Тейлор (Taylor) Фредерик Уинслоу (20.3.1856, Германтаун, Пенсильвания 21.3.1915, Филадельфия) американский инженер, изобретатель, основатель научной организации труда . Родился в семье адвоката с глубокими культурными традициями; путешествуя по Европе, получил образование во Франции и Германии, затем в академии Ф.Экстера, НьюХэмпшир, в 1874г. окончил Гарвардский юридический колледж, но изза ухудшения зрения не смог продолжить образование и устроился работать рабочим пресса в промышленные мастерские гидравлического завода в Филадельфии, в 1878г. благодаря своей настойчивости (в это время был пик экономической депрессии) получил место разнорабочего на Мидвэльском сталелитейном заводе, был лекальщиком и механиком, с 1882г. по 1883г. начальником механических мастерских. Параллельно, учась по вечерам, получил техническое образование (степень инженерамеханика, Технологический институт Стивенса, 1883). В 1884г. Тейлор стал главным инженером, в этом году он впервые использовал систему дифференциальной оплаты за производительность труда. Оформил патентами около 100 своих изобретений и рационализаций. С 1890г. по 1893г. Тейлор главный управляющий Мануфактурной инвестиционной компании, Филадельфия, владелец бумажных прессов в Мэне и Висконсине, организовал собственное дело по управленческому консультированию, первое в истории менеджмента. С 1898г. по 1901г. он консультант Вифлеемской сталелитейной компании, шт.Пенсильвания. В 1906г. Тейлор становится президентом Американского общества инженеровмехаников, а в 1911г. учреждает Общество содействия научному менеджменту (позднее оно получило название Общества Тейлора). С 1895г. Тейлор начал свои всемирно известные исследования по организации труда. Первые его эксперименты, поставленные на знаменитом Шмидте, были направлены на решение вопроса о том, какое количество железной руды или угля человек может поднимать на лопатах различного размера, чтобы в течении длительного времени не терять работоспособности (в результате скрупулезных замеров был определен оптимальный вес=21 фунт), при этом он пришел к очень важному заключению, что надо устанавливать не только время выполнения работ, но и время для отдыха. Его система научной организации труда включала в себя ряд основных положений: научные основания производства, научный подбор кадров, обучение и тренировка, организация взаимодействия между управляющими и рабочими. Ввел конкретные требования по научному изучению элементов производственного процесса: разделение целостного процесса на минимальные части, наблюдение и запись всех этих элементов и условий, в которых они совершаются, точное измерение этих элементов по времени и по затрате сил. Для этого, одним из первых, стал использовать хронометраж исполнительных рабочих действий . Его идея о разделении работы на самые простые операции привела к созданию сборочного конвейера, сыгравшего столь значительную роль в росте экономической мощи США в первой половине ХХ века. Идеи Тейлора высоко оценивались в России, например, В.М.Бехтеревым , и в 20хг. нашли своих горячих сторонников среди организаторов социалистического строительства, тем более, что сходные представления, достаточно независимо от Тейлора, развивались в ЦИТ. Вместе с тем была и критика, которая основывалась на придании приоритета идее узкой специализации (О.А.Ерманский). Литература .
Афазия (от греч. a отрицат. частица и phasis высказывание) системные нарушения речи , вызванные локальными поражениями коры левого полушария (у правшей). Эти нарушения могут затрагивать фонематическую, морфологическую и синтаксическую структуры активной и пассивной речи. По классификации А.Р.Лурия , основанной на концепции динамической локализации высших психических функций , выделяется семь форм. При поражении задней трети височной извилины левого полушария (у правшей) возникает сенсорная афазия, впервые описанная К.Вернике в 1874г., в основе которой лежит нарушение фонематического слуха, различение звукового состава слов. При поражении средних отделов левой височной области (у правшей), возникает акустикомнестическая афазия, в основе которой лежит нарушение слухоречевой памяти. При...
Афония (от греч. a огрицат. частица и рhоne звук) потеря голоса при сохранении целостной речи, возникающая в силу органических или функциональных нарушений в гортани (голосовых связках, гортанных мышцах). Наблюдается, в частности, при перенапряжении голосовых связок у лекторов, при внезапных и сильных волнениях, при истерии...
Аффект неадекватноcти отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ответ на неуспех. Характеризуется или отрицанием самого факта неуспеха, или переложением ответственности за него на других. Аффект неадекватноcти является защитной реакцией, позволяющей сохранить завышенный уровень притязаний и избежать осознание своей несостоятельности. Данное состояние связано с нежеланием устанавливать адекватный контакт с окружающими. Может проявляться в повышенной обидчивости, недоверчивости, подозрительности, агрессивности и негативизме...
Аффективная ригидность неготовность к изменениям в связывании тех или иных событий с определенными аффективными реакциями. Проявляется в затруднениях при эмоциональном научении, в излишней фиксированности на объектах, константность эмоциональной оценки тех или иных событий, также в образовании сверхценных...
Аффективные дети дети, имеющие устойчивые отрицательные эмоциональные переживания и деструктивное поведение . Это обусловлено неудовлетворением важных для их существования потребностей . Формы такого деструктивного поведения могут быть различными. Для одних детей в ситуации неуспеха характерно его неприятие, что может проявляться в браваде, заносчивости, в агрессивном поведении. Для других снижение уровня притязаний , сопровождаемое неуверенностью в себе, боязнью разочарования, обидчивостью, ранимостью. При постоянном воспроизведении неадекватные реакции на неуспех приобретают форму устойчивых черт характера...
Аффективные нарушения (от лат. affectus душевное волнение, страсть) эмоции, отклоняющиеся от нормы по их адекватности, выражению (прежде всего их усиление или снижение), взаимопереходам, по течению, по рассогласованию между ними и интеллектуальной...
Аффективный застой (от лат. affectus душевное волнение, страсть) аффективное напряжение, которое не может быть отреагировано изза сдерживания (внешние обстоятельства, воспитание, невроз). Накопление аффектов субъективно переживается как напряжение и беспокойстве. В той или иной сигнальной ситуации может быть разрешен в виде аффективного взрыва. Но иногда может также и постепенно снижаться без какихлибо эксцессов. Синоним аккумуляция аффекта...
Аффекты (от лат. affectus душевное волнение, страсть) сильные эмоциональные переживания, которые возникают в критических условиях при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций и которые сопряжены с выраженными двигательными и органическими проявлениями. Аффекты приводят к затормаживанию всех других психических процессов и реализации соответствующих поведенческих реакций. На основе пережитых аффектов формируются особые аффективные комплексы, которые могут запускаться, без достаточного осознания вызвавших реакцию причин, при столкновении даже с отдельными элементами ситуации, спровоцировавшей...
(от лат. afferens - приносящий) - постоянный поток нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств, воспринимающих информацию как от внешних раздражителей (экстерорецепция), так и от внутренних органов (интерорецепция). Афферентация находится в прямой зависимости от силы раздражителей и насыщенности ими внешней среды, а также от состояния (активности или пассивности)...
Аффилиация (от англ. аffiliation соединение, связь) потребность в общении , в осуществлении эмоциональных контактов, в проявлениях дружбы и любви. Формирование данной потребности обусловлено характером взаимоотношений с родителями в раннем детстве, со сверстниками и может нарушаться при провоцировании ситуаций, сопряженных с тревогой и неуверенность в себе и приводящих к возникновению чувство одиночества ,...
Ах Нарцисс (1871 1946) немецкий психолог, представитель Вюрцбургской школы . Известен своими экспериментами с использованием метода систематической интроспекции , в которых показал, что возникновение тех или иных ассоциаций управляется так называемой детерминирующей тенденцией и процесс мышление строится под определенную задачу. Также создал методику формирования искусственных понятий, которая затем была модифицирована Л.С.Выготским и Л.С.Сахаровым под названием методики двойной стимуляции...
Ахроматическое зрение потеря способности различать хроматические тона, когда окружающий мир воспринимается в сером цвете, имеющем лишь различия яркости в зависимости от спектра воспринимаемого света. С максимальной яркостью воспринимается зеленый цвет, что характерно для сумеречного зрения людей с нормальным цветовым зрением...
Ашаффенбург (Aschaffemburg) Густав (23.5.1866, Цвайбрюкен, Пфальц 2.9.1944, Балтимор) немецкоамериканский психиатр. Образование получил в университетах Гейдельберга (1885,18881889), Вюрцбурга (18851887), Фрейбурга (1887), Берлина (18871888), Страсбурга (18891890) (здесь сдал государственные экзамены и защитил докторскую диссертацию), Вены (18901891) (здесь занимался под руководством Т.Мейнерта) и Парижа (1891). Работал с 1891г. по 1900г. в Гейдельберге сначала ассистентом, под руководством Э.Крепелина , а с 1895г., после защиты диссертации по теме психологии ассоциаций (Experimentelle Studien uber Assoziation. I. In normalen Zustande. II. In der Erschopfung. III. Die Ideenflucht, Psychol. Arbeit, 1895, 1997, 1902, 1904) в качестве доцента, с 1900г. по 1901г. он экстраординарный профессор, в это время...
Бабенковой синдром правого полушария (Бабенкова С.В., 1967). Психические нарушения, наблюдающиеся преимущественно при поражении коры правого полушария: корсаковоподобный амнестический синдром, анозогнозия, "псевдомория" (эйфория, дурашливость, расторможенность), дезориентировка в пространстве, нарушение восприятия времени, психомоторное возбуждение, помрачение сознания (в том числе сноподобные состояния сознания — делирий, онейроид), аментивные нарушения...
Бабинского симптом (Babinski J., 1914). Наблюдается при гемиплегии, когда больные не знают о своем параличе. Отсутствуют признаки деменции или нарушенного сознания. Анозогнозия паралича не является непременной. Некоторые больные знают об имеющемся у них параличе конечностей, но не придают ему значения...
Бабинского — Вакеза болезнь (Babinski J., Vaquez L.H., 1901). Абортивный вариант спинной сухотки. Характерны узкие, не реагирующие на свет зрачки, аортит со склонностью к развитию аневризмы аорты, ослабление или отсутствие коленных рефлексов, симптоматика хронического...
Бабинского—Фромана синдром (Babinski J., Froment J., 1918). Возникающие после незначительной травмы функциональные парезы и мышечные контрактуры, сочетающиеся с рефлекторными неврологическими расстройствами (каузалгиями, посттравматическим отеком, посттравматическим...
Базальные эмоции теоретический конструкт, объединяющий эмоции минимального набора, на базе которых формируется все многообразие эмоциональных процессов и состояний. К подобным эмоциям относят эмоции радости, горя (печали), страха, гнева, удивления, отвращения. Именно они фиксируются при электрической стимуляции различных подкорковых зон...
Базовые нарушения при шизофрении (от греч. schizo раскалываю и phren сердце, душа, ум) типичные переживания, возникающие при шизофрении, автор G.Huber (1966г.). Надстроены над первичными клиническими симптомами. К таким нарушениям относятся: переживание нарушенности мышления, больные жалуются на невозможность концентрировать внимание, думать правильно и с полной отдачей; потеря упорядоченности мышления, невозможность решать мыслительные задачи изза отсутствия организованности и направленности потока мыслей; обеднение и замедление мышления, ощущение пустоты в голове; снижение логичности мыслей, невозможность сопоставлять друг с другом различные мысли; бесплодные мысли, протекающие в фоновом плане; переживание нарушенности памяти; нарушение понимания письменной и разговорной речи, в том числе понимания вопросов; эффект дезавтоматизации;...
Базоспазм (греч. basis — ходьба, шаг, spasmos — судорога). Спастическая форма абазии. Наблюдается при...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]