Exit Project: Глоссарий: Профессиональные установки

Профессиональные установки



Профессиональные установки (от лат. profiteor объявляю своим делом) система ориентаций субъекта профессионального развития на социальные требования по присвоению профессиональной деятельности, психологическая готовность к решению специфически возрастных задача вхождения в мир профессий. Выражают собой личностную активность субъекта деятельности и относятся к смысловым установкам, возникающим в ходе общего и профессионального развития. По своим психологическим механизмам профессиональные установки действуют на основе мотивации достижения, выступая в качестве иерархически более высокого уровня, чем профессиональные намерения и профессиональные решения. Важную роль при их реализации в профессиональном поведении играют прогнозирование субъектом профессионального развития успешности (или неуспешности) своих попыток профессиональной интеграции с социумом, с одной стороны, и оценка им своих ценностей, с другой. Тесно связаны с эмоциональными состояниями, в частности, успешное профессиональное развитие осуществляется в большинстве случаев при поддержке эмоций стенического круга (усердие, честолюбие, решительность). Развитие профессиональных установок включено в процесс общего психического развития, что заставляет рассматривать их в контексте задач возрастного развития. Успешные решения человеком различных жизненных задач, накапливаясь и генерализуясь, приводят к образованию в личностной структуре комплекса компетентности, который затем может реализовываться в форме тех или иных установок при столкновении с новыми классами задач, в том числе с задачами профессионального развития. Для западной культурной традиции задачи профессионального развития и критерии их решения соответствуют институтам общего и профессионального образования и могут быть представлены следующим рядом: выбор профессии как завершение общего образования; профессиональное самоопределение в профессиональном обучении; достижение высокой производительности при адаптации к профессиональной деятельности; профессиональная самореализация и овладение мастерством (КудрявцевТ.В., ШегуроваВ.Ю.). Если профессиональные установки индивида адекватны тем задачам, которые предъявляются в соответствии с возрастом, то принято говорить о их зрелости. В ситуации выбора профессии профессиональные установки должны не только обусловить достаточно рациональное решение, но и позволить справиться со вторичными эмоциональными проблемами. Непривычно большая ответственность, возлагаемая на подростка при профессиональном выборе, обычно приводит его к состоянию эмоциональной растерянности, порождает чувства брошенности и принуждения, вызывает желание отложить решение (JaideW.). Индивидуальные реакции в которых проявляются профессиональные установки на это бывают очень разные. Так, выделяют типовые профессиональных установок: с преобладанием нерешительности; послушности; меркантилизма или целеустремленности (Ф.Седлак. 1984). В соответствии с моделью Д.Сьюпера, для эффективного профессионального выбора необходимы: дифференцированность Яконцепции субъекта профессионального развития, доверие к себе; рациональность решения жизненных задач; достижение автономии; ориентация на будущее; сформированность профессиональных интересов и общих трудовых навыков; некоторый опыт практической работы. На основе описания зрелых профессиональных установок конструируются средства диагностики их индивидуальноспецифических проявлений. Получила широкое распространение методика, предложенная Дж.Крайтсом Шкала зрелости профессиональных установок . Литература. SuperD.E.,et al. Vocational Development: A Framework of Research. N.Y. 1957; JaideW. Die Berufswahl. Munchen: Juventa. 1966; CritesJ.O. Career Development Processes // Vocational Guidance and Human Development /HeerE.L. (Ed.). Boston: Houghton Mifflin. 1974, p.296320; КудрявцевТ.В., ШегуроваВ.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения // Вопросы психологии. 1983, N2. Исследования .

Другие статьи : Павлов Иван Петрович, Павлова симптом, Павлова теория, Пажизм, Память, Панель информации, Пантомимика, Панум П., Парабиоз, Парадиагностика, Парадигма Мертона, Парадигма Стернберга, Парадокс Лапьера, Парадокс Фехнера, Парадоксальная интенция, Паралитический синдром, Паралич прогрессивный, Параллакс, Парамедицина, Параметры темперамента Мерлина, Парамнезии, Паранойяльный синдром, Парапсихология, Парасуицид, Парафазия, Парафренный синдром, Парижская школа гипнотизма, Пассивная флагелляция, Пассивное осязание, Пассивный словарь, Патернализм, Патология сознания, Патопсихологические методики, Патопсихология, Паттерн, Пафос, Педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского, Педагогическая психология, Педология, Пеллагра, Пеллагры триада, Пениафобия, Пенфилда симптом, Первая Лейпцигская школа, Первая сигнальная система, Первичные цвета, Первичный нейропсихологический симптом, Переживание прелести, Переживания религиозного обращения, Перельмуттера метод сомнопсихотерапии, Перенос, Переосвидетельствование, Переутомление, Переходные синдромы, Период полового созревания, Периодизация психического развития, Периодика по психологии, Перлс Фриц (Фридрих Саломон), Персеверация, Персеверирующий образ, Персона, Перцептивные действия, Петрилович (Petrilowitsch) Николаус, Петровский Артур Владимирович, Петтинг, Петтофобия, Пётцля криз, Пётцля синдром, Пётцля-Гоффа синдром, Пиаже (Piaget) Жан, Пиблокто, Пигмалионизм, Пигмалионофилия, Пика-Альцгеймера синдром, Пирсон (Pearson) Карл, Письменная речь, Пластичность нервной системы, Плато, Платон, Платон. Пир., Платонов Константин Константинович, Плацебо, Плацебо–эффект, Плацебо-терапия, Плетизмография, Плюрализм сексуальный, Плюс-симптомы, Пневмограф, Поведение, Поведенческая терапия, Пограничные личностные расстройства, Подпороговое восприятие, Подражание, Подростковый возраст, Позитивная психотерапия, Позиционная кривая, Поиск ощущений, Пол, Полан Фредерик, Поле зрения, Поле переживания, Политическая психология, Политцер Жорж, Полиэффекторный метод, Половая жизнь, Половая идентичность, Половая роль, Половое созревание, Половые перверсии, Полосы Маха, Поляков Юрий Федорович, Помехоустойчивость оператора, Понимание, Понимающая психология, Пономарев Яков Александрович, Понятие, Понятие о сохранении, Поправка на случайный успех, Порнографомания, Порог исчезновения, Порог появления в психофизике, Пороги ощущений, Пороговая проблема, Пороговая теория Фехнера, Пороговые теории, Порядковая шкала, Последовательная обработка информации, Последовательный анализ, Последовательный образ, Послеобраз, Постоянный раздражитель, Построение движения, Постулат непосредственности, Поступок, Потеря автоматизма, Поток сознания, Потребности, Потребностно–информационная теория эмоций Симонова, Потребность в агрессии, Потребность в доминировании, , ...

 

Ясновидение

Ясновидение получение знаний о тех или иных событиях без использования известных органов чувств или логических...

Ясперс Карл

Ясперс (Jaspers) Карл (23.02.1883, Ольденбург 26.02.1969, Базель) немецкий философ и психиатр, один из создателей философии экзистенциализма. С 1909по 1915г. ассистент Ф.Ниссля в психиатрической клинике Гейдельберга. С 1913г. посещал Ольденбургский и Мюнхенский университеты. Прослушал философские курсы Т.Липпса , специализировался по психологии в Гейдельберге. В 1913г. защитил докторскую диссертацию по медицине (Общая психопатология) у В.Виндельбанда, 1916г. профессор психологии. С 1921г. профессор философии в Гейдельбергском университете. В 1937г. был отстранен от преподавания фашистским правительством. С 1948по 1961г. профессор философии в Базельском университете. В Общей психопатологии (Allgemeine Psychopathologie. 1913) на основе внутренних переживаний дал уточнение применяемых в психиатрии понятий. В дальнейшем дал анализ...

ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl)

[img]ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl) - немецкий философ, психиатр, один из создателей философии экзистенциализма. Родился 23 февраля 1883 в Ольденбурге (Германия), изучал право в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах, медицину в Берлинском, Гёттингенском и Гейдельбергском университетах. В 1909 получил право заниматься медицинской практикой. В 1909–1915 годах работал ассистентом Ф. Ниссля в университетской психиатрической клинике Гейдельберга. В 1910 году женился. 1912 год – появляется его статья “Феноменологическое направление исследования в психиатрии”. 1913 год - посещает Ольденбургский и Мюнхенский университеты. Слушает философские курсы Т. Липпса. Защищает докторскую диссертацию по медицине у В. Виндельбанда. В том же 1913 году выходит в...

Ясперса психический процесс

Ясперса психический процесс (Jaspers К., 1913). Форма течения психических расстройств, характеризующаяся прогредиентностью и образованием психического дефекта. Психопатологические расстройства не вытекают из особенностей личности больного, не являются их развитием. Это качественно новые явления, совершенно изменяющие психический склад больного. Примером психического процесса могут служить шизофрения, ряд эндогенно-органических, особенно атрофических,...

Ясперса триада критериев реактивных состояний

Ясперса триада критериев реактивных состояний (Jaspers K., 1913). Выделена при реактивных состояниях, для которых характерны следующие признаки: 1) реактивное состояние вызывается психической травмой; 2) психогенно-травмирующая ситуация отражается в клинической картине заболевания, в содержании его симптомов; 3) реактивное состояние прекращается с исчезновением вызвавшей его причины. Эти критерии не утратили своего значения и в настоящее время, однако дальнейшие наблюдения показали некоторую их относительность и условность. Так, установлена возможность отставленного возникновения реактивных состояний (Ганнушкин П.Б., 1933; Шевалев Е.А., 1935). Психологически понятные связи между содержанием психопатологической симптоматики и предшествующей психогенией возможны и при других, в частности при процессуальных, психических заболеваниях (Ганнушкин П.Б., 1933;...

Ясперса триада признаков бреда

Ясперса триада признаков бреда (Jaspers К., 1913). 1. Субъективная уверенность в реальности болезненных переживаний; 2. Невозможность корригировать высказывания больного; 3. Несоответствие бредовых переживаний...

Ятрогения

Ятрогения (от греч. iatros врач + gennao порождаю) неблагоприятное изменение состояния больного, обусловленное неосознанными действиями врача, которые выступают в качестве негативного внушения. Например, это может быть использование врачом специальной лексики, которую больной не понимает, но интерпретирует применительно к себе в худшем...

Ятросомопатия

Ятросомопатия (ятро + сома + греч.pathos — болезнь, страдание). (Шипковенский Н., 1963). Один из вариантов патогенного воздействия медиков. Ущерб телесному здоровью больного наносится неправильным назначением лекарств, необоснованно проводимыми инструментально-лабораторными исследованиями, либо вследствие ненужной или неправильно проведенной операции. Часто сочетается с ятрогенией (см. Ятрогения). Син.:...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Профессиональные установки