АДЛЕР Альфред (Adler Alfred) - австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии.
Родился 7 февраля 1870 года в Вене (Австрия). Его отец, Леопольд Адлер, в молодости приехал в Вену из Бургенланда и стал торговцем зерном. Альфред был вторым из шести детей большого небогатого семейства.
В 1895 году, после окончания медицинского факультета Венского университета, Адлер примыкает к социал-демократическому движению и активно участвует в нем, проповедуя идею равенства всех людей независимо от расы, религии, пола и т.д. На одном из митингов он знакомится с Раисой Тимофеевной Эпштейн, которая спустя некоторое время становится его женой.
В 1898 году Адлер публикует свою первую работу "Учебник здоровья для портных" (Gesundheitsbuch fr das Schneidergewerbe). В этой брошюре он обсуждает риск для здоровья, связанный с работой портного, и предлагает меры по улучшению условий труда, подчеркивая общий принцип: человека следует рассматривать не изолированно, а во взаимодействии с окружающей средой. Высказанные им взгляды представляют особый интерес, поскольку свидетельствуют о том, что уже в молодости Адлер придерживался одного из основных принципов "индивидуальной психологии".
С 1900-х годов Адлер занимается психиатрическими проблемами общей медицины. Он был одним из первых, кого заинтересовала книга Зигмунда Фрейда "Толкование сновидений".
В 1901 году Адлер опубликует положительную рецензию на нее в одной из венских ежедневных газет, после чего Фрейд прислал Адлеру приглашение на еженедельное собрание дискуссионного кружка, где обсуждались новые подходы к изучению психических заболеваний. Поначалу Адлер колебался, поскольку интересовался другим предметом, а именно влиянием физических ограничений на развитие личности. Однако после заверений Фрейда, что в его кружке обсуждаются самые различные темы, принял приглашение.
В 1902 году в возрасте 32 лет Адлер вступил в кружок психоаналитиков, в котором кроме З.Фрейда состояли Вильгельм Штекель, Макс Кагане и Рудольф Рейтлер. Группа стала известна под названием "Психоаналитические научные среды", а позже - как Венское Психоаналитическое общество.
В 1907 году Адлер опубликовал книгу "Исследование неполноценности органов" (Studie ber die Minderwertigkeit von Organen). Он никогда не соглашался с мнением Фрейда о том, что причина психической болезни кроется в сексуальной травме раннего детства, он оспаривал и его метод интерпретации сновидений. Каждый из этих ученых старался привлечь другого к собственной области исследований. Расхождения между ними приобрели более выраженный характер после публикации этой книги. Тем не менее, в 1910 году Адлер становится президентом Венского Психоаналитического общества.
В 1911 году Адлер вместе с восемью единомышленниками (Фрейд назвал их бандой Адлера) разорвал отношения с кружком Фрейда. Сначала он назвал свою "банду" "Обществом свободных психоаналитических исследований". С 1912 года Адлер применял термин "индивидуальная психология". В том же году была опубликована работа "О нервном характере" (ber den nervsen Charakter), где обобщались его основные концепции. Книга была отвергнута коллегией венских профессоров, возглавляемой Юлиусом Вагнер-Яуреггом, который настаивал на том, что этот труд относится к философии, а не к медицине. В такой реакции официальной психиатрии на новые психологические концепции не было ничего удивительного. Поскольку Адлеру было запрещено преподавать на медицинском факультете, он читал лекции во многих учреждениях высшего образования для взрослых. Одна из его книг, "Человекознание" (Menschenkenntnis, 1927), представляет собой компиляцию содержания этих лекций, воссозданную по записям одного из слушателей.
В теории личности Адлера главенствующая роль отводилась социальному аспекту. Он подчеркивал целостность и уникальность человеческой личности. В противовес Фрейду, придававшему особое значение событиям прошлого опыта, Адлер утверждал, что вся динамика психологической жизни личности подчинена достижению сознательных или неосознаваемых целей. Основной движущей силой поведения, данной человеку от рождения, Адлер считал стремление к превосходству, которое, однако, не может осуществиться у слабого и беспомощного ребенка, что вызывает чувство неполноценности, требующее компенсации. Индивидуально своеобразное сочетание компенсаторных средств обусловливает определенный стиль жизни. Неспособность к компенсации обусловливает формирование комплекса неполноценности как одной из причин серьезных личностных проблем. Гармоничное развитие личности опирается на творческую силу Я как источник сознательного активного построения человеком собственной жизни, наделяющий ее смыслом.
В 1912 году Адлер основал "Журнал индивидуальной психологии" ("Zeitschrift fr Individualpsychologie"), но его публикация была прервана Первой мировой войной. В течение двух лет Адлер служил военным врачом на русском фронте, а вернувшись в 1916 году в Вену, возглавил военный госпиталь.
В 1919 году при поддержке австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику. Через несколько лет в Вене было уже около тридцати таких клиник, в которых работали ученики Адлера. Персонал каждой клиники состоял из врача, психолога и социального работника. Деятельность Адлера получила международную известность. Детские реабилитационные клиники появились в Германии, Голландии, несколько позже - в США (где они продолжают функционировать в Нью-Йорке, Чикаго и Лос-Анджелесе).
В 1922 году "Журнал индивидуальной психологии" возродился под названием "Международный журнал индивидуальной психологии". В 1938-1946 годах его публикация приостановилась, а затем была возобновлена в 1946-1948 годах в Вене. С 1935 года под редакцией Адлера начал выходить журнал на английском языке (с 1957 года - "Journal of Individual Psychology").
Альфред жил в Вене до 1926 года, в котором получил приглашение занять должность профессора Колумбийского университета в Нью-Йорке.
В 1928 году Адлер побывал в США, где читал лекции в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке.
Став сотрудником Колумбийского университета, Адлер проводил в Вене только летние месяцы, продолжая преподавательскую деятельность и лечение пациентов.
С приходом к власти нацистов последователи Адлера в Германии подверглись преследованиям и были вынуждены эмигрировать. В 1934 году в Австрии были закрыты все детские реабилитационные клиники. Первая и наиболее известная экспериментальная школа, преподавание в которой осуществлялось согласно принципам индивидуальной психологии, основанная в 1931 году Оскаром Шпилем и Ф.Бирнбаумом, была закрыта после аншлюса Австрии в 1938 году. Школа вновь открылась в 1946 году.
В 1932 году Адлер окончательно переезжает в США.
Адлер активно занимался лекционной деятельностью во многих высших учебных заведениях США и Европы. В последней своей поездке он побывал в Голландии, Франции, Англии и Шотландии. После лекции в Голландии, в апреле 1937, он, вероятно, перенес слабый сердечный приступ, однако ограничился непродолжительным отдыхом в отеле и не упомянул о случившемся в письмах родным и друзьям. Месяцем позже, 28 мая 1937 года, приехав в Абердин (Шотландия) для чтения серии лекций, он неожиданно умер от сердечного приступа в возрасте 67 лет.
Основные работы:
"Практика и теория индивидуальной психологии" (Praxis und Theorie der Individualpsychologie, 1920);
"Проблемы человеческой природы" (Problems of Human Nature, 1929);
"Наука жизни" (The Science of Living, 1929);
"Стиль жизни" (The Pattern of Life, 1930);
"Социальные интересы: вызов человечеству" (Social Interest: A Challenge to Mankind, 1938); "Превосходство и социальные интересы" (Superiority and Social Interest, 1964).
ЛИТЕРАТУРА
Е.В. Сидоренко "Комплекс "неполноценности" и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера". Санкт-Петербург, 1993.
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
С. Степанов "Психология в лицах". М., 2001.
По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться.
Немецкий центр профилактики токсикоманий Немецкое общество аналитической психологии Немецкое общество исследований пола Немецкое общество психологии Немецкое общество психосоматической медицины Немецкое общество психотерапии, психосоматики и глубинной психологии Немецкое психоаналитическое объединение Общество врачебной психотерапии Общество прикладной социальной психологии Общество психологии Общество функциональной психологии Объединение организаций психосоциальной помощи Профессиональный союз дипломированных графологов/психологов Профессиональный союз немецких психологов Профессиональный союз специалистов по задержкам психического...
Ассоциация (от лат. associatio соединение) связь между двумя психическими элементами, возникшая в результате опыта и обусловливающая при актуализации одного элемента связи проявление и другого. В различных направлениях ассоциативной психологии было предложено выделять ассоциации по типу их образования. Так были выделены ассоциации по сходству (красное пурпурное), по контрасту (большое маленькое), по смежности в пространстве или во времени (запах приправы к пище вызывает аппетит), причинноследственные (сильный ветер озноб). Было обнаружено, что сила связи зависит от ряда условий (сила впечатлений, вызываемых элементами связи, их новизна, а также способности...
Астазия (от греч. a отрицат. частица и stasis состояние) нарушение способности стоять, вызванное нарушением координации мышц тела при обширных поражений лобных долей мозга и мозолистого...
Астеник (от греч. asthenes слабый) индивид, имеющий следующие особенности телосложения: худощавость, узкие плечи и грудная клетка, длинные ноги, вытянутое лицо, длинный и тонкий нос. В контексте конституциональной типологии Э.Кречмера астеник имеет, как правило, шизоидный, или шизотимический, темперамент , характеризующийся замкнутостью, уходом в себя, несоответствием ответных реакций внешним стимулам, повышенной ранимостью при эмоциональной холодности, переживанием астенических чувств...
Астенические чувства негативные эмоциональные состояния (подавленность, уныние, печаль, нелокализованный страх), свидетельствующие об отказе от борьбы с трудностями в ситуации повышенной эмоциональной нагрузки. О переживании человеком астенических чувств может свидетельствовать, например, то, что он сутулится, его дыхание замедляется, глаза...
Астенический синдром психопатологический синдром . Характеризуется состояниями общей слабости, чрезмерной истощаемости, раздражительности. При этом происходит нарушение внимание и памяти...
Астереогноз (от греч. а отрицат. частица, stereos твердый, gnosis знание) невозможность опознания знакомых предметов при их ощупывании при закрытых глазах. Обусловлен поражением вторичных корковых полей теменной области мозга, приводящих к расстройству анализа и синтеза различных кожно кинестезических ощущений , поступающих в кору теменной области мозга во время ощупывания предмета, и ослаблению тактильных образов предметов. При поражении теменных отделов левого полушария (у правшей) астереогноз может сочетаться с афферентной моторной или кинестезической афазией...
Нарушение координации движений. Наблюдается преимущественно при органических поражениях ЦНС различной локализации (лобной, мозжечковой, вестибулярного анализатора и т.д.). Различается и в этиологическом отношении - например, Атаксия алкогольная, Атаксия истерическая (психогенная). Синоним последней: синдром Брике (Briquet P.,...
Атараксия (греч. ataraxia) античное понятие, обозначающее состояние невозмутимости. В греческой этике им обозначалось душевное равновесие, которое для мудрого человека должно быть идеалом жизненных устремлений и которое достигается за счет отказа размышлять над метафизическими вопросами (о боге, о смерти, об обществе) и высказывать какиелибо суждения о них. При этом, как считалось, происходит переориентация человека на восприятие каждого момента жизни во всей его полноте и нахождение истинной радости, заключенной в...
Аткинсон (Atkinson) Ричард Чэтэм (род. 19.3.1929, Оук Парк, шт. Иллинойс) американский психолог, представитель когнитивной психологии. В 1944г. поступил в Чикагский университет (бакалавр философии, 1948), в 1955г. защитил докторскую диссертацию по философии в университете штата Индиана. С 1956г. по 1957г. преподавал прикладную и статистическую математику в Станфордском университете (Калифорния), с 1957г. по 1961г. он ассоциативный профессор психологии Калифорнийского университета ЛосАнджелеса, с 1961г. по 1964г. ассоциативный профессор психологии Станфордского университета, а 1964г. по 1980г. профессор психологии. С 1980г. работает в Калифорнийском университете Сан Диего в качестве профессора когнитивных наук и университетского канцлера. С 1975г. по 1976г. он зам. директора Национального научного...
Аткинсон (Atkinson) Джон Уильям (род. 1923, НьюДжерси, США) американский психолог. В 1950г. защитил докторскую диссертацию в Мичиганском университете. Профессиональную деятельность начал в качестве сотрудника Д.МакКлелланда. С 1960 по 1988г. профессор Мичиганского университета. Специалист в области психологии мотивации. В исследованиях 194853гг. показал, что те или иные мотивационные состояния (например голод) влияют на содержание воображения. Для учета индивидуальных различий мотивов, в формулу мотива реального поведения в актуальной ситуации (ценность поведения х вероятность успеха) в качестве сомножителя он ввел мотивацию достижения, устойчиво проявляющуюся в разных ситуациях (Motivational determinants of risktaking behavior // Psychological Review. 1957, 64). Сочинения: (Ed.) Motives in Fantasy, Action...
Атомистическая психология (от греч. atоmоs неделимый и psyche душа + logos учение) направления в психологии. Здесь делалась попытка разложить психическую жизнь на элементы, чтобы исследовать их взаимосвязи. По идеологии является противоположной гештальтпсихологии как науке о целостности психики. К данным направлениям могут быть отнесены, в частности ассоциативная психология и отдельные направления необихевиоризма...
Аттитюд (от франц. attitude поза) готовность к выполнению какоголибо действия. Синоним:...
Аттракция (от англ. attraction притяжение, тяготение) установка на другого человека. Обусловливает интерес людей друг к другу. В соответствии с ней индивид вовлекается в совместную деятельность. Измеряется при помощи шкалы межличностных оценок. Литература. (Ed.) HustonT. Foundations of Interpersonal Attraction. N.Y.,...
Аудиометрия (от лат. audio слышу и греч. metron мера) исследование чувствительности слуха с помощью электроакустических приборов, аудиометров, которые позволяют строго дозировать интенсивность звуковых сигналов, осуществлять исследование на всех звуковых частот, функциональные пробы по диагностике пороговой дифференциальной чувствительности, интенсивности, маскировки. Другим средством аудиометрии является регистрация слуховых вызванных потенциалов , по которым можно судить о степени снижения слуха и уровне нейропсихологического...
Аура (от гр. aura дуновение легкого ветерка) cубъективные переживания, которые предшествуют большому эпилептическому припадку. Эти переживания возникают за несколько секунд до припадка, и воспоминания о них сохраняются после его окончания. Больные могут видеть цветовые пятна или блики, звезды, чувствуют аромат. Возникают галлюцинации, в частности макропсии или микропсии. В эмоциональном плане может возникать страх или, наоборот, переживание счастья. В меньшем объеме данные переживания бывают также при мигрени, истерии. В этих случаях, кроме ощущения обдувания ветром, возникает онемение, слышится звон в ушах. Понятие введено Галеном ; первое описание дано Аретеусом...
Аутгрупповой фаворитизм (от греч. autоs сам и favor благосклонность) стратегия межгруппового поведения, основанная на тенденции благоприятствовать чужой группе (аутгруппе) в ущерб собственной (ингруппе). Противоположен ингрупповому фаворитизму . Автор Г.Тэджфел. Литература. TajfelH. Intergroup behavior, social comparison and social change. KatxNewcomb lectures. AnnArbor,...
Аутизм (от греч. auto сам) понятие, введенное Э.Блейлером и обозначающее крайнее нарушение контактов шизофреника и его уход от реальности в мир собственных переживаний, когда произвольная организация мышления оказывается нарушенной в силу его подчинения аффективным...
Аутоагессия агрессивное поведение, направленное против самого себя и проявляющееся в самообвинениях, самоунижении, в нанесении себе телесных повреждений, в попытках...
Аутогенная тренировка (от греч. autos сам и gennao рождаю) психотерапевтический метод, разработанный Й.Г.Шультцем в 1932г. и используемый для психологической саморегуляции. Его ядро составляют приемы погружения в релаксационное состояние и самовнушение, за счет которого происходит овладение навыками произвольного взывания ощущений тепла, тяжести, покоя, расслабления. Овладение сознательным контролем над подобными функциями приводит к нормализации и активизации основных психофизиологических процессов. Данный метод используется прежде всего для лечения неврозов , депрессивных состояний , психосоматических...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]