Мужчины с более широкими лицами относительно высоты последних чаще ведут себя неэтично.
Исследование Майкла Хейзелхуна из Университета штата Висконсин в Милуоки (США) и его коллег, выпускников школы MBA, стало ещё одним доказательством в пользу того, что гены и гормональное развитие оказывают влияние на поведение человека и что некоторые физические характеристики (в данном случае лицевые кости) могут послужить надёжной визуальной подсказкой, чего ждать от того или иного субъекта.
Узколицый Джон Леннон (слева, 1,63) был, конечно, хулиганом, но по крайней мере никого не бомбил, как широколицый Билл Клинтон (справа, 2,07).
«Предыдущие исследования продемонстрировали, что различия в отношении ширины лица к высоте появляются в период полового созревания, — отмечает г-н Хейзелхун. — Поскольку половые различия в форме лица у мальчиков частично обусловлены концентрацией тестостерона, вероятно, тем же объясняется и соотношение ширины и высоты».
Исследователи полагают, что широкое лицо — это лицо с отношением ширины и высоты, превышающим 1,9. В эту категорию попадают Ричард «Уотергейт» Никсон — 2,02, Билл «Моника Левински» Клинтон — 2,07, Джон «Мэрилин Монро» Кеннеди — 2,15, Джон Эдвардс (кандидат в вице-президенты США; сейчас ему грозят 30 лет тюрьмы) — 2,38. Узкое лицо — это лицо с показателем не выше 1,7: Джон Леннон (1,63), Уильям Шекспир (1,44 — впрочем, это, скорее всего, следствие старинной манеры писать портреты).
Джордж «Я не умею лгать» Вашингтон — 1,75. Кеннет Лэй (коррупционный скандал с корпорацией Enron) — 1,86.
Учёные провели два эксперимента. Сначала 192 студента MBA провели учебные переговоры (покупатель — продавец). Оказалось, что неэтичное поведение можно предсказать по форме лица, но только у мужчин. Женщины тоже вели нечестную игру, но корреляций с лицом замечено не было.
Затем 103 добровольца сыграли в кости. Победителю были обещаны $50. Результат оказался тем же. «Наш анализ указывает на то, что движущей силой данного эффекта выступало ощущение мужской силы: чем более могущественным чувствовал себя участник, тем чаще он завышал количество очков на кубиках», — подчёркивает г-н Хейзелхун.
«Эффект, похоже, не распространяется на женщин — вероятно, потому что на них не действует то же давление отбора, — продолжает учёный. — Мужчины со сравнительно широкими лицами более агрессивны и корыстны, ибо это позволяет им получить больше ресурсов в борьбе с другими мужчинами». Кстати, г-н Хейзелхун уже подготовил статью, в которой показывается, что среди руководителей компаний из рейтинга Fortune 500 широколицые преобладают.