Exit Project: Глоссарий: АДЛЕР Альфред (Adler Alfred)

АДЛЕР Альфред (Adler Alfred)



АДЛЕР Альфред (Adler Alfred)

АДЛЕР Альфред (Adler Alfred) - австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии.

Родился 7 февраля 1870 года в Вене (Австрия). Его отец, Леопольд Адлер, в молодости приехал в Вену из Бургенланда и стал торговцем зерном. Альфред был вторым из шести детей большого небогатого семейства.

В 1895 году, после окончания медицинского факультета Венского университета, Адлер примыкает к социал-демократическому движению и активно участвует в нем, проповедуя идею равенства всех людей независимо от расы, религии, пола и т.д. На одном из митингов он знакомится с Раисой Тимофеевной Эпштейн, которая спустя некоторое время становится его женой.

В 1898 году Адлер публикует свою первую работу "Учебник здоровья для портных" (Gesundheitsbuch fr das Schneidergewerbe). В этой брошюре он обсуждает риск для здоровья, связанный с работой портного, и предлагает меры по улучшению условий труда, подчеркивая общий принцип: человека следует рассматривать не изолированно, а во взаимодействии с окружающей средой. Высказанные им взгляды представляют особый интерес, поскольку свидетельствуют о том, что уже в молодости Адлер придерживался одного из основных принципов "индивидуальной психологии".

С 1900-х годов Адлер занимается психиатрическими проблемами общей медицины. Он был одним из первых, кого заинтересовала книга Зигмунда Фрейда "Толкование сновидений".

В 1901 году Адлер опубликует положительную рецензию на нее в одной из венских ежедневных газет, после чего Фрейд прислал Адлеру приглашение на еженедельное собрание дискуссионного кружка, где обсуждались новые подходы к изучению психических заболеваний. Поначалу Адлер колебался, поскольку интересовался другим предметом, а именно влиянием физических ограничений на развитие личности. Однако после заверений Фрейда, что в его кружке обсуждаются самые различные темы, принял приглашение.

В 1902 году в возрасте 32 лет Адлер вступил в кружок психоаналитиков, в котором кроме З.Фрейда состояли Вильгельм Штекель, Макс Кагане и Рудольф Рейтлер. Группа стала известна под названием "Психоаналитические научные среды", а позже - как Венское Психоаналитическое общество.

В 1907 году Адлер опубликовал книгу "Исследование неполноценности органов" (Studie ber die Minderwertigkeit von Organen). Он никогда не соглашался с мнением Фрейда о том, что причина психической болезни кроется в сексуальной травме раннего детства, он оспаривал и его метод интерпретации сновидений. Каждый из этих ученых старался привлечь другого к собственной области исследований. Расхождения между ними приобрели более выраженный характер после публикации этой книги. Тем не менее, в 1910 году Адлер становится президентом Венского Психоаналитического общества.

В 1911 году Адлер вместе с восемью единомышленниками (Фрейд назвал их бандой Адлера) разорвал отношения с кружком Фрейда. Сначала он назвал свою "банду" "Обществом свободных психоаналитических исследований". С 1912 года Адлер применял термин "индивидуальная психология". В том же году была опубликована работа "О нервном характере" (ber den nervsen Charakter), где обобщались его основные концепции. Книга была отвергнута коллегией венских профессоров, возглавляемой Юлиусом Вагнер-Яуреггом, который настаивал на том, что этот труд относится к философии, а не к медицине. В такой реакции официальной психиатрии на новые психологические концепции не было ничего удивительного. Поскольку Адлеру было запрещено преподавать на медицинском факультете, он читал лекции во многих учреждениях высшего образования для взрослых. Одна из его книг, "Человекознание" (Menschenkenntnis, 1927), представляет собой компиляцию содержания этих лекций, воссозданную по записям одного из слушателей.

В теории личности Адлера главенствующая роль отводилась социальному аспекту. Он подчеркивал целостность и уникальность человеческой личности. В противовес Фрейду, придававшему особое значение событиям прошлого опыта, Адлер утверждал, что вся динамика психологической жизни личности подчинена достижению сознательных или неосознаваемых целей. Основной движущей силой поведения, данной человеку от рождения, Адлер считал стремление к превосходству, которое, однако, не может осуществиться у слабого и беспомощного ребенка, что вызывает чувство неполноценности, требующее компенсации. Индивидуально своеобразное сочетание компенсаторных средств обусловливает определенный стиль жизни. Неспособность к компенсации обусловливает формирование комплекса неполноценности как одной из причин серьезных личностных проблем. Гармоничное развитие личности опирается на творческую силу Я как источник сознательного активного построения человеком собственной жизни, наделяющий ее смыслом.

В 1912 году Адлер основал "Журнал индивидуальной психологии" ("Zeitschrift fr Individualpsychologie"), но его публикация была прервана Первой мировой войной. В течение двух лет Адлер служил военным врачом на русском фронте, а вернувшись в 1916 году в Вену, возглавил военный госпиталь.

В 1919 году при поддержке австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику. Через несколько лет в Вене было уже около тридцати таких клиник, в которых работали ученики Адлера. Персонал каждой клиники состоял из врача, психолога и социального работника. Деятельность Адлера получила международную известность. Детские реабилитационные клиники появились в Германии, Голландии, несколько позже - в США (где они продолжают функционировать в Нью-Йорке, Чикаго и Лос-Анджелесе).

В 1922 году "Журнал индивидуальной психологии" возродился под названием "Международный журнал индивидуальной психологии". В 1938-1946 годах его публикация приостановилась, а затем была возобновлена в 1946-1948 годах в Вене. С 1935 года под редакцией Адлера начал выходить журнал на английском языке (с 1957 года - "Journal of Individual Psychology").

Альфред жил в Вене до 1926 года, в котором получил приглашение занять должность профессора Колумбийского университета в Нью-Йорке.

В 1928 году Адлер побывал в США, где читал лекции в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке.

Став сотрудником Колумбийского университета, Адлер проводил в Вене только летние месяцы, продолжая преподавательскую деятельность и лечение пациентов.

С приходом к власти нацистов последователи Адлера в Германии подверглись преследованиям и были вынуждены эмигрировать. В 1934 году в Австрии были закрыты все детские реабилитационные клиники. Первая и наиболее известная экспериментальная школа, преподавание в которой осуществлялось согласно принципам индивидуальной психологии, основанная в 1931 году Оскаром Шпилем и Ф.Бирнбаумом, была закрыта после аншлюса Австрии в 1938 году. Школа вновь открылась в 1946 году.

В 1932 году Адлер окончательно переезжает в США.

Адлер активно занимался лекционной деятельностью во многих высших учебных заведениях США и Европы. В последней своей поездке он побывал в Голландии, Франции, Англии и Шотландии. После лекции в Голландии, в апреле 1937, он, вероятно, перенес слабый сердечный приступ, однако ограничился непродолжительным отдыхом в отеле и не упомянул о случившемся в письмах родным и друзьям. Месяцем позже, 28 мая 1937 года, приехав в Абердин (Шотландия) для чтения серии лекций, он неожиданно умер от сердечного приступа в возрасте 67 лет.

Основные работы:

"Практика и теория индивидуальной психологии" (Praxis und Theorie der Individualpsychologie, 1920);

"Проблемы человеческой природы" (Problems of Human Nature, 1929);

"Наука жизни" (The Science of Living, 1929);

"Стиль жизни" (The Pattern of Life, 1930);

"Социальные интересы: вызов человечеству" (Social Interest: A Challenge to Mankind, 1938); "Превосходство и социальные интересы" (Superiority and Social Interest, 1964).

АДЛЕР Альфред (Adler Alfred)

ЛИТЕРАТУРА

Е.В. Сидоренко "Комплекс "неполноценности" и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера". Санкт-Петербург, 1993.

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.

С. Степанов "Психология в лицах". М., 2001.

По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться.

Статью подготовил Сергей Востриков
10.12.2001
Другие статьи : А-тип личности, Абади симптом, Абазия, Абалиенация, Абашева-Константиновского синдром, Абели симптом, Аберрация, Аберрация, Абеталипопротеинемия, Абиотрофия, Аблютомания, Абрахам Карл, Абсанс, Абсанс автоматизма, Абсанс атипичный, Абсанс атонический, Абсанс вазомоторный, Абсанс вегетативный, Абсанс гипертонический, Абсанс миоклонический, Абсанс пролонгированный, Абсанс ретрокурсивный, Абсанс ретропульсивный, Абсанс субклинический, Абсанс типичный, Абсанс энуретический, Абсанс-аура, Абсентизм, Абсолют, Абсолютная слуховая чувствительность, Абсолютный верхний порог ощущений, Абсолютный нижний порог ощущений, Абсолютный порог, Абсолютный слух, Абсорбция, Абстинент, Абстиненция сексуальная., Абстиненция., Абстрактная грамматика поведения Осгуда, Абстракция, Абстракция, Абузус, Абузус лекарственный, Абулия, Абулия, Августин, Аверсивная психотерапия, Аверсивная терапия, Авиафобия, Авиационная психология, Авокалия, Авруцкого-Еникеева шкала оценки ремиссий при шизофрении, Австрийская (Грацкая) школа, Австрийская психологическая школа, Автаркия, Автобиография, Автокинетический феномен, Автологокатарсис Атанасова, Автоматизация движений, Автоматизм, Автоматизм амбулаторный, Автоматизм аффективный, Автоматизм гипнотический, Автоматизм двигательный, Автоматизм идеаторный, Автоматизм командный, Автоматизм психический, Автоматизм сомнамбулический, Автоматизм эпилептический, Автоматизма психического галлюцинаторный вариант, Автоматическое письмо, Автономазия, Автономная нервная система, Автономная речь, Авторитарная личность, Авторитарность, Авторитарность, Авторитет, Автосимволизм, Ага–переживание, Агапе, Агасфера синдром, Агглютинация, Аггравация, Агевзия, Агейзия, Агеразия, Агипногнозия, Агирия, Агнозия, Агнозия, Агнозия акустическая, Агнозия болевая, Агнозия зрительная, Агнозия на лица, Агнозия обонятельная, Агнозия односторонняя пространственная, Агнозия пространственная, Агнозия симультанная, Агнозия слуховая, Агнозия тактильная, Агорафобия, Аграмматизм, Аграфия, Агрессивное поведение животных, Агрессивность, Агрессия, Агрипния, Адаптационный синдром, Адаптация, Адаптометр, Аддитивное смешение цветов, Адекватность ощущения и восприятия, Адлер Альфред, АДЛЕР Альфред (Adler Alfred), Ажитация, Айзенк (Eysenck) Ханс Юрген, Айзенк Х.Ю. Невроз, конституция и личность., Айхорн Август, Акалькулия, Акатизия, Аккомодация, Аккумуляция аффекта, Акселерация, Активная имагинация, Активное осязание, Активный анализ, Активный словарь, Активный ступенчатый гипноз, Актография, Актуализация связей, Алалия, Алгометр, Алгоритм, Александер Франц Габриель, Александр Романович Лурия, Алекситимия, Алексия, Алиенация, Аллегоризация, , ...

 

Метод семантического радикала

Метод семантического радикала (от греч. semanticos обозначающий и лат. radicalis коренной) - объективный метод определения семантических полей, разработанный А.Р.Лурия и О.С.Виноградовой в 1959 г. В основе методики лежит процесс образования и переноса условных рефлексов для определения семантической близости объектов. Например, если при предъявлении какогото ряда понятий сопровождается отрицательным подкреплением (удар электротока), то и другие понятия, семантически тесно связанные с исходными, будут вести к оборонительной реакции, а более далекие к ориентировочной реакции . После фиксации реакций на предъявление понятий происходит построение семантического поля объектов, ассоциированных с исходными, и определение его центра и периферии. Данный метод может быть использован в качестве...

Метод средней ошибки

Метод средней ошибки психофизический метод определения порогов, впервые разработанный Г.Фехнером . Характеризуется тем, что изменение переменного раздражителя производится самим испытуемым, который имеет цель добиться такой его интенсивности, чтобы он воспринимался неотличимым от постоянного раздражителя, выступающего как...

Метод убеждений

Метод убеждений (автор П.Дюбуа) форма психотерапии . Основан на стремлении терапевта при помощи обращения к сократическому методу пробудить в пациенте адекватное понимание травмирующей ситуации и его роли в ее провоцировании и выхода из нее. В развернутом диалоге больному объясняется развитие симптомов его невроза , одновременно подчеркиваются его силы и способности решить проблему. Имеет много общего с логотерапией . Синоним рациональная терапия. Литература. ДюбуаП. Психоневрозы и их психическое лечение. СПб., 1912; СвядощА.М. Неврозы. М.: Медицина, 1982,...

Метод электромиограммы

Метод электромиограммы метод регистрации биоэлектрической активности мышц для оценки интенсивности, локализации и временных параметров мышечного движения , например для регистрации скрытых двигательных...

Метод электроэнцефалограммы

Метод электроэнцефалограммы метод регистрации биоэлектрической активности мозга с различных участков поверхности скальпа, служащий для анализа изменения мозговой активности в тех или иных экспериментальных ситуациях. На основании данных о физиологических процессах строятся гипотезы о работе различных психических структур, таких как восприятие , внимание , мышление , память, эмоции , движения , речь и саморегуляция. Кроме того в силу существования стойких индивидуальных особенностей ЭЭГ данный метод может использоваться в дифференциальной психологии и психофизиологии...

Методика двойной стимуляции

Методика двойной стимуляции методика, первоначально разработанная Л.С.Выготским и Л.С.Сахаровым для изучения процесса образования понятий . В ней используются два ряда стимулов, из которых первый выполняет функцию объекта, на который направлена деятельность испытуемого, а второй функцию знаков, с помощью которых эта деятельность организуется. Так в эксперименте Выготского Сахарова в качестве стимуловобъектов использовались фигуры различных цветов, формы, высоты и размеров, а в качестве стимуловсредств слова, написанные на обратной стороне каждой из фигур, являющиеся экспериментальными понятиями. Испытуемый должен был сформулировать понятие, постепенно раскрывая его признаки на основании отбора фигур, которые, по его мнению, выступали носителями данного понятия. При этом оказывалось возможным исследовать,...

Методика зрительных предпочтений

Методика зрительных предпочтений средство анализа восприятия новорожденными окружающего мира. С его помощью удалось показать, что это восприятие имеет сложный характер: У новорожденного зрительный мир в достаточной мере организован, он различает как форму в целом, так и отдельные ее характеристики, и в его восприятии обнаруживается феномены константности величины и формы, удаленности, объема и т.д. Автор Р.Франц. Литература. FrantzR. Pattern vision in young infants // Psychol. Res. 1958,...

Методика парных ассоциаций

Методика парных ассоциаций методика исследования памяти человека, в которой после запоминания им списка пар стимулов (бессмысленных слогов, слов, картинок и т.п.) ему дается задание при последующем предъявлении каждого первого члена пары воспроизвести второй...

Методика Петерсонов

Методика Петерсонов процедура для определения влияния времени хранения информации на продолжительность и качество запоминания при отсутствии возможности повторения. Заключается в том, что после предъявления испытуемому материала, который необходимо запомнить, ему предлагается в течение некоторого времени решать какуюлибо задачу, которая препятствует повторению запомненного...

Методика частичного воспроизведения

Методика частичного воспроизведения методика, предложенная американским психологом Дж.Сперлингом в 1959г. для исследования иконической памяти . Характеризуется тем, что испытуемый получает инструкцию воспроизвести лишь часть информации, которая предъявляется на короткое время. Указание на то, какая именно часть должна быть воспроизведена, осуществляется с помощью светового или звукового сигнала, который подается с некоторой задержкой после предъявления материала для запоминания. При помощи данной методики было показано, что иконическая память может хранить очень большой объем информации, но лишь в чрезвычайно малом отрезке...

Методики оценки дивергентного мышления

Большой класс диагностических методик для выявления дивергентного мышления разработан на основе кубической модели структуры интеллекта Дж.Гилфорда. Оказываются задействованы прежде всего следующие размерности: содержание (образное, символическое, семантическое) и результаты (элементы, классы, отношения, системы, преобразования, выводы). Наибольшей популярностью пользуются следующие тесты: 1.Образная беглость (образное элементы). Тесты: 1)скетчи придумать 120предложений на заданную тему; 2)сделать фигуру даны три линии, из которых сконструировать фигуры; 3)эскизы на странице даны одинаковые фигуры (круги или квадраты), которые надо дорисовать, чтобы получились какиенибудь предметы. 2.Легкость словоупотребления (символическое элементы). Тесты: 1)словесная беглость придумать слова с определенной буквой, например о (поле, окно и т.д.); 2)суффиксы придумать слова с определенным суффиксом;...

Методы Лурия

Методы Лурия нейропсихологические методы, разработанные А.Р.Лурия , служащие для диагностики локальных поражений головного мозга по сопутствующим им психических нарушениям. Представляют собой набор тестовых испытаний различных познавательных процессов, произвольных действий и особенностей личности . По анализу истории болезни и предварительной беседе с больным строится предварительная гипотеза о возможной локализации очага поражения. Затем осуществляется собственно нейропсихологическое исследование, в котором анализируется качество сохранных и нарушенных психических процессов. При этом диагностируется состояние отдельных анализаторов (зрительного, слухового, кожно кинестезического , двигательного) и уровень опосредствования психических процессов с помощью речевой системы. На этом основании делается заключение о локализации очага поражения в коре больших полушарий или...

Методы психологической саморегуляции

Методы психологической саморегуляции система обучающих методик, направленных на формирование внутренних средств управления собственными состояниями. Принято выделять различные типы таких методов: нервномышечную релаксацию , аутогенную тренировку, идеомоторную тренировку, имажинативные методы, медитативные методы, самогипноз. Обучение наиболее успешно осуществляется в рамках специально организованных циклов...

Методы шкалирования

Методы шкалирования понятие, используемое в психологии для обозначения ситуаций применения количественных показателей для оценки отношения к определенным объектам, в качестве которых могут выступать физические или социальные процессы. Для осуществления процесса субъективного шкалирования существует ряд методов, характеризующихся определенными правилами, по которым числа приписываются тем или иным качествам объектов. В рамках классической психофизики применяются методы средней ошибки , минимальных измерений , постоянных раздражителей. К новым психологическим методам относятся, вопервых, прямые методы, такие как уравнивание интервалов, прямая числовая оценка, парное сравнение, ранжирование, вовторых, непрямые методы, например, фехнеровский метод шкалирования едва заметных...

Метрическая шкала Озерецкого

Метрическая шкала Озерецкого методика, составленная в 1930г., для диагностики уровня психомоторного развития. Она включает в себя пробы статической и динамической координации , скорости движений , возможности одновременно выполнять несколько движений, силы движений и синкинезии . Может использоваться как один из методов...

Мечта

Мечта особая форма воображения , локализованная в достаточно отдаленном будущем и объединяющая представления о жизни высокого качества. Часто выступает сильным фактором творческого...

Мид Джордж Герберт

Мид (Mead) Джордж Герберт (27.02.1863, СтаутХадли, Массачусетс 26.04.1931, Чикаго) американский философ, социолог, социальный психолог. Основывался на работах У.Джемса и Дж.Дьюи . Трактовал объективную реальность как поле деятельности индивида. Под Я понимал инстанцию, детерминированную социальным влиянием, история социальных взаимоотношений становится структурой Я, в которой самоконтроль предстает как интериоризация внешнего социального контроля. Его представления повлияли на формирование интеракционизма . Сочинения. The Philosophy of Present. Chi., 1932; Mind, Self and Society. Chi., 1934; Movements of Thought in the Nineteenth Century. Chi., 1950; The Philosophy of the Act. Chi.,...

Мид Маргарет

Мид Маргарет (1901 1978) американский социолог и этнограф, специалист в области этнопсихологии. Исследовала процессы социализации детей в различных...

Мизогиния

Мизогиния (от греч. misos отвращение + gyne женщина) ненависть по отношению к женщинам. Понятие активно используется в психоаналитической литературе. Первоначально рассматривалась как негативный Эдипов комплекс , а именно, как проявление страха кастрации матерью. В дальнейшем предпринимались попытки более аналитического толкования мизогинии. Для мужчины она трактовалась как реактивное образование в ответ на нереализуемое желание быть самому женщиной, для женщины как защита против гомосексуальных тенденций. Литература. ФрейдЗ. Леонардо да Винчи. М., 1912; FriedrichDr., DoucetW. Taschenlexikon der Sexualsymbol. Munchen: Heyne Verlag,...

Микрогенез зрительного восприятия

Микрогенез зрительного восприятия фазы построения зрительного образа объекта, начиная с пространственной и временной локализации предметна восприятия до выделения в нем частных...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

АДЛЕР Альфред (Adler Alfred)