Руссо (Rousseau) Жан Жак (28.6.1712, Женева 2.7.1778, Эрменонвиль, близ Парижа) французский мыслитель, представитель французского Просвещения, реформатор педагогики, писатель. Родился в семье часовщика, рано лишился матери, отданный для обучения граверному ремеслу, не захотел этим заниматься и в 16 лет ушел из Женевы, скитался по стране, был бродячим музыкантом, лакеем, домашним учителем, переписчиком нот. Систематического образования он не получил, но самостоятельно познакомился с философией. Писал работы по музыкальной эстетике, сочинял оперы, музыкальные комедии и романсы. В 1741г. Руссо приехал в Париж, где познакомился с Д.Дидро, затем с ДАламбером, П.Гольбахом, по приглашению Дидро принял участие в создании Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел, 17511780г.г., где вел отдел музыки и для которой написал ряд статей. В 1750г. вышла его работа, привлекшая к нему общественное внимание, Рассуждения о науках и искусствах, где доказывал, что развитие наук и искусств не способствует улучшению нравов, а ухудшает их. Затем вышли его Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми (1755) и Юлия, или Новая Элоиза (1761), где он выступил с политическими обличениями социального неравенства. Его книга Эмиль, или О воспитании (1764) за религиозное вольнодумство была приговорена к сожжению, а сам он изза преследования властей вынужден был покинуть Францию и перебраться в Швейцарию, где жил в Женеве, Берне и Невшателе, но и здесь его преследования по политическим соображениям не кончились. В это время происходит разрыв с просветителями и обостряется полемика с Вольтером. С 1766г. по 1767г. Руссо искал прибежища в Англии, куда его пригласил Д.Юм , но, рассорившись с ним, вернулся во Францию. С 1770г. он в Париже. В это время он писал мемуары и вел достаточно уединенный образ жизни, зарабатывая на хлеб переписыванием нот. После смерти его прах, по решению Законодательного собрания, в 1791г. был перенесен в Париж. Мировоззрение Руссо основывалось на агностицизме: он исключал возможность рационального познания сущностей материи и сознания изза того, что разум ведет к заблуждению. Достоверно лишь то, что дано в чувственном познании, и существовать для человека означает прежде всего чувствовать. В основе всего лежит врожденное чувство справедливости, конкретные эмоции являются его отзвуком. Над эмоциями надстраиваются и благоразумие, и разум. Человек имеет смертное тело и бессмертную душу. Руссо был сторонник деизма если бог не понимаем на уровне логики, он все же возможен как факт личного чувственного переживания: насущно необходимо живое участие бога в жизни человека. Свое религиозное миропонимание он описал в Исповедании веры савойского викария, вставленного в роман Эмиль. Руссо один из теоретиков концепции общественного договора, в соответствии с которым возникновение общества трактуется как акт передачи индивидом своих прав политическому организму. Утвердил новое литературное направление сентиментализма и возродил к жизни литературную традицию исповедей. Дал развернутую феноменологию отчуждения: в Прогулках одинокого мечтателя (1776) психологически очень точно описал эмоциональные состояния, присущие одиночеству. Благодаря всему этому привлек внимание к проблеме психологии переживаний и серьезно повлиял на экзистенциалистскую философию и психологию. Дал свое понимание роли искусства. Искусство, под которым Руссо понимал прежде всего аристократическое искусство, ведет к деградации общественных нравов, но если оно станет верным природе, будет воспроизводить жизнь во всей ее естественности, то сможет служить возрождению нравственности. Противопоставлял испорченности и моральной развращенности культурных наций простой и чистый нрав народов, находящихся на патриархальных ступенях развития (отсюда его призыв Назад, к природе!). По своим педагогическим взглядам противостоял официальной педагогике, отвечавшей требованиям феодальной культуры. Исходил из постулата о том, что все дети появляются на свет без пороков, но общество, где царит произвол и неравенство, подавляет их лучшие устремления. В силу этого воспитание детей необходимо проводить вдали от общества, на лоне природы. Воспитание и общение детей с природой нужно, чтобы пробудить в них дремлющие до этого моральные чувства , прежде всего доброту. Исходя из сенсуалистической гносеологии, рекомендовал, чтобы ребенок шел к теоретическим знаниям от наглядных фактов действительности. Воспитатель же должен возможно полнее учитывать естественные склонности и способности детей. Литература .
Немецкий центр профилактики токсикоманий Немецкое общество аналитической психологии Немецкое общество исследований пола Немецкое общество психологии Немецкое общество психосоматической медицины Немецкое общество психотерапии, психосоматики и глубинной психологии Немецкое психоаналитическое объединение Общество врачебной психотерапии Общество прикладной социальной психологии Общество психологии Общество функциональной психологии Объединение организаций психосоциальной помощи Профессиональный союз дипломированных графологов/психологов Профессиональный союз немецких психологов Профессиональный союз специалистов по задержкам психического...
Ассоциация (от лат. associatio соединение) связь между двумя психическими элементами, возникшая в результате опыта и обусловливающая при актуализации одного элемента связи проявление и другого. В различных направлениях ассоциативной психологии было предложено выделять ассоциации по типу их образования. Так были выделены ассоциации по сходству (красное пурпурное), по контрасту (большое маленькое), по смежности в пространстве или во времени (запах приправы к пище вызывает аппетит), причинноследственные (сильный ветер озноб). Было обнаружено, что сила связи зависит от ряда условий (сила впечатлений, вызываемых элементами связи, их новизна, а также способности...
Астазия (от греч. a отрицат. частица и stasis состояние) нарушение способности стоять, вызванное нарушением координации мышц тела при обширных поражений лобных долей мозга и мозолистого...
Астеник (от греч. asthenes слабый) индивид, имеющий следующие особенности телосложения: худощавость, узкие плечи и грудная клетка, длинные ноги, вытянутое лицо, длинный и тонкий нос. В контексте конституциональной типологии Э.Кречмера астеник имеет, как правило, шизоидный, или шизотимический, темперамент , характеризующийся замкнутостью, уходом в себя, несоответствием ответных реакций внешним стимулам, повышенной ранимостью при эмоциональной холодности, переживанием астенических чувств...
Астенические чувства негативные эмоциональные состояния (подавленность, уныние, печаль, нелокализованный страх), свидетельствующие об отказе от борьбы с трудностями в ситуации повышенной эмоциональной нагрузки. О переживании человеком астенических чувств может свидетельствовать, например, то, что он сутулится, его дыхание замедляется, глаза...
Астенический синдром психопатологический синдром . Характеризуется состояниями общей слабости, чрезмерной истощаемости, раздражительности. При этом происходит нарушение внимание и памяти...
Астереогноз (от греч. а отрицат. частица, stereos твердый, gnosis знание) невозможность опознания знакомых предметов при их ощупывании при закрытых глазах. Обусловлен поражением вторичных корковых полей теменной области мозга, приводящих к расстройству анализа и синтеза различных кожно кинестезических ощущений , поступающих в кору теменной области мозга во время ощупывания предмета, и ослаблению тактильных образов предметов. При поражении теменных отделов левого полушария (у правшей) астереогноз может сочетаться с афферентной моторной или кинестезической афазией...
Нарушение координации движений. Наблюдается преимущественно при органических поражениях ЦНС различной локализации (лобной, мозжечковой, вестибулярного анализатора и т.д.). Различается и в этиологическом отношении - например, Атаксия алкогольная, Атаксия истерическая (психогенная). Синоним последней: синдром Брике (Briquet P.,...
Атараксия (греч. ataraxia) античное понятие, обозначающее состояние невозмутимости. В греческой этике им обозначалось душевное равновесие, которое для мудрого человека должно быть идеалом жизненных устремлений и которое достигается за счет отказа размышлять над метафизическими вопросами (о боге, о смерти, об обществе) и высказывать какиелибо суждения о них. При этом, как считалось, происходит переориентация человека на восприятие каждого момента жизни во всей его полноте и нахождение истинной радости, заключенной в...
Аткинсон (Atkinson) Ричард Чэтэм (род. 19.3.1929, Оук Парк, шт. Иллинойс) американский психолог, представитель когнитивной психологии. В 1944г. поступил в Чикагский университет (бакалавр философии, 1948), в 1955г. защитил докторскую диссертацию по философии в университете штата Индиана. С 1956г. по 1957г. преподавал прикладную и статистическую математику в Станфордском университете (Калифорния), с 1957г. по 1961г. он ассоциативный профессор психологии Калифорнийского университета ЛосАнджелеса, с 1961г. по 1964г. ассоциативный профессор психологии Станфордского университета, а 1964г. по 1980г. профессор психологии. С 1980г. работает в Калифорнийском университете Сан Диего в качестве профессора когнитивных наук и университетского канцлера. С 1975г. по 1976г. он зам. директора Национального научного...
Аткинсон (Atkinson) Джон Уильям (род. 1923, НьюДжерси, США) американский психолог. В 1950г. защитил докторскую диссертацию в Мичиганском университете. Профессиональную деятельность начал в качестве сотрудника Д.МакКлелланда. С 1960 по 1988г. профессор Мичиганского университета. Специалист в области психологии мотивации. В исследованиях 194853гг. показал, что те или иные мотивационные состояния (например голод) влияют на содержание воображения. Для учета индивидуальных различий мотивов, в формулу мотива реального поведения в актуальной ситуации (ценность поведения х вероятность успеха) в качестве сомножителя он ввел мотивацию достижения, устойчиво проявляющуюся в разных ситуациях (Motivational determinants of risktaking behavior // Psychological Review. 1957, 64). Сочинения: (Ed.) Motives in Fantasy, Action...
Атомистическая психология (от греч. atоmоs неделимый и psyche душа + logos учение) направления в психологии. Здесь делалась попытка разложить психическую жизнь на элементы, чтобы исследовать их взаимосвязи. По идеологии является противоположной гештальтпсихологии как науке о целостности психики. К данным направлениям могут быть отнесены, в частности ассоциативная психология и отдельные направления необихевиоризма...
Аттитюд (от франц. attitude поза) готовность к выполнению какоголибо действия. Синоним:...
Аттракция (от англ. attraction притяжение, тяготение) установка на другого человека. Обусловливает интерес людей друг к другу. В соответствии с ней индивид вовлекается в совместную деятельность. Измеряется при помощи шкалы межличностных оценок. Литература. (Ed.) HustonT. Foundations of Interpersonal Attraction. N.Y.,...
Аудиометрия (от лат. audio слышу и греч. metron мера) исследование чувствительности слуха с помощью электроакустических приборов, аудиометров, которые позволяют строго дозировать интенсивность звуковых сигналов, осуществлять исследование на всех звуковых частот, функциональные пробы по диагностике пороговой дифференциальной чувствительности, интенсивности, маскировки. Другим средством аудиометрии является регистрация слуховых вызванных потенциалов , по которым можно судить о степени снижения слуха и уровне нейропсихологического...
Аура (от гр. aura дуновение легкого ветерка) cубъективные переживания, которые предшествуют большому эпилептическому припадку. Эти переживания возникают за несколько секунд до припадка, и воспоминания о них сохраняются после его окончания. Больные могут видеть цветовые пятна или блики, звезды, чувствуют аромат. Возникают галлюцинации, в частности макропсии или микропсии. В эмоциональном плане может возникать страх или, наоборот, переживание счастья. В меньшем объеме данные переживания бывают также при мигрени, истерии. В этих случаях, кроме ощущения обдувания ветром, возникает онемение, слышится звон в ушах. Понятие введено Галеном ; первое описание дано Аретеусом...
Аутгрупповой фаворитизм (от греч. autоs сам и favor благосклонность) стратегия межгруппового поведения, основанная на тенденции благоприятствовать чужой группе (аутгруппе) в ущерб собственной (ингруппе). Противоположен ингрупповому фаворитизму . Автор Г.Тэджфел. Литература. TajfelH. Intergroup behavior, social comparison and social change. KatxNewcomb lectures. AnnArbor,...
Аутизм (от греч. auto сам) понятие, введенное Э.Блейлером и обозначающее крайнее нарушение контактов шизофреника и его уход от реальности в мир собственных переживаний, когда произвольная организация мышления оказывается нарушенной в силу его подчинения аффективным...
Аутоагессия агрессивное поведение, направленное против самого себя и проявляющееся в самообвинениях, самоунижении, в нанесении себе телесных повреждений, в попытках...
Аутогенная тренировка (от греч. autos сам и gennao рождаю) психотерапевтический метод, разработанный Й.Г.Шультцем в 1932г. и используемый для психологической саморегуляции. Его ядро составляют приемы погружения в релаксационное состояние и самовнушение, за счет которого происходит овладение навыками произвольного взывания ощущений тепла, тяжести, покоя, расслабления. Овладение сознательным контролем над подобными функциями приводит к нормализации и активизации основных психофизиологических процессов. Данный метод используется прежде всего для лечения неврозов , депрессивных состояний , психосоматических...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]