Exit Project: Глоссарий: Лейбниц Г.В. Отрывки

Лейбниц Г.В. Отрывки



Сочинения в 4т.: Пер. с франц. / Редкол.: Б.Э.Быховский, Г.Г.Майоров, И.С.Нарский и др. М.: Мысль, 1989. Т.1. Свидетельство природы против атеистов. 8384.Душа человеческая суть существо, некоторое действие которого состоит в мышлении... Мышление есть вещь, сознаваемая без представления частей... Движение есть перемена пространства. Что не способно к движению, то недоступно распадению. Ибо распадение есть движение в частях. Что недоступно распадению, то неразрушимо. Ибо разрушение есть внутреннее распадение. Все неразрушимое бессмертно... Следовательно, душа человеческая бессмертна. {Прим. учение об архее было первоначально развито Парацельсом, а затем (в XVIXVII) увязывалось с платоновскинеоплатоновским учением о мировой душе}. Рассуждение о метафизике. 151....Мы ничего не можем узнать, о чем мы не имели бы в духе нашем идею, которая есть как бы материя, из которой образуется эта мысль. 159.Так как все тела в универсуме, так сказать, сочувствуют друг другу, то и наше тело получает впечатления о всех других, и, хотя наши чувства соотносятся со всеми другими, душа наша не может обращать внимание на каждую из них в частности, потомуто наши смутные чувствования суть результат разнообразия восприятия поистине бесконечного. 160.Память, или сознание этого я, делает ее способной к награде и наказанию. И бессмертие, которое требуется в нравственности и религии, состоит не в одном лишь постоянном существовании, свойственном всем субстанциям, ибо без воспоминания о том, что мы были, бессмертие не имело бы ничего привлекательного. Где? ...Душа, хоть она и проста, всегда испытывает чувство, составленное одновременно из многих перцепцией, что... равносильно тому, как если бы она состояла, подобно машине, из разных частей. Размышления относительно учения о едином всеобщем духе. 363.Почему бы душа не могла всегда сохранять тончайшее, особым образом организованное тело, которое могло бы впоследствии при воскресении тела взять вновь то, что ему необходимо, от видимого тела? Начала природы и благодати, основанные на разуме. 404.Простота субстанции не препятствует множественности модификаций, которые должны совместно существовать в той же самой простой субстанции и состоять в разнообразии отношений к внешним вещам. 410.Всякая душа знает бесконечное, знает все, но смутно. Переписка с Кларком. 539.Все... тела и все, что им приписывается, не являются субстанциями, а представляют собой лишь обоснованные феномены, основание видимостей, которые различны для разных наблюдателей, но которые связаны с одним и тем же основанием и происходят из него... 541....Материальные вещи... не существуют вне перцепций, а реальность свою обретают в согласованности перцепций, которыми обладают воспринимающие субстанции. Эта согласованность возникает благодаря предустановленной гармонии этих субстанций, потому что всякая простая субстанция это зеркало, отражающее один и тот же универсум... 558559....В моей системе один только Бог единственный является непосредственным объектом, внешним по отношению к другим, который оказывает на них реальное влияние. Т.2. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. 114....человеческие души, как и все другие, всегда соединены с какимнибудь телом. 131.Боль не похожа на движение булавки, но она отлично может походить на движения, порождаемые этой булавкой в нашем теле, и представлять эти движения в душе, что она, как я убежден, и делает. 162.Мы никогда не бываем без восприятий, но неизбежно мы часто бываем без осознанных восприятий, а именно когда нет отчетливо вычлененных восприятий. 236....Я отличаю продолжение существования души животного от бессмертия души человека: и та и другая сохраняют физическое и реальное тождество, но у человека в согласии с законом божественного провидения душа сохраняет еще моральное тождество, сознаваемое нами самими как таковое, чтобы образовать туже самую личность, способную вследствие этого ощущать наказания и награду. 245....я определяется не тождеством или различием субстанции, в котором нельзя быть уверенным, а только тождеством сознания. 307.Для субстанций существенно действовать, ...для души мыслить, для тел обладать протяжением и движением. 321.Есть основание думать, что существует бесконечное множество душ, или, выражаясь более общо, первоначальных энетелехий, имеющих нечто схожее с восприятием и влечением, и что все они являются и продолжают всегда оставаться субстанциональными формами тел. 388....Нашему познанию совершенно недоступно и соединение ощущения с протяженной материей... РукописьА. 562.Поскольку материя по своей сущности есть лишь пассивная вещь, ни мысль, ни даже действие не могут быть ее модификациями; материя есть вполне телесная субстанция, получающая свое завершение благодаря соучастию двух начал активного и пассивного: первое именуется формой, душой, энетелехий, первичной силой, второе первоматерией, плотностью, сопротивлением. Т.3. Лейбниц Фуше. 275.Я считаю, что каждая индивидуальная субстанция выражает всю вселенную целиком на свой манер и что ее последующее состояние есть следствие (хотя зачастую и свободное) ее предыдущего состояния, как если бы в мире существовали только Бог и она сама. Но так как все субстанции непрерывно созидаются верховным существом и выражают одну и ту же вселенную или одни и те же феномены, то они совершенно согласованы друг с другом. Когда мы говорим, что одна действует на другую, мы подразумеваем, что одна из них выражает причину или смысл точнее, чем другая, примерно так, как мы приписываем движение кораблю, а не всему морю... Письмо СофииШарлотте. 378.До сих пор под материей понимали то, что заключает в себе лишь чисто пассивные и безразличные понятия, именно протяжение и непроницаемость, которые нуждаются в другой вещи, чтобы быть определенными к какойлибо форме или деятельности. Когда говорят, что существуют нематериальные субстанции, то под этим подразумевают, что существуют субстанции, заключающие в себе другие понятия, а именно восприятие и принцип деятельности или изменения, которых нельзя объяснить ни протяженностью, ни непроницаемостью. Эти существа называются душами, когда у них есть чувство и духом, когда они обладают разумом. 379.Я склонен думать, что все конечные нематериальные субстанции (даже гении и ангелы, согласно мнению древних отцов церкви) связаны со органами и сопряжены с материей, а также что души, или деятельные формы, находятся в ней повсюду. Лейбниц королеве СофииШарлотте. 387388.Я прочел записку... Мне чрезвычайно понравилось то место, где говорится, что нематериальное активно, а материальное пассивно. Именно так я и думаю. Я признаю также ступени активности, каковы жизнь, восприятие, разум, и что, следовательно, могут существовать многие разновидности душ, именуемые вегетативной, чувственной, разумной, что есть тела, обладающие жизнью без чувств, и есть другие, которые обладают жизнью и чувствами, но не имеют разума. Однако, я считаю, что душа чувственная является в то же время и вегетативной, а душа разумная чувственной и вегетативной; таким образом, в нас однаединственная душа заключает в себе эти три ступени и нет надобности представлять себе дело так, будто у нас три души, низшая часть которых материальна по отношению к высшей... Сомневаюсь также, можно ли говорить, что одна душа воздействует на другую душу или на активное [начало] другой субстанции. Т.4. Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и начале зла. 183....Души и вообще простые субстанции могут возникать только посредством творения и прекращать свое существование только посредством уничтожения, ...то, что мы называем рождением животного, есть только преобразование и умножение. Так, поскольку то же самое тело уже обладало организацией, можно думать, что оно уже было одушевлено и имело ту же самую душу. 184....Души, которые некогда станут человеческими душами и душами других существ, существовали в семени и в предках вплоть до Адама, и, значит, существовали с сотворения мира, всегда в виде организованных тел... Это учение достаточно подтверждается микроскопическими наблюдениями Левенгука... Они существовали тогда только в чувствующих, или животных, душах, наделенных восприятиями и ощущениями, но лишенных разума, ...они до рождения человека, которому они должны принадлежать, остаются в подобном состоянии и только после рождения приобретают разум, при помощи какоголибо естественного средства, возвышающего душу до степени разумной души (что я с трудом допускаю), или уже сам Бог сообщает разум этой душе посредством частного действия... 232....Существуют два начала, но они оба находятся в Боге: это его ум и его воля. ...Присоединим третье начало, т.е. могущество; оно предшествует даже разуму и воле; но оно действует, как указывает разум и как требует воля. Многие (подобно Кампанелле) называли эти три божественные совершенства тремя прималитетами. Многие также полагали, что в них есть скрытая связь со святой Троицей; что могущество относится к Отцу, т.е. к источнику божественности; мудрость к предвечному Сыну, который назван логосом самым величественным из евангелистов, а воля или любовь относится к святому Духу. Оправдание Бога на основании его справедливости, согласованной с прочими его совершенствами и всеми его действиями. 482483....Образование животных и растений происходит не из беспорядочной массы, но из тела, уже до некоторой степени преформированного, скрытого в семени и уже одушевленного. отсюда следует, что в силу изначального божественного благословения от века существовали известные органические зародыши живых существ (а для животных форма животных, хотя и в несовершенном виде) и даже некоторым образом самые души; все это должно было развиться со временем. Но семенные души и организмы, предназначенные для образования человеческих тел, существовали совместно с другими, не имевшими такого назначения, семенными организмами в состоянии чувственной природы до того момента, когда последнее зачатие отделило их от других, причем органическое тело получило расположение к человеческой форме, а его душа была возвышена на степень разумности божественным действием (обычным или чрезвычайным решать не берусь). Впрочем, из новейших открытий видно, что животное и душа происходят только от отца, а мать при зачатии предоставляет лишь известного рода оболочку (как полагают, в форме яичка) и пищу, необходимую для совершенствования нового органического тела.

Другие статьи : Лабильность, Лабильность аффекта, Лабильность симптоматическая, Лабораторный эксперимент, Лазурский Александр Федорович, Лайнг Рональд, Лакан Жак, Ламетри Жюльен Офре де, Ланге (Lange) Карл Георг, Ланге (Lange) Фридрих Альберт, Ланге Николай Николаевич, Лата, Латентное обучение, Латентный анализ, Латентный период, Латерализация функций головного мозга, Лацарус Мориц, Лебон Гюстав, Леви–Брюль Люсьен, Левин (Lewin) Курт, Левитов Николай Дмитриевич, Леворукость, Леворукость в нейропсихологическом исследовании, Лейбниц Г.В. Отрывки, Лейбниц Готфрид Вильгельм, Лейпцигская школа, Лейтес Натан Семенович, Леонгард (Leonhard) Карл, Леонтьев Алексей Николаевич, Лерш (Lersch) Филипп, Лешли (Lashley) Карл Спенсер, Лживость, Либидо, Либидо во фрейдизме, Лидбитер Ч.В. Активный двойник, Лидбитер Ч.В. Трудности в ясновидении, Линдеманн Эрих, Линдсей Гарднер, Линейное программированное обучение, Линия взора, Липер (Leeper) Роберт Уард, Липманн Отто, Липманн Хуго, Липпс (Lipps) Теодор, Лисина Мая Ивановна, Литеральная парафазия, Литературный салон Российской государственной библиотеки по искусству „Искусство и религия“, Личностные опросники, Личностный конструкт, Личностный смысл, Личность, Логопедия, Логотерапия, Ложная тревога, Лозоискательство, Локализация высших психических функций, Локк Дж. Отрывки, Локк Джон, Локомоция, Локус контроля, Ломброзо (Lombroso) Чезаре, Ломов Борис Федорович, Лонгитюдиональное исследование, Лопатин Лев Михайлович, Лопатин Лев Михайлович. Анализ научной деятельности., Лоренц Конрад, Лотце Рудольф Герман, Лурия Александр Poмaнович, Лурия Роман Альбертович, ЛЭНГ Рональд, Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.), , ...

 

Афазия

Афазия (от греч. a отрицат. частица и phasis высказывание) системные нарушения речи , вызванные локальными поражениями коры левого полушария (у правшей). Эти нарушения могут затрагивать фонематическую, морфологическую и синтаксическую структуры активной и пассивной речи. По классификации А.Р.Лурия , основанной на концепции динамической локализации высших психических функций , выделяется семь форм. При поражении задней трети височной извилины левого полушария (у правшей) возникает сенсорная афазия, впервые описанная К.Вернике в 1874г., в основе которой лежит нарушение фонематического слуха, различение звукового состава слов. При поражении средних отделов левой височной области (у правшей), возникает акустикомнестическая афазия, в основе которой лежит нарушение слухоречевой памяти. При...

Афония

Афония (от греч. a огрицат. частица и рhоne звук) потеря голоса при сохранении целостной речи, возникающая в силу органических или функциональных нарушений в гортани (голосовых связках, гортанных мышцах). Наблюдается, в частности, при перенапряжении голосовых связок у лекторов, при внезапных и сильных волнениях, при истерии...

Аффект неадекватноcти

Аффект неадекватноcти отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ответ на неуспех. Характеризуется или отрицанием самого факта неуспеха, или переложением ответственности за него на других. Аффект неадекватноcти является защитной реакцией, позволяющей сохранить завышенный уровень притязаний и избежать осознание своей несостоятельности. Данное состояние связано с нежеланием устанавливать адекватный контакт с окружающими. Может проявляться в повышенной обидчивости, недоверчивости, подозрительности, агрессивности и негативизме...

Аффективная ригидность

Аффективная ригидность неготовность к изменениям в связывании тех или иных событий с определенными аффективными реакциями. Проявляется в затруднениях при эмоциональном научении, в излишней фиксированности на объектах, константность эмоциональной оценки тех или иных событий, также в образовании сверхценных...

Аффективные дети

Аффективные дети дети, имеющие устойчивые отрицательные эмоциональные переживания и деструктивное поведение . Это обусловлено неудовлетворением важных для их существования потребностей . Формы такого деструктивного поведения могут быть различными. Для одних детей в ситуации неуспеха характерно его неприятие, что может проявляться в браваде, заносчивости, в агрессивном поведении. Для других снижение уровня притязаний , сопровождаемое неуверенностью в себе, боязнью разочарования, обидчивостью, ранимостью. При постоянном воспроизведении неадекватные реакции на неуспех приобретают форму устойчивых черт характера...

Аффективные нарушения

Аффективные нарушения (от лат. affectus душевное волнение, страсть) эмоции, отклоняющиеся от нормы по их адекватности, выражению (прежде всего их усиление или снижение), взаимопереходам, по течению, по рассогласованию между ними и интеллектуальной...

Аффективный застой

Аффективный застой (от лат. affectus душевное волнение, страсть) аффективное напряжение, которое не может быть отреагировано изза сдерживания (внешние обстоятельства, воспитание, невроз). Накопление аффектов субъективно переживается как напряжение и беспокойстве. В той или иной сигнальной ситуации может быть разрешен в виде аффективного взрыва. Но иногда может также и постепенно снижаться без какихлибо эксцессов. Синоним аккумуляция аффекта...

Аффекты

Аффекты (от лат. affectus душевное волнение, страсть) сильные эмоциональные переживания, которые возникают в критических условиях при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций и которые сопряжены с выраженными двигательными и органическими проявлениями. Аффекты приводят к затормаживанию всех других психических процессов и реализации соответствующих поведенческих реакций. На основе пережитых аффектов формируются особые аффективные комплексы, которые могут запускаться, без достаточного осознания вызвавших реакцию причин, при столкновении даже с отдельными элементами ситуации, спровоцировавшей...

Афферентация

(от лат. afferens - приносящий) - постоянный поток нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств, воспринимающих информацию как от внешних раздражителей (экстерорецепция), так и от внутренних органов (интерорецепция). Афферентация находится в прямой зависимости от силы раздражителей и насыщенности ими внешней среды, а также от состояния (активности или пассивности)...

Аффилиация

Аффилиация (от англ. аffiliation соединение, связь) потребность в общении , в осуществлении эмоциональных контактов, в проявлениях дружбы и любви. Формирование данной потребности обусловлено характером взаимоотношений с родителями в раннем детстве, со сверстниками и может нарушаться при провоцировании ситуаций, сопряженных с тревогой и неуверенность в себе и приводящих к возникновению чувство одиночества ,...

Ах Нарцисс

Ах Нарцисс (1871 1946) немецкий психолог, представитель Вюрцбургской школы . Известен своими экспериментами с использованием метода систематической интроспекции , в которых показал, что возникновение тех или иных ассоциаций управляется так называемой детерминирующей тенденцией и процесс мышление строится под определенную задачу. Также создал методику формирования искусственных понятий, которая затем была модифицирована Л.С.Выготским и Л.С.Сахаровым под названием методики двойной стимуляции...

Ахроматическое зрение

Ахроматическое зрение потеря способности различать хроматические тона, когда окружающий мир воспринимается в сером цвете, имеющем лишь различия яркости в зависимости от спектра воспринимаемого света. С максимальной яркостью воспринимается зеленый цвет, что характерно для сумеречного зрения людей с нормальным цветовым зрением...

Ашаффенбург (Aschaffemburg) Густав

Ашаффенбург (Aschaffemburg) Густав (23.5.1866, Цвайбрюкен, Пфальц 2.9.1944, Балтимор) немецкоамериканский психиатр. Образование получил в университетах Гейдельберга (1885,18881889), Вюрцбурга (18851887), Фрейбурга (1887), Берлина (18871888), Страсбурга (18891890) (здесь сдал государственные экзамены и защитил докторскую диссертацию), Вены (18901891) (здесь занимался под руководством Т.Мейнерта) и Парижа (1891). Работал с 1891г. по 1900г. в Гейдельберге сначала ассистентом, под руководством Э.Крепелина , а с 1895г., после защиты диссертации по теме психологии ассоциаций (Experimentelle Studien uber Assoziation. I. In normalen Zustande. II. In der Erschopfung. III. Die Ideenflucht, Psychol. Arbeit, 1895, 1997, 1902, 1904) в качестве доцента, с 1900г. по 1901г. он экстраординарный профессор, в это время...

Бабенковой синдром правого полушария

Бабенковой синдром правого полушария (Бабенкова С.В., 1967). Психические нарушения, наблюдающиеся преимущественно при поражении коры правого полушария: корсаковоподобный амнестический синдром, анозогнозия, "псевдомория" (эйфория, дурашливость, расторможенность), дезориентировка в пространстве, нарушение восприятия времени, психомоторное возбуждение, помрачение сознания (в том числе сноподобные состояния сознания — делирий, онейроид), аментивные нарушения...

Бабинского симптом

Бабинского симптом (Babinski J., 1914). Наблюдается при гемиплегии, когда больные не знают о своем параличе. Отсутствуют признаки деменции или нарушенного сознания. Анозогнозия паралича не является непременной. Некоторые больные знают об имеющемся у них параличе конечностей, но не придают ему значения...

Бабинского — Вакеза болезнь

Бабинского — Вакеза болезнь (Babinski J., Vaquez L.H., 1901). Абортивный вариант спинной сухотки. Характерны узкие, не реагирующие на свет зрачки, аортит со склонностью к развитию аневризмы аорты, ослабление или отсутствие коленных рефлексов, симптоматика хронического...

Бабинского—Фромана синдром

Бабинского—Фромана синдром (Babinski J., Froment J., 1918). Возникающие после незначительной травмы функциональные парезы и мышечные контрактуры, сочетающиеся с рефлекторными неврологическими расстройствами (каузалгиями, посттравматическим отеком, посттравматическим...

Базальные эмоции

Базальные эмоции теоретический конструкт, объединяющий эмоции минимального набора, на базе которых формируется все многообразие эмоциональных процессов и состояний. К подобным эмоциям относят эмоции радости, горя (печали), страха, гнева, удивления, отвращения. Именно они фиксируются при электрической стимуляции различных подкорковых зон...

Базовые нарушения при шизофрении

Базовые нарушения при шизофрении (от греч. schizo раскалываю и phren сердце, душа, ум) типичные переживания, возникающие при шизофрении, автор G.Huber (1966г.). Надстроены над первичными клиническими симптомами. К таким нарушениям относятся: переживание нарушенности мышления, больные жалуются на невозможность концентрировать внимание, думать правильно и с полной отдачей; потеря упорядоченности мышления, невозможность решать мыслительные задачи изза отсутствия организованности и направленности потока мыслей; обеднение и замедление мышления, ощущение пустоты в голове; снижение логичности мыслей, невозможность сопоставлять друг с другом различные мысли; бесплодные мысли, протекающие в фоновом плане; переживание нарушенности памяти; нарушение понимания письменной и разговорной речи, в том числе понимания вопросов; эффект дезавтоматизации;...

Базоспазм

Базоспазм (греч. basis — ходьба, шаг, spasmos — судорога). Спастическая форма абазии. Наблюдается при...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Лейбниц Г.В. Отрывки