Exit Project: Глоссарий: Половая жизнь

Половая жизнь



У человека представляет собой совокупность соматических, психических и социальных процессов, в основе которых лежит половое влечение. По сравнению с менее высокоорганизованными видами млекопитающих у человека уменьшается роль инстинктивной, безусловнорефлекторной основы П. ж., ее гормональный регуляции и возрастает влияние высших отделов ц.н.с., а индивидуальный опыт приобретает решающее значение в процессе формирования полового поведения. В итоге свойственный всем животным половой инстинкт, который обеспечивает воспроизведение вида, у человека дополняется специфической человеческой сексуальностью, с ее особенностями полового влечения, половых реакций, половой активности, благодаря которой создается глубокое личностное единение мужчины и женщины.

Половое влечение (либидо) основывается на половом инстинкте и половых потребностях, т.е. на врожденных, генетически обусловленных механизмах. Однако в отличие от жизненно важных потребностей (например, в пище) сексуальные потребности, а следовательно, и половое влечение у ребенка не проявляется сразу после рождения, а формируется в процессе полового созревания. Особенность человеческой сексуальности заключается в том, что удовлетворение полового влечения имеет два аспекта: прокреативный (заключающийся в первоначальной биологической цели П. ж. — воспроизведение вида) и рекреативный (связанный с получением наслаждения). Второй аспект явился принципиальной основой превращения полового влечения в человеческую любовь. Половое влечение (его выраженность и интенсивность) связано прежде всего с функцией эндокринных желез (половых, гипофиза, надпочечников), а также некоторых образований в головном мозге (например, зрительных бугров). В период полового созревания формируется его окончательная направленность. Половое влечение максимально выражено в юношеском и зрелом возрасте, в пожилом возрасте оно понижается (у женщин одновременно с изменениями в организме, характерными для климактерического периода).

Выраженность полового влечения может значительно меняться в зависимости от ряда причин, в т.ч. от полового воздержания (абстиненции), последствия которого особенно ярко выражены в молодом возрасте. При отсутствии возможности поддерживать индивидуальный уровень (ритм) половой активности (например. вследствие утраты полового партнера) развиваются в основном невротические расстройства (нарушение сна, раздражительность, фиксация внимания на сексуальных темах и т.д.).

Универсальной формы П. ж. не существует. У каждого человека особенности П. ж. определяются многими факторами, в т.ч. индивидуальными свойствами личности. То, что для одного человека является нормой П. ж., для другого представляется резким отклонением от нее. Возраст начала П. ж. зависит от сроков полового созревания, врожденных индивидуальных особенностей, в т.ч. конституциональных (см. Конституция), и ряда внешних, главным образом социальных, факторов (воспитания, в т.ч. полового, условий жизни и т.д.).

В связи с многообразием факторов (социальных, этнических, исторических и др.), участвующих в становлении П. ж. человека, ее формы могут быть разными. Наряду с так называемой нормативной формой П. ж. (половым сношением между мужчиной и женщиной) выделяют викарные (заместительные) формы (мастурбацию, петтинг, поллюции); суррогатные формы полового сношения (вестибулярный, анальный половые акты, в т.ч. гомосексуальные); орогенитальные (лабиогенитальные) контакты; сексуальные действия с животными.

Наиболее типичные проявления мужской сексуальности — эрекция и эякуляция. В результате эрекции, представляющей собой рефлекторный акт, половой член увеличивается и приобретает твердость, необходимую для введения его во влагалище, обеспечивая возможность полового сношения, которое заканчивается эякуляцией и оргазмом. После оргазма нервное возбуждение спадает, мужчина в течение не которого времени остается, как правило, безразличным к сексуальным раздражителям. Половая возбудимость восстанавливается в различные сроки, что зависит от индивидуальных особенностей личности, возраста, а также от конкретной ситуации.

Характерной реакцией на сексуальную стимуляцию у женщин является увлажнение (любрикация) влагалища. Особенности женской сексуальности заключаются в необходимости психологической подготовки женщины мужчиной к половому акту, обеспечивающей наиболее полное половое удовлетворение. В связи с этим следует придавать большое значение предварительным ласкам, особенно если сексуальность женщины еще не пробудилась. Характер предварительных ласк зависит от индивидуальных особенностей половых партнеров. Большую роль играет раздражение так называемых эрогенных зон тела, что вызывает половое возбуждение. У женщин в отличие от мужчин большое значение имеют экстрагенитальные эрогенные зоны, иногда даже большее, чем генитальные. Такой зоной может быть любой участок тела, причем раздражение одних и тех же зон у одних женщин вызывает половое возбуждение, а у других нет, оставляя их безразличными или даже сопровождаясь неприятными ощущениями. Кроме того, предварительные ласки подразумевают участие различных органов чувств. У мужчин на первый план выступает зрение, а у женщин слух. Следует также иметь в виду, что выраженность полового влечения у женщин в отличие от мужчин подвержена циклическим колебаниям; оно обычно усиливается либо в предменструальный период, либо в первые дни после менструации. Оргазм у женщин в большей мере, чем у мужчин, зависит от условий полового сношения, психологической подготовки к нему, настроения и длительности предварительных ласк. У большинства женщин первый оргазм появляется после более или менее длительного периода половых сношений, нередко уже после родов. По мере накопления сексуального опыта увеличивается также процент половых актов, заканчивающихся оргазмом, в то время как в первые годы супружеской жизни далеко не каждое половое сношение доставляет женщине оргастические переживания. У некоторых женщин при половой близости никогда и ни при каких условиях оргазм не наступает (так называемая половая холодность, или фригидность, — см. Сексуальные расстройства), другие испытывают оргазм несколько раз во время одного полового акта.

Из других форм П. ж. наиболее часто наблюдаются поллюции, мастурбация, петтинг. Поллюции, или непроизвольные эякуляции (условно противопоставляемые «произвольным» при половом сношении, мастурбации, петтинге), происходят большей частью во сне и обычно сопровождаются эротическими сновидениями. Первая поллюция (ойгархе) является объективным признаком полового созревания. В зрелом возрасте поллюции играют роль викарного механизма (своеобразного «предохранительного клапана» сексуальности), который обеспечивает периодическую эвакуацию эякулята и облегчает тягостные проявления сексуальной абстиненции. Мастурбация, по данным Кинзи (A.Ch. Kinsey), имеющая место у 96% здоровых мужчин и у 62% женщин, обычно совершается на собственных гениталиях, хотя практикуется и взаимная мастурбация (например, среди гомосексуалистов). Под петтингом понимается преднамеренное достижение оргазма путем раздражения эрогенных зон в условиях двустороннего контакта, исключающего непосредственное соприкосновение гениталий. Наиболее частый случай — форсирование поцелуев и тесных объятий до появления эякуляции и оргазма.

Вестибулярный половой акт обычно практикуется с целью сохранения девственной плевы и предупреждения беременности, а также в тех случаях, когда ослабленная эрекция не позволяет совершить нормальное половое сношение или когда оргазм у женщины наступает только при интенсивном раздражении клитора и малых половых губ, а вагинальные фрикции не дают ей полного удовлетворения или даже неприятны.

Орогенитальные контакты — воздействие языком и губами на половой член (фелляция) или вульварную область (куннилингус) практикуются и как самостоятельная форма П. ж. и в качестве предварительных ласк для достижения полового возбуждения.

В целом можно считать приемлемыми любые виды сексуальных действий, если они совершаются с обоюдного согласия, доставляют обоим партнерам удовлетворение и не причиняют никакого вреда.

Среди факторов, отрицательно влияющих на П. ж., следует прежде всего отметить особенности личности (эмоциональная холодность, некоммуникабельность, неспособность к глубокой и длительной привязанности) и условия воспитания (эмоциональная депривация, гиперопека, подавление адекватных форм полового поведения). Особое значение приобретает первое половое сношение, в результате которого посредством механизма условнорефлекторной фиксации могут в дальнейшем формироваться фобические или девиантно-перверсные формы полового поведения (см. Половые извращения).

В возрастном аспекте характерны следующие сексуальные проявления. В пубертатном периоде — пробуждение полового влечения (либидо), у мальчиков — появление первых эякуляций (обычно в виде ночных поллюций), у девочек — менструаций. Для так называемого переходного периода (20—26 лет) характерны как половые эксцессы, так и суррогатно-викарные формы П. ж. Периоду зрелой сексуальности свойственны стабилизация половой активности на уровне, определяемом индивидуальной половой конституцией и местом сексуальности в шкале ценностных ориентаций личности, а также условиями жизни (особое значение имеет факт вступления в брак, после чего П. ж. обычно становится регулярной). В последующем происходит постепенное снижение половой активности, ослабление интереса к П. ж., ее угасание, при этом увеличиваются периоды полового воздержания.

Что касается психогигиены П. ж., то для каждого возрастного периода можно определить оптимальную цель: в детстве и пубертатном периоде это — недопущение ранней мастурбации и сохранение психоэмоционального равновесия: в переходном — приобретение сексуального опыта на основе положительных условнорефлекторных комплексов; в периоде зрелой сексуальности — установление гармоничных отношений с адекватным партнером; в пожилом возрасте — поддержание щадяще-стимулирующего режима половой активности, свободного как от непосильных притязаний, так и от длительных периодов воздержания, чреватых развитием так называемого синдрома детренированности. Одним из показателей нормально протекающей П. ж. следует считать хорошее самочувствие, свежесть, бодрость, ощущение удовлетворенности.

Гигиена П. ж. является составной частью личной гигиены. Нормальное функционирование половых органов зависит и от состояния других систем и органов, особенно кишечника и мочевого пузыря. Важное гигиеническое значение имеет также защита половых органов от переохлаждения, особенно у женщин. Чрезвычайно пагубное влияние на П. ж. оказывают алкоголизм и наркомании; случайные половые связи становятся все более опасными из-за нарастающего распространения венерических болезней и СПИД (см. ВИЧ-инфекция). Правильный режим дня, рациональное питание, занятия физической культурой и спортом, как и Другие оздоровительные мероприятия, способствуют нормальному протеканию половой жизни и максимальному сохранению половой активности.



Библиогр.: Шмелинский К. Психогигиена половой жизни, пер. с польск., М. 1972; Общая сексопатология, под ред. г.С. Васильченко, с. 176, М., 1977; Рюриков Ю.Б. Три влечения, Минск, 1986.

Другие статьи : Павлов Иван Петрович, Павлова симптом, Павлова теория, Пажизм, Память, Панель информации, Пантомимика, Панум П., Парабиоз, Парадиагностика, Парадигма Мертона, Парадигма Стернберга, Парадокс Лапьера, Парадокс Фехнера, Парадоксальная интенция, Паралитический синдром, Паралич прогрессивный, Параллакс, Парамедицина, Параметры темперамента Мерлина, Парамнезии, Паранойяльный синдром, Парапсихология, Парасуицид, Парафазия, Парафренный синдром, Парижская школа гипнотизма, Пассивная флагелляция, Пассивное осязание, Пассивный словарь, Патернализм, Патология сознания, Патопсихологические методики, Патопсихология, Паттерн, Пафос, Педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского, Педагогическая психология, Педология, Пеллагра, Пеллагры триада, Пениафобия, Пенфилда симптом, Первая Лейпцигская школа, Первая сигнальная система, Первичные цвета, Первичный нейропсихологический симптом, Переживание прелести, Переживания религиозного обращения, Перельмуттера метод сомнопсихотерапии, Перенос, Переосвидетельствование, Переутомление, Переходные синдромы, Период полового созревания, Периодизация психического развития, Периодика по психологии, Перлс Фриц (Фридрих Саломон), Персеверация, Персеверирующий образ, Персона, Перцептивные действия, Петрилович (Petrilowitsch) Николаус, Петровский Артур Владимирович, Петтинг, Петтофобия, Пётцля криз, Пётцля синдром, Пётцля-Гоффа синдром, Пиаже (Piaget) Жан, Пиблокто, Пигмалионизм, Пигмалионофилия, Пика-Альцгеймера синдром, Пирсон (Pearson) Карл, Письменная речь, Пластичность нервной системы, Плато, Платон, Платон. Пир., Платонов Константин Константинович, Плацебо, Плацебо–эффект, Плацебо-терапия, Плетизмография, Плюрализм сексуальный, Плюс-симптомы, Пневмограф, Поведение, Поведенческая терапия, Пограничные личностные расстройства, Подпороговое восприятие, Подражание, Подростковый возраст, Позитивная психотерапия, Позиционная кривая, Поиск ощущений, Пол, Полан Фредерик, Поле зрения, Поле переживания, Политическая психология, Политцер Жорж, Полиэффекторный метод, Половая жизнь, Половая идентичность, Половая роль, Половое созревание, Половые перверсии, Полосы Маха, Поляков Юрий Федорович, Помехоустойчивость оператора, Понимание, Понимающая психология, Пономарев Яков Александрович, Понятие, Понятие о сохранении, Поправка на случайный успех, Порнографомания, Порог исчезновения, Порог появления в психофизике, Пороги ощущений, Пороговая проблема, Пороговая теория Фехнера, Пороговые теории, Порядковая шкала, Последовательная обработка информации, Последовательный анализ, Последовательный образ, Послеобраз, Постоянный раздражитель, Построение движения, Постулат непосредственности, Поступок, Потеря автоматизма, Поток сознания, Потребности, Потребностно–информационная теория эмоций Симонова, Потребность в агрессии, Потребность в доминировании, , ...

 

Юнга аналитическая психология

Юнга аналитическая психология (Jung С.). Одно из направлений глубинной психологии, явившееся ответвлением от ортодоксального психоанализа S.Freud и противопоставляемое ему, хотя различия во взглядах S.Freud и С.Jung несущественны: и там, и там на первый план выдвигается доминирование бессознательного, телеологический волюнтаризм. Основное отличие аналитической психологии от психоанализа — в объяснении сущности и природы бессознательного, биологизаторское понимание которого S.Freud заменено трактовкой бессознательного как сугубо психологического понятия. Инстинкты человека, по C.Jung, имеют не биологическую, а символическую природу. Различается личное бессознательное (все забытое, вытесненное человеком) и коллективное бессознательное, складывающееся из архетипов. Архетипы проявляются в виде символов и характеризуют мотивы бессознательного. Для анализа архетипов используются...

Юнга архетипы

См. Юнга аналитическая...

Юнга ассоциативный эксперимент

См. Ассоциативный...

Юнга интро- и экстраверсия

См. Личности типология по...

Юношеский возраст

Юношеский возраст стадия онтогенетического развития между подростковым возрастом и взрослостью. У юношей этот временной интервал охватывает 1721год, у девушек 1620. В этом возрасте завершается физическое, в том числе половое, созревание организма. В психологическом плане главной особенностью данного возраста является вступление в самостоятельную жизнь, когда происходит выбор профессии, резко меняется социальная...

Юридическая психология

Юридическая психология общий раздел психологии, изучающий психологические проявления в условиях применения правовых норм и при осуществлении правовой деятельности . Включает в себя отрасли: криминальную психологию , судебную и...

Я (Ich, Ego)

Я (Ich, Ego) теоретический конструкт структуры психического З.Фрейда . Аспекты личности, содержание которых образовано актуальными процессами восприятия, мышления, научения, необходимыми для эффективной адаптации к социальному миру. Выступает посредником между СверхЯ и Оно . Подчиняется принципу...

Я–концепция

Яконцепция система представлений человека о самом себе. В рамках единой Яконцепции выделяют различные ее составляющие: 1.Яфизическое как схема собственного тела; 2.Ясоциальное, соотносимое со сферами социально интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой; 3.Яэкзистенциальное как оценка себя в аспекте жизни и смерти. Формирование Яконцепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего...

Я-иделальное

Яиделальное теоретическое понятие концепции личности К.Роджерса . Образовано представлениями индивида о том, каким он должен или может стать в лучшем...

Явления тревожного ряда

Явления тревожного ряда понятие, введенное Ф.Б.Березиным для обозначения смены эмоциональных состояний при нарастании тревоги . При относительно небольшой степени тревоги возникают ощущения внутренней напряженности, настороженности, дискомфорта. После этого происходит смена состояния повышенной чувствительности на состояние внутренней напряженности, раздражительности, когда ранее нейтральные стимулы начинают приобретать значимость и окрашиваются в отрицательные эмоции . Затем развивается собственно тревога, как чувство нелокализованной опасности. На следующей стадии происходит связывание чувства неопределенной опасности с конкретными предметами. При этом объекты, с которыми связывается страх, не обязательно отражают реальную причину тревоги, действительную угрозу. Наконец, развивается ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, что порождает эмоции ужаса и панические действия...

Ядро кристаллизации чувств

Ядро кристаллизации чувств понятие, введенное Г.Штеррингом (StorringG. Psychologie des menschlichen Gefuhlsleben, 2Aufl., Bonn, 1922) и обозначающее интенциональные представления, служащие той основой, на которую накладываются различные, соответствующие им эмоциональные состояния. Воспроизведение этих представлений ведет за собой и воспроизведение всей гаммы связанных с ними эмоций. В качестве таких представлений Штерринг описывал образы (и связанные с ним установки) родителей, детей, семьи, друзей, а также абстрактные представления о честности, религиозном долге, любви к ближнему и др. По его мнению, подобные ядра кристаллизации чувств формируются постепенно, на протяжении всей жизни, но могут появиться в достаточно целостном виде и после одномоментных, очень значимых или даже...

Язык

Язык система знаков, сопряженная с универсальными правилами их связывания и служащая коммуникативным...

Язык иррелевантный

Язык иррелевантный (англ. irrelevant — нe относящийся к делу). Нарушение мышления и речи, при котором слова, фразы, высказывания имеют значения только для говорящего. Часто это совершенно непонятный для окружающих новый язык, состоящий из сплошных неологизмов (см. Неоглоссия). В то же время эти слова для самого больного значимы. Утрачивается коммуникативная функция речи. Наблюдается при шизофрении и раннем детском аутизме. Пример последнего случай, описанный L.Kanner (1948), — больной ребенок на вопрос родителей о том, всегда ли он говорит правду, отвечает им непонятным словом «блам». Оказывается, что он, рано научившийся читать, прочел объявление: «Блам говорит правду». Поскольку он говорит правду, он...

Язык искусственный

См....

Язык метафорический

Язык метафорический (греч. metaphora — перенос). Метафора — употребление слов или выражений в их переносном значении. В психиатрии понятие метафорический язык отличается тем, что понятия, служащие основанием для использования больным слов и выражений, претендующих на роль метафорических, для собеседника остаются непонятными, хотя говорящему они представляются вполне логичными и закономерными. Проявление иррелевантного...

Якоба - Крейцфельдта болезнь

Якоба - Крейцфельдта болезнь (Jacob A., Creutzfeldt H.G., 1920). Редко встречающаяся форма пресенильной деменции. Заболевание начинается в пожилом возрасте с жалоб на ухудшение памяти, боль и слабость в ногах. Развиваются мышечное оцепенение, нарушения походки. Дизартрия, расстройства глотания, пирамидные знаки, эпилептиформные припадки, состояния нарушенного сознания делириозного типа. Нарастающая деменция. Тенденция к конфабуляциям, эпизоды нарушенного сознания, слуховые галлюцинации. Различают (Schilder P., Malamud N., 1963) два типа течения: I. Фронто-центро-темпоральный тип с тяжелой атрофией коры и периферических мотонейронов при относительно большей длительности заболевания. II. Генерализованная атрофия, протекающая без поражения периферических мотонейронов. Течение подострое. В терминальной стадии — мутизм, акинезия, децеребрационные расстройства и в заключение...

Якобсон Павел Максимович

Якобсон Павел Максимович (1902 9.07.1979) отечественный психолог. С 1918г. по 1922г. учился в Московском университете. Работал преподавателем психологии в школе, в Академии коммунистического воспитания, Академии художественных наук, Государственном институте театрального творчества. В 1941г. ушел добровольцем на фронт, после тяжелого ранения и демобилизации работал доцентом кафедры психологии философского факультета МГУ, с 1944г. старшим научным сотрудником Института общей и педагогической психологии АПН СССР. В 1962г. защитил докторскую диссертацию. Один из крупнейших специалистов в области психологии чувств и эмоций, психологии художественного творчества. Дал развернутый анализ переживаний актера в процессе его сценической деятельности. Сочинения. Психология сценических чувств актера. 1936; Психология чувств. 1956; Эмоциональная...

Яктация

Яктация (лат. jactatio — разбрасывание во все стороны). Двигательное возбуждение в форме хаотических некоординированных движений, чаще всего — в пределах постели. Наблюдается при аментивных и тяжелых делириозных расстройствах сознания. Яктация наблюдается также в детском возрасте и проявляется навязчивыми действиями — ритмическое раскачивание или резкие движения туловища и головы. Яктация головы характеризуется быстрыми ритмическими движениями головы (наклоны, вращения) и наблюдается у детей младшего возраста при неврозах, чаще перед...

Яроцкого аретотерапия

См....

Ярошевский Михаил Григорьевич

Ярошевский Михаил Григорьевич (род. 1915) отечественный психолог. В 1945г. под руководством С.Л.Рубинштейна окончил аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию на тему Учение Потебни о языке и сознании. С этого же времени работал секторе психологии Института философии АН СССР. Преподавал в МГУ, читая курс по истории психологии. С 1951г. по 1964г. организовал и возглавил несколько кафедр психологии в педагогических институтах Таджикской ССР и лабораторию экспериментальной психологии в Таджикском государственном университете. С 1965г. работал в Институте истории естествознания и техники АН СССР, в качестве заведующего сектором проблем научного творчества. Доктор психологических наук, профессор. Член редколлегии журналов Вопросы истории естествознания и техники и...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Половая жизнь