Exit Project: Глоссарий: ЛЭНГ Рональд

ЛЭНГ Рональд



ЛЭНГ Рональд

ЛЭНГ Рональд Давид. Британский психолог, психиатр, основатель течения, известного под названием “антипсихиатрия”.

Родился 7 октября 1927 года, в Гованхилле, Глазго, Западная Шотландия, Великобритания. Единственный сын Дэвида Макнейра Лэйнга и Амелии Лэйнг, урожденной Кирквуд. Во время беременности его мать постоянно скрывала этот факт и, выходя из дома, надевала широкое пальто. Рональд Лэйнг позднее утверждал, что помнит момент своего рождения.

Август 1932. В возрасте четырех лет начал посещать начальную школу Джона Картбертсона в Глазго.

1936 – 1945 годы. Посещает Грамматическую школу Хатчесона для мальчиков, где стал отличным учеником. Интенсивно изучает классику, греческий и латынь, проявляет незаурядные музыкальные способности. 30 марта 1944 года избран в качестве Лицензиата ( получает право вести профессиональную деятельность – Ю.Л. ) , а затем 1 апреля 1945 года – члена Королевского Музыкального Колледжа. В период обучения изучает многочисленные работы по философии, включая Фрейда, Маркса, Ницше и в особенности Кьеркегора.

1945 – 1951 годы. Изучает медицину в Университете Глазго. Встретил свою первую подругу, француженку (студентку по обмену) Марсель Винсент. В начале 1950 года провалил выпускные экзамены, которые впоследствии (декабрь 1950 года) успешно пересдал. Провел короткий период в качестве интерна в психиатрической лечебнице, что вдохновило его на дальнейшее изучение психиатрии. В этот период он встречает Аарона Эстерсона, в соавторстве с которым впоследствии напишет Здоровье, безумие и семья”.

1951 год. Провел шесть месяцев в качестве интерна в Киллернском неврологическом отделении недалеко от Глазго.

1951 - 1953 годы. Призван на службу в Медицинский корпус Королевской армии в качестве офицера. Направлен в Психиатрическое подразделение в Нетли, неподалеку от Саутгемптона, а затем в военный госпиталь в Кеттерик, Йоркшир.

11 октября 1953 года. Женится на своей подруге Анне Хёрн, которая к тому времени уже ждала от него ребенка.

7 декабря 1952 года. Жена Анне родила девочку, которую назвали Фиона.

Июль 1953 года. В журнале Медицинского корпуса опубликована статья Лэйнга под названием Случай синдрома Ганзера”.

Конец 1953–1956 годы. Ушел из армии. Перевелся в Госпиталь Гартнейвил для душевнобольных с целью завершения своего психиатрического образования. Здесь он начинает осуществлять экспериментальный подход к лечению, который назвал “Комната игр” , где пациенты, больные шизофренией, проводят время в комфортной обстановке. Они, равно как и персонал больницы, носят обычную одежду, им позволяется заниматься творчеством и готовить себе пищу, что создает обстановку, при которой пациенты могут общаться с персоналом и друг с другом в достаточно привычной и обычной манере вместо официально-институтской. В результате эксперимента оказалось, что состояние всех пациентов значительно улучшилось.

Позднее Лэйнг получает высокий пост в Южном Общем Госпитале.

Сентябрь 1954 года. Рождается вторая дочь Лэйнга, Сьюзан.

Ноябрь 1955 года. Появляется на свет третья дочь, Карен.

1 января 1956 года. Получает квалификацию психиатра.

Май 1956 года. Читает недавно опубликованную книгу Колина Уилсона “Посторонний”. Клянется превзойти её и приступает к написанию “Расколотого Я”.

Конец 1956 года. Получает высокий пост в клинике Тэвисток в Лондоне. Принят на стажировку в качестве психоаналитика в Институт Психоанализа.

1957 год. Родился сын Пол.

1958 год. Начал исследования, приведшие впоследствии к написанию “Здоровье, безумие и семья”. Кроме того, организовал серию семинаров, куда привлек ряд лиц, впоследствии ставших его основными сотрудниками. Среди них Аарон Эстерсон и Дэвид Купер (автор термина “антипсихиатрия”).

Апрель 1958 года. Родился Адриан Лэйнг.

1960 год. В Тэвисток Пабликейшнз издано “Расколотое Я”. Лэйнг использовал в ней не только литературу клиницистов европейской феноменологической школы (Л.Бинсвангер, Минковски, М.Босс,), но также труды философов и писателей (Ж.П.Сартр, Беккет, Тиллих, М.Хайдеггер, и даже Гегель), что, по словам П.Сиджуика (одного из исследователей творчества Лэйнга) “было, по меньшей мере редкостью для родившегося и сформировавшегося в Великобритании автора”. Книга получила положительные отзывы, однако поначалу продавалась плохо, Лэйнг получил квалификацию психоаналитика и открыл частную практику в Лондоне по улице Уимпоул, 21. Начал эксперименты с наркотиками, преимущественно ЛСД.

1961 год. В Тэвисток Пабликейшнз опубликована “Я и Другие”.

Начало 1962 года. Во время научной командировки в США знакомится с Грегори Бейтсоном. К этому времени его существующий брак начал распадаться и Лэйнг завязывает роман с журналисткой из Дейли Экспресс по имени Салли Винсент. Назначен Клиническим Директором в клинику Лэнгхем в Лондоне.

1963 год. Начинает появляться в популярных средствах массовой информации.

1964 год. Написаны, в основном, все статьи, которые впоследствии войдут в книгу “Политика опыта и Райская птица”.

Пять раз появляется на Британском телевидении.

Репутация Лэйнга как профессионала психиатра связана, прежде всего, с умением описывать психические расстройства своих пациентов. Ему отдают должное и его критики – психиатры, которые признают, что Лэйнг добивался успеха при лечении, казалось бы, безнадежных больных – психотиков. Тем не менее, популярность его книг прежде всего основана на том, что их автор выступает как критик современной цивилизации пророческого склада. Работы Лэйнга вызвали больший интерес у философов, богословов, социологов, писателей, чем у его коллег.

В соавторстве с Аароном Эстерсоном опубликована “Здоровье, безумие и семья” , а совместно с Дэвидом Купером – “Разум и насилие”, предисловие к которой написал сам Сартр, высоко оценивший как способ изложения основных идей, так и экзистенциалистский подход в психиатрии.

В Нью-Йорке знакомится с Тимоти Лири.

1965 год. Завязал очередной роман с немкой, графиком-дизайнером Джуттой Вернер. “Расколотое Я”, переизданное Пенгуин Букс, мгновенно стало бестселлером. Начал осуществление проекта Кингсли-Холл с Аароном Эстерсоном, Дэвидом Купером и другими. Это было эспериментальное неиерархическое сообщество, где больным шизофренией была предоставлена возможность преодолевать свои психозы, не прибегая к наркотикам, ЭСТ – терапии и хирургии. Вдохновение черпалось из успешных проектов Лэйнга “Комната игр”, Купера – “Вилла 21”, где пациенты общались без различия в отношениях между персоналом и больными, а также опытов Эстерсона, в ходе которых был создан кибуц для страдающих шизофренией в Израиле.

1966 год. Выходит в свет коллективная работа “Межличностное восприятие”.

15-30 июля 1967 года. Принял участие в конгрессе Диалектика освобождения , направленном на сближение левого крыла политиков и психоанализа. Произнес речь “Очевидное”, которая позднее была опубликована в трудах конгресса.

1967 год. “Политика опыта”, книга имевшая наибольший коммерческий успех, опубликована одновременно в издательстве Пенгуин и Пантеон (США).

Исследует проблемы семьи и межличностных отношений, активно выступает против существующей практики подавления личности через разветвленную сеть психиатрических лечебниц.

Сентябрь 1967 года. Джутта Вернер родила сына Адама.

1970 год. Завершился проект Кингсли-Холл.

Апрель 1970 года. У Джутты Вернер родилась девочка, которую назвали Наташей.

1971 год. В Британии и США опубликованы “Узлы”.

Март 1971 года. Лэйнг с Вернер и двумя детьми отправляется на Цейлон, где провел два месяца, изучая медитацию в Буддийском храме. После того, как срок виз закончился, перебрался в Индию, где провел три недели, обучаясь под руководством Гангроти Баба, индуистского аскета, посвятившего Лэйнга в культ индийской богини Кали. Также проводит время, изучая Санскрит и посещая Говинда Ламу, который к тому времени уже был гуру для Тимоти Лири и Ричарда Олперта.

Апрель 1972 года. Возвращение в Лондон.

С 5 ноября 1972 года по 8 декабря 1972 года. Отправляется с лекциями в США. Выступает на телевидении с Норманом Мэйлером. Знакомится с Элизабет Фер, психотерапевтом, использовавшей “возрождающие” психодрамы для лечения пациентов. В дальнейшем Лэйнг примет эти методы на вооружение и будет применять их самостоятельно.

Конец 1973 года. Начал проведение регулярных “возрождающих” сессий.

День Святого Валентина, 1974 год. Женится на Джутте Вернер.

24 июня 1975 года. У Джутты рождается третий ребенок, Макс.

1976 год. Опубликованы “Ты меня любишь?” и “Факты из жизни”. Книги довольно плохо продавались в Британии и Америке, однако были популярны в континентальной Европе.

Март 1976 года. Сьюзи Лэйнг, дочь от первого брака, умерла от лейкемии.

1978 год. Опубликована “Разговоры с детьми”.

21 апреля 1978 года. В 17.15 умер отец Лэйнга. Это время в точности совпало со временем рождения самого Лэйнга.

Сентябрь 1980 года. Принял участие в трехнедельной конференции Психотерапия будущего в Сарагосе, Испания. В ней также участвовали такие известные личности, как Фритьоф Капра, Станислав Гроф, Жан Хьюстон и Ролло Мэй.

15 сентября 1984 года. У подруги Лэйнга, Сью Санкель, родился девятый сын Рональда, Бенджамин.

Февраль 1985 года. Опубликована автобиография Лэйнга “Мудрость, сумасшествие и дурость”.

В национальной галерее портретов Шотландии выставлен его портрет.

1986 год. Развод с Джуттой Лэйнг.

1987 год. Вынужден выйти из состава Генерального Медицинского Совета, что привело к невозможности в дальнейшем заниматься медицинской практикой.

6 января 1988 года. Маргарита Ромайн-Кендон, привязанность Лэйнга в последние годы, родила ему сына Чарлза.

1988 год. Принял участие в канадском документальном фильме “Это Вы были Р.Д. Лэйнгом?”.

23 августа 1989 года. Умер от сердечного приступа во время игры в теннис в Сан-Тропе, Франция.

По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться

Статью подготовили Ольга Кретинина,
Сергей Востриков,
перевод с английского Юрий Лозоцев
14.12.2001
Другие статьи : Лабильность, Лабильность аффекта, Лабильность симптоматическая, Лабораторный эксперимент, Лазурский Александр Федорович, Лайнг Рональд, Лакан Жак, Ламетри Жюльен Офре де, Ланге (Lange) Карл Георг, Ланге (Lange) Фридрих Альберт, Ланге Николай Николаевич, Лата, Латентное обучение, Латентный анализ, Латентный период, Латерализация функций головного мозга, Лацарус Мориц, Лебон Гюстав, Леви–Брюль Люсьен, Левин (Lewin) Курт, Левитов Николай Дмитриевич, Леворукость, Леворукость в нейропсихологическом исследовании, Лейбниц Г.В. Отрывки, Лейбниц Готфрид Вильгельм, Лейпцигская школа, Лейтес Натан Семенович, Леонгард (Leonhard) Карл, Леонтьев Алексей Николаевич, Лерш (Lersch) Филипп, Лешли (Lashley) Карл Спенсер, Лживость, Либидо, Либидо во фрейдизме, Лидбитер Ч.В. Активный двойник, Лидбитер Ч.В. Трудности в ясновидении, Линдеманн Эрих, Линдсей Гарднер, Линейное программированное обучение, Линия взора, Липер (Leeper) Роберт Уард, Липманн Отто, Липманн Хуго, Липпс (Lipps) Теодор, Лисина Мая Ивановна, Литеральная парафазия, Литературный салон Российской государственной библиотеки по искусству „Искусство и религия“, Личностные опросники, Личностный конструкт, Личностный смысл, Личность, Логопедия, Логотерапия, Ложная тревога, Лозоискательство, Локализация высших психических функций, Локк Дж. Отрывки, Локк Джон, Локомоция, Локус контроля, Ломброзо (Lombroso) Чезаре, Ломов Борис Федорович, Лонгитюдиональное исследование, Лопатин Лев Михайлович, Лопатин Лев Михайлович. Анализ научной деятельности., Лоренц Конрад, Лотце Рудольф Герман, Лурия Александр Poмaнович, Лурия Роман Альбертович, ЛЭНГ Рональд, Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.), , ...

 

Афазия

Афазия (от греч. a отрицат. частица и phasis высказывание) системные нарушения речи , вызванные локальными поражениями коры левого полушария (у правшей). Эти нарушения могут затрагивать фонематическую, морфологическую и синтаксическую структуры активной и пассивной речи. По классификации А.Р.Лурия , основанной на концепции динамической локализации высших психических функций , выделяется семь форм. При поражении задней трети височной извилины левого полушария (у правшей) возникает сенсорная афазия, впервые описанная К.Вернике в 1874г., в основе которой лежит нарушение фонематического слуха, различение звукового состава слов. При поражении средних отделов левой височной области (у правшей), возникает акустикомнестическая афазия, в основе которой лежит нарушение слухоречевой памяти. При...

Афония

Афония (от греч. a огрицат. частица и рhоne звук) потеря голоса при сохранении целостной речи, возникающая в силу органических или функциональных нарушений в гортани (голосовых связках, гортанных мышцах). Наблюдается, в частности, при перенапряжении голосовых связок у лекторов, при внезапных и сильных волнениях, при истерии...

Аффект неадекватноcти

Аффект неадекватноcти отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ответ на неуспех. Характеризуется или отрицанием самого факта неуспеха, или переложением ответственности за него на других. Аффект неадекватноcти является защитной реакцией, позволяющей сохранить завышенный уровень притязаний и избежать осознание своей несостоятельности. Данное состояние связано с нежеланием устанавливать адекватный контакт с окружающими. Может проявляться в повышенной обидчивости, недоверчивости, подозрительности, агрессивности и негативизме...

Аффективная ригидность

Аффективная ригидность неготовность к изменениям в связывании тех или иных событий с определенными аффективными реакциями. Проявляется в затруднениях при эмоциональном научении, в излишней фиксированности на объектах, константность эмоциональной оценки тех или иных событий, также в образовании сверхценных...

Аффективные дети

Аффективные дети дети, имеющие устойчивые отрицательные эмоциональные переживания и деструктивное поведение . Это обусловлено неудовлетворением важных для их существования потребностей . Формы такого деструктивного поведения могут быть различными. Для одних детей в ситуации неуспеха характерно его неприятие, что может проявляться в браваде, заносчивости, в агрессивном поведении. Для других снижение уровня притязаний , сопровождаемое неуверенностью в себе, боязнью разочарования, обидчивостью, ранимостью. При постоянном воспроизведении неадекватные реакции на неуспех приобретают форму устойчивых черт характера...

Аффективные нарушения

Аффективные нарушения (от лат. affectus душевное волнение, страсть) эмоции, отклоняющиеся от нормы по их адекватности, выражению (прежде всего их усиление или снижение), взаимопереходам, по течению, по рассогласованию между ними и интеллектуальной...

Аффективный застой

Аффективный застой (от лат. affectus душевное волнение, страсть) аффективное напряжение, которое не может быть отреагировано изза сдерживания (внешние обстоятельства, воспитание, невроз). Накопление аффектов субъективно переживается как напряжение и беспокойстве. В той или иной сигнальной ситуации может быть разрешен в виде аффективного взрыва. Но иногда может также и постепенно снижаться без какихлибо эксцессов. Синоним аккумуляция аффекта...

Аффекты

Аффекты (от лат. affectus душевное волнение, страсть) сильные эмоциональные переживания, которые возникают в критических условиях при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций и которые сопряжены с выраженными двигательными и органическими проявлениями. Аффекты приводят к затормаживанию всех других психических процессов и реализации соответствующих поведенческих реакций. На основе пережитых аффектов формируются особые аффективные комплексы, которые могут запускаться, без достаточного осознания вызвавших реакцию причин, при столкновении даже с отдельными элементами ситуации, спровоцировавшей...

Афферентация

(от лат. afferens - приносящий) - постоянный поток нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств, воспринимающих информацию как от внешних раздражителей (экстерорецепция), так и от внутренних органов (интерорецепция). Афферентация находится в прямой зависимости от силы раздражителей и насыщенности ими внешней среды, а также от состояния (активности или пассивности)...

Аффилиация

Аффилиация (от англ. аffiliation соединение, связь) потребность в общении , в осуществлении эмоциональных контактов, в проявлениях дружбы и любви. Формирование данной потребности обусловлено характером взаимоотношений с родителями в раннем детстве, со сверстниками и может нарушаться при провоцировании ситуаций, сопряженных с тревогой и неуверенность в себе и приводящих к возникновению чувство одиночества ,...

Ах Нарцисс

Ах Нарцисс (1871 1946) немецкий психолог, представитель Вюрцбургской школы . Известен своими экспериментами с использованием метода систематической интроспекции , в которых показал, что возникновение тех или иных ассоциаций управляется так называемой детерминирующей тенденцией и процесс мышление строится под определенную задачу. Также создал методику формирования искусственных понятий, которая затем была модифицирована Л.С.Выготским и Л.С.Сахаровым под названием методики двойной стимуляции...

Ахроматическое зрение

Ахроматическое зрение потеря способности различать хроматические тона, когда окружающий мир воспринимается в сером цвете, имеющем лишь различия яркости в зависимости от спектра воспринимаемого света. С максимальной яркостью воспринимается зеленый цвет, что характерно для сумеречного зрения людей с нормальным цветовым зрением...

Ашаффенбург (Aschaffemburg) Густав

Ашаффенбург (Aschaffemburg) Густав (23.5.1866, Цвайбрюкен, Пфальц 2.9.1944, Балтимор) немецкоамериканский психиатр. Образование получил в университетах Гейдельберга (1885,18881889), Вюрцбурга (18851887), Фрейбурга (1887), Берлина (18871888), Страсбурга (18891890) (здесь сдал государственные экзамены и защитил докторскую диссертацию), Вены (18901891) (здесь занимался под руководством Т.Мейнерта) и Парижа (1891). Работал с 1891г. по 1900г. в Гейдельберге сначала ассистентом, под руководством Э.Крепелина , а с 1895г., после защиты диссертации по теме психологии ассоциаций (Experimentelle Studien uber Assoziation. I. In normalen Zustande. II. In der Erschopfung. III. Die Ideenflucht, Psychol. Arbeit, 1895, 1997, 1902, 1904) в качестве доцента, с 1900г. по 1901г. он экстраординарный профессор, в это время...

Бабенковой синдром правого полушария

Бабенковой синдром правого полушария (Бабенкова С.В., 1967). Психические нарушения, наблюдающиеся преимущественно при поражении коры правого полушария: корсаковоподобный амнестический синдром, анозогнозия, "псевдомория" (эйфория, дурашливость, расторможенность), дезориентировка в пространстве, нарушение восприятия времени, психомоторное возбуждение, помрачение сознания (в том числе сноподобные состояния сознания — делирий, онейроид), аментивные нарушения...

Бабинского симптом

Бабинского симптом (Babinski J., 1914). Наблюдается при гемиплегии, когда больные не знают о своем параличе. Отсутствуют признаки деменции или нарушенного сознания. Анозогнозия паралича не является непременной. Некоторые больные знают об имеющемся у них параличе конечностей, но не придают ему значения...

Бабинского — Вакеза болезнь

Бабинского — Вакеза болезнь (Babinski J., Vaquez L.H., 1901). Абортивный вариант спинной сухотки. Характерны узкие, не реагирующие на свет зрачки, аортит со склонностью к развитию аневризмы аорты, ослабление или отсутствие коленных рефлексов, симптоматика хронического...

Бабинского—Фромана синдром

Бабинского—Фромана синдром (Babinski J., Froment J., 1918). Возникающие после незначительной травмы функциональные парезы и мышечные контрактуры, сочетающиеся с рефлекторными неврологическими расстройствами (каузалгиями, посттравматическим отеком, посттравматическим...

Базальные эмоции

Базальные эмоции теоретический конструкт, объединяющий эмоции минимального набора, на базе которых формируется все многообразие эмоциональных процессов и состояний. К подобным эмоциям относят эмоции радости, горя (печали), страха, гнева, удивления, отвращения. Именно они фиксируются при электрической стимуляции различных подкорковых зон...

Базовые нарушения при шизофрении

Базовые нарушения при шизофрении (от греч. schizo раскалываю и phren сердце, душа, ум) типичные переживания, возникающие при шизофрении, автор G.Huber (1966г.). Надстроены над первичными клиническими симптомами. К таким нарушениям относятся: переживание нарушенности мышления, больные жалуются на невозможность концентрировать внимание, думать правильно и с полной отдачей; потеря упорядоченности мышления, невозможность решать мыслительные задачи изза отсутствия организованности и направленности потока мыслей; обеднение и замедление мышления, ощущение пустоты в голове; снижение логичности мыслей, невозможность сопоставлять друг с другом различные мысли; бесплодные мысли, протекающие в фоновом плане; переживание нарушенности памяти; нарушение понимания письменной и разговорной речи, в том числе понимания вопросов; эффект дезавтоматизации;...

Базоспазм

Базоспазм (греч. basis — ходьба, шаг, spasmos — судорога). Спастическая форма абазии. Наблюдается при...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

ЛЭНГ Рональд