1.Если я не достигаю успеха на уроке при нарушениях дисциплины, обычно я не выясняю, почему это произошло. 2.Если я сталкиваюсь на уроке со сложными проблемами нарушения порядка и агрессивности учащихся, я не стараюсь получить дополнительную информацию о причинах этого. 3.Если первые шаги по решению подобных проблем не удаются, то я стараюсь их обойти. 4.После завершения моего урока, я не анализирую, что я делал правильно или неправильно. 5.Обычно мне не удается найти действенный путь к решению проблем нарушения порядка на уроке. 6.После ряда шагов, направленных на решение проблемы, я стараюсь сравнить реальный результат с ожидаемым. 7.Когда я сталкиваюсь с подобными проблемами, я обдумываю как можно больше вариантов их решения. 8.Если возникает проблема нарушения порядка на уроке, я стараюсь проанализировать мои чувства, возникшие в ответ на это. 9.Если я не знаю, как разрешить проблемную ситуацию, я не трачу время на то, чтобы разобраться с моими мыслями и чувствами. 10.Большинство из подобных проблем я в состоянии решить даже тогда, когда решение приходит не сразу. 11.Слишком многие проблемы нарушения поведения порядка и агрессии учащихся так сложны, что я не в состоянии их решать. 12.Большинством из решений, принимаемых мной в ситуации нарушения поведения и агрессии учащихся, я остаюсь вполне доволен. 13.Если я сталкиваюсь с подобными проблемами, я склонен следовать первому пришедшему в голову решению. 14.Иногда у меня нет времени, чтобы обдумать нарушения порядка учащимися, и урок продолжает идти дальше. 15.Если я обдумываю варианты решения подобных проблем, я не трачу время на определение вероятности успеха различных вариантов. 16.Если я замечаю нарушение порядка на уроке, я его сначала хорошенько обдумаю, прежде чем на него реагировать. 17.В большинстве случаев нарушения порядка на уроке я разрешаю их, руководствуясь первой стоящей идеей, которая приходит в голову. 18.В подобных ситуациях я принимаю решения, в которых соотнесены друг с другом все возможные альтернативы. 19.Если я планирую путь решение проблемы, то я уверен, что этот план удастся реализовать. 20.Я обычно стараюсь предусмотреть последствия моих действий на возникающие на уроке проблемы. 21.Когда я действую в ответ на ситуацию нарушения порядка и агрессии учащихся, мне никогда не приходит в голову много вариантов. 22.Пытаясь решить возникающую проблему, я часто вспоминаю аналогичные случаи, которые у меня уже были. 23.Уверен, что, имея время и желание, я в состоянии решить большинство проблем, которые передо мной встанут. 24.Я разберусь с проблемами нарушений порядка, держась уверенно даже с новыми учениками или в новом классе. 25.Чем больше я задумываюсь о проблемах нарушения порядка, тем больше мне кажется, что я не достигаю цели и брожу вокруг да около. 26.В отношении нарушений порядка и агрессии учащихся я часто выношу суждения, в которых в последствии раскаиваюсь. 27.Я доверяю своей способности успешно решать проблемы новых и сложных школьных ситуаций. 28.У меня есть свой метод, на основании которого я сравниваю альтернативы при принятии решений в проблемных ситуациях. 29.Если я пытаюсь найти решение проблемы нарушения порядка, мне не удается соотнести различные варианты решения. 30.Если я сталкиваюсь с подобными проблемами, я не стараюсь понять, как на них будет реагировать весь класс. 31. Если возникает проблема нарушения порядка, я в состоянии воспринимать и всю ситуацию в целом, и касающиеся ее детали. 32.Иногда при нарушениях дисциплины я реагирую так эмоционально, что не в состоянии использовать известные дидактические приемы. 33.В большинстве случаев, когда я сталкиваюсь с нарушениями порядка, мой прогноз исхода дела совпадает с фактическим результатом. 34.Когда я сталкиваюсь с ситуациями нарушения порядка и агрессии учащихся, я часто не уверен, смогу ли их успешно разрешить. 35.Если в подобных ситуациях я сохраняю за ними контроль, то всегда анализирую, за счет чего это удалось. Шкалы. 1.Доверие к собственному решению проблем: 5, 10, 12, 19, 22, 23, 24, 27, 33, 35, -11, -34. 2.Поведение избегания: 1, 2, 4, 9, 13, 15, 17, 21, 30, -6, -7, -8, -16, -18, -20, -28, -31. 3.Влияние на нарушение порядка и агрессию учащихся: -3, -14, -25, -26, -29, -32.
Синдром Ельпенора термин обозначающий клиническое состояние абстиненции, возникающее на следующий день после чрезмерного приема алкоголя или снотворных средств. Характеризуется спутанностью сознания, общей дезориентацией и стремлением к бесцельному хождению. Синдром Ельпенора назван так по имени одного из спутников Одиссея, который, будучи в подобном состоянии, упал с крыши дворца Киркеи и...
Синдром игнорирования интегральные нарушения, возникающие, как правило, при поражениях нижнетеменной доли правого полушария, реже третичных отделов лобной доли, поясной извилины. Характеризуются невосприятием стимулов, расположенных в половине пространства, противоположной нарушению (левой). При этом больные не только не воспринимают стимулы левого зрительного поля, звуки, предъявляемые слева, но и не пользуются левой рукой, читают только правую половину текста, не бреют левую часть лица. Однако субъективно не воспринимаемая информация все же оказывает на деятельность смысловое влияние, и на игнорируемые объекты или их части происходит более или менее адекватное реагирование, если оно не связано с сознательным...
Синдром изнашивания (wear and tear syndrome) (от греч. syndrome сочетание) клиническое нарушение, автор Дж.Джонсон (1831г.). Характеризует типичного англичанина среднего благосостояния, в противоположность типичному французу. К этим признакам относятся недостаток движений и свежего воздуха, перегруженность работой, плохая экологическая обстановка, свойственная индустриальным центрам. После обнаружения этого синдрома у конкретного пациента следовала, как правило, рекомендация достаточно продолжительного отдыха за границей. По мере развития психиатрических знаний данные признаки были приписаны неврастении , а сам синдром изнашивания как нозологическая единица был устранен. Но в обыденном сознании глубоко укоренились представления о том, что изза чрезмерного использования наступает изнашивание, в том числе...
Синдром Колхаса (от греч. syndrome сочетание и имени героя новеллы Клейста, который пытался отстаивать собственную правоту в четырехлетнем споре сначала с саксонским дворянином, затем с брандербурским курфюрстом, в результате чего кончил свою жизнь на колесе) психопатологическое нарушение. Типичное поведение параноика (в частности кверулянта) или психопата, фанатически борющегося за свои...
Синдром Мидаса термин, обозначающий клиническое состояние женщины, связанное с изменением ее мироощущения после достижения тридцатилетнего возраста изза все более усиливающейся и приобретающей хронические формы неудовлетворенности сексуальными отношениями с постоянным партнером. В соответствии с психоаналитической интерпретацией данного синдрома, он выражает собой достаточно адекватную реакцию женщины на изменение к ней отношения мужчины. В начале, когда мужчина еще только устанавливает свои интимные отношения с женщиной, он использует стратегию поиска разнообразных ощущений, связанных с женщиной, которые в силу новизны и непредсказуемости кажутся ему притягательными и чарующими. Но в дальнейшем происходит изменение его стратегии: он уже не находит новых ощущений в интимных взаимоотношениях с...
Синдром Мюнхгаузена (от греч. syndrome сочетание и имени героя рассказов Распе) клиническое нарушение, автор R.Asher (1951г.). Характеризуется стремлением больного получить направление в больницу. Для этого врачам рассказываются драматические истории, якобы произошедшие с ними. В качестве описываемых симптомов часто фигурируют желудочные проблемы, легочные кровотечения, приступы мигрени, потери сознания и т.д. При этом больные не избегают болезненных диагностических процедур или хирургических операций и даже стремятся к ним. Среди личностных особенностей этих больных отмечается стремление путешествовать и тенденция употреблять наркотики или...
Синдром Персефоны термин, обозначающий клиническое состояние чрезмерной эмоциональной привязанности, возникшей между матерью и дочерью, при которой их разлучение ведет к развитию схожих невротических симптомов и у той, и у другой. Первоначальное описание было дано Н.Дункасом (N.Dunkas) и Г.Найкелли (G.Nikelly), которые в 1972г. провели исследование среди греческих иммигрантов. Назван так по имени супруги Аида и повелительницы всех женщин в царстве...
Синектика (Synectics) метод стимулирования творческой активности, в котором создаются особые условия, стимулирующие выдвижение неожиданных и нестереотипных аналогий и ассоциаций к поставленной задаче. Автор У.Гордон. Литература. GordonW. Synectics. N.Y.,...
Синкинезии (от греч. syn с, вместе и kinesis движение) дополнительные движения, которые непроизвольно возникают при основных функциональных движениях. К синкинезиям, в частности, относятся движения рук при...
Синкретизм (от греч. syn с, вместе и лат. cresco расту, увеличиваюсь) особенность мышления и восприятия , характеризующаяся тенденцией связывать между собой разнородные явления, встречающаяся у детей раннего и дошкольного возрастов. По мнению Л.С.Выготского , синкретизм обусловлен стремлением ребенка принимать связь впечатлений за связь вещей. При этом синкретические обобщения выступает первой стадией в развитии значения слова, для которой характерен диффузный, ненаправленный перенос значения слова на ряд связанных в перцептивном плане, но внутренне не родственных друг с другом...
Синтез (от греч. synthesis соединение, сочетание, составление) мыслительная операция . Заключается в соединении различных признаков объекта или процесса, выделенных на предшествующей стадии анализа , в некую систему с воспроизведением иерархических связей, свойственных реальным...
Синтетикогерменевтическая терапия психотерапевтический метод, разработанный К.Г.Юнгом и предназначенный для содействия процессу индивидуации пациента. Характерной чертой этого метода является то, что психотерапевт, после обсуждения с пациентом его актуальных проблем, переходит к проблемам мировоззренческого плана. При этом одной из центральных среди таких проблем, особенно если пациент перешагнул через сорокалетний жизненный рубеж, ставится проблема отношения к религии. По организации проведения данный метод имеет много общего с традиционным психоанализом: еженедельные сеансы, продолжительностью каждый по часу, весь курс проводится в течении примерно трех лет, но используется не кушетка, а кресло, стоящее напротив психотерапевта. Наибольшую эффективность синтетикогерменевтическая терапия имеет в тех случаях, когда чтото угрожает...
Синхронизация (от греч. synchronos одновременный) теоретический конструкт (автор К.Г.Юнг (1951г.), обозначающий одновременное смысловое совпадение событий, которые в действительности друг с другом не связаны. Индивид может, например, многократно сталкиваться с одним и тем же феноменом, имеющим особое значение для его психической жизни, который представлен в различных вариациях (т.е. все события ассоциированы с чемто одним). Возможность введения такого понятия была обусловлена использованием понятия архетипа , близкого по своему онтологическому статусу понятию платоновской идеи. На основе принципа синхронизации дается объяснение соотношения работы мозга и психических процессов, а трактовка самого архетипа сводится констатации его как особой реальности, существующей синхронно (параллельно) с феноменальным...
Сирс (Sears) Ричард (род. 31.8.1908 ) американский психолог, специалист по проблемам личности и социального научения. С 1953г. профессор Станфордского университета. В 30х годах проводил исследования, в рамках левиновской школы, уровня притязаний (Level of aspiration (совм. с LevinK., DemboT., FestingerL.), in: HantJ. (Ed.) Personality and the Behavior Desorders, N.Y., 1944; в рус. пер. Уровень притязаний, в кн.: Психология личности: Тексты, М., 1982, 8692) и влияния неудач на процесс запоминания (Initization of the repression sequence by experienced failure, J. Exp. Psychol., 1937, 20, 570580). Работал над проблемой агрессии в исследовательской группе Йельского университета, в которой была сформулирована теория фрустрацииагрессии, где агрессия...
Система Тейлора система организации труда и управления производством, основные принципы которой были сформулированы Ф.У.Тейлором . В основе данной системы лежат разделение труда и максимальная рационализация движений . При ее реализации на промышленных предприятиях впервые была создана и внедрена система сдельной заработной...
Система тропизмов психоаналитическая классификация первичных мотивов человеческого поведения , предложенная Л.Сонди (SzondiL. Schicksalanalyse, Basel, 1948). Игнорируя то значение понятия тропизма , которое принято в биологии, он выделил и описал следующие виды тропизмов. Базовый генотропизм представляет собой некую энергию, обусловленную прежде всего генетическими факторами, которая является основой для притяжения людей друг к другу и выступает фактором избирательности в контактах. Либидо тропизм выступает как побуждение к выбору сексуального партнера. Идеалотропизм ведет к поиску и выбору друга, имеющего схожий психологический модус. Оперотропизм это побуждение к выбору определенного профессионального занятия. Морбо тропизм обусловливает решение жизненных проблем с помощью ухода в определенную болезнь. Наконец,...
Систематическая интроспецкия интроспективный метод, разработанный в Вюрцбургской школе . Характеризуется ориентацией на отслеживание основных стадий процесса мышления на основе ретроспективного...
Системноспецифические расстройства памяти нарушения памяти, обусловленные поражением речевых зон, изза чего оказывается невозможным организация запоминаемой информации с помощью смысловой системы...
Ситуационизм (от фр. situatiоn совокупность обстоятельств) методологическая позиция. Заключается в признании особой важности особенностей ситуации при анализе вариативности человеческого поведения. Если в персонализме принято считать, что человек имеет определенные диспозиции, которые предопределяют его поведение в конкретных ситуациях, то в ситуационизме особое значение придается ситуациям, которые всегда уникальны и требуют различных реакций. В силу этого происходит отвержение такого диагностического средства, как личностные опросники. В области социальной психологии проявляется в виде интеракционизма , в котором подчеркивается роль взаимодействий конкретных людей в конкретных...
Сканирование последовательное движение фокуса внимания по элементам зрительного поля при опознании признаков окружающего...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]