Exit Project: Глоссарий: Александр Романович Лурия

Александр Романович Лурия



Александр Романович Лурия

16 июля 1902 года.

Александр Романович Лурия - родился в Казани в семье врача. Его отец был известным специалистом по желудочно-кишечным заболеваниям, человек строгой естественно-научной направленности, и ему впоследствии пришлось не по душе увлечение сына психологией. Как вспоминал А.Р.Лурия, он, по мнению отца, выбрал "никому не нужную, дурацкую науку". Лишь в 1937 году, когда А.Р.Лурия получил второе высшее образование, окончив медицинский институт, его отец наконец испытал удовлетворение судьбою сына.

1917 год.

Этот год Лурия встретил 15-летним юношей, за плечами у которого было шесть классов восьмилетнего курса классической гимназии.

1918 год.

Завершив среднее образование на краткосрочных курсах, он поступил в Казанский университет, который в ту пору распахнул двери практически всем желающим, независимо от уровня подготовки. В университете царил хаос. Чему и как следует учить студентов, никто толком не представлял. Факультет, на который поступил Лурия, назывался юридическим, но вскоре был переименован в факультет общественных наук.

К психологии Лурия пришел не сразу, и, надо сказать, весьма извилистым путем. Вот его собственное крайне парадоксальное утверждение: "Я начал свой путь в науке с того, что получил прочное, длительное и совершенно безоговорочное отвращение к психологии". Как и многие молодые люди той поры, студент Лурия бредил социальным прожектерством. Он намеревался написать книгу о законах возникновения и распространения идей. Этот замысел так и не был осуществлен, однако побудил Лурию обратиться к психологическим источникам, каковыми оказались труды Вундта, Титченера и Гефдинга. "Ни в этих, ни в каких других книгах по психологии тех времен и намека не было на живую личность, и скучища от них охватывала человека совершенно непередаваемая. И я для себя сделал вывод - вот уж наука, которой я никогда в жизни не стану заниматься!".

1921 год - Лурия окончил факультет общественных наук Казанского университета.

Пересмотреть эту категоричную точку зрения Лурию заставило знакомство с трудами З.Фрейда, которыми он сильно заинтересовался. Причем настолько, что организовал психоаналитический кружок. Первое, что Лурия сделал в качестве его председателя, - заказал бланки на русском и немецком языках и на одном из них послал в Вену уведомление о создании новой организации - Казанского психоаналитического кружка. Через три недели пришел ответ, начинавшийся словами: "Уважаемый господин президент:". Фрейд писал, как он рад был узнать, что его идеи подхвачены в Казани, Этот уникальный автограф по сей день хранится в архиве А.Р.Лурии.

Психоаналитическими штудиями процесс психологического самообразования не закончился (как у любого настоящего психолога, у Лурии он длился всю жизнь). Немалый интерес вызвали у него работы В.М.Бехтерева, поразившие его объективным подходом к психологическим проблемам.

Под впечатлением от идей Бехтерева Лурия решил основать журнал, надеясь, что Бехтерев согласится войти в редакционную коллегию. Согласием удалось заручиться, и журнал увидел свет. Вышло, правда, всего два номера. Ввиду отсутствия типографской бумаги журнал был напечатан на желтой оберточной бумаге, которую удалось раздобыть на местном мыловаренном заводе.

В этом журнале были опубликованы статьи Лурии, в которых были описаны объективные методы изучения времени реакции при утомлении (эти исследования были выполнены им в Казанском институте научной организации труда). Статьи привлекли внимание К.Н.Корнилова, сменившего Г.И.Челпанова на посту директора Московского психологического института, и он пригласил молодого подающего надежды исследователя в Москву. Именно здесь Лурия провел свое первое исследование, получившее международный резонанс, - создал так называемую сопряженную моторную методику. В ее основе лежала идея ассоциативного эксперимента К.Г.Юнга. Предложенная Лурией модификация метода была довольно простой. От испытуемого требовалось в ответ на предъявляемое слово отвечать первым пришедшим на ум словом и одновременно сжимать рукой резиновую грушу. Слова предъявлялись самые разные - как нейтральные, так и такие, которые могли иметь для испытуемого особый эмоциональный подтекст. В том случае, когда стимул провоцировал какие-то скрытые переживания, можно было фиксировать некоторую задержку словесной и двигательной реакции. Эксперимент Лурии был использован в криминалистической практике. С его помощью удалось среди нескольких подозреваемых выявить того, кто действительно был преступником. Этот опыт Лурия обобщил в книге "Природа человеческих конфликтов" ("The nature of human conflicts" N.Y.,1932), которая была издана на английском языке в Нью-Йорке в 1932 году и с той поры так и не была опубликована в нашей стране. А в США разработка этой проблемы активно продолжалась и привела в итоге к созданию детектора лжи в его современной модификации.

В Москве Лурия продолжил активную деятельность на ниве психоанализа. Он стал ученым секретарем Русского психоаналитического общества, его отчеты о деятельности общества регулярно публиковались в изданиях Международной психоаналитической ассоциации. Еще в Казани им была написана и издана малым тиражом книга "Психоанализ в свете основных тенденций современной психологии". В Москве под патронажем симпатизировавшего психоанализу директора Госиздата О.Ю.Шмидта книгу удалось переиздать весьма солидным по тем временам тиражом - 500 экземпляров.

Однако постепенно увлечение фрейдистскими идеями сошло на нет. Попытки Лурии применить психоанализ в психиатрической клинике не дали ощутимых результатов. В итоге Лурия пришел к выводу о недооценке Фрейдом социального опыта и принципиальной ограниченности его теории.

В первые же годы пребывания в Москве Лурия стал заниматься педагогической работой.

1923 год.

Лурия начал работать в Академии коммунистического воспитания им. Н.К.Крупской в качестве заведующего кафедрой психологии. Там было начато новое исследование, которое позже было опубликовано в виде двух монографий: "Речь и интеллект в развитии ребенка" (1928) и "Речь и интеллект у городского, деревенского и беспризорного ребенка" (1930). Это были первые публикации, в которых проявился интерес Лурии к проблеме речи, которой он впоследствии посвятил много экспериментальных и теоретических работ.

1924 год.

Произошло важное событие. На Втором неврологическом съезде в Ленинграде Лурия встретился с Л.С.Выготским. Доклад Выготского произвел на него неизгладимое впечатление. По инициативе Лурии Выготский, живший и работавший в Гомеле (где он преподавал психологию в техникуме), был приглашен в Москву, в Институт психологии. Хотя Лурия был моложе Выготского всего на пять лет и за его спиной был уже немалый опыт научной работы, он сразу и безоговорочно признал Выготского своим учителем и руководителем. Правда, формально Лурия первое время был руководителем Выготского, который, придя в Институт, поступил в аспирантуру.

С именем Выготского и его учеников связано начало построения новой советской психологии, непосредственно ориентированной на практику.

В эти годы на общей теоретической основе сплотилась знаменитая "тройка" ученых - Выготский, Лурия, Леонтьев. Позже к ним примкнула "пятерка" соратников - Запорожец, Славина, Левина, Божович, Морозова. Образовавшаяся "восьмерка" составила коллектив единомышленников, который под руководством Выготского начал последовательно разрабатывать новую психологию.

Главное, что объединяло Лурию и Выготского, - это признание того, что предметом психологии являются сложные сознательные произвольно регулируемые формы психической деятельности ("высшие психические функции"), а не элементарные психические акты (типа реакций), и это их объяснение следует искать в исторических, объективных психологических и физиологических закономерностях работы мозга.

Интерес Лурии к неврологии, зародившийся в эти годы, стал впоследствии основным делом его жизни. Он привел Лурию к убеждению о необходимости получить законченное медицинское образование.

В эти же годы у Лурии сложился интерес к изучению умственно отсталых детей. И эта линия исследований также первоначально была инициирована Выготским. Основная проблема этих исследований - проблема диагностики умственной отсталости, которая разрабатывалась в 20-е годы Выготским и его учениками - позже, в 50-е годы, стала одной из центральных тем, над которой работал Лурия и его коллектив.

1925 год.

Июль. Лурия отправился в Германию вместе с отцом, который намеревался посетить несколько немецких клиник. Так Лурия познакомился с Куртом Левином - крупным немецким психологом, с которым у него сложились дружеские отношения. Впоследствии, в 1933 году, когда Левин возвращался в Берлин из командировки в Японию и остановился в Москве, Лурия настойчиво уговаривал его не возвращаться в фашистскую Германию, а остаться в СССР. Прозорливый Левин внял совету лишь отчасти: домой он не вернулся, но и в Москве не остался, предпочтя направиться в США.

1929 год.

Завершением этого периода жизни и деятельности Лурия была его поездка в Америку на IX Международный психологический конгресс и выступление там с докладом об объективном методе исследования аффектов.

По дороге в Америку Лурия заехал в Германию, где вновь встретился с К.Левином, а также с В.Келером и другими немецкими психологами. Там он познакомился с Б.В.Зейгарник - ученицей Левина, с которой позже его надолго объединит совместная работа на факультете психологии Московского университета.

30-е годы.

Этот период можно назвать "вторым московским" в жизни Лурии. Он был очень насыщен событиями разного рода и прежде всего большими научными достижениями.

1930 год.

Лето. Время первой экспедиции Лурии в Среднюю Азию вместе с Ф.Н.Шемякиным. Лурия провел в Средней Азии две совместные экспедиции - в 1930 и 1931 годах. Они работали в кишлаках и на джайлау - горных пастбищах Узбекистана и Киргизии. Идея этих экспедиций, сформулированная совместно с Выготским, состояла в изучении влияния культурных средовых факторов на формирование психических процессов. Объектом изучения были познавательные процессы - восприятие, память, мышление у неграмотных и грамотных людей, четко отличающиеся по ряду параметров.

Уникальные результаты, полученные в среднеазиатских экспедициях, высоко оцененные Выготским, не были оценены чиновниками от науки, которые усмотрели в них признаки расизма и запретили исследования. Только 40 лет спустя Лурия вернулся к этой работе - в значительной степени под влиянием американца Майкла Коула, его стажера, интересовавшегося "культурной психологией". Обработав часть результатов (многое так и осталось в архиве), Лурия опубликовал монографию "Об историческом развитии познавательных процессов" (1974), которая вскоре была переведена на английский язык и имела большой успех. Фактически Лурия был одним из первых, кто систематически исследовал проблему влияния культурно-исторических факторов на познавательные процессы человека - проблему, которая стала настолько популярной в настоящее время, что составила содержание целого направления в современной психологии.

Эта линия исследования логически тесно переплеталась с другим направлением - изучением близнецов. Лурия исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии человека. Использовав традиционно, со времен Ф.Гальтона, применявшийся с этой целью близнецовый метод, Лурия внес в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Он показал, что соматические признаки индивида в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) - в меньшей степени, а для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.

1937 год - Лурия окончил I Московский медицинский институт.

Годы Великой Отечественной Войны.

Лурия возглавил реабилитационный госпиталь на Южном Урале в санатории Кисегач, близ Челябинска. Фактически здесь зародилось новое психологическое направление - нейропсихология, ныне выделившееся в специальную отрасль психологической науки и получившее международное признание. Его начало было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга в результате ранения ("Травматическая афазия", 1947; "Восстановление функций мозга после военной травмы", 1948; "Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга", 2-е изд.,1969). Лурией была разработана теория локализации психических функций, сформулированы основные принципы динамической локализации психических процессов, создана классификация афазических расстройств и описаны ранее неизвестные формы нарушения речи. Лурия также изучал роль лобных долей головного мозга в регулировании психических процессов, мозговые механизмы памяти. Нейропсихологическим проблемам посвящено большинство из 30 опубликованных им научных монографий.

1945 год.

Лурия начал работать в МГУ им. М.В.Ломоносова на кафедре психологии философского факультета, где он начал (совместно с А.Н.Леонтьевым) читать курс по общей психологии, а позднее (с 1950 года) - также курс по нейропсихологии.

1966 - 1971 годы.

Лурия - заведующий кафедрой медицинской психологии психологического факультета МГУ.

1971 год.

Опубликована одна из наиболее известных его книг - "Потерянный и возвращенный мир. История одного ранения". Это удивительный человеческий документ, имеющий отнюдь не только научное значение (как о том, в частности, писал Лурии английский писатель Джон Фаулз). Это документ, свидетельствующий о мужестве больного и факте внимании и милосердии ученого. Как и многие другие, эта книга была издана за рубежом и получила широкую известность.

В последние годы жизни Лурия разрабатывал проблемы функциональной асимметрии больших полушарий мозга, а также широкий круг теоретических вопросов психологии.

Одну из своих последних работ он так и назвал: "Последняя книга". Правда, она впервые увидела свет на английском языке под названием, данным ей ее американским редактором М.Коулом, - "Сотворение разума". На русском языке она вышла уже после смерти Лурии под названием "Этапы пройденного пути". Это научная автобиография, в которой очень много интересных и поучительных историй в изложении самого Лурии. Но "Этапы пройденного пути" - это и своего рода научное завещание. Своим собственным примером Лурия завещал новым поколениям психологов, которые учатся по его книгам, свое творческое отношение к делу, веру в гуманистическое назначение науки, интерес не только к теории, но и к психологической практике, без чего не может быть настоящей науки. Это мировоззренческий и этический асп екты его завещания, значимость которых возрастает с каждым днем.

А.Р.Лурия был единственным советским психологом, которому редактор серии "История психологии в автобиографиях" Э.Г.Боринг предложил предоставить для публикации свою научную автобиографию. Это был действительно ученый с мировым именем, действительный член АПН СССР, профессор, иностранный член Национальной академии наук США, Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики, почетный член французского, британского, швейцарского, испанского психологических обществ, почетный профессор шести зарубежных университетов. Его труды с 20-х годов и до наших дней издаются на разных языках по всему миру.

Нет сегодня в мире специалиста по исследованиям мозга, который не изучал бы его труды. Помимо этого, Лурия внес весомый вклад в решение множества психологических проблем.

14 августа 1977 года Лурия Александр Романович умер.

Труды Лурии: Этюды по истории поведения (совм. с Л. С. Выготским). М., 1930; Травматическая афазия. М., 1947; Восстановление функций мозга после военной травмы. М., 1948; Мозг человека и психические процессы, т. 1 - 2. М., 1963 - 1970; Нейродинамический анализ решения задач (совм. с Л. С. Цветковой). М., 1966; Высшие психические функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., 1969; Основы нейропсихологии. М,, 1973; Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975; Язык и сознание. М., 1979.

Основой для статьи стала книга С.С.Степанова "Психология в лицах". - М.:Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2001. - с. 197 - 208.

По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться.

Статью подготовила Кузина Ирина
10.12.2001
Другие статьи : А-тип личности, Абади симптом, Абазия, Абалиенация, Абашева-Константиновского синдром, Абели симптом, Аберрация, Аберрация, Абеталипопротеинемия, Абиотрофия, Аблютомания, Абрахам Карл, Абсанс, Абсанс автоматизма, Абсанс атипичный, Абсанс атонический, Абсанс вазомоторный, Абсанс вегетативный, Абсанс гипертонический, Абсанс миоклонический, Абсанс пролонгированный, Абсанс ретрокурсивный, Абсанс ретропульсивный, Абсанс субклинический, Абсанс типичный, Абсанс энуретический, Абсанс-аура, Абсентизм, Абсолют, Абсолютная слуховая чувствительность, Абсолютный верхний порог ощущений, Абсолютный нижний порог ощущений, Абсолютный порог, Абсолютный слух, Абсорбция, Абстинент, Абстиненция сексуальная., Абстиненция., Абстрактная грамматика поведения Осгуда, Абстракция, Абстракция, Абузус, Абузус лекарственный, Абулия, Абулия, Августин, Аверсивная психотерапия, Аверсивная терапия, Авиафобия, Авиационная психология, Авокалия, Авруцкого-Еникеева шкала оценки ремиссий при шизофрении, Австрийская (Грацкая) школа, Австрийская психологическая школа, Автаркия, Автобиография, Автокинетический феномен, Автологокатарсис Атанасова, Автоматизация движений, Автоматизм, Автоматизм амбулаторный, Автоматизм аффективный, Автоматизм гипнотический, Автоматизм двигательный, Автоматизм идеаторный, Автоматизм командный, Автоматизм психический, Автоматизм сомнамбулический, Автоматизм эпилептический, Автоматизма психического галлюцинаторный вариант, Автоматическое письмо, Автономазия, Автономная нервная система, Автономная речь, Авторитарная личность, Авторитарность, Авторитарность, Авторитет, Автосимволизм, Ага–переживание, Агапе, Агасфера синдром, Агглютинация, Аггравация, Агевзия, Агейзия, Агеразия, Агипногнозия, Агирия, Агнозия, Агнозия, Агнозия акустическая, Агнозия болевая, Агнозия зрительная, Агнозия на лица, Агнозия обонятельная, Агнозия односторонняя пространственная, Агнозия пространственная, Агнозия симультанная, Агнозия слуховая, Агнозия тактильная, Агорафобия, Аграмматизм, Аграфия, Агрессивное поведение животных, Агрессивность, Агрессия, Агрипния, Адаптационный синдром, Адаптация, Адаптометр, Аддитивное смешение цветов, Адекватность ощущения и восприятия, Адлер Альфред, АДЛЕР Альфред (Adler Alfred), Ажитация, Айзенк (Eysenck) Ханс Юрген, Айзенк Х.Ю. Невроз, конституция и личность., Айхорн Август, Акалькулия, Акатизия, Аккомодация, Аккумуляция аффекта, Акселерация, Активная имагинация, Активное осязание, Активный анализ, Активный словарь, Активный ступенчатый гипноз, Актография, Актуализация связей, Алалия, Алгометр, Алгоритм, Александер Франц Габриель, Александр Романович Лурия, Алекситимия, Алексия, Алиенация, Аллегоризация, , ...

 

Запредельное торможение

Запредельное торможение развитие процессов торможения при достижении силы раздражения критической, биологически допустимой...

Зарубежные психотерапевтические техники

Глубинные техники Активная психотерапия (ФроммРайхманн). Анализ бытия (Бинсвангер). Анализ судьбы (Сонди). Анализ характера ( В.Райх ). Анализ Я ( Х.Кохут , Э.Эриксон ). Аналитическая игротерапия ( М.Кляйн ). Аналитическая терапия семьи (Richter). Антропологическая психотерапия ( Вайцзекер ). Векторная терапия ( Ф.Г.Александер ). Гуманитарный психоанализ ( Э.Фромм ). Динамическая психотерапия (Аммон). Динамическая психотерапия (Furstenau). Индивидуальная терапия (Адлер). Интерперсональный анализ ( Г.С.Салливен ). Синтетикогерменевтическая терапия (Юнг). Неопсихоанализ (SchulzHencke). Персональный анализ ( О.Ранк ). Позитивная психотерапия (Пезешкиан). Прямой психоанализ (Штекель). Психоанализ (Фрейд). Психосинтез (Wiesenhutter). Психосоматический анализ ( Г.Гроддек ). Регулирующий анализ (Langen). Самоанализ ( К.Хорни ). Социальный психоанализ (Mitscherlich). Темоцентрированная интраперсональная терапия...

Застойный сосок зрительного нерва

Застойный сосок зрительного нерва (лат. papilla oedematosa n.optici). Офтальмологический симптом, основной причиной которого является повышение внутричерепного давления. Наблюдается чаще всего при опухолях головного мозга, но также и при наличии в мозгу гумм, солитарных туберкулом, при опухолях мозговых оболочек и костей черепа, некоторых формах менингитов, псевдоступорозных состояниях различной этиологии и др. Характеризуется отеком соска с выпячиванием его над уровнем сетчатки. Границы соска расплывчаты, цвет серовато-красный, центральные вены расширены, артерии сужены, извиты. В возникновении симптома играет роль не столько характер опухоли и ее величина, сколько локализация и темп ее роста. Особенно рано застойный сосок проявляется при быстро растущих опухолях мозжечка, в...

Затенение

Затенение методическая процедура для исследования слухового внимания , которая заключается в том, что испытуемый должен повторить вслух сообщение, передаваемое по одному из нескольких каналов, который специально указывается экспериментатором. Например, при дихотическом слушании требуется повторить сообщение, поступающее через правое ухо, при игнорировании поступающего через...

Заторможенность психическая

Особенность протекания психических процессов. Различают заторможенность психическую двигательную (моторную) и в мышлении (идеаторную). Наблюдается при различных психических заболеваниях (при депрессивной фазе МДП, в структуре брадипсихизма у больных эпилепсией, при некоторых видах паркинсонического синдрома и...

Захс Ханс

Захс Ханс(1881 1947) австрийский психоаналитик и юрист. Член Венского психоаналитического общества. Совместно с О.Ранком был редактором журнала Имаго. В 1933г. эмигрировал в США, где продолжал свои занятия психоанализом. Специалист по проблем теоретического и клинического психоанализа. Сочинения. Значение психоанализа в науках о духе. СПб., 1913 (совм. с...

Защитные рефлексы

Защитные рефлексы - сложные непроизвольные движения парализованных или паретичных частей тела, возникающие в ответ на раздражение кожи или глубоколежащих тканей; служат проявлением спинномозгового автоматизма при выключении центральных (пирамидных и экстрапирамидных) влияний. См. Рефлексы, в...

Звезда Геринга

Звезда Э.Геринга зрительная иллюзия восприятия . При наложении фигуры, образованной прямыми, пересекающимися в одной точке, на параллельные линии, те воспринимаются...

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни - рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни, который способствует общественному и индивидуальному здоровью, является основой профилактики, а его формирование - важнейшей задачей социальной политики государства в деле охраны и укрепления здоровья народа. Образ жизни человека отражает субъективную сторону в отличие от условий жизни людей (условия труда, быта, материальное положение, возрастно-половой состав населения, его расселенность, природно-климатические условия и др.), представляющих собой объективную сторону жизни общества. С помощью эпидемиологических, социально-гигиенических и других современных исследований получены многочисленные доказательства прямого воздействия на здоровье людей условий и образа жизни. Чаще всего отрицательное...

Зейгарник Блюма Вульфовна

Зейгарник Блюма Вульфовна (1900 1988) советский психолог. Психологическое образование получила в 20егг. в Германии в лаборатории К.Левина , где осуществила всемирно известные исследования забывания завершенных и незавершенных действий. В этих исследованиях было показано, что незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные, в 1,9 раза, что получило название эффекта Зейгарник . В дальнейшем занималась проблемами патопсихологии, в частности патологии мышления , используя при этом методологию деятельностного подхода...

Зейгарник методика соотношения пословиц, метафор и фраз

Зейгарник методика соотношения пословиц, метафор и фраз (Зейгарник Б. В., 1934). Патопсихологическая методика для исследования особенностей мышления. Выявляет такие расстройства мышления, как соскальзывания, разноплановость, нарушения целенаправленности, непродуктивность. Состоит из набора пословиц и метафор, к каждой из которых обследуемый должен подобрать соответствующую ей по переносному смыслу фразу из другого набора. Последний содержит также фразы, лишь внешне сходные с пословицами и метафорами. Важна для диагностики шизофренических расстройств...

Зейгарник феномен

Зейгарник феномен (Зейгарник Б. В., 1927). Лучшее воспроизведение в памяти незавершенных действий по сравнению с завершенными. Свидетельствует о роли личностно-мотивационного компонента в структуре мнестической деятельности. Эффект лучшего воспроизведения незавершенных действий не обнаруживается у больных шизофренией с выраженными эмоционально-волевыми...

Зельц Отто

Зельц Отто (1881 1944) немецкий психолог, сотрудник Вюрцбургской психологической школы . Автор книги Законы продуктивной и репродуктивной духовной деятельности (1924). Проводил исследования мышления , в которых обнаружил детерминированность мыслительных процессов со стороны структуры решаемой задачи. Задача перед испытуемым предстает как некий проблемный комплекс, завершенность которого может быть достигнута лишь при отыскании недостающего элемента. Описал ряд интеллектуальных операций , благодаря которым возможно такое завершение ( абстракция , репродукция свойств и...

Зинченко Петр Иванович

Зинченко Петр Иванович (1903 1969) советский психолог. В 30егг. в рамках исследований, проводимых в Харьковской психологической школе , разрабатывал проблемы памяти, в частности непроизвольного запоминания . Пришел к заключению, что непроизвольное запоминание имеет прямую зависимость от характера и структуры деятельности человека. Так, лучше запоминается то, что имеет отношение к цели деятельности, а не просто находящееся в поле зрения, но не включенное в деятельность. Исследовал динамику забывания и воспроизведения школьных...

Знак

Знак одно из средств управления при осуществлении тех или иных психологических процессов. Характеризуется символической формой своего существования. Возможность символического управления человеческим поведением впервые появляется в процессе использования орудий труда, когда формируется свойство опосредствованности индивидуальной деятельности в рамках коллективной деятельности. В процессе дальнейшего развития знаки из средства трансляции общественного опыта превращаются в средство изменения самого себя, используемое индивидом также и для совершенствования общественного...

Знаковая индикация

Знаковая индикация способ кодирования информации об управляемом объекте для дальнейшего ее визуального распознавания оператором, где в качестве элементов используются цифры, буквы, простые геометрические фигуры и другие условные...

Знаковое опосредствование

Знаковое опосредствование базовое понятие культурноисторической теории Л.С.Выготского , обозначающее способ управления поведением , осуществляемый самим индивидом. В этой теории все психическое развитие рассматривается как изменение структуры психического процесса за счет включения в нее знака, что ведет к преобразованию натуральных, непосредственных процессов в культурные, опосредствованные. Первоначально в онтогенетическом развитии знак как психологический инструмент выступает посредником во взаимоотношениях между ребенком и взрослым. В этом процессе знак приобретает определенное значение, соответствующее социальным нормативам организации деятельности...

Значение

Значение обобщенная форма отражения индивидом общественноисторического опыта, запечатленного в схемах действий , понятиях , социальных ролях, нормах и ценностях. Система значений индивида обусловливает управление процессами его деятельности . В качестве знаков могут выступать структуры естественного языка, схемы, карты, формулы и чертежи, символические...

Значение работы медсестер в психотерапии

В последние десятилетия наметилась выраженная тенденция к усилению роли среднего медицинского персонала в совершенствовании всей системы здравоохранения, что обусловлено различными преобразованиями в области обучения, подготовки медсестер и организации их деятельности на более высоком уровне. Теперь они должны обладать сложными медицинскими, естественно-научными, а также техническими познаниями и навыками, необходимыми для ухода за больными. В западных странах в соответствии с запросами нашего времени уже в течение многих лет медсестер готовят по расширенным программам, что значительно повышает их статус как фактических помощников врачей. Медсестры выступают в качестве педагогов и активно проводят научные исследования в сфере своей деятельности наравне со специалистами с высшим...

Значимость сигнала

Значимость сигнала психологическая характеристика сигнала, выражающая собой степень отношения принимаемой информации к задаче, решаемой...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Александр Романович Лурия