Exit Project: Глоссарий: Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху

Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху



Тибетские мистики люди неразговорчивые. Те из них, у кого есть ученики, пользуются для их обучения особыми приемами, где речь занимает мало места. Описание их любопытной методики выходит за рамки данной работы. Достаточно здесь отметить, что ученики отшельниковсозерцателей видят своего учителя редко, через большие промежутки времени. Длительность разрывов обусловлена степенью успехов ученика или его духовными нуждами, причем о последних может судить только учитель. От встречи до встречи с учителем проходят долгие месяцы и даже годы. Однако, не взирая на такое отделение, когда обстоятельства этого требуют, учитель и ученики (преимущественно наиболее духовно развитые из них) имеют возможность общаться между собой. В тайное учение тибетцев, как один из его разделов, входит и телепатия. Они считают телепатию наукой, поддающейся изучению, как и всякие другие науки. Ею могут заниматься все, получившие необходимую подготовку и обладающие соответствующими способностями для применения теории на практике. Для овладения техникой телепатии рекомендуются различные методы. Но тибетские адепты тайных учений единогласно приписывают первопричину этого явления очень интенсивной, доходящей до транса концентрации мысли. Основы обучения для изучающих телепатию сжато можно обрисовать следующим образом. Прежде всего, необходимо выполнять все упражнения, вызывающие состояния транса при концентрации мысли на одном объекте до тех пор, пока субъект не сольется с объектом. Нужно в равной степени тренироваться в выполнении дополнительных упражнений, а именно: опустошать сознание от всякой умственной деятельности, создавая в нем безмолвие и совершенный покой. Затем следует распознавание и анализ разнородных явлений, вызывающих внезапные и, повидимому, необъяснимые психические и физические ощущения, особые состояния сознания: радость, печаль, страх и, кроме того, неожиданные воспоминания о лицах, предметах, событиях, как будто не имеющих никакой связи с ходом мыслей или действиями человека, в памяти которого они всплывают. После того, как ученик тренируется подобным образом в течении нескольких лет, он допускается к совместным медитациям с учителем. Оба запираются в тихой, скудно освещенной комнате и концентрируют свои мысли на одном и том же предмете. В конце упражнения ученик сообщает учителю все фазы своей медитации, различные идеи, возникшие в ее процессе, субъективные представления. Эти данные сопоставляются с моментами медитации учителя: сходство и расхождения отмечаются. На следующем этапе ученик, ничего не зная о предмете медитации учителя, старается воспрепятствовать возникновению в своем сознании мыслей, создать в нем вакуум и наблюдать неожиданно появляющиеся мысли, чувства, представления, как будто чуждые его собственным интересам и представлениям. Возникшие у ученика во время упражнения мысли и образы снова подвергаются анализу ламы, сравнивающего их с тем, что он мысленно внушал ученику во время сеанса. Теперь учитель будет давать ученику уже конкретные задания. Последний должен в это время сосредоточиться, находясь на небольшом расстоянии от наставника. Если приказы восприняты, это будет видно из ответов или действий послушника. Тренировка продолжается, причем дистанция между учителем и учеником постепенно увеличивается. Они теперь находятся не в одном помещении, но занимают разные комнаты в том же здании, или же ученик возвращается в собственную хижину или пещеру, а через некоторое время удаляется от жилища ламы на расстояние уже в несколько километров. На Тибете вообще никто и не сомневается в способности ученых мистиков читать чужие мысли, когда им заблагорассудится. Поскольку учитель обладает таким умением, его ученик, естественно, может тренироваться в передаче ему телепатических сигналов: учитель узнает об этом намерении прежде, чем он успеет собраться с духом, чтобы начать опыт. Поэтому его ученики начинают с упражнений по обмену телепатическими сигналами на расстоянии между собой. Двое или несколько послушников объединяются для проведения этого упражнения под руководством своего ламы. Их тренировка почти совпадает с приведенным выше описанием. Старшие ученики проверяют свои успехи, посылая комунибудь без предупреждения телепатические сообщения сверх предусмотренным планом упражнений и в такой момент, когда адресат занят чемнибудь и, по всей вероятности, совсем не думает ни о каких телепатических сигналах. Другие посредством телепатической связи стараются внушить мысли или действия тому, с кем они раньше никогда не тренировались вместе. Некоторые пытаются внушать действия животным. На подобные занятия и на различные другие упражнения, направленные на достижение этой же цели, уходят годы. Невозможно определить, сколько учеников из числа всех, проходящих эту суровую тренировку, добиваются реальных результатов. Было бы заблуждением приравнивать групповые занятия оккультизмом к школам с большим контингентом учащихся типа колледжей в крупных монастырях. Между ними нет ни малейшего сходства. В какойнибудь уединенной равнине самое большее человек шесть учеников собираются на короткое время вокруг жилища отшельника (обычно учеников бывает меньше). Далеко от обители, в другом горном ущелье можно иногда встретить еще трехчетырех послушников. Каковы бы ни были успехи адептов, систематически готовящихся к применению телепатических связей на практике, все же наиболее авторитетные учителямистики совсем не поощряют этих занятий. Они смотрят на старания приобрести сверхнормальные способности как на лишенную всякого интереса детскую игру. Считается вполне доказанным, что великие созерцатели могут по желанию иметь телепатическую связь со своими учениками и даже, утверждают некоторые, с любым живым существом в мире. Но, как я уже неоднократно отмечала, эти способности побочный продукт их собственного духовного совершенства и результат глубоких знаний законов психики. Когда, благодаря духовному озарению, венчающему долгие искания и труды, перестают рассматривать себя и других как совершенно обособленные, лишенные точек соприкосновения сущности, телепатическая связь осуществляется очень просто. Но, полагаю, благоразумнее будет не обсуждать здесь, какая доля истины и какая фантазии содержится в этих теориях. Зрительная телепатия, повидимому, тоже существует в Тибете. Если верить жизнеописаниям знаменитых лам в интерпретации тибетцев, мы можем найти в них множество примеров подобных явлений. Но истина и вымысел так тесно переплелись в этих древних житиях, что в отношении повествуемых там чудес невольно перевешивает сомнение в их справедливости. Тем не менее и в наши дни встречаются люди, утверждающие, будто у них самих были видения, переданные на расстоянии средствами своеобразной телепатической связи. Эти видения не имеют никакого сходства со снами. Иногда они возникают во время медитации, иногда, когда человек занят посторонними делами. Нужно сказать, что тибетцы, как правило, совсем не стремятся производить расследование психических явлений, и это составляет одно из главных препятствий в работе исследователя. Тибетцы рассматривают психические явления как факты, если не совсем обычные, то во всяком случае, и не настолько необыкновенные, чтобы возбудить у свидетелей или людей, просто знающих о них, непреодолимое желание анализировать эти факты. Они не нарушают в сознании тибетцев сложившихся представлений о законах природы, о том, что возможно, а что невозможно, как это бывает на Западе. Большинство тибетцев в равной степени как невежественные, так и ученые, непреложно верят, что все возможно для того, кто имеет, и поэтому происходящие у них на глазах чудеса не пробуждают у них никаких чувств, кроме восхищения ловкостью совершающего эти чудеса человека.

Другие статьи : Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху, Давыдов В.В. Деятельность, Давыдов В.В. Психология, Давыдов Василий Васильевич, Дакномания, Дакриурия, Дактилология, Дактилоспазм, Данлап Кнехт, Дансомания, Дарвин Чарльз, Дауна болезнь, Двенадцать шагов, Двигательная буря, Двигательная задача, Двигательный анализатор, Двигательный аппарат, Двигательный навык, Двигательный состав действия, Движение, Движения автоматизированные, Движения активные, Движения глаз, Движения пассивные, Движения сознательные, Движения фантомные, Двойная связь, Двойное мышление, Двойное сознание, Двойной слепой опыт, Двойные ощущения, Двойственное изображение, Двойственное отношение, Двойственность психическая, Двухкомпонентная теория эмоций Шехтера, Деавтоматизация навыка, Дебильность, Дебильность двигательная, Дебют, Девиантное поведение, Дедукция, Дежерин (Dejerine) Жюль Жозеф, Дезавтоматизация, Деиндивидаулизация, Действие, Дейтеранопия, Декаляж, Декарт Peнe, Декарт Р. Отрывки, Декодирование, Делирий, Деменция, Демокрит, Демонстрационное поведение животных, Деперсонализация, Депрессивный реализм, Депрессивный синдром, Дереализация, Дерефлексия, Десигнат, Дескриптивная психология, Дескриптивный бихевиоризм, Дессуар (Dessoir) Макс, Детектор лжи, Детерминирующая тенденция, Детская гиперактивность, Детская психология, Детские притязания, Детский анимизм, Детский психоанализ, Детский рисунок, Детство, Дефицит общения, Дефляция, Деятельностный подход в психологии, Деятельность, Деятельность детская, Джексон (Jackson) Дональд де Авила, Джемс (Jams) Уильям, Джозеф Луис Иринье Жан Абади (Joseph Louis Irеnee Jean Abadie), Джонс Эрнест, Диагностика профессиональных установок подростков, Диапазон эквивалентности, Дивергентное мышление, Дивергентные движения, Дизартрия, Дизноя, Дилемма узника, Дильтей Вильгельм, Динамическая психиатрия, Динамическая психология, Динамические характеристики психических процессов, Динамический стереотип, Диппольдизм, Дисграфия, Дискомфортное состояние, Дискурсивное мышление, Дисморфофобия, Диссимуляция, Дистресс, Дифференциальная психология, Дифференциальная психофизиология, Дифференциальный порог, Дифференциальный порог ощущений, Дихотическое слушание, Длительность ощущения, Добрынин Николай Федорович, Додонов Борис Игнатьевич, Долговременная память, Доминанта, Дондерс Франс Корнелис, Донжуанизм, Дооперациональное мышление, Дополнительные сенсорные характеристики, Дополнительные цвета, Дошкольный возраст, Дрейф, Дриш Ханс, Дружба, Дуализм, Дуалистический интеракционизм, Дуальное единство, Дункер (Duncker) Карл, Дьюи (Dewey) Джон, Дюбуа Поль Шарль, Дюркгейм (Durkheim) Эмиль, Дюркгейм Карлфрид, , ...

 

Базофилизм гипофизарный

(basophilismus hypophysialis) — см. Иценко — Кушинга...

Базофобия

Базофобия (базо+ греч. phobos — страх). Навязчивый страх, боязнь ходьбы. Наблюдается при неврозе навязчивых состояний и астено-фобическом...

Байярже симптом

Байярже симптом (Baillarger J., 1887). Неодинаковая величина зрачков при прогрессивном...

Бактериофобия

Бактериофобия (греч. bacteria — палочка, phobos — страх). Навязчивый страх, боязнь заразиться бактериями от инфицированных предметов. Син.:...

Бакэ

Бакэ (от фр. baque чан) психотерапевтический прием, автор Ф.Месмер . Основан на метафоре животного магнетизма. Заключается в том, что несколько пациентов располагается вокруг деревянного чана с водой, в крышке которого через специальные отверстия вставлены железные стержни. Больные берутся руками за эти стержни или прикладывают их к больному органу. Магнетизер должен коснуться чана и передать через него свою энергию, чтобы его целительное действие было оказано на всех пациентов одновременно. Литература. РудестамК. Групповая психотерапия. М., 1990,...

Балара—Дежана—Пе синдром

Балара—Дежана—Пе синдром (Balard, Degen, Paie, 1945). Энцефалопатия после менингоэнцефалита, характеризующаяся расстройствами памяти, недостаточной активностью, головной болью, головокружением, болью в позвоночном столбе, чувством...

Балинского Зрачковые симптомы

Балинского Зрачковые симптомы (Балинский И.М., 1859). Характерные для прогрессивного паралича признаки — неравномерность зрачков и отсутствие их реакции на свет. И.М.Балинский подчеркивал значение этих симптомов для ранней диагностики заболевания. Описание зрачковых симптомов прогрессивного паралича И.М.Балинским определило исследования D.Argill Robertson (1869) и J. Baillarger...

Балинт (Balint) Михаль

Балинт (Balint) Михаль (3.12.1896, Будапешт 31.12.1970, Лондон) венгроанглийский психотерапевт. Образование по медицине, биохимии, философии и языкознанию получил в университетах Будапешта (19141920, доктор медицины, 1920) и Берлина (19231924, доктор философии, 1924), одновременно с этим занимался изучением психоанализа у Г.Захса и Ш.Ференци , с 1925г. работал врачом в Будапеште, с 1935г. по 1939г. он директор Будапештского психоаналитического института. В 1939г. ему вместе с А.Балинт пришлось эмигрировать в Англию, с 1950г. работал в Тавистокской клинике в Лондоне, написал ряд работ по психоанализу, в 1968г. стал президентом Английского психоаналитического общества. С 1949г. по 1956г. совместно с Э.Балинт проводил семинары врачей по теме Психические...

Балинта диета

Балинта диета (Balint R.). Диета с ограничением суточного количества поваренной соли. Была предложена для лечения эпилепсии. В настоящее время самостоятельно не назначается, уменьшение соли является составной частью диеты при...

Балинта синдром

Балинта синдром (Balint R., 1909). Симптомокомплекс «психического паралича взгляда». Больной в состоянии фиксировать свой взгляд только на одном из предметов, находящихся перед его глазами, и «не видит» при этом остальных, не может определить расстояние между несколькими предметами. Отсюда затруднения при чтении длинных слов, невозможность охватить взглядом и описать весь рисунок при правильном назывании отдельных его деталей (симультанная агнозия). В основе синдрома Балинта — нарушения контроля за движениями глаз, затруднения изменения точки фиксации взора. Наблюдается при двустороннем поражении теменных долей большого мозга, чаще всего сосудистого и атрофического генеза. Син.: атаксия оптическая, паралич взгляда...

Балинтовские группы

Балинтовские группы (автор М.Балинт ) временные объединения врачей, психологов, социальных работников или обучающихся по этим специальностям. Исходной формой были семинары врачей по теме Психические нарушения во врачебной практике. Врачи обсуждали под руководством ведущего группы свой терапевтический и психиатрический опыт, для выявления собственной субъективности и снятия страха и выработки оптимального метода метакоммуникаций и психосоматического мышления. Групповая работа заключается в обсуждении отдельных случаев из практики участников этих групп. Литература. BalintM. The Doctor, his Patient and the Illness, L., 1957; BalintM. Psychoterapoutic Techniques in Medicine, L., 1961 (совм. с BalintЕ.); BalintM. A Study of Doctors, 1966. Син. Балинта...

Бало болезнь

Бало болезнь (Balo J., 1927). Органическое заболевание головного мозга, по симптоматике напоминающее болезнь Шильдера. Характерно повышение внутричерепного давления с застойными дисками зрительных нервов. Прижизненно обычно не диагностируется. Патологоанатомически — в средних отделах белого вещества полушарий головного мозга обнаруживаются круглые очаги, состоящие из центростремительных круглых тяжей. Рассматривается как форма рассеянного склероза. Син.: демиелинизирующая энцефалопатия, периаксиальный концентрический энцефалит, концентрический...

Бамбергера синдром

Бамбергера синдром (Bamberger H., 1859). Редкая форма истерии. Характерны клонические сокращения мышц нижних конечностей, подпрыгивания, танцеподобные движения, возникающие при соприкосновении ног с землей. Син.: сальтаторный спазм (лат. saltatio —...

Бандура (Bandura) Альберт

Бандура (Bandura) Альберт (род. 1925, Мундеа, Альберта, Канада 1988) американский психолог, автор теории социального научения. В 1949г. закончил университет в Британской Колумбии (бакалавр искусств), после этого приехал в США (гражданство в 1956г.), проходил обучение по клинической психологии в университете Айовы (магистр философии, 1951; доктор философии, 1952). С 1953г. работал в Станфордском университете в качестве профессора психологии, с 1973г. профессора социальных наук в области психологии. Здесь он познакомился с трудами Миллера и Долларда, значительное влияние на него оказал Спенс . Начав с методологии стимулреакция, он пришел к выводу, что для человеческого поведения данная модель не вполне применима, и предложил свою...

Барагнозия

Барагнозия (греч. baros — тяжесть, а — не, gnosis — познание). Форма агнозии, при которой нарушено восприятие тяжести предметов. Служит проявлением расстройства барестезии (разновидность проприоцептивной чувствительности). Наблюдается при поражениях...

Барт (Burt) Сирил Лодовик

Барт (Burt) Сирил Лодовик (3.03.1883 10.10.1971, Лондон) английский психолог. Специалист в области психологии интеллекта. В 1930х одним из первых в психологии стал проводить факторные исследования интеллекта. Занимался также проблемами ненормальных детей, малолетних...

Бартлетт (Bartlett) Фредерик Чарльз

Бартлетт (Bartlett) Фредерик Чарльз (род. 20.10.1886, Англия) английский психолог. Работал в области экспериментальной психологии мышления, восприятия, памяти, затем в области военной психологии. Автор книги Remembering (1932). Функции и структуру памяти рассматривал в контексте...

Барьер смысловой

БАРЬЕР СМЫСЛОВОЙ - (от франц. barriere - преграда, препятствие) - взаимонепонимание между людьми, являющееся следствием того, что одно и то же явление имеет для них разный смысл. Несовпадение смыслов высказывания, просьб, приказов и т.д. создает у партнеров препятствие для развития их взаимодействия. Наиболее выраженно барьер смысловой проявляется во взаимоотношениях взрослых и детей, когда ребенок, даже понимая правильность требований взрослого, не принимает их, если эти требования игнорируют его взгляды, ценности, систему его личностных...

Басов Михаил Яковлевич

Басов Михаил Яковлевич (1892 1931) отечественный психолог, ученик А.Ф.Лазурского . Известен своей критикой бихевиористского и рефлексологического подходов к анализу психики . Предложил включить переживания в понимание поведения , рассмотренного в социальнокультурной и исторической обусловленности. Проводил также исследования с использованием объективного наблюдения и естественного эксперимента в области детской психологии и педологии...

Бедлам

Бедлам (от искаж. англ. от Bethlehem) изначально, Бедлам английский монастырь сестер и братьев Звезды Вифлеема, основанный в 1247г. мэром Лондона С.Фитмэри и бывший первоначально местом официальных приемов. По свидетельствам документов, уже с 1330г. он служил госпиталем, а с 1402г. местом содержания и лечения душевнобольных. В 1547г. он был передан со всеми своими доходами Лондону в качестве психиатрической лечебницы, одной из первых в Европе. В дальнейшем получил печальную известность изза жестокого обращения с больными. Слово бедлам стало нарицательным, обозначающим и психиатрическую лечебницу вообще, и состояние крайнего беспорядка и хаоса. В повседневном общении жителей Западной Европы бедламистами называют любого сумасшедшего. Литература....

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху