Exit Project: Глоссарий: Лейбниц Г.В. Отрывки

Лейбниц Г.В. Отрывки



Сочинения в 4т.: Пер. с франц. / Редкол.: Б.Э.Быховский, Г.Г.Майоров, И.С.Нарский и др. М.: Мысль, 1989. Т.1. Свидетельство природы против атеистов. 8384.Душа человеческая суть существо, некоторое действие которого состоит в мышлении... Мышление есть вещь, сознаваемая без представления частей... Движение есть перемена пространства. Что не способно к движению, то недоступно распадению. Ибо распадение есть движение в частях. Что недоступно распадению, то неразрушимо. Ибо разрушение есть внутреннее распадение. Все неразрушимое бессмертно... Следовательно, душа человеческая бессмертна. {Прим. учение об архее было первоначально развито Парацельсом, а затем (в XVIXVII) увязывалось с платоновскинеоплатоновским учением о мировой душе}. Рассуждение о метафизике. 151....Мы ничего не можем узнать, о чем мы не имели бы в духе нашем идею, которая есть как бы материя, из которой образуется эта мысль. 159.Так как все тела в универсуме, так сказать, сочувствуют друг другу, то и наше тело получает впечатления о всех других, и, хотя наши чувства соотносятся со всеми другими, душа наша не может обращать внимание на каждую из них в частности, потомуто наши смутные чувствования суть результат разнообразия восприятия поистине бесконечного. 160.Память, или сознание этого я, делает ее способной к награде и наказанию. И бессмертие, которое требуется в нравственности и религии, состоит не в одном лишь постоянном существовании, свойственном всем субстанциям, ибо без воспоминания о том, что мы были, бессмертие не имело бы ничего привлекательного. Где? ...Душа, хоть она и проста, всегда испытывает чувство, составленное одновременно из многих перцепцией, что... равносильно тому, как если бы она состояла, подобно машине, из разных частей. Размышления относительно учения о едином всеобщем духе. 363.Почему бы душа не могла всегда сохранять тончайшее, особым образом организованное тело, которое могло бы впоследствии при воскресении тела взять вновь то, что ему необходимо, от видимого тела? Начала природы и благодати, основанные на разуме. 404.Простота субстанции не препятствует множественности модификаций, которые должны совместно существовать в той же самой простой субстанции и состоять в разнообразии отношений к внешним вещам. 410.Всякая душа знает бесконечное, знает все, но смутно. Переписка с Кларком. 539.Все... тела и все, что им приписывается, не являются субстанциями, а представляют собой лишь обоснованные феномены, основание видимостей, которые различны для разных наблюдателей, но которые связаны с одним и тем же основанием и происходят из него... 541....Материальные вещи... не существуют вне перцепций, а реальность свою обретают в согласованности перцепций, которыми обладают воспринимающие субстанции. Эта согласованность возникает благодаря предустановленной гармонии этих субстанций, потому что всякая простая субстанция это зеркало, отражающее один и тот же универсум... 558559....В моей системе один только Бог единственный является непосредственным объектом, внешним по отношению к другим, который оказывает на них реальное влияние. Т.2. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. 114....человеческие души, как и все другие, всегда соединены с какимнибудь телом. 131.Боль не похожа на движение булавки, но она отлично может походить на движения, порождаемые этой булавкой в нашем теле, и представлять эти движения в душе, что она, как я убежден, и делает. 162.Мы никогда не бываем без восприятий, но неизбежно мы часто бываем без осознанных восприятий, а именно когда нет отчетливо вычлененных восприятий. 236....Я отличаю продолжение существования души животного от бессмертия души человека: и та и другая сохраняют физическое и реальное тождество, но у человека в согласии с законом божественного провидения душа сохраняет еще моральное тождество, сознаваемое нами самими как таковое, чтобы образовать туже самую личность, способную вследствие этого ощущать наказания и награду. 245....я определяется не тождеством или различием субстанции, в котором нельзя быть уверенным, а только тождеством сознания. 307.Для субстанций существенно действовать, ...для души мыслить, для тел обладать протяжением и движением. 321.Есть основание думать, что существует бесконечное множество душ, или, выражаясь более общо, первоначальных энетелехий, имеющих нечто схожее с восприятием и влечением, и что все они являются и продолжают всегда оставаться субстанциональными формами тел. 388....Нашему познанию совершенно недоступно и соединение ощущения с протяженной материей... РукописьА. 562.Поскольку материя по своей сущности есть лишь пассивная вещь, ни мысль, ни даже действие не могут быть ее модификациями; материя есть вполне телесная субстанция, получающая свое завершение благодаря соучастию двух начал активного и пассивного: первое именуется формой, душой, энетелехий, первичной силой, второе первоматерией, плотностью, сопротивлением. Т.3. Лейбниц Фуше. 275.Я считаю, что каждая индивидуальная субстанция выражает всю вселенную целиком на свой манер и что ее последующее состояние есть следствие (хотя зачастую и свободное) ее предыдущего состояния, как если бы в мире существовали только Бог и она сама. Но так как все субстанции непрерывно созидаются верховным существом и выражают одну и ту же вселенную или одни и те же феномены, то они совершенно согласованы друг с другом. Когда мы говорим, что одна действует на другую, мы подразумеваем, что одна из них выражает причину или смысл точнее, чем другая, примерно так, как мы приписываем движение кораблю, а не всему морю... Письмо СофииШарлотте. 378.До сих пор под материей понимали то, что заключает в себе лишь чисто пассивные и безразличные понятия, именно протяжение и непроницаемость, которые нуждаются в другой вещи, чтобы быть определенными к какойлибо форме или деятельности. Когда говорят, что существуют нематериальные субстанции, то под этим подразумевают, что существуют субстанции, заключающие в себе другие понятия, а именно восприятие и принцип деятельности или изменения, которых нельзя объяснить ни протяженностью, ни непроницаемостью. Эти существа называются душами, когда у них есть чувство и духом, когда они обладают разумом. 379.Я склонен думать, что все конечные нематериальные субстанции (даже гении и ангелы, согласно мнению древних отцов церкви) связаны со органами и сопряжены с материей, а также что души, или деятельные формы, находятся в ней повсюду. Лейбниц королеве СофииШарлотте. 387388.Я прочел записку... Мне чрезвычайно понравилось то место, где говорится, что нематериальное активно, а материальное пассивно. Именно так я и думаю. Я признаю также ступени активности, каковы жизнь, восприятие, разум, и что, следовательно, могут существовать многие разновидности душ, именуемые вегетативной, чувственной, разумной, что есть тела, обладающие жизнью без чувств, и есть другие, которые обладают жизнью и чувствами, но не имеют разума. Однако, я считаю, что душа чувственная является в то же время и вегетативной, а душа разумная чувственной и вегетативной; таким образом, в нас однаединственная душа заключает в себе эти три ступени и нет надобности представлять себе дело так, будто у нас три души, низшая часть которых материальна по отношению к высшей... Сомневаюсь также, можно ли говорить, что одна душа воздействует на другую душу или на активное [начало] другой субстанции. Т.4. Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и начале зла. 183....Души и вообще простые субстанции могут возникать только посредством творения и прекращать свое существование только посредством уничтожения, ...то, что мы называем рождением животного, есть только преобразование и умножение. Так, поскольку то же самое тело уже обладало организацией, можно думать, что оно уже было одушевлено и имело ту же самую душу. 184....Души, которые некогда станут человеческими душами и душами других существ, существовали в семени и в предках вплоть до Адама, и, значит, существовали с сотворения мира, всегда в виде организованных тел... Это учение достаточно подтверждается микроскопическими наблюдениями Левенгука... Они существовали тогда только в чувствующих, или животных, душах, наделенных восприятиями и ощущениями, но лишенных разума, ...они до рождения человека, которому они должны принадлежать, остаются в подобном состоянии и только после рождения приобретают разум, при помощи какоголибо естественного средства, возвышающего душу до степени разумной души (что я с трудом допускаю), или уже сам Бог сообщает разум этой душе посредством частного действия... 232....Существуют два начала, но они оба находятся в Боге: это его ум и его воля. ...Присоединим третье начало, т.е. могущество; оно предшествует даже разуму и воле; но оно действует, как указывает разум и как требует воля. Многие (подобно Кампанелле) называли эти три божественные совершенства тремя прималитетами. Многие также полагали, что в них есть скрытая связь со святой Троицей; что могущество относится к Отцу, т.е. к источнику божественности; мудрость к предвечному Сыну, который назван логосом самым величественным из евангелистов, а воля или любовь относится к святому Духу. Оправдание Бога на основании его справедливости, согласованной с прочими его совершенствами и всеми его действиями. 482483....Образование животных и растений происходит не из беспорядочной массы, но из тела, уже до некоторой степени преформированного, скрытого в семени и уже одушевленного. отсюда следует, что в силу изначального божественного благословения от века существовали известные органические зародыши живых существ (а для животных форма животных, хотя и в несовершенном виде) и даже некоторым образом самые души; все это должно было развиться со временем. Но семенные души и организмы, предназначенные для образования человеческих тел, существовали совместно с другими, не имевшими такого назначения, семенными организмами в состоянии чувственной природы до того момента, когда последнее зачатие отделило их от других, причем органическое тело получило расположение к человеческой форме, а его душа была возвышена на степень разумности божественным действием (обычным или чрезвычайным решать не берусь). Впрочем, из новейших открытий видно, что животное и душа происходят только от отца, а мать при зачатии предоставляет лишь известного рода оболочку (как полагают, в форме яичка) и пищу, необходимую для совершенствования нового органического тела.

Другие статьи : Лабильность, Лабильность аффекта, Лабильность симптоматическая, Лабораторный эксперимент, Лазурский Александр Федорович, Лайнг Рональд, Лакан Жак, Ламетри Жюльен Офре де, Ланге (Lange) Карл Георг, Ланге (Lange) Фридрих Альберт, Ланге Николай Николаевич, Лата, Латентное обучение, Латентный анализ, Латентный период, Латерализация функций головного мозга, Лацарус Мориц, Лебон Гюстав, Леви–Брюль Люсьен, Левин (Lewin) Курт, Левитов Николай Дмитриевич, Леворукость, Леворукость в нейропсихологическом исследовании, Лейбниц Г.В. Отрывки, Лейбниц Готфрид Вильгельм, Лейпцигская школа, Лейтес Натан Семенович, Леонгард (Leonhard) Карл, Леонтьев Алексей Николаевич, Лерш (Lersch) Филипп, Лешли (Lashley) Карл Спенсер, Лживость, Либидо, Либидо во фрейдизме, Лидбитер Ч.В. Активный двойник, Лидбитер Ч.В. Трудности в ясновидении, Линдеманн Эрих, Линдсей Гарднер, Линейное программированное обучение, Линия взора, Липер (Leeper) Роберт Уард, Липманн Отто, Липманн Хуго, Липпс (Lipps) Теодор, Лисина Мая Ивановна, Литеральная парафазия, Литературный салон Российской государственной библиотеки по искусству „Искусство и религия“, Личностные опросники, Личностный конструкт, Личностный смысл, Личность, Логопедия, Логотерапия, Ложная тревога, Лозоискательство, Локализация высших психических функций, Локк Дж. Отрывки, Локк Джон, Локомоция, Локус контроля, Ломброзо (Lombroso) Чезаре, Ломов Борис Федорович, Лонгитюдиональное исследование, Лопатин Лев Михайлович, Лопатин Лев Михайлович. Анализ научной деятельности., Лоренц Конрад, Лотце Рудольф Герман, Лурия Александр Poмaнович, Лурия Роман Альбертович, ЛЭНГ Рональд, Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.), , ...

 

Юнга аналитическая психология

Юнга аналитическая психология (Jung С.). Одно из направлений глубинной психологии, явившееся ответвлением от ортодоксального психоанализа S.Freud и противопоставляемое ему, хотя различия во взглядах S.Freud и С.Jung несущественны: и там, и там на первый план выдвигается доминирование бессознательного, телеологический волюнтаризм. Основное отличие аналитической психологии от психоанализа — в объяснении сущности и природы бессознательного, биологизаторское понимание которого S.Freud заменено трактовкой бессознательного как сугубо психологического понятия. Инстинкты человека, по C.Jung, имеют не биологическую, а символическую природу. Различается личное бессознательное (все забытое, вытесненное человеком) и коллективное бессознательное, складывающееся из архетипов. Архетипы проявляются в виде символов и характеризуют мотивы бессознательного. Для анализа архетипов используются...

Юнга архетипы

См. Юнга аналитическая...

Юнга ассоциативный эксперимент

См. Ассоциативный...

Юнга интро- и экстраверсия

См. Личности типология по...

Юношеский возраст

Юношеский возраст стадия онтогенетического развития между подростковым возрастом и взрослостью. У юношей этот временной интервал охватывает 1721год, у девушек 1620. В этом возрасте завершается физическое, в том числе половое, созревание организма. В психологическом плане главной особенностью данного возраста является вступление в самостоятельную жизнь, когда происходит выбор профессии, резко меняется социальная...

Юридическая психология

Юридическая психология общий раздел психологии, изучающий психологические проявления в условиях применения правовых норм и при осуществлении правовой деятельности . Включает в себя отрасли: криминальную психологию , судебную и...

Я (Ich, Ego)

Я (Ich, Ego) теоретический конструкт структуры психического З.Фрейда . Аспекты личности, содержание которых образовано актуальными процессами восприятия, мышления, научения, необходимыми для эффективной адаптации к социальному миру. Выступает посредником между СверхЯ и Оно . Подчиняется принципу...

Я–концепция

Яконцепция система представлений человека о самом себе. В рамках единой Яконцепции выделяют различные ее составляющие: 1.Яфизическое как схема собственного тела; 2.Ясоциальное, соотносимое со сферами социально интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой; 3.Яэкзистенциальное как оценка себя в аспекте жизни и смерти. Формирование Яконцепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего...

Я-иделальное

Яиделальное теоретическое понятие концепции личности К.Роджерса . Образовано представлениями индивида о том, каким он должен или может стать в лучшем...

Явления тревожного ряда

Явления тревожного ряда понятие, введенное Ф.Б.Березиным для обозначения смены эмоциональных состояний при нарастании тревоги . При относительно небольшой степени тревоги возникают ощущения внутренней напряженности, настороженности, дискомфорта. После этого происходит смена состояния повышенной чувствительности на состояние внутренней напряженности, раздражительности, когда ранее нейтральные стимулы начинают приобретать значимость и окрашиваются в отрицательные эмоции . Затем развивается собственно тревога, как чувство нелокализованной опасности. На следующей стадии происходит связывание чувства неопределенной опасности с конкретными предметами. При этом объекты, с которыми связывается страх, не обязательно отражают реальную причину тревоги, действительную угрозу. Наконец, развивается ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, что порождает эмоции ужаса и панические действия...

Ядро кристаллизации чувств

Ядро кристаллизации чувств понятие, введенное Г.Штеррингом (StorringG. Psychologie des menschlichen Gefuhlsleben, 2Aufl., Bonn, 1922) и обозначающее интенциональные представления, служащие той основой, на которую накладываются различные, соответствующие им эмоциональные состояния. Воспроизведение этих представлений ведет за собой и воспроизведение всей гаммы связанных с ними эмоций. В качестве таких представлений Штерринг описывал образы (и связанные с ним установки) родителей, детей, семьи, друзей, а также абстрактные представления о честности, религиозном долге, любви к ближнему и др. По его мнению, подобные ядра кристаллизации чувств формируются постепенно, на протяжении всей жизни, но могут появиться в достаточно целостном виде и после одномоментных, очень значимых или даже...

Язык

Язык система знаков, сопряженная с универсальными правилами их связывания и служащая коммуникативным...

Язык иррелевантный

Язык иррелевантный (англ. irrelevant — нe относящийся к делу). Нарушение мышления и речи, при котором слова, фразы, высказывания имеют значения только для говорящего. Часто это совершенно непонятный для окружающих новый язык, состоящий из сплошных неологизмов (см. Неоглоссия). В то же время эти слова для самого больного значимы. Утрачивается коммуникативная функция речи. Наблюдается при шизофрении и раннем детском аутизме. Пример последнего случай, описанный L.Kanner (1948), — больной ребенок на вопрос родителей о том, всегда ли он говорит правду, отвечает им непонятным словом «блам». Оказывается, что он, рано научившийся читать, прочел объявление: «Блам говорит правду». Поскольку он говорит правду, он...

Язык искусственный

См....

Язык метафорический

Язык метафорический (греч. metaphora — перенос). Метафора — употребление слов или выражений в их переносном значении. В психиатрии понятие метафорический язык отличается тем, что понятия, служащие основанием для использования больным слов и выражений, претендующих на роль метафорических, для собеседника остаются непонятными, хотя говорящему они представляются вполне логичными и закономерными. Проявление иррелевантного...

Якоба - Крейцфельдта болезнь

Якоба - Крейцфельдта болезнь (Jacob A., Creutzfeldt H.G., 1920). Редко встречающаяся форма пресенильной деменции. Заболевание начинается в пожилом возрасте с жалоб на ухудшение памяти, боль и слабость в ногах. Развиваются мышечное оцепенение, нарушения походки. Дизартрия, расстройства глотания, пирамидные знаки, эпилептиформные припадки, состояния нарушенного сознания делириозного типа. Нарастающая деменция. Тенденция к конфабуляциям, эпизоды нарушенного сознания, слуховые галлюцинации. Различают (Schilder P., Malamud N., 1963) два типа течения: I. Фронто-центро-темпоральный тип с тяжелой атрофией коры и периферических мотонейронов при относительно большей длительности заболевания. II. Генерализованная атрофия, протекающая без поражения периферических мотонейронов. Течение подострое. В терминальной стадии — мутизм, акинезия, децеребрационные расстройства и в заключение...

Якобсон Павел Максимович

Якобсон Павел Максимович (1902 9.07.1979) отечественный психолог. С 1918г. по 1922г. учился в Московском университете. Работал преподавателем психологии в школе, в Академии коммунистического воспитания, Академии художественных наук, Государственном институте театрального творчества. В 1941г. ушел добровольцем на фронт, после тяжелого ранения и демобилизации работал доцентом кафедры психологии философского факультета МГУ, с 1944г. старшим научным сотрудником Института общей и педагогической психологии АПН СССР. В 1962г. защитил докторскую диссертацию. Один из крупнейших специалистов в области психологии чувств и эмоций, психологии художественного творчества. Дал развернутый анализ переживаний актера в процессе его сценической деятельности. Сочинения. Психология сценических чувств актера. 1936; Психология чувств. 1956; Эмоциональная...

Яктация

Яктация (лат. jactatio — разбрасывание во все стороны). Двигательное возбуждение в форме хаотических некоординированных движений, чаще всего — в пределах постели. Наблюдается при аментивных и тяжелых делириозных расстройствах сознания. Яктация наблюдается также в детском возрасте и проявляется навязчивыми действиями — ритмическое раскачивание или резкие движения туловища и головы. Яктация головы характеризуется быстрыми ритмическими движениями головы (наклоны, вращения) и наблюдается у детей младшего возраста при неврозах, чаще перед...

Яроцкого аретотерапия

См....

Ярошевский Михаил Григорьевич

Ярошевский Михаил Григорьевич (род. 1915) отечественный психолог. В 1945г. под руководством С.Л.Рубинштейна окончил аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию на тему Учение Потебни о языке и сознании. С этого же времени работал секторе психологии Института философии АН СССР. Преподавал в МГУ, читая курс по истории психологии. С 1951г. по 1964г. организовал и возглавил несколько кафедр психологии в педагогических институтах Таджикской ССР и лабораторию экспериментальной психологии в Таджикском государственном университете. С 1965г. работал в Институте истории естествознания и техники АН СССР, в качестве заведующего сектором проблем научного творчества. Доктор психологических наук, профессор. Член редколлегии журналов Вопросы истории естествознания и техники и...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Лейбниц Г.В. Отрывки