Exit Project: Глоссарий: Руссо (Rousseau) Жан Жак

Руссо (Rousseau) Жан Жак



Руссо (Rousseau) Жан Жак (28.6.1712, Женева 2.7.1778, Эрменонвиль, близ Парижа) французский мыслитель, представитель французского Просвещения, реформатор педагогики, писатель. Родился в семье часовщика, рано лишился матери, отданный для обучения граверному ремеслу, не захотел этим заниматься и в 16 лет ушел из Женевы, скитался по стране, был бродячим музыкантом, лакеем, домашним учителем, переписчиком нот. Систематического образования он не получил, но самостоятельно познакомился с философией. Писал работы по музыкальной эстетике, сочинял оперы, музыкальные комедии и романсы. В 1741г. Руссо приехал в Париж, где познакомился с Д.Дидро, затем с ДАламбером, П.Гольбахом, по приглашению Дидро принял участие в создании Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел, 17511780г.г., где вел отдел музыки и для которой написал ряд статей. В 1750г. вышла его работа, привлекшая к нему общественное внимание, Рассуждения о науках и искусствах, где доказывал, что развитие наук и искусств не способствует улучшению нравов, а ухудшает их. Затем вышли его Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми (1755) и Юлия, или Новая Элоиза (1761), где он выступил с политическими обличениями социального неравенства. Его книга Эмиль, или О воспитании (1764) за религиозное вольнодумство была приговорена к сожжению, а сам он изза преследования властей вынужден был покинуть Францию и перебраться в Швейцарию, где жил в Женеве, Берне и Невшателе, но и здесь его преследования по политическим соображениям не кончились. В это время происходит разрыв с просветителями и обостряется полемика с Вольтером. С 1766г. по 1767г. Руссо искал прибежища в Англии, куда его пригласил Д.Юм , но, рассорившись с ним, вернулся во Францию. С 1770г. он в Париже. В это время он писал мемуары и вел достаточно уединенный образ жизни, зарабатывая на хлеб переписыванием нот. После смерти его прах, по решению Законодательного собрания, в 1791г. был перенесен в Париж. Мировоззрение Руссо основывалось на агностицизме: он исключал возможность рационального познания сущностей материи и сознания изза того, что разум ведет к заблуждению. Достоверно лишь то, что дано в чувственном познании, и существовать для человека означает прежде всего чувствовать. В основе всего лежит врожденное чувство справедливости, конкретные эмоции являются его отзвуком. Над эмоциями надстраиваются и благоразумие, и разум. Человек имеет смертное тело и бессмертную душу. Руссо был сторонник деизма если бог не понимаем на уровне логики, он все же возможен как факт личного чувственного переживания: насущно необходимо живое участие бога в жизни человека. Свое религиозное миропонимание он описал в Исповедании веры савойского викария, вставленного в роман Эмиль. Руссо один из теоретиков концепции общественного договора, в соответствии с которым возникновение общества трактуется как акт передачи индивидом своих прав политическому организму. Утвердил новое литературное направление сентиментализма и возродил к жизни литературную традицию исповедей. Дал развернутую феноменологию отчуждения: в Прогулках одинокого мечтателя (1776) психологически очень точно описал эмоциональные состояния, присущие одиночеству. Благодаря всему этому привлек внимание к проблеме психологии переживаний и серьезно повлиял на экзистенциалистскую философию и психологию. Дал свое понимание роли искусства. Искусство, под которым Руссо понимал прежде всего аристократическое искусство, ведет к деградации общественных нравов, но если оно станет верным природе, будет воспроизводить жизнь во всей ее естественности, то сможет служить возрождению нравственности. Противопоставлял испорченности и моральной развращенности культурных наций простой и чистый нрав народов, находящихся на патриархальных ступенях развития (отсюда его призыв Назад, к природе!). По своим педагогическим взглядам противостоял официальной педагогике, отвечавшей требованиям феодальной культуры. Исходил из постулата о том, что все дети появляются на свет без пороков, но общество, где царит произвол и неравенство, подавляет их лучшие устремления. В силу этого воспитание детей необходимо проводить вдали от общества, на лоне природы. Воспитание и общение детей с природой нужно, чтобы пробудить в них дремлющие до этого моральные чувства , прежде всего доброту. Исходя из сенсуалистической гносеологии, рекомендовал, чтобы ребенок шел к теоретическим знаниям от наглядных фактов действительности. Воспитатель же должен возможно полнее учитывать естественные склонности и способности детей. Литература .

Другие статьи : Рабдофобия, Работоспособность психическая, Равена тeст, Равич–Щербо Инна Владимировна, Радикальная теория образов, Радо Шандор, Разветвленное программированное обучение, Развитие восприятия, Развитие движений ребенка, Развитие игры в дошкольном возрасте, Развитие интеллекта по Ж. Пиаже, Развитие личности невротическое, Развитие личности параноическое, Развитие личности патологическое, Развитие психики в онтогенезе, Развитие психики в филогенезе, Развитие психодиагностики, Раздражимость, Райн (Rhine) Джозеф Бэнкс, РАЙХ Вильгельм (Reich Wilhelm), Райх–Рубинштейн (Reich–Rubinstein) Анни, Ранк Отто, Ранний возраст, Ранний детский аутизм, Ранняя одаренность, Рапопорт Анатоль (Анатолий Борисович), Расстройства памяти, Расщепление Я, Рационализация, Рационально–эмотивная терапия, Реавтоматизация навыка, Реактивное образование, Реактивные состояния, Реактология, Ребефинг, Реверберация, Регенеративность, Регрессия, Реестр зарубежных психодиагностических методик, Рейк Теодор, Рейх (Reich) Вильгельм, Рекапитуляция, Рекрутмент, Релаксация, Реминисценция, Респираторный аффективный спазм, Респондент, Ретроактивное торможение, Ретроспекция, Реферативный журнал (РЖ). Психология, Референтная группа, Рефлекс, Рефлексология, Рефрактерный период, Рецептивное поле, Рецепторы, Реципроктная координация, Речь, Рибо (Ribot) Теодюль, Ригидность, Риск, Ритмы мозга, Рише Шарль, Роджерс Карл Рэнсом, Розенталь (Rosenthal) Роберт, Розенцвейг Саул, Ролевая игра детей, Романтические поведение, Роршах (Rorschach) Герман, Российская государственная библиотека, Россолимо Григорий Иванович, Роттер (Rotter) Джулиан Бернард, Рубин (Rubin) Эдгар Джон, Рубинштейн Сергей Леонидович, Рубинштейн Сусанна Яковлевна, Рудик Петр Антонович, Руссо (Rousseau) Жан Жак, Рут Фултон Бенедикт, Рэдфорд Джон, Рюдин (Rudin) Эрнст, , ...

 

Базофилизм гипофизарный

(basophilismus hypophysialis) — см. Иценко — Кушинга...

Базофобия

Базофобия (базо+ греч. phobos — страх). Навязчивый страх, боязнь ходьбы. Наблюдается при неврозе навязчивых состояний и астено-фобическом...

Байярже симптом

Байярже симптом (Baillarger J., 1887). Неодинаковая величина зрачков при прогрессивном...

Бактериофобия

Бактериофобия (греч. bacteria — палочка, phobos — страх). Навязчивый страх, боязнь заразиться бактериями от инфицированных предметов. Син.:...

Бакэ

Бакэ (от фр. baque чан) психотерапевтический прием, автор Ф.Месмер . Основан на метафоре животного магнетизма. Заключается в том, что несколько пациентов располагается вокруг деревянного чана с водой, в крышке которого через специальные отверстия вставлены железные стержни. Больные берутся руками за эти стержни или прикладывают их к больному органу. Магнетизер должен коснуться чана и передать через него свою энергию, чтобы его целительное действие было оказано на всех пациентов одновременно. Литература. РудестамК. Групповая психотерапия. М., 1990,...

Балара—Дежана—Пе синдром

Балара—Дежана—Пе синдром (Balard, Degen, Paie, 1945). Энцефалопатия после менингоэнцефалита, характеризующаяся расстройствами памяти, недостаточной активностью, головной болью, головокружением, болью в позвоночном столбе, чувством...

Балинского Зрачковые симптомы

Балинского Зрачковые симптомы (Балинский И.М., 1859). Характерные для прогрессивного паралича признаки — неравномерность зрачков и отсутствие их реакции на свет. И.М.Балинский подчеркивал значение этих симптомов для ранней диагностики заболевания. Описание зрачковых симптомов прогрессивного паралича И.М.Балинским определило исследования D.Argill Robertson (1869) и J. Baillarger...

Балинт (Balint) Михаль

Балинт (Balint) Михаль (3.12.1896, Будапешт 31.12.1970, Лондон) венгроанглийский психотерапевт. Образование по медицине, биохимии, философии и языкознанию получил в университетах Будапешта (19141920, доктор медицины, 1920) и Берлина (19231924, доктор философии, 1924), одновременно с этим занимался изучением психоанализа у Г.Захса и Ш.Ференци , с 1925г. работал врачом в Будапеште, с 1935г. по 1939г. он директор Будапештского психоаналитического института. В 1939г. ему вместе с А.Балинт пришлось эмигрировать в Англию, с 1950г. работал в Тавистокской клинике в Лондоне, написал ряд работ по психоанализу, в 1968г. стал президентом Английского психоаналитического общества. С 1949г. по 1956г. совместно с Э.Балинт проводил семинары врачей по теме Психические...

Балинта диета

Балинта диета (Balint R.). Диета с ограничением суточного количества поваренной соли. Была предложена для лечения эпилепсии. В настоящее время самостоятельно не назначается, уменьшение соли является составной частью диеты при...

Балинта синдром

Балинта синдром (Balint R., 1909). Симптомокомплекс «психического паралича взгляда». Больной в состоянии фиксировать свой взгляд только на одном из предметов, находящихся перед его глазами, и «не видит» при этом остальных, не может определить расстояние между несколькими предметами. Отсюда затруднения при чтении длинных слов, невозможность охватить взглядом и описать весь рисунок при правильном назывании отдельных его деталей (симультанная агнозия). В основе синдрома Балинта — нарушения контроля за движениями глаз, затруднения изменения точки фиксации взора. Наблюдается при двустороннем поражении теменных долей большого мозга, чаще всего сосудистого и атрофического генеза. Син.: атаксия оптическая, паралич взгляда...

Балинтовские группы

Балинтовские группы (автор М.Балинт ) временные объединения врачей, психологов, социальных работников или обучающихся по этим специальностям. Исходной формой были семинары врачей по теме Психические нарушения во врачебной практике. Врачи обсуждали под руководством ведущего группы свой терапевтический и психиатрический опыт, для выявления собственной субъективности и снятия страха и выработки оптимального метода метакоммуникаций и психосоматического мышления. Групповая работа заключается в обсуждении отдельных случаев из практики участников этих групп. Литература. BalintM. The Doctor, his Patient and the Illness, L., 1957; BalintM. Psychoterapoutic Techniques in Medicine, L., 1961 (совм. с BalintЕ.); BalintM. A Study of Doctors, 1966. Син. Балинта...

Бало болезнь

Бало болезнь (Balo J., 1927). Органическое заболевание головного мозга, по симптоматике напоминающее болезнь Шильдера. Характерно повышение внутричерепного давления с застойными дисками зрительных нервов. Прижизненно обычно не диагностируется. Патологоанатомически — в средних отделах белого вещества полушарий головного мозга обнаруживаются круглые очаги, состоящие из центростремительных круглых тяжей. Рассматривается как форма рассеянного склероза. Син.: демиелинизирующая энцефалопатия, периаксиальный концентрический энцефалит, концентрический...

Бамбергера синдром

Бамбергера синдром (Bamberger H., 1859). Редкая форма истерии. Характерны клонические сокращения мышц нижних конечностей, подпрыгивания, танцеподобные движения, возникающие при соприкосновении ног с землей. Син.: сальтаторный спазм (лат. saltatio —...

Бандура (Bandura) Альберт

Бандура (Bandura) Альберт (род. 1925, Мундеа, Альберта, Канада 1988) американский психолог, автор теории социального научения. В 1949г. закончил университет в Британской Колумбии (бакалавр искусств), после этого приехал в США (гражданство в 1956г.), проходил обучение по клинической психологии в университете Айовы (магистр философии, 1951; доктор философии, 1952). С 1953г. работал в Станфордском университете в качестве профессора психологии, с 1973г. профессора социальных наук в области психологии. Здесь он познакомился с трудами Миллера и Долларда, значительное влияние на него оказал Спенс . Начав с методологии стимулреакция, он пришел к выводу, что для человеческого поведения данная модель не вполне применима, и предложил свою...

Барагнозия

Барагнозия (греч. baros — тяжесть, а — не, gnosis — познание). Форма агнозии, при которой нарушено восприятие тяжести предметов. Служит проявлением расстройства барестезии (разновидность проприоцептивной чувствительности). Наблюдается при поражениях...

Барт (Burt) Сирил Лодовик

Барт (Burt) Сирил Лодовик (3.03.1883 10.10.1971, Лондон) английский психолог. Специалист в области психологии интеллекта. В 1930х одним из первых в психологии стал проводить факторные исследования интеллекта. Занимался также проблемами ненормальных детей, малолетних...

Бартлетт (Bartlett) Фредерик Чарльз

Бартлетт (Bartlett) Фредерик Чарльз (род. 20.10.1886, Англия) английский психолог. Работал в области экспериментальной психологии мышления, восприятия, памяти, затем в области военной психологии. Автор книги Remembering (1932). Функции и структуру памяти рассматривал в контексте...

Барьер смысловой

БАРЬЕР СМЫСЛОВОЙ - (от франц. barriere - преграда, препятствие) - взаимонепонимание между людьми, являющееся следствием того, что одно и то же явление имеет для них разный смысл. Несовпадение смыслов высказывания, просьб, приказов и т.д. создает у партнеров препятствие для развития их взаимодействия. Наиболее выраженно барьер смысловой проявляется во взаимоотношениях взрослых и детей, когда ребенок, даже понимая правильность требований взрослого, не принимает их, если эти требования игнорируют его взгляды, ценности, систему его личностных...

Басов Михаил Яковлевич

Басов Михаил Яковлевич (1892 1931) отечественный психолог, ученик А.Ф.Лазурского . Известен своей критикой бихевиористского и рефлексологического подходов к анализу психики . Предложил включить переживания в понимание поведения , рассмотренного в социальнокультурной и исторической обусловленности. Проводил также исследования с использованием объективного наблюдения и естественного эксперимента в области детской психологии и педологии...

Бедлам

Бедлам (от искаж. англ. от Bethlehem) изначально, Бедлам английский монастырь сестер и братьев Звезды Вифлеема, основанный в 1247г. мэром Лондона С.Фитмэри и бывший первоначально местом официальных приемов. По свидетельствам документов, уже с 1330г. он служил госпиталем, а с 1402г. местом содержания и лечения душевнобольных. В 1547г. он был передан со всеми своими доходами Лондону в качестве психиатрической лечебницы, одной из первых в Европе. В дальнейшем получил печальную известность изза жестокого обращения с больными. Слово бедлам стало нарицательным, обозначающим и психиатрическую лечебницу вообще, и состояние крайнего беспорядка и хаоса. В повседневном общении жителей Западной Европы бедламистами называют любого сумасшедшего. Литература....

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Руссо (Rousseau) Жан Жак