Exit Project: Глоссарий: Лейбниц Г.В. Отрывки

Лейбниц Г.В. Отрывки



Сочинения в 4т.: Пер. с франц. / Редкол.: Б.Э.Быховский, Г.Г.Майоров, И.С.Нарский и др. М.: Мысль, 1989. Т.1. Свидетельство природы против атеистов. 8384.Душа человеческая суть существо, некоторое действие которого состоит в мышлении... Мышление есть вещь, сознаваемая без представления частей... Движение есть перемена пространства. Что не способно к движению, то недоступно распадению. Ибо распадение есть движение в частях. Что недоступно распадению, то неразрушимо. Ибо разрушение есть внутреннее распадение. Все неразрушимое бессмертно... Следовательно, душа человеческая бессмертна. {Прим. учение об архее было первоначально развито Парацельсом, а затем (в XVIXVII) увязывалось с платоновскинеоплатоновским учением о мировой душе}. Рассуждение о метафизике. 151....Мы ничего не можем узнать, о чем мы не имели бы в духе нашем идею, которая есть как бы материя, из которой образуется эта мысль. 159.Так как все тела в универсуме, так сказать, сочувствуют друг другу, то и наше тело получает впечатления о всех других, и, хотя наши чувства соотносятся со всеми другими, душа наша не может обращать внимание на каждую из них в частности, потомуто наши смутные чувствования суть результат разнообразия восприятия поистине бесконечного. 160.Память, или сознание этого я, делает ее способной к награде и наказанию. И бессмертие, которое требуется в нравственности и религии, состоит не в одном лишь постоянном существовании, свойственном всем субстанциям, ибо без воспоминания о том, что мы были, бессмертие не имело бы ничего привлекательного. Где? ...Душа, хоть она и проста, всегда испытывает чувство, составленное одновременно из многих перцепцией, что... равносильно тому, как если бы она состояла, подобно машине, из разных частей. Размышления относительно учения о едином всеобщем духе. 363.Почему бы душа не могла всегда сохранять тончайшее, особым образом организованное тело, которое могло бы впоследствии при воскресении тела взять вновь то, что ему необходимо, от видимого тела? Начала природы и благодати, основанные на разуме. 404.Простота субстанции не препятствует множественности модификаций, которые должны совместно существовать в той же самой простой субстанции и состоять в разнообразии отношений к внешним вещам. 410.Всякая душа знает бесконечное, знает все, но смутно. Переписка с Кларком. 539.Все... тела и все, что им приписывается, не являются субстанциями, а представляют собой лишь обоснованные феномены, основание видимостей, которые различны для разных наблюдателей, но которые связаны с одним и тем же основанием и происходят из него... 541....Материальные вещи... не существуют вне перцепций, а реальность свою обретают в согласованности перцепций, которыми обладают воспринимающие субстанции. Эта согласованность возникает благодаря предустановленной гармонии этих субстанций, потому что всякая простая субстанция это зеркало, отражающее один и тот же универсум... 558559....В моей системе один только Бог единственный является непосредственным объектом, внешним по отношению к другим, который оказывает на них реальное влияние. Т.2. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. 114....человеческие души, как и все другие, всегда соединены с какимнибудь телом. 131.Боль не похожа на движение булавки, но она отлично может походить на движения, порождаемые этой булавкой в нашем теле, и представлять эти движения в душе, что она, как я убежден, и делает. 162.Мы никогда не бываем без восприятий, но неизбежно мы часто бываем без осознанных восприятий, а именно когда нет отчетливо вычлененных восприятий. 236....Я отличаю продолжение существования души животного от бессмертия души человека: и та и другая сохраняют физическое и реальное тождество, но у человека в согласии с законом божественного провидения душа сохраняет еще моральное тождество, сознаваемое нами самими как таковое, чтобы образовать туже самую личность, способную вследствие этого ощущать наказания и награду. 245....я определяется не тождеством или различием субстанции, в котором нельзя быть уверенным, а только тождеством сознания. 307.Для субстанций существенно действовать, ...для души мыслить, для тел обладать протяжением и движением. 321.Есть основание думать, что существует бесконечное множество душ, или, выражаясь более общо, первоначальных энетелехий, имеющих нечто схожее с восприятием и влечением, и что все они являются и продолжают всегда оставаться субстанциональными формами тел. 388....Нашему познанию совершенно недоступно и соединение ощущения с протяженной материей... РукописьА. 562.Поскольку материя по своей сущности есть лишь пассивная вещь, ни мысль, ни даже действие не могут быть ее модификациями; материя есть вполне телесная субстанция, получающая свое завершение благодаря соучастию двух начал активного и пассивного: первое именуется формой, душой, энетелехий, первичной силой, второе первоматерией, плотностью, сопротивлением. Т.3. Лейбниц Фуше. 275.Я считаю, что каждая индивидуальная субстанция выражает всю вселенную целиком на свой манер и что ее последующее состояние есть следствие (хотя зачастую и свободное) ее предыдущего состояния, как если бы в мире существовали только Бог и она сама. Но так как все субстанции непрерывно созидаются верховным существом и выражают одну и ту же вселенную или одни и те же феномены, то они совершенно согласованы друг с другом. Когда мы говорим, что одна действует на другую, мы подразумеваем, что одна из них выражает причину или смысл точнее, чем другая, примерно так, как мы приписываем движение кораблю, а не всему морю... Письмо СофииШарлотте. 378.До сих пор под материей понимали то, что заключает в себе лишь чисто пассивные и безразличные понятия, именно протяжение и непроницаемость, которые нуждаются в другой вещи, чтобы быть определенными к какойлибо форме или деятельности. Когда говорят, что существуют нематериальные субстанции, то под этим подразумевают, что существуют субстанции, заключающие в себе другие понятия, а именно восприятие и принцип деятельности или изменения, которых нельзя объяснить ни протяженностью, ни непроницаемостью. Эти существа называются душами, когда у них есть чувство и духом, когда они обладают разумом. 379.Я склонен думать, что все конечные нематериальные субстанции (даже гении и ангелы, согласно мнению древних отцов церкви) связаны со органами и сопряжены с материей, а также что души, или деятельные формы, находятся в ней повсюду. Лейбниц королеве СофииШарлотте. 387388.Я прочел записку... Мне чрезвычайно понравилось то место, где говорится, что нематериальное активно, а материальное пассивно. Именно так я и думаю. Я признаю также ступени активности, каковы жизнь, восприятие, разум, и что, следовательно, могут существовать многие разновидности душ, именуемые вегетативной, чувственной, разумной, что есть тела, обладающие жизнью без чувств, и есть другие, которые обладают жизнью и чувствами, но не имеют разума. Однако, я считаю, что душа чувственная является в то же время и вегетативной, а душа разумная чувственной и вегетативной; таким образом, в нас однаединственная душа заключает в себе эти три ступени и нет надобности представлять себе дело так, будто у нас три души, низшая часть которых материальна по отношению к высшей... Сомневаюсь также, можно ли говорить, что одна душа воздействует на другую душу или на активное [начало] другой субстанции. Т.4. Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и начале зла. 183....Души и вообще простые субстанции могут возникать только посредством творения и прекращать свое существование только посредством уничтожения, ...то, что мы называем рождением животного, есть только преобразование и умножение. Так, поскольку то же самое тело уже обладало организацией, можно думать, что оно уже было одушевлено и имело ту же самую душу. 184....Души, которые некогда станут человеческими душами и душами других существ, существовали в семени и в предках вплоть до Адама, и, значит, существовали с сотворения мира, всегда в виде организованных тел... Это учение достаточно подтверждается микроскопическими наблюдениями Левенгука... Они существовали тогда только в чувствующих, или животных, душах, наделенных восприятиями и ощущениями, но лишенных разума, ...они до рождения человека, которому они должны принадлежать, остаются в подобном состоянии и только после рождения приобретают разум, при помощи какоголибо естественного средства, возвышающего душу до степени разумной души (что я с трудом допускаю), или уже сам Бог сообщает разум этой душе посредством частного действия... 232....Существуют два начала, но они оба находятся в Боге: это его ум и его воля. ...Присоединим третье начало, т.е. могущество; оно предшествует даже разуму и воле; но оно действует, как указывает разум и как требует воля. Многие (подобно Кампанелле) называли эти три божественные совершенства тремя прималитетами. Многие также полагали, что в них есть скрытая связь со святой Троицей; что могущество относится к Отцу, т.е. к источнику божественности; мудрость к предвечному Сыну, который назван логосом самым величественным из евангелистов, а воля или любовь относится к святому Духу. Оправдание Бога на основании его справедливости, согласованной с прочими его совершенствами и всеми его действиями. 482483....Образование животных и растений происходит не из беспорядочной массы, но из тела, уже до некоторой степени преформированного, скрытого в семени и уже одушевленного. отсюда следует, что в силу изначального божественного благословения от века существовали известные органические зародыши живых существ (а для животных форма животных, хотя и в несовершенном виде) и даже некоторым образом самые души; все это должно было развиться со временем. Но семенные души и организмы, предназначенные для образования человеческих тел, существовали совместно с другими, не имевшими такого назначения, семенными организмами в состоянии чувственной природы до того момента, когда последнее зачатие отделило их от других, причем органическое тело получило расположение к человеческой форме, а его душа была возвышена на степень разумности божественным действием (обычным или чрезвычайным решать не берусь). Впрочем, из новейших открытий видно, что животное и душа происходят только от отца, а мать при зачатии предоставляет лишь известного рода оболочку (как полагают, в форме яичка) и пищу, необходимую для совершенствования нового органического тела.

Другие статьи : Лабильность, Лабильность аффекта, Лабильность симптоматическая, Лабораторный эксперимент, Лазурский Александр Федорович, Лайнг Рональд, Лакан Жак, Ламетри Жюльен Офре де, Ланге (Lange) Карл Георг, Ланге (Lange) Фридрих Альберт, Ланге Николай Николаевич, Лата, Латентное обучение, Латентный анализ, Латентный период, Латерализация функций головного мозга, Лацарус Мориц, Лебон Гюстав, Леви–Брюль Люсьен, Левин (Lewin) Курт, Левитов Николай Дмитриевич, Леворукость, Леворукость в нейропсихологическом исследовании, Лейбниц Г.В. Отрывки, Лейбниц Готфрид Вильгельм, Лейпцигская школа, Лейтес Натан Семенович, Леонгард (Leonhard) Карл, Леонтьев Алексей Николаевич, Лерш (Lersch) Филипп, Лешли (Lashley) Карл Спенсер, Лживость, Либидо, Либидо во фрейдизме, Лидбитер Ч.В. Активный двойник, Лидбитер Ч.В. Трудности в ясновидении, Линдеманн Эрих, Линдсей Гарднер, Линейное программированное обучение, Линия взора, Липер (Leeper) Роберт Уард, Липманн Отто, Липманн Хуго, Липпс (Lipps) Теодор, Лисина Мая Ивановна, Литеральная парафазия, Литературный салон Российской государственной библиотеки по искусству „Искусство и религия“, Личностные опросники, Личностный конструкт, Личностный смысл, Личность, Логопедия, Логотерапия, Ложная тревога, Лозоискательство, Локализация высших психических функций, Локк Дж. Отрывки, Локк Джон, Локомоция, Локус контроля, Ломброзо (Lombroso) Чезаре, Ломов Борис Федорович, Лонгитюдиональное исследование, Лопатин Лев Михайлович, Лопатин Лев Михайлович. Анализ научной деятельности., Лоренц Конрад, Лотце Рудольф Герман, Лурия Александр Poмaнович, Лурия Роман Альбертович, ЛЭНГ Рональд, Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.), , ...

 

Базофилизм гипофизарный

(basophilismus hypophysialis) — см. Иценко — Кушинга...

Базофобия

Базофобия (базо+ греч. phobos — страх). Навязчивый страх, боязнь ходьбы. Наблюдается при неврозе навязчивых состояний и астено-фобическом...

Байярже симптом

Байярже симптом (Baillarger J., 1887). Неодинаковая величина зрачков при прогрессивном...

Бактериофобия

Бактериофобия (греч. bacteria — палочка, phobos — страх). Навязчивый страх, боязнь заразиться бактериями от инфицированных предметов. Син.:...

Бакэ

Бакэ (от фр. baque чан) психотерапевтический прием, автор Ф.Месмер . Основан на метафоре животного магнетизма. Заключается в том, что несколько пациентов располагается вокруг деревянного чана с водой, в крышке которого через специальные отверстия вставлены железные стержни. Больные берутся руками за эти стержни или прикладывают их к больному органу. Магнетизер должен коснуться чана и передать через него свою энергию, чтобы его целительное действие было оказано на всех пациентов одновременно. Литература. РудестамК. Групповая психотерапия. М., 1990,...

Балара—Дежана—Пе синдром

Балара—Дежана—Пе синдром (Balard, Degen, Paie, 1945). Энцефалопатия после менингоэнцефалита, характеризующаяся расстройствами памяти, недостаточной активностью, головной болью, головокружением, болью в позвоночном столбе, чувством...

Балинского Зрачковые симптомы

Балинского Зрачковые симптомы (Балинский И.М., 1859). Характерные для прогрессивного паралича признаки — неравномерность зрачков и отсутствие их реакции на свет. И.М.Балинский подчеркивал значение этих симптомов для ранней диагностики заболевания. Описание зрачковых симптомов прогрессивного паралича И.М.Балинским определило исследования D.Argill Robertson (1869) и J. Baillarger...

Балинт (Balint) Михаль

Балинт (Balint) Михаль (3.12.1896, Будапешт 31.12.1970, Лондон) венгроанглийский психотерапевт. Образование по медицине, биохимии, философии и языкознанию получил в университетах Будапешта (19141920, доктор медицины, 1920) и Берлина (19231924, доктор философии, 1924), одновременно с этим занимался изучением психоанализа у Г.Захса и Ш.Ференци , с 1925г. работал врачом в Будапеште, с 1935г. по 1939г. он директор Будапештского психоаналитического института. В 1939г. ему вместе с А.Балинт пришлось эмигрировать в Англию, с 1950г. работал в Тавистокской клинике в Лондоне, написал ряд работ по психоанализу, в 1968г. стал президентом Английского психоаналитического общества. С 1949г. по 1956г. совместно с Э.Балинт проводил семинары врачей по теме Психические...

Балинта диета

Балинта диета (Balint R.). Диета с ограничением суточного количества поваренной соли. Была предложена для лечения эпилепсии. В настоящее время самостоятельно не назначается, уменьшение соли является составной частью диеты при...

Балинта синдром

Балинта синдром (Balint R., 1909). Симптомокомплекс «психического паралича взгляда». Больной в состоянии фиксировать свой взгляд только на одном из предметов, находящихся перед его глазами, и «не видит» при этом остальных, не может определить расстояние между несколькими предметами. Отсюда затруднения при чтении длинных слов, невозможность охватить взглядом и описать весь рисунок при правильном назывании отдельных его деталей (симультанная агнозия). В основе синдрома Балинта — нарушения контроля за движениями глаз, затруднения изменения точки фиксации взора. Наблюдается при двустороннем поражении теменных долей большого мозга, чаще всего сосудистого и атрофического генеза. Син.: атаксия оптическая, паралич взгляда...

Балинтовские группы

Балинтовские группы (автор М.Балинт ) временные объединения врачей, психологов, социальных работников или обучающихся по этим специальностям. Исходной формой были семинары врачей по теме Психические нарушения во врачебной практике. Врачи обсуждали под руководством ведущего группы свой терапевтический и психиатрический опыт, для выявления собственной субъективности и снятия страха и выработки оптимального метода метакоммуникаций и психосоматического мышления. Групповая работа заключается в обсуждении отдельных случаев из практики участников этих групп. Литература. BalintM. The Doctor, his Patient and the Illness, L., 1957; BalintM. Psychoterapoutic Techniques in Medicine, L., 1961 (совм. с BalintЕ.); BalintM. A Study of Doctors, 1966. Син. Балинта...

Бало болезнь

Бало болезнь (Balo J., 1927). Органическое заболевание головного мозга, по симптоматике напоминающее болезнь Шильдера. Характерно повышение внутричерепного давления с застойными дисками зрительных нервов. Прижизненно обычно не диагностируется. Патологоанатомически — в средних отделах белого вещества полушарий головного мозга обнаруживаются круглые очаги, состоящие из центростремительных круглых тяжей. Рассматривается как форма рассеянного склероза. Син.: демиелинизирующая энцефалопатия, периаксиальный концентрический энцефалит, концентрический...

Бамбергера синдром

Бамбергера синдром (Bamberger H., 1859). Редкая форма истерии. Характерны клонические сокращения мышц нижних конечностей, подпрыгивания, танцеподобные движения, возникающие при соприкосновении ног с землей. Син.: сальтаторный спазм (лат. saltatio —...

Бандура (Bandura) Альберт

Бандура (Bandura) Альберт (род. 1925, Мундеа, Альберта, Канада 1988) американский психолог, автор теории социального научения. В 1949г. закончил университет в Британской Колумбии (бакалавр искусств), после этого приехал в США (гражданство в 1956г.), проходил обучение по клинической психологии в университете Айовы (магистр философии, 1951; доктор философии, 1952). С 1953г. работал в Станфордском университете в качестве профессора психологии, с 1973г. профессора социальных наук в области психологии. Здесь он познакомился с трудами Миллера и Долларда, значительное влияние на него оказал Спенс . Начав с методологии стимулреакция, он пришел к выводу, что для человеческого поведения данная модель не вполне применима, и предложил свою...

Барагнозия

Барагнозия (греч. baros — тяжесть, а — не, gnosis — познание). Форма агнозии, при которой нарушено восприятие тяжести предметов. Служит проявлением расстройства барестезии (разновидность проприоцептивной чувствительности). Наблюдается при поражениях...

Барт (Burt) Сирил Лодовик

Барт (Burt) Сирил Лодовик (3.03.1883 10.10.1971, Лондон) английский психолог. Специалист в области психологии интеллекта. В 1930х одним из первых в психологии стал проводить факторные исследования интеллекта. Занимался также проблемами ненормальных детей, малолетних...

Бартлетт (Bartlett) Фредерик Чарльз

Бартлетт (Bartlett) Фредерик Чарльз (род. 20.10.1886, Англия) английский психолог. Работал в области экспериментальной психологии мышления, восприятия, памяти, затем в области военной психологии. Автор книги Remembering (1932). Функции и структуру памяти рассматривал в контексте...

Барьер смысловой

БАРЬЕР СМЫСЛОВОЙ - (от франц. barriere - преграда, препятствие) - взаимонепонимание между людьми, являющееся следствием того, что одно и то же явление имеет для них разный смысл. Несовпадение смыслов высказывания, просьб, приказов и т.д. создает у партнеров препятствие для развития их взаимодействия. Наиболее выраженно барьер смысловой проявляется во взаимоотношениях взрослых и детей, когда ребенок, даже понимая правильность требований взрослого, не принимает их, если эти требования игнорируют его взгляды, ценности, систему его личностных...

Басов Михаил Яковлевич

Басов Михаил Яковлевич (1892 1931) отечественный психолог, ученик А.Ф.Лазурского . Известен своей критикой бихевиористского и рефлексологического подходов к анализу психики . Предложил включить переживания в понимание поведения , рассмотренного в социальнокультурной и исторической обусловленности. Проводил также исследования с использованием объективного наблюдения и естественного эксперимента в области детской психологии и педологии...

Бедлам

Бедлам (от искаж. англ. от Bethlehem) изначально, Бедлам английский монастырь сестер и братьев Звезды Вифлеема, основанный в 1247г. мэром Лондона С.Фитмэри и бывший первоначально местом официальных приемов. По свидетельствам документов, уже с 1330г. он служил госпиталем, а с 1402г. местом содержания и лечения душевнобольных. В 1547г. он был передан со всеми своими доходами Лондону в качестве психиатрической лечебницы, одной из первых в Европе. В дальнейшем получил печальную известность изза жестокого обращения с больными. Слово бедлам стало нарицательным, обозначающим и психиатрическую лечебницу вообще, и состояние крайнего беспорядка и хаоса. В повседневном общении жителей Западной Европы бедламистами называют любого сумасшедшего. Литература....

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Лейбниц Г.В. Отрывки