Exit Project: Глоссарий: Рут Фултон Бенедикт

Рут Фултон Бенедикт



БЕНЕДИКТ (Benedict) Рут Фултон (1887-1948) -американский культурантрополог, виднейший (вместе с Кардинером, Линтоном, Сепиром, М. Мид и Дюбуа) представитель этнопсихологического направления (“культура и личность”) в американской антропологии. В 1921-23 Бенедикт изучает под руководством Боаса в Колумбийском ун-те культурную антропологию. В 1923 защищает докторскую диссертацию “Представления американских индейцев о духах-оберегах”. С 1923 до конца жизни Бенедикт преподавала в Колумбийском ун-те, где в 1936 сменила Боаса в должности декана отделения антропологии. В 1947 Бенедикт избирается Председателем Американской антропологической ассоциации. За несколько месяцев до смерти становится профессором Колумбийского ун-та.



Первый этап антропологической деятельности Бенедикт связан с полевыми исследованиями в резервации североамериканских индейцев, по результатам которых она опубликовала в 1935 монографию “Мифология зунья”. Полученные во время полевых работ материалы часто использовались Бенедикт в ее работах в нач. 30-х гг. Этнопсихологическое направление признавало первичным в каждой культуре личность и особенности ее психики (психологический детерминизм). Бенедикт, как и другие исследователи этого направления, широко использовала концепции Фрейда. В статье “Конфигурации культуры” (1923) она воспользовалась ницшеанской дифференциацией культур на “аполлоновский” и “дионисийский” типы и утверждала, что межкультурные различия объясняются прежде всего различиями в индивидуальной психологии, поскольку культуры — это “индивидуальная психология, отраженная на большом экране”. В статье “Антропология и анормальное” (1934) Бенедикт, развивая идеи Фрейда, рассматривала культуры различных народов как проявления специфически присущих им психопатологий. В своем главном общетеоретическом труде “Модели культуры” (1935) Бенедикт вышла за рамки психологизма, предприняв попытку синтезировать антропологический, социологический и психологический подходы к феномену культуры. Она отстаивала культурно-релятивистский принцип, согласно которому каждое явление культуры может быть адекватно понято только в общем контексте данной культуры. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, Бенедикт в то же время признавала, что между обществом и индивидом существует тесная взаимосвязь, и личность следует изучать в системе этой взаимосвязи. Концепция культурного релятивизма была использована ею для критики фашистских идей в работах начала 40-х гг. В годы войны по заданию Службы военной информации США Бенедикт занялась изучением японской национальной психологии, чтобы создать своеобразное руководство для американских военных и гражданских чиновников после оккупации Японии. Бенедикт широко использовала разработанную ею технику “дистанционного изучения культуры” (анализ научной и художественной литературы, дневников военнопленных, просмотр японских кинофильмов, интервьюирование проживающих в США японцев). Бенедикт никогда не была в Японии и не знала японского языка. На основе собранных материалов написала знаменитую книгу “Хризантема и меч” (1946). В ней с культурно-релятивистских позиций японская культура рассматривается как иерархическая по своей сути, что предполагает точное знание каждым членом общества своего места в нем и своей роли. Бенедикт типологизирует японскую культуру стыда, противопоставляя ее западной, прежде всего американской, культуре вины с этическим акцентом на божественных заповедях. Бенедикт уделила особое внимание японским концепциям “он” (милость, благодеяние) и “гири” (долг), воспитанию детей в семьях. Несмотря на то что “Хризантема и меч” получила неоднозначную оценку в Японии и на Западе (Бенедикт упрекали в антиисторизме, западном этно-центризме, в том, что она нарисовала портрет не японца, а японского военнопленного), она стала классической работой зарубежного японоведения и культурной антропологии в целом, работой, к которой до сих пор постоянно обращаются исследователи. Ученики Бенедикт — М. Мид, Р. Метро, М. Вольфенштейн — широко использовали и углубили разработанную Бенедикт технику “дистанционного изучения культуры”.



Соч.: Configurations of Culture in North America // American Anthropologist. Menasha, 1932. Vol. 34. N 1; Anthropology and the Abnormal // Journal of General Psychology. Worcester, 1934. Vol. 10. N 1; Zuni Mythology. V.1-2. N.Y., 1935; Patterns of Culture. Boston, 1959; Race:Science and Politics. N.Y., 1940, 1959; The Races of Mankind (with G.Weltfish). N.Y., 1943; The Chrysanthemum and the Sword: Patterns of Japanese culture. Boston, 1946;



Хризантема и меч // Хризантема и меч: Антология культурной антропологии. М., 1998; Модели культуры// Там же.



Лит.: An Anthropologist at Work; Writings of Ruth Benedict. Ed. by М. Mead. Boston, 1959; N.Y., 1966. Mead М. Ruth Benedict. N.Y., L., 1974; Modell J.S. Ruth Benedict: Patterns of a Life. Phil., 1983; [Библиогр) // American Anthropologist. Menasha, 1949. Vol. 51. N 3.


Другие статьи : Рабдофобия, Работоспособность психическая, Равена тeст, Равич–Щербо Инна Владимировна, Радикальная теория образов, Радо Шандор, Разветвленное программированное обучение, Развитие восприятия, Развитие движений ребенка, Развитие игры в дошкольном возрасте, Развитие интеллекта по Ж. Пиаже, Развитие личности невротическое, Развитие личности параноическое, Развитие личности патологическое, Развитие психики в онтогенезе, Развитие психики в филогенезе, Развитие психодиагностики, Раздражимость, Райн (Rhine) Джозеф Бэнкс, РАЙХ Вильгельм (Reich Wilhelm), Райх–Рубинштейн (Reich–Rubinstein) Анни, Ранк Отто, Ранний возраст, Ранний детский аутизм, Ранняя одаренность, Рапопорт Анатоль (Анатолий Борисович), Расстройства памяти, Расщепление Я, Рационализация, Рационально–эмотивная терапия, Реавтоматизация навыка, Реактивное образование, Реактивные состояния, Реактология, Ребефинг, Реверберация, Регенеративность, Регрессия, Реестр зарубежных психодиагностических методик, Рейк Теодор, Рейх (Reich) Вильгельм, Рекапитуляция, Рекрутмент, Релаксация, Реминисценция, Респираторный аффективный спазм, Респондент, Ретроактивное торможение, Ретроспекция, Реферативный журнал (РЖ). Психология, Референтная группа, Рефлекс, Рефлексология, Рефрактерный период, Рецептивное поле, Рецепторы, Реципроктная координация, Речь, Рибо (Ribot) Теодюль, Ригидность, Риск, Ритмы мозга, Рише Шарль, Роджерс Карл Рэнсом, Розенталь (Rosenthal) Роберт, Розенцвейг Саул, Ролевая игра детей, Романтические поведение, Роршах (Rorschach) Герман, Российская государственная библиотека, Россолимо Григорий Иванович, Роттер (Rotter) Джулиан Бернард, Рубин (Rubin) Эдгар Джон, Рубинштейн Сергей Леонидович, Рубинштейн Сусанна Яковлевна, Рудик Петр Антонович, Руссо (Rousseau) Жан Жак, Рут Фултон Бенедикт, Рэдфорд Джон, Рюдин (Rudin) Эрнст, , ...

 

Ассоциации немецких психологов

Немецкий центр профилактики токсикоманий Немецкое общество аналитической психологии Немецкое общество исследований пола Немецкое общество психологии Немецкое общество психосоматической медицины Немецкое общество психотерапии, психосоматики и глубинной психологии Немецкое психоаналитическое объединение Общество врачебной психотерапии Общество прикладной социальной психологии Общество психологии Общество функциональной психологии Объединение организаций психосоциальной помощи Профессиональный союз дипломированных графологов/психологов Профессиональный союз немецких психологов Профессиональный союз специалистов по задержкам психического...

Ассоциация

Ассоциация (от лат. associatio соединение) связь между двумя психическими элементами, возникшая в результате опыта и обусловливающая при актуализации одного элемента связи проявление и другого. В различных направлениях ассоциативной психологии было предложено выделять ассоциации по типу их образования. Так были выделены ассоциации по сходству (красное пурпурное), по контрасту (большое маленькое), по смежности в пространстве или во времени (запах приправы к пище вызывает аппетит), причинноследственные (сильный ветер озноб). Было обнаружено, что сила связи зависит от ряда условий (сила впечатлений, вызываемых элементами связи, их новизна, а также способности...

Астазия

Астазия (от греч. a отрицат. частица и stasis состояние) нарушение способности стоять, вызванное нарушением координации мышц тела при обширных поражений лобных долей мозга и мозолистого...

Астеник

Астеник (от греч. asthenes слабый) индивид, имеющий следующие особенности телосложения: худощавость, узкие плечи и грудная клетка, длинные ноги, вытянутое лицо, длинный и тонкий нос. В контексте конституциональной типологии Э.Кречмера астеник имеет, как правило, шизоидный, или шизотимический, темперамент , характеризующийся замкнутостью, уходом в себя, несоответствием ответных реакций внешним стимулам, повышенной ранимостью при эмоциональной холодности, переживанием астенических чувств...

Астенические чувства

Астенические чувства негативные эмоциональные состояния (подавленность, уныние, печаль, нелокализованный страх), свидетельствующие об отказе от борьбы с трудностями в ситуации повышенной эмоциональной нагрузки. О переживании человеком астенических чувств может свидетельствовать, например, то, что он сутулится, его дыхание замедляется, глаза...

Астенический синдром

Астенический синдром психопатологический синдром . Характеризуется состояниями общей слабости, чрезмерной истощаемости, раздражительности. При этом происходит нарушение внимание и памяти...

Астереогноз

Астереогноз (от греч. а отрицат. частица, stereos твердый, gnosis знание) невозможность опознания знакомых предметов при их ощупывании при закрытых глазах. Обусловлен поражением вторичных корковых полей теменной области мозга, приводящих к расстройству анализа и синтеза различных кожно кинестезических ощущений , поступающих в кору теменной области мозга во время ощупывания предмета, и ослаблению тактильных образов предметов. При поражении теменных отделов левого полушария (у правшей) астереогноз может сочетаться с афферентной моторной или кинестезической афазией...

Атаксия

Нарушение координации движений. Наблюдается преимущественно при органических поражениях ЦНС различной локализации (лобной, мозжечковой, вестибулярного анализатора и т.д.). Различается и в этиологическом отношении - например, Атаксия алкогольная, Атаксия истерическая (психогенная). Синоним последней: синдром Брике (Briquet P.,...

Атараксия

Атараксия (греч. ataraxia) античное понятие, обозначающее состояние невозмутимости. В греческой этике им обозначалось душевное равновесие, которое для мудрого человека должно быть идеалом жизненных устремлений и которое достигается за счет отказа размышлять над метафизическими вопросами (о боге, о смерти, об обществе) и высказывать какиелибо суждения о них. При этом, как считалось, происходит переориентация человека на восприятие каждого момента жизни во всей его полноте и нахождение истинной радости, заключенной в...

Аткинсон (Atkinson) Ричард Чэтэм

Аткинсон (Atkinson) Ричард Чэтэм (род. 19.3.1929, Оук Парк, шт. Иллинойс) американский психолог, представитель когнитивной психологии. В 1944г. поступил в Чикагский университет (бакалавр философии, 1948), в 1955г. защитил докторскую диссертацию по философии в университете штата Индиана. С 1956г. по 1957г. преподавал прикладную и статистическую математику в Станфордском университете (Калифорния), с 1957г. по 1961г. он ассоциативный профессор психологии Калифорнийского университета ЛосАнджелеса, с 1961г. по 1964г. ассоциативный профессор психологии Станфордского университета, а 1964г. по 1980г. профессор психологии. С 1980г. работает в Калифорнийском университете Сан Диего в качестве профессора когнитивных наук и университетского канцлера. С 1975г. по 1976г. он зам. директора Национального научного...

Аткинсон Джон Уильям

Аткинсон (Atkinson) Джон Уильям (род. 1923, НьюДжерси, США) американский психолог. В 1950г. защитил докторскую диссертацию в Мичиганском университете. Профессиональную деятельность начал в качестве сотрудника Д.МакКлелланда. С 1960 по 1988г. профессор Мичиганского университета. Специалист в области психологии мотивации. В исследованиях 194853гг. показал, что те или иные мотивационные состояния (например голод) влияют на содержание воображения. Для учета индивидуальных различий мотивов, в формулу мотива реального поведения в актуальной ситуации (ценность поведения х вероятность успеха) в качестве сомножителя он ввел мотивацию достижения, устойчиво проявляющуюся в разных ситуациях (Motivational determinants of risktaking behavior // Psychological Review. 1957, 64). Сочинения: (Ed.) Motives in Fantasy, Action...

Атомистическая психология

Атомистическая психология (от греч. atоmоs неделимый и psyche душа + logos учение) направления в психологии. Здесь делалась попытка разложить психическую жизнь на элементы, чтобы исследовать их взаимосвязи. По идеологии является противоположной гештальтпсихологии как науке о целостности психики. К данным направлениям могут быть отнесены, в частности ассоциативная психология и отдельные направления необихевиоризма...

Аттитюд

Аттитюд (от франц. attitude поза) готовность к выполнению какоголибо действия. Синоним:...

Аттракция

Аттракция (от англ. attraction притяжение, тяготение) установка на другого человека. Обусловливает интерес людей друг к другу. В соответствии с ней индивид вовлекается в совместную деятельность. Измеряется при помощи шкалы межличностных оценок. Литература. (Ed.) HustonT. Foundations of Interpersonal Attraction. N.Y.,...

Аудиометрия

Аудиометрия (от лат. audio слышу и греч. metron мера) исследование чувствительности слуха с помощью электроакустических приборов, аудиометров, которые позволяют строго дозировать интенсивность звуковых сигналов, осуществлять исследование на всех звуковых частот, функциональные пробы по диагностике пороговой дифференциальной чувствительности, интенсивности, маскировки. Другим средством аудиометрии является регистрация слуховых вызванных потенциалов , по которым можно судить о степени снижения слуха и уровне нейропсихологического...

Аура

Аура (от гр. aura дуновение легкого ветерка) cубъективные переживания, которые предшествуют большому эпилептическому припадку. Эти переживания возникают за несколько секунд до припадка, и воспоминания о них сохраняются после его окончания. Больные могут видеть цветовые пятна или блики, звезды, чувствуют аромат. Возникают галлюцинации, в частности макропсии или микропсии. В эмоциональном плане может возникать страх или, наоборот, переживание счастья. В меньшем объеме данные переживания бывают также при мигрени, истерии. В этих случаях, кроме ощущения обдувания ветром, возникает онемение, слышится звон в ушах. Понятие введено Галеном ; первое описание дано Аретеусом...

Аутгрупповой фаворитизм

Аутгрупповой фаворитизм (от греч. autоs сам и favor благосклонность) стратегия межгруппового поведения, основанная на тенденции благоприятствовать чужой группе (аутгруппе) в ущерб собственной (ингруппе). Противоположен ингрупповому фаворитизму . Автор Г.Тэджфел. Литература. TajfelH. Intergroup behavior, social comparison and social change. KatxNewcomb lectures. AnnArbor,...

Аутизм

Аутизм (от греч. auto сам) понятие, введенное Э.Блейлером и обозначающее крайнее нарушение контактов шизофреника и его уход от реальности в мир собственных переживаний, когда произвольная организация мышления оказывается нарушенной в силу его подчинения аффективным...

Аутоагессия

Аутоагессия агрессивное поведение, направленное против самого себя и проявляющееся в самообвинениях, самоунижении, в нанесении себе телесных повреждений, в попытках...

Аутогенная тренировка

Аутогенная тренировка (от греч. autos сам и gennao рождаю) психотерапевтический метод, разработанный Й.Г.Шультцем в 1932г. и используемый для психологической саморегуляции. Его ядро составляют приемы погружения в релаксационное состояние и самовнушение, за счет которого происходит овладение навыками произвольного взывания ощущений тепла, тяжести, покоя, расслабления. Овладение сознательным контролем над подобными функциями приводит к нормализации и активизации основных психофизиологических процессов. Данный метод используется прежде всего для лечения неврозов , депрессивных состояний , психосоматических...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Рут Фултон Бенедикт