Сирс (Sears) Ричард (род. 31.8.1908 ) американский психолог, специалист по проблемам личности и социального научения. С 1953г. профессор Станфордского университета. В 30х годах проводил исследования, в рамках левиновской школы, уровня притязаний (Level of aspiration (совм. с LevinK., DemboT., FestingerL.), in: HantJ. (Ed.) Personality and the Behavior Desorders, N.Y., 1944; в рус. пер. Уровень притязаний, в кн.: Психология личности: Тексты, М., 1982, 8692) и влияния неудач на процесс запоминания (Initization of the repression sequence by experienced failure, J. Exp. Psychol., 1937, 20, 570580). Работал над проблемой агрессии в исследовательской группе Йельского университета, в которой была сформулирована теория фрустрацииагрессии, где агрессия понимается как следствие столкновения с препятствием целенаправленного действия (Frustration and Agression (совм. с DollardJ., DoobL.W., MowrerO.H.), New Haven, 1939). Близкое знакомство Сирса с психоаналитической литературой в 1943г. с его участием было подготовлено издание по экспериментальным данным, полученным в психоанализе (Survey of Objective Studies of Analytic Concepts (et al.), N.Y., 1943), позволило ему переориентироваться на анализ социальных детерминант психики . Исходя из понимания развития ребенка как обусловленного применением различных способов воспитания, он приступил к рассмотрению проблемы формирования самооценки в зависимости от ожиданий и отношений родителей, сначала у пятилетних детей (Patterns of Child Reading (совм. с MaccobyE., LevinH.), Evanston, 1957), а затем, когда эти же дети достигли двенадцатилетнего возраста (Relation of early sozialisation experiences to selfconcepts and gender role in middle childhood, Child Development, 1970, 41, 267289). На основании этих исследований сформулировал вывод, что установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует себя любимым и уважаемым, порождают аналогичные отношения его к самому себе ощущение успешности и собственной ценности, которое созревает в течении многих лет и лишь постепенно облекается в вербальную форму. Теория развития личности ребенка, созданная на этой базе, постулирует, что наиболее важную роль в этом развитии играет формирование новых мотивационных структур, имеющих социальную обусловленность и подчиняющих первичные влечения ребенка. При этом у ребенка очень рано появляется чувство зависимости от социального окружения, на основе которого через подкрепление родителями приобретаются те или иные формы социального поведения . Сирс предложил общепсихологическую теорию, основанную на диадической системе, в которой действие человека понимается как ориентированное на поведение другого человека. Большинство личностных структур формируется в диадических ситуациях, поэтому, в частности, нельзя трактовать агрессию как черту характера, а лишь как ситуационно зависимую реакцию на другого члена диады. Литература .
Ясновидение получение знаний о тех или иных событиях без использования известных органов чувств или логических...
Ясперс (Jaspers) Карл (23.02.1883, Ольденбург 26.02.1969, Базель) немецкий философ и психиатр, один из создателей философии экзистенциализма. С 1909по 1915г. ассистент Ф.Ниссля в психиатрической клинике Гейдельберга. С 1913г. посещал Ольденбургский и Мюнхенский университеты. Прослушал философские курсы Т.Липпса , специализировался по психологии в Гейдельберге. В 1913г. защитил докторскую диссертацию по медицине (Общая психопатология) у В.Виндельбанда, 1916г. профессор психологии. С 1921г. профессор философии в Гейдельбергском университете. В 1937г. был отстранен от преподавания фашистским правительством. С 1948по 1961г. профессор философии в Базельском университете. В Общей психопатологии (Allgemeine Psychopathologie. 1913) на основе внутренних переживаний дал уточнение применяемых в психиатрии понятий. В дальнейшем дал анализ...
[img]ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl) - немецкий философ, психиатр, один из создателей философии экзистенциализма. Родился 23 февраля 1883 в Ольденбурге (Германия), изучал право в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах, медицину в Берлинском, Гёттингенском и Гейдельбергском университетах. В 1909 получил право заниматься медицинской практикой. В 1909–1915 годах работал ассистентом Ф. Ниссля в университетской психиатрической клинике Гейдельберга. В 1910 году женился. 1912 год – появляется его статья “Феноменологическое направление исследования в психиатрии”. 1913 год - посещает Ольденбургский и Мюнхенский университеты. Слушает философские курсы Т. Липпса. Защищает докторскую диссертацию по медицине у В. Виндельбанда. В том же 1913 году выходит в...
Ясперса психический процесс (Jaspers К., 1913). Форма течения психических расстройств, характеризующаяся прогредиентностью и образованием психического дефекта. Психопатологические расстройства не вытекают из особенностей личности больного, не являются их развитием. Это качественно новые явления, совершенно изменяющие психический склад больного. Примером психического процесса могут служить шизофрения, ряд эндогенно-органических, особенно атрофических,...
Ясперса триада критериев реактивных состояний (Jaspers K., 1913). Выделена при реактивных состояниях, для которых характерны следующие признаки: 1) реактивное состояние вызывается психической травмой; 2) психогенно-травмирующая ситуация отражается в клинической картине заболевания, в содержании его симптомов; 3) реактивное состояние прекращается с исчезновением вызвавшей его причины. Эти критерии не утратили своего значения и в настоящее время, однако дальнейшие наблюдения показали некоторую их относительность и условность. Так, установлена возможность отставленного возникновения реактивных состояний (Ганнушкин П.Б., 1933; Шевалев Е.А., 1935). Психологически понятные связи между содержанием психопатологической симптоматики и предшествующей психогенией возможны и при других, в частности при процессуальных, психических заболеваниях (Ганнушкин П.Б., 1933;...
Ясперса триада признаков бреда (Jaspers К., 1913). 1. Субъективная уверенность в реальности болезненных переживаний; 2. Невозможность корригировать высказывания больного; 3. Несоответствие бредовых переживаний...
Ятрогения (от греч. iatros врач + gennao порождаю) неблагоприятное изменение состояния больного, обусловленное неосознанными действиями врача, которые выступают в качестве негативного внушения. Например, это может быть использование врачом специальной лексики, которую больной не понимает, но интерпретирует применительно к себе в худшем...
Ятросомопатия (ятро + сома + греч.pathos — болезнь, страдание). (Шипковенский Н., 1963). Один из вариантов патогенного воздействия медиков. Ущерб телесному здоровью больного наносится неправильным назначением лекарств, необоснованно проводимыми инструментально-лабораторными исследованиями, либо вследствие ненужной или неправильно проведенной операции. Часто сочетается с ятрогенией (см. Ятрогения). Син.:...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]