выготский Лев Семенович, Вызванные потенциалы, Выразительные движения, Высота звука, Высшая нервная деятельность, Высшие психические функции, Вытеснение, Выученная беспомощность, Вюрцбургская школа, , ...

 

Юнга аналитическая психология

Юнга аналитическая психология (Jung С.). Одно из направлений глубинной психологии, явившееся ответвлением от ортодоксального психоанализа S.Freud и противопоставляемое ему, хотя различия во взглядах S.Freud и С.Jung несущественны: и там, и там на первый план выдвигается доминирование бессознательного, телеологический волюнтаризм. Основное отличие аналитической психологии от психоанализа — в объяснении сущности и природы бессознательного, биологизаторское понимание которого S.Freud заменено трактовкой бессознательного как сугубо психологического понятия. Инстинкты человека, по C.Jung, имеют не биологическую, а символическую природу. Различается личное бессознательное (все забытое, вытесненное человеком) и коллективное бессознательное, складывающееся из архетипов. Архетипы проявляются в виде символов и характеризуют мотивы бессознательного. Для анализа архетипов используются...

Юнга архетипы

См. Юнга аналитическая...

Юнга ассоциативный эксперимент

См. Ассоциативный...

Юнга интро- и экстраверсия

См. Личности типология по...

Юношеский возраст

Юношеский возраст стадия онтогенетического развития между подростковым возрастом и взрослостью. У юношей этот временной интервал охватывает 1721год, у девушек 1620. В этом возрасте завершается физическое, в том числе половое, созревание организма. В психологическом плане главной особенностью данного возраста является вступление в самостоятельную жизнь, когда происходит выбор профессии, резко меняется социальная...

Юридическая психология

Юридическая психология общий раздел психологии, изучающий психологические проявления в условиях применения правовых норм и при осуществлении правовой деятельности . Включает в себя отрасли: криминальную психологию , судебную и...

Я (Ich, Ego)

Я (Ich, Ego) теоретический конструкт структуры психического З.Фрейда . Аспекты личности, содержание которых образовано актуальными процессами восприятия, мышления, научения, необходимыми для эффективной адаптации к социальному миру. Выступает посредником между СверхЯ и Оно . Подчиняется принципу...

Я–концепция

Яконцепция система представлений человека о самом себе. В рамках единой Яконцепции выделяют различные ее составляющие: 1.Яфизическое как схема собственного тела; 2.Ясоциальное, соотносимое со сферами социально интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой; 3.Яэкзистенциальное как оценка себя в аспекте жизни и смерти. Формирование Яконцепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего...

Я-иделальное

Яиделальное теоретическое понятие концепции личности К.Роджерса . Образовано представлениями индивида о том, каким он должен или может стать в лучшем...

Явления тревожного ряда

Явления тревожного ряда понятие, введенное Ф.Б.Березиным для обозначения смены эмоциональных состояний при нарастании тревоги . При относительно небольшой степени тревоги возникают ощущения внутренней напряженности, настороженности, дискомфорта. После этого происходит смена состояния повышенной чувствительности на состояние внутренней напряженности, раздражительности, когда ранее нейтральные стимулы начинают приобретать значимость и окрашиваются в отрицательные эмоции . Затем развивается собственно тревога, как чувство нелокализованной опасности. На следующей стадии происходит связывание чувства неопределенной опасности с конкретными предметами. При этом объекты, с которыми связывается страх, не обязательно отражают реальную причину тревоги, действительную угрозу. Наконец, развивается ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, что порождает эмоции ужаса и панические действия...

Ядро кристаллизации чувств

Ядро кристаллизации чувств понятие, введенное Г.Штеррингом (StorringG. Psychologie des menschlichen Gefuhlsleben, 2Aufl., Bonn, 1922) и обозначающее интенциональные представления, служащие той основой, на которую накладываются различные, соответствующие им эмоциональные состояния. Воспроизведение этих представлений ведет за собой и воспроизведение всей гаммы связанных с ними эмоций. В качестве таких представлений Штерринг описывал образы (и связанные с ним установки) родителей, детей, семьи, друзей, а также абстрактные представления о честности, религиозном долге, любви к ближнему и др. По его мнению, подобные ядра кристаллизации чувств формируются постепенно, на протяжении всей жизни, но могут появиться в достаточно целостном виде и после одномоментных, очень значимых или даже...

Язык

Язык система знаков, сопряженная с универсальными правилами их связывания и служащая коммуникативным...

Язык иррелевантный

Язык иррелевантный (англ. irrelevant — нe относящийся к делу). Нарушение мышления и речи, при котором слова, фразы, высказывания имеют значения только для говорящего. Часто это совершенно непонятный для окружающих новый язык, состоящий из сплошных неологизмов (см. Неоглоссия). В то же время эти слова для самого больного значимы. Утрачивается коммуникативная функция речи. Наблюдается при шизофрении и раннем детском аутизме. Пример последнего случай, описанный L.Kanner (1948), — больной ребенок на вопрос родителей о том, всегда ли он говорит правду, отвечает им непонятным словом «блам». Оказывается, что он, рано научившийся читать, прочел объявление: «Блам говорит правду». Поскольку он говорит правду, он...

Язык искусственный

См....

Язык метафорический

Язык метафорический (греч. metaphora — перенос). Метафора — употребление слов или выражений в их переносном значении. В психиатрии понятие метафорический язык отличается тем, что понятия, служащие основанием для использования больным слов и выражений, претендующих на роль метафорических, для собеседника остаются непонятными, хотя говорящему они представляются вполне логичными и закономерными. Проявление иррелевантного...

Якоба - Крейцфельдта болезнь

Якоба - Крейцфельдта болезнь (Jacob A., Creutzfeldt H.G., 1920). Редко встречающаяся форма пресенильной деменции. Заболевание начинается в пожилом возрасте с жалоб на ухудшение памяти, боль и слабость в ногах. Развиваются мышечное оцепенение, нарушения походки. Дизартрия, расстройства глотания, пирамидные знаки, эпилептиформные припадки, состояния нарушенного сознания делириозного типа. Нарастающая деменция. Тенденция к конфабуляциям, эпизоды нарушенного сознания, слуховые галлюцинации. Различают (Schilder P., Malamud N., 1963) два типа течения: I. Фронто-центро-темпоральный тип с тяжелой атрофией коры и периферических мотонейронов при относительно большей длительности заболевания. II. Генерализованная атрофия, протекающая без поражения периферических мотонейронов. Течение подострое. В терминальной стадии — мутизм, акинезия, децеребрационные расстройства и в заключение...

Якобсон Павел Максимович

Якобсон Павел Максимович (1902 9.07.1979) отечественный психолог. С 1918г. по 1922г. учился в Московском университете. Работал преподавателем психологии в школе, в Академии коммунистического воспитания, Академии художественных наук, Государственном институте театрального творчества. В 1941г. ушел добровольцем на фронт, после тяжелого ранения и демобилизации работал доцентом кафедры психологии философского факультета МГУ, с 1944г. старшим научным сотрудником Института общей и педагогической психологии АПН СССР. В 1962г. защитил докторскую диссертацию. Один из крупнейших специалистов в области психологии чувств и эмоций, психологии художественного творчества. Дал развернутый анализ переживаний актера в процессе его сценической деятельности. Сочинения. Психология сценических чувств актера. 1936; Психология чувств. 1956; Эмоциональная...

Яктация

Яктация (лат. jactatio — разбрасывание во все стороны). Двигательное возбуждение в форме хаотических некоординированных движений, чаще всего — в пределах постели. Наблюдается при аментивных и тяжелых делириозных расстройствах сознания. Яктация наблюдается также в детском возрасте и проявляется навязчивыми действиями — ритмическое раскачивание или резкие движения туловища и головы. Яктация головы характеризуется быстрыми ритмическими движениями головы (наклоны, вращения) и наблюдается у детей младшего возраста при неврозах, чаще перед...

Яроцкого аретотерапия

См....

Ярошевский Михаил Григорьевич

Ярошевский Михаил Григорьевич (род. 1915) отечественный психолог. В 1945г. под руководством С.Л.Рубинштейна окончил аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию на тему Учение Потебни о языке и сознании. С этого же времени работал секторе психологии Института философии АН СССР. Преподавал в МГУ, читая курс по истории психологии. С 1951г. по 1964г. организовал и возглавил несколько кафедр психологии в педагогических институтах Таджикской ССР и лабораторию экспериментальной психологии в Таджикском государственном университете. С 1965г. работал в Институте истории естествознания и техники АН СССР, в качестве заведующего сектором проблем научного творчества. Доктор психологических наук, профессор. Член редколлегии журналов Вопросы истории естествознания и техники и...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Векслер (Wechsler) Давид